Разработка кружковой работы
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Кружковая работа по экологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_starshaya_gr._po_ekologii.docx | 45.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ п.г.т.Мирный
Детский сад №22 «Берёзка»
Утверждаю:
Заведующая
___________О.И.Лапина
«__»___________2020 г.
Рабочая программа
по кружковой работе «Любознайка»
Направленность: познавательное развитие
Составитель:
Воспитатель I категории
Разборщикова Л.В.
Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей группе.
2020-2021 учебный год.
Пояснительная записка:
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Кружок «Любознайка» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Задачи:
- формировать элементарные экологические представления о природе: о животных и растениях, как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы; познавательный интерес к человеку; понимание важности охраны окружающей природы;
- развивать умственную операцию «сравнение и доказательство»;
- воспитывать гуманно-деятельное отношение к природе, выраженное в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определенных норм поведения.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
- Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
- Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
- Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Дата | Тема, задачи | Содержание |
1 неделя сентября | «Что нам осень подарила» Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. | Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?» |
2 неделя сентября | «Лес – многоэтажный дом» Познакомить детей с «многояростностью» растений. | Дидактическая игра «Найди дерево по описанию». |
3 неделя сентября | «Осень в белые туманы» Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров. | Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение. Опыты с водой и паром. |
4 неделя сентября | «Доброе, хорошее солнце» Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля. | Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Маханева. Наблюдение, опыт «Ладошки». |
1 неделя октября | «Расскажи Незнайке о комнатных растениях» Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. | Артикуляционная гимнастика, игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», Д.И. «За каким растением спрятался Незнайка?» |
2 неделя октября | « За миллионы лет до нашей эры. (Первые птицы. Почему вымерли динозавры? Первые млекопитающие).» Цель – продолжить знакомство детей с зарождением и развитием жизни на Земле. | Лепка «Динозавр», рассматривание энциклопедий, просмотр документального видеофильма |
3 неделя октября | «Осеннее дерево» Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. | Нетрадиционная техника рисования: кляксография- экспериментирование. |
4 неделя октября | «Домашние животные» Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. | Беседа, использование художественного слова, пальчиковая игра «Облака», игра «Вспомни и назови». |
1 неделя ноября | «Сколько знаю я дождей» Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный. | Коммуникативная игра-танец «Вальс друзей» Пение «Туча», «Кап, кап…». Муз. И. «Солнечные зайчики и тучка» пальчиковая игра «Облака». |
2 неделя ноября | «Воробьишка» Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. | Подвижная игра «Кто в домике живет?» Природные приметы Массаж пальцев «Грачи» Птичьи заклички Речевая игра «Кто же это?» |
3 неделя ноября | «Дикие звери зимой» Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. | Чтение стихотворений, творческие задания, подвижная игра «Зайцы и волк», беседа. |
4 неделя ноября | «Снежинка» Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег. | Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, опыт «Снежинка» |
1 неделя декабря | «Русский лес. Жители различных этажей леса». Цели: закреплять и пополнять знания о диких животных средней полосы России; определять их приспособленческие особенности к лесной жизни, выстраивать пищевые цепочки; объяснить, что в природе все взаимосвязано, в ней нет «лишних» или «вредных» животных, птиц, насекомых и т.д. Поощрять в детях познавательную активность. | Наблюдение за жизнью птиц, за их поведением. Рассматривание следов на снегу и определение кому они принадлежат «Вот и к нам пришла зима». Цель: продолжать учить детей видеть и понимать связь между живой и неживой природой. |
2 неделя декабря | «Если хочешь быть здоров» Цели: закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни. Познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья; дать знания об использовании средств нар. медицины при простудных заболеваниях; знакомить с правилами поведения при простудном заболевании. | Наблюдения за небом, за осадками, за снежным покровом (находить взаимосвязь между температурой воздуха и консистенцией снега. Измерять t воздуха, глубину снега. С.Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…», «Двенадцать месяцев», А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», Т.А.Шорыгина «Зимний лес», «Зима», «Когда дубраве лучше живётся»,А.Пушкин «Зимний вечер» |
