Разработка кружковой работы
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Любовь Разборщикова

Кружковая работа по экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_starshaya_gr._po_ekologii.docx45.01 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ п.г.т.Мирный

Детский сад №22 «Берёзка»

Утверждаю:
Заведующая

___________О.И.Лапина

«__»___________2020 г.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0298897.wmf

Рабочая программа
по кружковой работе «Любознайка»

      Направленность: познавательное развитие

                                                                                    Составитель:
                                                                                                        Воспитатель I категории

                                                                                                             Разборщикова Л.В.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0298897.wmf

Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей группе.

2020-2021  учебный год.

Пояснительная записка:

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.

Кружок «Любознайка» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

 Задачи:

- формировать элементарные экологические представления о природе: о животных и растениях, как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы; познавательный интерес к человеку; понимание важности охраны окружающей природы;

- развивать умственную операцию «сравнение и доказательство»;

- воспитывать гуманно-деятельное отношение к природе, выраженное в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определенных норм поведения.

Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:

  1. Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
  2. Проявление  интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
  3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

        

Дата

Тема, задачи

Содержание

1 неделя сентября

 «Что нам осень подарила» Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?»

2 неделя сентября

«Лес – многоэтажный дом»

Познакомить детей с «многояростностью» растений.

Дидактическая игра «Найди дерево по описанию».

3 неделя сентября

«Осень в белые туманы» Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.

Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение. Опыты с водой и паром.

4 неделя сентября

«Доброе, хорошее солнце» Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля.

Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Маханева. Наблюдение, опыт «Ладошки».

1 неделя октября

«Расскажи Незнайке о комнатных растениях»

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.

Артикуляционная гимнастика, игра «Найди растение»,  физкультминутка «цветы», Д.И.  «За каким растением спрятался Незнайка?»

2 неделя октября

 « За миллионы лет до нашей эры. (Первые птицы. Почему  вымерли динозавры? Первые млекопитающие).»

Цель – продолжить знакомство детей с зарождением и развитием жизни на Земле.

Лепка «Динозавр», рассматривание энциклопедий, просмотр документального видеофильма

3 неделя октября

«Осеннее дерево»

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Нетрадиционная техника рисования: кляксография- экспериментирование.

4 неделя октября

«Домашние животные»  Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

Беседа, использование художественного слова, пальчиковая игра «Облака», игра «Вспомни и назови».

1 неделя ноября

«Сколько знаю я дождей» Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный.

Коммуникативная игра-танец «Вальс друзей»

Пение «Туча», «Кап, кап…».  Муз. И. «Солнечные зайчики и тучка» пальчиковая игра «Облака».

2 неделя ноября

«Воробьишка»  

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами.
Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные.

Подвижная игра «Кто в домике живет?»

Природные приметы Массаж пальцев «Грачи»

Птичьи заклички

Речевая игра «Кто же это?»

3 неделя ноября

«Дикие звери зимой» Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение стихотворений, творческие задания, подвижная игра «Зайцы и волк», беседа.

4 неделя ноября

«Снежинка»

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег. 

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, опыт «Снежинка»

1 неделя декабря

«Русский лес. Жители различных этажей леса».

Цели: закреплять и пополнять знания о диких животных средней полосы России; определять их приспособленческие особенности к лесной жизни, выстраивать пищевые цепочки; объяснить, что в природе все взаимосвязано, в ней нет «лишних» или «вредных» животных, птиц, насекомых и т.д. Поощрять в детях познавательную активность.

Наблюдение за жизнью птиц, за их поведением.

Рассматривание следов на снегу и определение кому они принадлежат

«Вот и к нам пришла зима».

Цель: продолжать учить детей видеть и понимать связь между живой и неживой природой.

2 неделя декабря

«Если хочешь быть здоров»

Цели: закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни. Познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья; дать знания об использовании средств нар. медицины при простудных заболеваниях; знакомить с правилами поведения при простудном заболевании.

Наблюдения за небом, за осадками, за снежным покровом (находить взаимосвязь между температурой воздуха и консистенцией снега.

Измерять t воздуха, глубину снега.

