Занятие "Живая аптека"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Дети овладевают и закрепляют знания о садовых и дикорастущих растениях и использовании их в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_zhivaya_apteka.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по познавательному развитию
(подготовительная группа)
Тема: «Живая аптека»
Цель: создать условия для овладения и закрепления знаний о садовых и дикорастущих растениях нашего региона и использовании их в повседневной жизни; создать условия для овладения практическими знаниями и умениями; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал: гербарий лекарственных растений; наборы открыток; книги о растениях В. А. Олимаев, Л. С. Калиева «Дары леса и их использование»,
М. Ф. Харакоз «Лекарственные растения Краснодарского края»; видеозапись о природе; аудиозапись «Голоса птиц»; презентация «Живая аптека» и картинки растений, лепбук «Устный журнал: «Природные лекари» - 1 страница; «Волшебные ягоды» - 2 страница, «Чай не пьешь, какая сила» - 3 страница; наборы сухих лекарственных трав; варенье их ягодных растений; пачки в витаминным чаем.
Ход
Педагог. Ребята, я знаю, что вы любите природу, любите гулять по лесу, ходить со своими родителями в походы. Я предлагаю сегодня, всем вместе совершить прогулку по лесу. Хотите? (Ответы детей). Но прогулка будет необычной, а в виде устного журнала.
Показываю видеозапись о природе и открываю 1 страницу «Устного журнала» - «Природные лекари»:
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки
Ну, а чем и как лечить.
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем все без исключения
Нужно только не лениться
Нужно только научиться.
Человек еще издавна заметил, что животные, среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив, лекарственные свойства, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы пользуемся.
Когда ты входишь в лес
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать.
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Итак, начинаем разгадывать тайны.
1.(Показываю слайд 1 с изображением растения)
«Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг, из–за поворота выехала телега. Одна змея уползла, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненной листик, который рос у дороги, и через некоторое время они скрылись с глаз. А еще эту траву в народе называют – «след белого человека».
Кто узнал это растение? (Ответы детей)
Это – подорожник. Он умеет врачевать раны. Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, сердце болит, десна кровоточат, беги к подорожнику. Он обязательно поможет!
2. (Показываю слайд 2)
«На Карпатах существовало поверье, что весной, едва пригреет солнышко, снежинки со склонов гор превращаются в цветы, а в начале зимы эти цветы вновь превращаются в снежинки. О каких цветах идет речь?» (Ответы детей).
Это – ромашка. В русской медицине ромашка пользуется особой любовью. Ее рекомендуют при глазных заболеваниях, головной боли, опухолях. Ромашки, словно снежинки, разбросаны на зеленом лугу. И, наверное, у всех народов принято гадать на ромашке: «Любит – не любит». Ромашка – переводится как «милая простота». Родина ее – Америка. Давным – давно как сорняк, попала она вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травой. Так она попала в Россию.
3. (Показываю слайд 3).
В народе этот цветок иной раз зовут «заячьим маком», только маку этот цветок вовсе не родня. Семена его похожи на коготки. Отсюда и название – ноготки. Какое еще название имеет цветок? (Ответы детей).
Это – календула. Календула – настоящий кладезь здоровья и красоты.
Настойка календулы помогает при ангине, ушибах.
4. (Показываю слайд 4).
Это трава – вместилище здоровья. Один из древних писателей сказал, что соком этого растения награждали победителей состязания в беге, которые проводились в священные дни. Считалось, что это достойная награда, так как с помощью этого растения человек сумеет сохранить здоровье. В старину считалось, что растение впитало в себя всю горечь людских страданий, и поэтому нет травы горше. Кто знает, как она называется? (Ответы детей),
Это – полынь. В старину полынь использовали как санитарно – гигиеническую настойку, ею окуривали заразных больных и помещения во время войн и эпидемий, настой использовали против вшей и блох. Эту горечь врачи рекомендуют для возбуждения аппетита, она входит в состав желудочных капель и поджелудочной железы. Эта трава стала олицетворением горечи, и часто мы слышим: «Горька, как полынь!»
Дидактическая игра «Узнай растение»
Настало время поиграть. Надо каждому растению прикрепить его название. (Предлагаю детям растения их гербария и карточки с названиями растений.
Дети выполняют задания). Молодцы! Вы справились.
2 страничка нашего журнала – «Волшебные ягоды».
Послушайте и отгадайте.
Летом рад я свежей
Ягодке медвежьей
А сушенная в запас
От простуды лечит нас.
(Малина)
Две сестрицы летом зелены, к осени одна красная, другая черная.
(Красная и черная смородина)
Легенда о ежевике.
В лесу, по берегам рек, на лугах очень много этого растения. Легенда гласит: «Шли по тайге люди. Шли день, шли другой, а тайге конца – края не видно. Продукты кончились, люди обессилили и стали впадать в отчаяние. Только какая-то птица все время порхала над ними и неустанно причитала: «Вы-жи-ви-ка!» осердились люди на птицу, захотели изловить ее, но, когда бросились на поимку, неожиданно напоролись на колючий кустарник, а на кустарнике черные ягоды заметили. Взяли по ягодке – другой, а ягоды вкусные, душистые. За символической трапезой с ориентировались в лесу и благополучно вышли на дорогу».
Как вы думаете, что это за растение? (Ответы детей).
Молодцы! Вы правильно отгадали загадки. Я не сомневаюсь, что вы справитесь со следующим заданием.
Игра «Из чего сделано?»
Предлагаю определить, из какого ягодного растения приготовлено варенье?
(Предлагаю варенье из ежевики, черной и красной смородины, малины и шиповника, карточки с изображением растений и ягод).
Молодцы! Видно, что вы сладкоежки – назвали ягодные растения.
3 страничка нашего журнала называется «Чай не пьешь – какая сила».
«Чай не пьешь – какая сила» - так, говорили наши прабабушки, а они знали толк в чаепитиях у самовара. Они заваривали ароматный, душистый и очень полезный чай. (Показываю наборы сухих трав).
Травяные чаи бодрят, дарят людям энергию земли. Пользуйтесь, этим богатством и вы всегда будете здоровы и красивы!
Вот и закончилась наша прогулка! Поделитесь своими впечатлениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия: "Путешествие в зеленую аптеку"
Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Для того чтобы заниматься этим весьма непростым делом, надо научиться узнавать лекарственное растение в лицо.Знакомство детей с некоторыми лекарс...
Сценарий театрализованной сказки "Лесная аптека" для детей 4-7лет
Сценарий стихотворной сказки, доступной для постановки детьми с ограниченными возможностями в возрасте от4 до 7 лет....
Экскурсия в аптеку.
Продолжаем знакомить детей с трудом взрослых. Развиваем речь детей,расширяем словарный запас....
Зеленая Аптека. Фитотерапия
Материал для ширмыФитотерапия — это лечение растениями. Еще лет двести назад другого нельзя было, и придумать: фармацевтической промышленности просто не существовало…....
Ролевая игра "Аптека" с математическим содержанием
Цель игры: - практическое применение знаний о количественном составе числа из единиц в пределах 10, устное называние разных вариантов составления и разложения числа, - производство устно действий « ...
Зеленая аптека
Несколько советов по укреплению здоровья и красоты с помощью комнатных растений...
Сценарий развлечения "Лесная аптека на службе человека"
Сценарий развлечения для детей подготовительной группы. Дети узнают, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека....