Конспект занятия по ознакомлению с окружающем миром в старшей группе "Комнатные растения"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Данное занятие помогает детям уточнить и систематизировать знания о комнатных растениях и способах ухода заними
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komnatnye_rasteniya.docx | 47.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Комнатные растения.
Цель. Уточнять и систематизировать знания детей о комнатных растениях их пользе
Задачи.
Образовательные:
-учить узнавать и правильно называть комнатные растения по внешним признакам (фиалка, амазонская лилия, бегония, хлорофитум);
- продолжать формировать представления о способах ухода за комнатными растениями в соответствии с их потребностями: полив, рыхление, опрыскивание, удаление пыли с листовой пластины;
Развивающие:
-развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
-развивать внимание и наблюдательность;
-развивать связную диалогическую речь, умение слушать, активизировать словарный запас;
- вызвать у детей эмоционально-положительный отклик на игровые действия.
Воспитательные:
-воспитывать трудолюбие и бережное отношение к растениям;
-воспитывать самостоятельность, доброжелательность, желание оказать помощь.
Форма работы: проблемная ситуация.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Планируемые результаты: знает и узнаёт комнатные растения; знает способы ухода за комнатными растениями и применяет их на практике; эмоционально откликается на красоту домашних растений, цветов.
Методы и приёмы реализации содержания занятия: проблемно – игровая ситуация, дидактическая игра, игровой персонаж, демонстрация предметных картинок, беседа, объяснение, повторное проговаривание.
Словарная работа: комнатные растения, опрыскивание, хлорофитум, бегония, фиалка.
Предварительная работа:
-наблюдение и рассматривание комнатных растений, беседы о них;
-дежурство в уголке природы;
- наблюдение за растениями в благоприятном и неблагоприятном состояниях (отсутствие влаги), серия опытов на выявление потребности растений во влаге; - чтение стихотворений и загадок о природе, рассматривание иллюстраций на тему «Комнатные растения»;
-просмотр видеоурока «Комнатные растения»
Материалы и оборудование: игрушка би-ба-бо Мышка, игрушка матрёшки, аудиозапись плач, музыкальная колонка, кисточки, лейки, пульверизаторы, салфетки, фартуки, комнатные растения, деревянные палочки для рыхления почвы, таз, вода, клеёнка, предметные картинки, разрезные картинки комнатных растений, ноутбук, презентация «Уход за комнатными растениями».
Ход НОД
I Организационный момент
Дети становятся в круг
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
II Работа по теме занятия
1.Введение игрового момента. Сообщение темы и цели занятия.
- Я рада вас приветствовать на занятии по окружающему миру.
Сегодня, дети, я приглашаю вас в волшебный мир живой природы. Вспомните, что такое природа? (Это деревья, кусты, цветы, камни, песок, земля …)
- Что мы относим к живой природе? (Растения, животных, рыб…)
-Как вы думаете, о чем пойдет речь?
Вот вам загадка - подсказка:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (Комнатные растения)
- Да, тема нашего занятия: комнатные растения.
- Комнатные растения, это также часть природы. А почему их называют комнатные растения? (Они растут в горшках в комнате, растения все разные и называются они по-разному)
Звучит аудиозапись плач. Приходит игровой персонаж – Мышка. Здоровается с каждым ребёнком.
- Мышка, что случилось? Почему ты плачешь?
- Моё любимое растение было таким красивым, как на картине (показывает модель), а теперь стало вот таким,( показывает модель растения, которое завяло). Не знаю, что с ним случилось, жалко мне растение, поэтому я и плачу.
-Дети, а вам жалко растение? Ребята, почему растение Мышки стало таким? (Его нужно полить и оно поправится).
- Мышка говорит, что она не умеет поливать, и теперь её растение погибнет.
-А мы можем помочь Мышке? (Да.)
- Как? ( Будем учить её поливать растение.)
- Давайте, ещё познакомим Мышку с растениями, которые растут в нашем природном уголке, будем учить её не только поливать, но расскажем и покажем, как надо ухаживать за комнатными растениями. А ещё мы будем играть, выполнять задания как вместе, так и каждый самостоятельно. Если у нас всё получится, то мы сможем украсить это растение цветами (Показываю картинку с изображением растения без цветов).
-Мышка, а ты посиди, послушай и учись, как надо ухаживать за комнатными растениями.
2. Беседа о пользе комнатных растениях
-Ребята, посмотрите, какие комнатные растения у нас в группе. Красивы ли они? Много ли их?
(Дети рассматривают растения, отвечают на вопросы.)
- А вы как думайте, для чего нужны эти растения?
Воспитатель обобщает ответы детей
-Правильно, чтобы было красиво! Комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растение хорошо пахнут.
-Дети я думаю, что вы знаете, как называются в нашей группе растения. А чтобы проверить ваши знания мы поиграем в игру .
3.Дидактическая игра «Где спряталась матрёшка?»
На столе расставляют 4—5 растений.
Детям показывают маленькую матрешку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Просят детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза.
-Как же найти матрешку? Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась.
Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.
1.Хлорофитум
- Растение с длинными изогнутыми светло-зелеными листочками, собранными в пучки, из середины которых вырастают длинные висячие цветочные стрелки с белыми цветочками, из которых потом вырастают крошечные розетки листьев, которые можно отделить и укоренить.
2. Амазонская лилия
Листья этого растения тёмно-зеленые, очень широкие по форме напоминают овал. У листьев есть длинный черешок.
3. Фиалка
- У этого растения есть листья, цветы, стебель и корни. Листья округлой формы, темно – зелёного цвета, толстенькие и опущенные. У листьев есть черешок. Стебель очень короткий. Цветки бывают разных цветов белые, розовые, лиловые, сиреневые.
4.Бегония.
- У этого растения листья кособокие, широкие, заострённые с одной стороны они бледно зелёного цвета, с другой стороны красного. Цветки мелкие, розовые.
-Давайте ещё раз назовём все комнатные растения, которые растут в нашем уголке природы. (Бегония, лилия, фиалка, хлорофитум)
- Молодцы! Все растения вы узнали и правильно назвали. Теперь немного отдохнём
Физминутка «Комнатные цветы »
На окне в горшочках Дети сидят на корточках
Поднялись цветочки. Встают, тянутся на носочках, подняв руки вверх.
К солнцу потянулись, Разводят руки в сторону ладонями вверх.
Солнцу улыбнулись. Поворачиваются вправо-влево руки на поясе.
К солнышку листочки. Соединяют ладошки над головой.
Повернут цветочки, Раскрывают ладошки-бутоны.
Развернут бутоны
В солнышке утонут.
4.Игра «Собери картинку»
Каждому ребёнку предлагается собрать разрезную картинку с изображением комнатного растения и назвать его. (Юля и Кирилл картинка из 6 частей, Алёна и Арсений из 4 частей. В случае затруднений предлагаю детям помочь друг другу. После выполнения заданий дети оценивают друг друга)
5.Презентация «Правила ухода за комнатными растениями»
- Ребята, мы совсем забыли про Мышку. Что мы ей обещали? (Обещали научить ухаживать за комнатными растениями)
- Давайте посмотрим презентацию и расскажем, как нужно ухаживать за растениями.
1-й слайд
- Что делает девочка? (Девочка поливает цветок)
-Как правильно поливать цветы? (Поливать растения водой комнатной температуры, отстоявшейся. При поливке носик лейки должен касаться горшка).
2-й слайд
-Дети, а что такое «сухая поливка»? (рыхление почвы)
-Для чего ее производят? (для того, чтобы легче впитывалась вода, корням было легче расти и дышать)
-Как надо рыхлить землю? (рыхлить надо около стенок горшка, чтобы не повредить корни, на следующий день после поливки, не глубоко, чтобы не ранить корни растений, потому что у некоторых растений корни располагаются близко к поверхности).
3-й слайд
-Что еще нужно для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво выглядели? (Убирать пыль с листьев).
4-й и 5- й слайды (Комнатные растения с мелкими листьями)
- Как мы будем убирать пыль с этого растения? (Мелкие листья опрыскиваем из пульверизатора).
6-й и 7-й слайды (Комнатные растения с крупными листьями)
-Как мы убираем пыль с растений с крупными листьями? (Крупные листья протираем тряпочками).
8-й и 9-й слайды
-Как мы обрабатываем листья с шероховатой поверхностью? (Пыль смахиваем кисточкой, чтобы не повредить листочки).
6.Практическая работа по уходу за комнатными растениями
- Покажем Мышке, как нужно ухаживать за комнатными растениями. А теперь давайте посмотрим на наши растения и определим надо ли их полить, и убрать с листьев пыль. (Ответы детей)
Дети подходят к столу, на котором стоят комнатные растения, надевают фартуки. Дети ухаживают за растением. Воспитатель смотрит за уходом, помогает при необходимости. После ухода инвентарь убирают на место
- Ребята, вы хорошо потрудились. Полюбуйтесь нашими комнатными растениями. Какие они стали? (Чистые, ухоженные, красивые, блестящие)
- Что вы делали, чтобы цветы стали такими? (Рыхлили землю, поливали. Обтирали листья, опрыскивали).
III Рефлексия. Подведение итогов
- О чем мы говорили на занятии? (Мы говорили о комнатных растениях)
- Да, тема нашего занятия: комнатные растения.
- Ребята, кому мы сегодня помогали? (Мы помогали Мышке)
- Чем помогали? (Учили ухаживать за цветами)
- Вы сегодня молодцы! Вы познакомили Мышку с растениями, которые растут в нашем уголке природы, научили её ухаживать за комнатными растениями. И теперь её растение обязательно поправится.
-Вам понравилось помогать? (Ответы детей)
- Если к нам ещё кто-нибудь обратится за помощью, мы сможем научить ухаживать за растениями?
- Что вам было сложно? (Ответы детей)
- Оцените себя. Если вам на занятии всё было легко, то прикрепите на растение фиолетовый цветочек, если что-то было сделать трудно, то розовый цветочек.
- В знак благодарности Мышка дарит нам комнатное растение алое, это растение лечебное. Но об этом мы поговорим на следующем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»
Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Путешествие в мир лекарственных растений».
Цель: Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы Павловского района....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи. Тема занятия «Одежда».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи.Тема занятия «Одежда»....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада по теме: «Все профессии важны, все профессии нужны. Ознакомление с профессией врача»
Конспект занятия в помощь воспитателям ДОУ при планировании своей деятельности по окружающему миру....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группы "Лекарственные растения: друзья и враги"
Цель:- Расширять и закреплять представления детей о лекарственных растениях, их пользе для человека и правилах их сбора/применения....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «В мире металла».
Цель: Формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и качествами металла.Задачи:Познакомить ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Мир растений весной"
В плане занятия представлен материал ознакомления воспитанников с растениями....