С.Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…», «Двенадцать месяцев»,  А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», Т.А.Шорыгина «Зимний лес», «Зима», «Когда дубраве лучше живётся»,А.Пушкин «Зимний вечер»

3 неделя декабря

«Животный мир полярных районов земли»

Цели: дать детям представление о природных условиях тундры, животном и растительном мире. Научить устанавливать взаимосвязь между климатическими условиями и состоянием растений. Активизировать и пополнять словарь детей. Способствовать воспитанию интереса к разнообразию природы.

Наблюдения за продолжительностью светового дня, за температурой воздуха.

«Кто лишний?», «Зоологическое лото», «Чей силуэт?»

«Хищники и травоядные».

Сюжетно-ролевая  игра «Полярные исследователи»

2 неделя января

«Животный мир жарких стран»

Цели: расширять представления детей о жарких странах, о животных, их населяющих. Познакомить с приспособленческими особенностями растений и животных. Развивать любознательность и воспитывать стремление к изучению природы Земли. Обогащать словарь детей.

Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню», стихи об африканских животных,

Р.Киплинг «Отчего у верблюда горб», «Откуда у носорога шкура», «Откуда взялись броненосцы»,

Н.Сладков «Разноцветная земля», М. Пляцковский «Колючка на ужин»«Пищевые цепочки»,«Кто где живёт», «Хищники – травоядные» Сюжетно –ролевая  игра «Путешествие на юг».

3 неделя января

«Домашние животные»

Цели: расширять знания детей о домашних животных и их детёнышах, знания об их назначении и пользе для человека. Объяснить, что дом. Животных не может заменить машина. Развивать умение отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе. Воспитывать уважение к труду людей, работающих в сельском  хозяйстве.

Наблюдения за снежным покровом. Обсудить защитные свойства снега.

Сюжетно-ролевые  игры «Ветлечебница»,

«Животноводы».

Дидактическая игра. «Найди ошибку», «Зоологическое лото», «Кто что ест».

4 неделя января

   Рассматривание веток деревьев.

Цель: Уточнять представления детей о деревьях, их строении, жизни в зимний период. Закреплять знания детей о том/, что дерево – живой организм, который нуждается в воде и тепле. Воспитывать бережное отношение к деревьям зимой, любовь к природе родного края. 

Дидактическая игра «Магазин «Семена»» (семена деревьев).

Опыт: «Зеленые веточки» (для деревьев нужно тепло и вода).

Дидактическая  игра  «С какой ветки детки?».

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и  листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

1 неделя февраля

Чистая вода – богатство страны.

Цель: Закреплять представления детей о планете Земля.  Расширять представления детей о видах, в которых существует вода в окружающей среде. Расширять знания детей о роли воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к чистоте воды.

Словесно-дидактическая игра «Кому нужна вода?».

Опыт:  «У воды нет вкуса, нет запаха».
Настольно-печатная игра – лото  «Когда это бывает?»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

2 неделя февраля

Водоемы родного края.

Цель: Учить детей грамотно отвечать на вопросы; способствовать развитию внимания. Воспитывать бережное отношение к природе. Совершенствовать знания о родном крае. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе.



Загадки-описания  «Мы – водные животные».

Опыт: «Вода испаряется» (Круговорот воды в природе).

 Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).

3 неделя февраля

 «Живое – неживое» 

(Признаки живого на примере человека – разговаривают, двигаются, дышат, слышат, видят и т.д.).

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Рыбий дом», Н. Осипов «В воде и у воды», «Животные морей».

Просмотр фильма «Животные».

4 неделя февраля

«Глаза – зеркало души» - беседа о зрении и глазах.

Цель: познакомить с функциями органа зрения.

Беседа о правилах сохранения зрения.

Гимнастика для глаз.

Дидактическая игра

«Жмурки». Сюжетно-ролевая игра «На прием к офтальмологу».

1 неделя марта

«Как поссорились март и февраль»

Цель: продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы. Закреплять знания об изменениях в жизни животных и птиц. Развивать умения замечать нарастающие изменения в неживой природе. Воспитывать интерес к народному календарю. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте (весне).

И.Токмакова «Весна», Ф.Тютчев «Весенние воды»,Е.Серова «Подснежник»,

Э.Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»,

М.Исаковский «Пробилась зелень полевая…»

«Бывает – не бывает», «Что перепутал художник?»,

«Сравни и найди отличия».

