ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Давайте знакомиться - Зимующие птицы!"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Представленный проект это маленькая частичка образовательной деятельности, которая может помочь педагогам дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых, сформировать у них соответствующее эмоциональное отношение к такому поведению. Исходя из этого, проект имеет определенную цель, задачи и предполагает творческий подход педагога, без чего успешная работа с детьми просто не возможна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt_davayte_znakomitsya_-_zimuyushchie_ptitsy.docx | 131.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа №1161»
(ГБОУ ШКОЛА №1161)
Корпус № 6
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Давайте знакомиться – Зимующие птицы!»
Авторы:
Толмачева Нина Ивановна
Лошина Ираида Валентиновна
воспитатели высшей
квалификационной категории
ГБОУ Школа № 1161 ДО корпус 6
т.:8(495) 427- 64-39
Москва, 2020 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………...3 – 4
Этапы проекта …………………………………………………………………………...5
Паутинка проекта ………………………………………………………....................6 – 9
Выводы …………………………………………………………………………………...9
Заключение ……………………………………………………………………………..10
Список литературы …………………………………………………………………….11
Приложения
Приложение 1.Образовательная деятельность на тему: «Почему не все птицы улетают в теплые края? » …………………………………...12 - 17
Приложение 2. Конспект ООД по развитию речи
«Мерзнут пташки за окном»………………………………..18 - 22
Приложение 3. Сценарий спектакля по мотивам одноименной сказки Прописновой Т.З. « Домик для птиц»……………………………………...23 - 28
Приложение 4. Образовательная деятельность по чтению художественной литературы с элементом экспериментирования
«Умная галка»………………………………………………29 - 32
«… логика природы есть самая доступная
и полезная логика для детей»
К. Ушинский
Введение
Актуальность
Природа – неиссякаемый источник, с которым дети постоянно в той или иной форме соприкасаются, и который способствует формированию у них реалистических знаний об окружающем мире и гуманном отношении к живым существам. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания.
Экологическое воспитание и образование, позитивный настрой на жизнь, ориентация на истинные ценности, созидание и творчество – актуальные задачи подрастающего поколения и должны начинаться с раннего детства.
Необходимо максимально использовать дошкольный период детства, так как в это время ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Процессы восприятия в раннем детстве очень ярки и сильны, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что позволяет успешно встраивать первые «кирпичики» экологической культуры личности.
Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.
Проектная деятельность – одна из эффективных форм организации педагогического процесса, направленная на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности.
Продуманное, методически правильно организованное экологическое образование дошкольников вовлекает каждого ребенка в активную познавательную, игровую эмоционально окрашенную деятельность, в ходе которой он самостоятельно (при опосредованной помощи взрослого) добывает знания, использует их в игре, продуктивной деятельности, чтобы кому – то помочь или за кого – то порадоваться, проявляет определенные коммуникативные навыки, анализирует продут деятельности.
Представленный проект это маленькая частичка образовательной деятельности, которая может помочь педагогам дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых, сформировать у них соответствующее эмоциональное отношение к такому поведению. Исходя из этого, проект имеет определенную цель, задачи и предполагает творческий подход педагога, без чего успешная работа с детьми просто не возможна.
Тип проекта: познавательно-творческий
Возрастная группа: средняя группа № 9 «Знайки» (4 – 5 лет)
Продолжительность проекта: краткосрочный (13.01 – 23.02.2020г.)
Вид проекта: групповой
Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители
Цель:
формирование элементарных научных знаний о мире животных, их взаимосвязи с природными явлениями и ответственного отношения к уникальному миру природы.
Задачи:
- закладывание фундамента познавательной активности и интереса к окружающему миру природы;
- обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях зимующих птиц, их поведения, внешнего вида, способов передвижения, питания, образа жизни;
- формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействии зимующих птиц (живых организмов) со средой обитания;
- Развитие любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- развитие связной речи, обогащение словаря детей, образного и вариативного мышления, фантазии, воображения,;
- воспитание бережного отношения к природе, умения ответственно ухаживать за птицами;
Ожидаемые результаты:
- У детей сформируются элементарные научные экологические знания о зимующих птицах;
- Повысится познавательный интерес и потребность в самостоятельном изучении мира природы;
- Дети найдут ответы на интересующие их вопросы о животных, расширят свои знания и представления о природе и животном мире.
- Будут заложены основы безопасности и экологически грамотного поведения в природе, умение прогнозировать последствия своих поступков к природе и людям;
- Пополнится словарный запас; в игре – драматизации дети научатся передавать характерные особенности и повадки персонажей произведений.
Продукты проекта:
- Спектакль по мотивам одноименной сказки Прописновой Т.З. « Домик для птиц».
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап | |||
Деятельность педагога | Взаимодействие с родителями | Сроки реализации | |
| Обсуждение целей и задач проекта с родителями, обозначение их роли в его реализации. | 13.01. – 19.01. 2020г. | |
Формирующий этап | |||
Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с родителями | реализации | |
Почему не все птицы улетают в теплые края?
|
| 20.01. –23.02. 2020г. | |
Итоговый этап | |||
|
Паутинка проекта
Образовательные области | Виды совместной деятельности |
РЕЧЕВОЕ | ООД составление рассказа: по картине «Прогулка в зимнем лесу» «Они зимою рядом, помочь им выжить надо!»
Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Умная галка» с элементом экспериментирования (Приложение 4) Беседы: «Они остаются с нами» «Сытому морозы не страшны» Дидактические игры: «Найди кто лишний» (птицы, звери) «Кто улетел?» Словесные игры: «Назови ласково» «Угадай, кто поет» «Придумай дальше» «Доскажи словечко» «Один – много» «Скажи наоборот» Игра с мячом «Подбери действие» Игры-этюды, импровизации с целью отработки диалога, выразительности в речи. Чтение художественной литературы В. А. Сухомлинского «О чем плачет синичка?», Н. Сладков «Еловая каша», «Бюро лесных услуг» Е. Чарушин «Воробей» Б. Павлов «Кто поет в зимнем лесу» Ю. Дмитриев «Снегирь» Стихи о зимующих птицах Пословицы, поговорки, скороговорки и чистоговорки Пальчиковые игры |
ПОЗНА ВАТЕЛЬНОЕ | ООД «Почему не все птицы улетают в теплые края?» (Приложение 1) «Наши пернатые друзья» «Лесной строитель» Беседы: «Какую пользу приносят птицы?» «Поможем птахам» Викторина «Что мы знаем о них?» Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий о зимующих птицах Конструирование: геометрические фигуры, счетные палочки - «Что нам стоит дом построить и того кто в нем живет!», «Такие разные птицы!» Поисково-исследовательская деятельность: Просмотр презентаций: «Городские жители», «Зимние птахи леса»; мультфильма: «Серая шейка» «Высокая горка» Режиссер: Леонид Амальрик, Владимир 1951г. Цикл наблюдений:
Экспериментирование: «Волшебное перо птицы» Ситуативная беседа: «Разговор по телефону» Дидактические игры: «Найди зимующих птиц» «Третий лишний» «Кто что любит?» «Сложи и отгадай» Пальчиковые игры |
СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКА | Сюжетно-ролевые игры: «В лес на прогулку», «Ветлечебница» Беседы, обсуждения: Игры по безопасности: «Правила поведения в лесу», «Как бы ты поступил?» |
ХУДОЖЕСТ ВЕННО - ЭСТЕ ТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | Художественное творчество ООД Лепка: «Воробушки прилетели, на кормушку все уселись» Аппликация: «Зимний гость» (Снегирь) Рисование: «Совушка – сова, большая голова» «Осторожно! Кошка!» Ручной труд: «Воробей» (пластилин и контейнер от киндер - сюрприза) - работа с трафаретами и шаблонами - раскрашивание, штрихование. - Изготовление реквизита: афиши, билеты для сюжетно-ролевых игр и к показу сказки «Домик для птиц». (Организация совместной деятельности в форме творческой мастерской). Театр и музыка Пение и слушание песен: Песня «Воробей» (В. Гречик, А. Чельцова) «Воробушек» (Эльвира Воронова) «Птичкам холодно зимой» (Настя Годунова) «Кто такие птицы» Театрализованные игры: Игра-имитация: «Пойми меня», «Озорной воробей» Игры с движением: «Представьте себя…» Постановка спектакля «Домик для птиц» (Приложение 3) Чтение сценария сказки, коллективное обсуждение. Этюдные импровизации. Разучивание диалогов и монологов персонажей. Слушание музыки, разучивание танцев. Игры с театральными куклами в качестве актера. |
ФИЗИЧЕСКОЕ | Подвижные игры Физкультминутки |
Самостоятельная деятельность детей | |
Книжный уголок: Г. Скребицкий «Чем питаются птицы зимой?», Н. «Еловая шишка», Э. Шим «Как воробей теплый угол искал», Н. Калининой «Про птиц», М. Горький « Воробьишко», М.С. Пляцковский «Отчего галка черная», Ирис Ревю «Возвращение на родину» А. Барто «Синица» А. Яшин «Покормите птиц зимой»; Иллюстрации о зиме, птицах, Центр игры: Создание предметно-развивающей среды, атрибуты к играм, предметы заместители для игр. Центр дидактических и развивающих игр: «Составь картинку», «Разложи по порядку», «Найди пару» Центр творчества: - Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, трафареты, книжки-раскраски тематического характера. - Игры: Центр театра: - Мягкие игрушки, игрушки пальчикового театра, би-ба-бо, настольного. - Аудиозапись «Звуки леса», «Пение птиц» - Шапочки-маски птиц, зверей. - Костюмы и атрибуты для сказок. Центр конструирования: Конструкторы разного размера, напольные, настольные, конструктор «лего». | |
Взаимодействие с семьей - Изготовление печатных консультаций по темам: «Зимующие птицы», «Они зимою рядом с нами», «Если не мы, то кто?» - проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению кормушек, детских костюмов для спектакля, оформления группы к возвращению пернатых друзей; - совместные походы в парк, лес детей и родителей |
Вывод
Многолетняя практика работы доказала эффективность использования проектной деятельности, так как позволяет создать единое образовательное пространство, способствует развитию коммуникативных навыков, творческих и познавательных способностей детей, креативности, их личностному росту. А принцип интеграции обеспечивает целостное восприятие ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами, явлениями и требует отбора содержания проекта и проявление творческой активности педагога.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее любить, бережно к ней относиться.
Заключение
Проделанная в ходе проекта работа, получалась интересной, увлекательной и дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в духовно-нравственном развитии детей.
Дети:
- с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях, слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические, театрализованные и подвижные игры;
- узнали о характерных признаках и некоторых особенностях образа жизни птиц в холодное время года, о роли человека в их жизни в данный период;
- свои впечатления, полученные эмоции, дети передавали в играх, продуктивной и театрализованной деятельности;
- научились вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов птиц;
- проявляли осознанно – правильное отношение к птицам, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия жизни;
- стали более любознательны, раскрылись творческие способности детей, коммуникативные навыки, познавательная активность.
- овладели навыками экологически грамотного поведения в природе в рамках данной темы.
Родители:
проявляли инициативу и творчество в изготовлении поделок и рисунков, принимали активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в изготовлении костюмов для спектакля.
Список литературы:
- Громова О.Г., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.
- Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Средняя группа. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 144 с.
- Зенина Т.Н. Ознакомление детей раннего возраста с природой: занятия, наблюдения, досуг и развлечения. Учебное пособие. – М: Педагогическое общество России, 2006. – 112 с.
- Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие – М.: АРКТИ, 2005. – 248 с.
- Лисеев И.К. Философские обоснования экологического образования в эпоху нано технологий. М.: - Канон+, 2014. - 327 с.;
- Лыкова И., Рыжова Н. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду: - Цветной мир; 2012 г., 144 стр.
- Николаева С. Методика экологического воспитания дошкольников: - Академия; 2012 г., 224 стр.
- Николаева С. Теория и методика экологического образования дошкольников: - Академия; 2013 г., 272 стр.
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образо-
вания. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
- Прописнова Т.З. Круглый год нас праздник ждет. Сценирии утренников для дошкольников. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВЛТ, 2008. – 192 с.
- Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» М.: «Карапуз-дидактика», 2005. — 192 с.
- Соломенникова О. Ознакомление с природой. Система работы в средней группе детского сада Мозаика - Синтез, 2012 г.
- Серебрякова Т. Экологическое образование в дошкольном возрасте: - Академия; 2011 г., 208 стр.
- Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий / авт.-сост. Киреева Л.Г., Бережнова С.В. – Волгоград: Учитель, 2008. – 271 с.
- Шорыгина Т.А. Птицы.Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий по теме "Зимующие птицы"
Дети "отправляются" в зимний лесопарк: при просмотре видеопрезентации рассматривают птиц, слушают стихи о них; по окончании проводится пальчиковая гимнастика "На кормушке", дети выбирают "место житель...
Образовательный проект "Давайте вместе сохраним елочку!"
Участие ребят, воспитателей и родителей в данном проекте сплачивает коллективы детей и взрослых, заставляет разви...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста по реализации образовательной области познавательное развитие "Зимующие птицы" (С использованием здоровьесберегающих технологий)
Цель: познакомить детей с жизнью зимующих птиц.Задачи:- формировать у детей представление о зимующих птицах;- продолжать формировать умение различать предметы по размеру;- развивать познавательн...
Летний образовательный проект "Давайте познакомимся" для детей 3-4 лет
летний образовательный проект для детей 3-4 лет...
Образовательный проект "ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ - ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Цель:формирование элементарных научных знаний о мире животных, природных явлениях и ответственного отношения к уникальному миру природы.Задачи:закладывание фундамента познавательной активности и интер...
Образовательный проект "Давайте поиграем в Театр"
Представлен совместный долгосрочный проект воспитателя и учителя-логопеда "Давайте поиграем в Театр". Проект направлен на создание оптимальных условий для совершенствования речевых умений и ...
Презентация образовательного проекта «Давайте знакомиться – Зимующие птицы!»
laquo;… логика природы есть самая доступная и полезная логика для детей» К. Ушинский...