3 неделя декабря | «Животный мир полярных районов земли» Цели: дать детям представление о природных условиях тундры, животном и растительном мире. Научить устанавливать взаимосвязь между климатическими условиями и состоянием растений. Активизировать и пополнять словарь детей. Способствовать воспитанию интереса к разнообразию природы. | Наблюдения за продолжительностью светового дня, за температурой воздуха. «Кто лишний?», «Зоологическое лото», «Чей силуэт?» «Хищники и травоядные». Сюжетно-ролевая игра «Полярные исследователи» |
2 неделя января | «Животный мир жарких стран» Цели: расширять представления детей о жарких странах, о животных, их населяющих. Познакомить с приспособленческими особенностями растений и животных. Развивать любознательность и воспитывать стремление к изучению природы Земли. Обогащать словарь детей. | Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню», стихи об африканских животных, Р.Киплинг «Отчего у верблюда горб», «Откуда у носорога шкура», «Откуда взялись броненосцы», Н.Сладков «Разноцветная земля», М. Пляцковский «Колючка на ужин»«Пищевые цепочки»,«Кто где живёт», «Хищники – травоядные» Сюжетно –ролевая игра «Путешествие на юг». |
3 неделя января | «Домашние животные» Цели: расширять знания детей о домашних животных и их детёнышах, знания об их назначении и пользе для человека. Объяснить, что дом. Животных не может заменить машина. Развивать умение отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе. Воспитывать уважение к труду людей, работающих в сельском хозяйстве. | Наблюдения за снежным покровом. Обсудить защитные свойства снега. Сюжетно-ролевые игры «Ветлечебница», «Животноводы». Дидактическая игра. «Найди ошибку», «Зоологическое лото», «Кто что ест». |
4 неделя января | Рассматривание веток деревьев. Цель: Уточнять представления детей о деревьях, их строении, жизни в зимний период. Закреплять знания детей о том/, что дерево – живой организм, который нуждается в воде и тепле. Воспитывать бережное отношение к деревьям зимой, любовь к природе родного края. | Дидактическая игра «Магазин «Семена»» (семена деревьев). Опыт: «Зеленые веточки» (для деревьев нужно тепло и вода). Дидактическая игра «С какой ветки детки?». Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке. |
1 неделя февраля | Чистая вода – богатство страны. Цель: Закреплять представления детей о планете Земля. Расширять представления детей о видах, в которых существует вода в окружающей среде. Расширять знания детей о роли воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к чистоте воды. | Словесно-дидактическая игра «Кому нужна вода?». Опыт: «У воды нет вкуса, нет запаха». Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года. |
2 неделя февраля | Водоемы родного края. Цель: Учить детей грамотно отвечать на вопросы; способствовать развитию внимания. Воспитывать бережное отношение к природе. Совершенствовать знания о родном крае. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе. | Загадки-описания «Мы – водные животные». Опыт: «Вода испаряется» (Круговорот воды в природе). Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных). |
3 неделя февраля | «Живое – неживое» (Признаки живого на примере человека – разговаривают, двигаются, дышат, слышат, видят и т.д.). | Чтение художественной литературы: В. Бианки «Рыбий дом», Н. Осипов «В воде и у воды», «Животные морей». Просмотр фильма «Животные». |
4 неделя февраля | «Глаза – зеркало души» - беседа о зрении и глазах. Цель: познакомить с функциями органа зрения. | Беседа о правилах сохранения зрения. Гимнастика для глаз. Дидактическая игра «Жмурки». Сюжетно-ролевая игра «На прием к офтальмологу». |
1 неделя марта | «Как поссорились март и февраль» Цель: продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы. Закреплять знания об изменениях в жизни животных и птиц. Развивать умения замечать нарастающие изменения в неживой природе. Воспитывать интерес к народному календарю. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте (весне). | И.Токмакова «Весна», Ф.Тютчев «Весенние воды»,Е.Серова «Подснежник», Э.Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце», М.Исаковский «Пробилась зелень полевая…» «Бывает – не бывает», «Что перепутал художник?», «Сравни и найди отличия». |
2 неделя марта | « Пищевые цепочки». Цель – уточнить представление детей о том, как в природе возникают пищевые связи растений и животных; показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки (нарушения цепочки происходят в связи с изменениями погодных условий и неправильными действиями людей в природе). | Составление коллективной схемы-цепочки. Просмотр видеофильма, мультфильмов. Заучивание стихотворения |