2 неделя марта

« Пищевые цепочки».

Цель – уточнить представление детей о том, как в природе возникают пищевые связи растений и животных; показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки (нарушения цепочки происходят в связи с изменениями погодных условий и неправильными действиями людей в природе).

Составление коллективной схемы-цепочки.

Просмотр видеофильма, мультфильмов.

Заучивание стихотворения

3 неделя марта

« Круговорот воды в природе».

Цель – познакомить детей с круговоротом воды в природе. Формировать связную речь, умение логически стройно и доказательно высказывать свои мысли.

Создание макета «Круговорот воды в природе».

Рисование состояний воды

4 неделя марта

« Мы в лес идем. Маршрут № 4».

Цель - учить понимать и сохранять природу, быть активными в природе, соблюдая при этом правила поведения в лесу, например, наблюдая за зимующими птицами.

Экскурсия в лес.

1 неделя апреля

« Жизнь животных в разных климатических условиях (северный олень, верблюд)».

Цель – познакомить детей с животным миром тундры, с его своеобразием, с животным миром пустыни и его своеобразием; дать представле6ние о том, что климатические условия влияют на образ жизни животных и их питание. Моделирование (Климатические условия»).

Рисование животных в различных климатических условиях.

Создание моделей климатических условий.

2 неделя апреля

«Этот загадочный звездный мир»

Цель – познакомить детей с тем, что мир звезд чрезвычайно разнообразен, что они находятся очень далеко от Земли и поэтому кажутся маленькими сверкающими точками; пересказать или прочитать легенду о звездах « Ковш Большой и Маленькой Медведицы».

Занятие «Космонавт», просмотр презентации «День космонавтики»

3 неделя апреля

« Жизнь животных в разные времена года в разных экологических системах (лес, река, море).

Цель – закрепить знания о  жизни животных, растений, водных обитателей в разные времена года, в разных средах; уточнить представление о Красной книге природы.

Аппликация «Разные времена года», чтение стихотворений об экологических системах

4 неделя апреля

« Друзья человека в мире животных»

Цель – закрепить знания о полезных животных – друзьях человека; формировать правильное представление о роли, которую они играют в природе и в жизни человека; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Составление рассказов о животных в семье.

Фотогалерея «Семейный альбом»

1 неделя

мая

«Человек – живой

организм»

Цель – подвести к осознанию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности. Формировать представление детей, о некоторых органах человека, о положительном и отрицательном влиянии на них.

1. Рассмотреть энциклопедию «Тело

человека»

2. Рассказ воспитателя о некоторых органах человека

3. Беседа «Что для человека вредно, а что полезно»

2 неделя

мая

«Цветущий сад»

Цель – познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев

(цветением). Продолжать устанавливать связи между

изменениями условий

(тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства.

1. Наблюдение за яблоней.

2. Беседа «Почему цветут деревья»

(установить связь с

погодными условиями)

3. Работа с календарём природы.

3 неделя

мая

«Экологическая тропа»

Цель – приблизить детей к природе,

учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе.

1. Чтение стихотворения

Р. Рождественского

«Береги природу»

2. Целевая прогулка по экологической тропе

3. Беседа «Что будет, если…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружковой работы по изобразительной деятельности в младшей группе (авторская разработка)

Материал будет интересен тем педагогам, которые занимаются развитием творческих способностей малышей через обучение нетрадиционным техникам ИЗОдеятельности....

Методическая разработка. "Кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста. Театр "Сказка".

Театр «Сказка» - театрализованные занятия, направленные на развитие речевых средств общения, творческих способностей и воображения в процессе игры. В методической разработке представлены цели, задачи ...

Методическая разработка кружковой работы для детей младшей группы

Подбирать мяч для малышей и игры  необходимо в соответствии с его возрастными особенностями и возможностями. Чем младше ребёнок, тем меньше у него умений в бросании, ловле. А эти движения &mdash...

Методическая разработка кружковой работы "Умелые ручки"

Методическая разработка "Умелые ручки"...

Сведения о качестве реализации методической разработки студийно - кружковой работы по ПДД «Школа юного пешехода»

Данная публикация содержит диагностическое обследование детей  студийно-крудковой работы "Школа юного пешехода"....