3 неделя марта | « Круговорот воды в природе». Цель – познакомить детей с круговоротом воды в природе. Формировать связную речь, умение логически стройно и доказательно высказывать свои мысли. | Создание макета «Круговорот воды в природе». Рисование состояний воды |
4 неделя марта | « Мы в лес идем. Маршрут № 4». Цель - учить понимать и сохранять природу, быть активными в природе, соблюдая при этом правила поведения в лесу, например, наблюдая за зимующими птицами. | Экскурсия в лес. |
1 неделя апреля | « Жизнь животных в разных климатических условиях (северный олень, верблюд)». Цель – познакомить детей с животным миром тундры, с его своеобразием, с животным миром пустыни и его своеобразием; дать представле6ние о том, что климатические условия влияют на образ жизни животных и их питание. Моделирование (Климатические условия»). | Рисование животных в различных климатических условиях. Создание моделей климатических условий. |
2 неделя апреля | «Этот загадочный звездный мир» Цель – познакомить детей с тем, что мир звезд чрезвычайно разнообразен, что они находятся очень далеко от Земли и поэтому кажутся маленькими сверкающими точками; пересказать или прочитать легенду о звездах « Ковш Большой и Маленькой Медведицы». | Занятие «Космонавт», просмотр презентации «День космонавтики» |
3 неделя апреля | « Жизнь животных в разные времена года в разных экологических системах (лес, река, море). Цель – закрепить знания о жизни животных, растений, водных обитателей в разные времена года, в разных средах; уточнить представление о Красной книге природы. | Аппликация «Разные времена года», чтение стихотворений об экологических системах |
4 неделя апреля | « Друзья человека в мире животных» Цель – закрепить знания о полезных животных – друзьях человека; формировать правильное представление о роли, которую они играют в природе и в жизни человека; воспитывать бережное отношение к окружающей среде. | Составление рассказов о животных в семье. Фотогалерея «Семейный альбом» |
1 неделя мая | «Человек – живой организм» Цель – подвести к осознанию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности. Формировать представление детей, о некоторых органах человека, о положительном и отрицательном влиянии на них. | 1. Рассмотреть энциклопедию «Тело человека» 2. Рассказ воспитателя о некоторых органах человека 3. Беседа «Что для человека вредно, а что полезно» |
2 неделя мая | «Цветущий сад» Цель – познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением). Продолжать устанавливать связи между изменениями условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства. | 1. Наблюдение за яблоней. 2. Беседа «Почему цветут деревья» (установить связь с погодными условиями) 3. Работа с календарём природы. |
3 неделя мая | «Экологическая тропа» Цель – приблизить детей к природе, учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе. | 1. Чтение стихотворения Р. Рождественского «Береги природу» 2. Целевая прогулка по экологической тропе 3. Беседа «Что будет, если…» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План кружковой работы по изобразительной деятельности в младшей группе (авторская разработка)
Материал будет интересен тем педагогам, которые занимаются развитием творческих способностей малышей через обучение нетрадиционным техникам ИЗОдеятельности....
Кружковая работа «Калейдоскоп». в 1- ой младшей группе по сенсорному развитию Перспективное планирование кружковой работы на 2015 – 2016 г.
кружковая работа по сенсорному воспитанию 1 младшая ...
Методическая разработка. "Кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста. Театр "Сказка".
Театр «Сказка» - театрализованные занятия, направленные на развитие речевых средств общения, творческих способностей и воображения в процессе игры. В методической разработке представлены цели, задачи ...
Методическая разработка кружковой работы для детей младшей группы
Подбирать мяч для малышей и игры необходимо в соответствии с его возрастными особенностями и возможностями. Чем младше ребёнок, тем меньше у него умений в бросании, ловле. А эти движения &mdash...
Методическая разработка кружковой работы "Умелые ручки"
Методическая разработка "Умелые ручки"...
Методическая разработка "«Использование современной здоровьесберегающей технологии «Drums Alive» в кружковой работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Раскрывает опыт работы по данной теме...
Сведения о качестве реализации методической разработки студийно - кружковой работы по ПДД «Школа юного пешехода»
Данная публикация содержит диагностическое обследование детей студийно-крудковой работы "Школа юного пешехода"....