Организация исследовательской деятельности с детьми в условиях образовательного пространства на территории детского сада
учебно-методический материал по окружающему миру

 В соответствии с требованием ФГОС большое значение в развитии дошкольников уделяется развивающей предметно-пространственной среде, поэтому не случайно в своей работе мы обратили внимание на такой метод приобщения детей к природе как создание экологической тропы. Экологическая тропинка выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. Такой метод ознакомления с окружающим миром позволяет развивать ребенка, учитывая его индивидуальные возможности, уровень активности и интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_v_dou_2.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности с детьми в условиях образовательного пространства на территории детского сада.

 В соответствии с требованием ФГОС большое значение в развитии дошкольников уделяется развивающей предметно-пространственной среде, поэтому не случайно в своей работе мы обратили внимание на такой метод приобщения детей к природе как создание экологической тропы. Экологическая тропинка выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. Такой метод ознакомления с окружающим миром позволяет развивать ребенка, учитывая его индивидуальные возможности, уровень активности и интересов.

Создавая экологическую тропинку, мы учитывали, что она должна обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.

Проект долгосрочный познавательно-исследовательский.

Название проекта: «Друзья природы». (1 слайд)

Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители.

Девиз проекта: Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам - познавай, чувствуй, твори!»

Цель: Создание благоприятных условий на территории детского сада по формированию экологической культуры воспитанников; развитие экологического сознания ребенка дошкольника, воспитание начал экологической культуры. (2 слайд)

Задачи:

  • Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления об объектах  живой природы, условия их роста, связях со средой обитания и сезонами.
  • Выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения.
  • Формировать чувства близости к природе сопереживания всему живому, заботы и бережного отношения к природе; вовлекать детей в посильную для них деятельность по уходу за растениями и животными.
  • Формировать стремление, желание передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах  и других творческих работах.
  • Развивать познавательные процессы через наблюдения, активные формы работы с детьми в рамках  образовательной деятельности с объектами экологической тропы.

Включать родителей в процесс экологического воспитания детей. 

Были выбраны следующие формы работы: (3 слайд)

  • Учебно-познавательная деятельность
  • Исследовательская деятельность
  • Природоохранная работа
  • Пропагандистская работа

Выделили наиболее интересные объекты для изучения: (4 слайд)

1.Цветник

2.Кустарник

3.Зеленая аптека

4.Муравейник

5.Огород

6.Птичий домик

Выбрали вместе с детьми хозяина тропинки. (5 слайд). Составили правила поведения на тропинке. (7 слайд), карту-схему (8 слайд). Определили цели, содержание и рекомендации по организации работы  с детьми для всех объектов изучения. (9-32 слайд).

В процессе реализации проекта использовались: ролевые и имитационные экологические игры: «Живая клумба цветов» (закрепляли названия цветов с помощью игры), игра с мячом «Я знаю» - закрепляли названия объектов природы (звери, птицы, рыбы, деревья, цветы), различные подвижные игры природоведческого содержания: «Перелет птиц», «Мое любимое дерево», «Послушные листья», «Кто быстрее добежит до березы», систематические фенологические наблюдения за неживой природой и жителями экологической тропы, экологические опыты, ситуации эстетического восприятия природы, продуктивная и художественная деятельность, художественная литература, дидактические игры, познавательные занятия, труд в природе.

Во время совместной деятельности педагога с детьми акцент делался на организацию практической деятельности на экологической тропе.

Воспитатели с учетом возраста дошкольников организовывали исследовательскую деятельность, что вызывало особый интерес у детей. Эффективной организации работы с детьми на экологической тропе способствовал прием использования сказочного героя – хозяина тропы.

С детьми организовывались наблюдения за кустарником (калина) за особенностями его годового цикла, исследовали внешние особенности: лист, ствол, цветы, чем отличаются от деревьев, за цветником, рассматривали форму, размер стеблей и листьев, многообразие оттенков цветов, обращали внимание на различные сроки цветения растений, выявляли их причины, исследовали взаимосвязь цветов с окружающей средой, сравнивали сухие и влажные комочки почвы.  Наблюдали за жизнью муравейника, рассматривали муравьиные дорожки, ходы, знакомили детей с правилами вблизи муравейника, беседовали о полезных свойствах муравьиной кислоты. Проводили наблюдения за жизнью птиц, расширяли знания детей об особенностях их поведения в различные сезоны года, сравнивали скворца и воробья. Организовывали экскурсионно-практические занятия: «Красивая полянка», «Зеленая аптека», «Про птиц», «Овощи на грядке». Организовывали труд в природе (огород, цветник): подготовка клумб, посадка растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян, уборка урожая. Проводилась художественно - эстетическая деятельность: разучивание хоровода «Калинушка»,  стихотворений о цветах, игра-занятие «Самый яркий цветок» (рисование на асфальте), коллективная аппликация «Одуванчики на полянке», слушание пения разных птиц в записи. Объекты экологической тропинки способствовали сенсорному развитию детей. Одни и те же объекты изучались много раз, в разные сезоны года. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, синтез, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение. Наблюдения, опыты, эксперименты позволяют обогатить опыт ребенка – дошкольника, стимулируют мысленную активность, детскую любознательность, самостоятельность. В процессе реализации проекта формировались начала экологической культуры у детей; дети научились практическим действиям по охране природы; экспериментировать, анализировать, делать выводы, стали более наблюдательными, у них появлялось много вопросов, По наблюдениям - у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательного пространства для родителей детского сада.

Взаимодействие с родителями воспитанников - важная составляющая работы педагога. Чтобы эта работа была плодотворной необходимо организовать образовательное пространство для родителей. Современные роди...

Тема "Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми в условиях ДОУ"

Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – интеллектуальная деятельность, специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога ил...

Презентация "Практика организации исследовательской деятельности с детьми средней группы в детском саду"

Презентация предназначена для воспитателей средних групп по организации исследовательской деятельности....

организация образовательного пространства на участке детского сада

Участок группы является частью развивающего пространства. Поэтому в летний период нужно разнообразить предметно-развивающую среду на участке и наполнить ее новыми атрибутами для игр и исследован...

Презентация «Экологические пространства» на территории детского сада. Экологическая тропинка в детском саду.

В презентации раскрывается  понятие " Экологическое пространство",виды  пространств и т.д...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Образовательный терренкур на территории детского сада «Остров сокровищ».

Цель образовательного терренкура – повышения уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в свободной деятельности...

Организация образовательных терренкуров по территории детского сада для детей группы раннего возраста

Дети раннего возраста, как правило, на прогулке находятся на своем участке. Мы задались вопросами: Как обогатить прогулку малышей? Как повысить двигательную и познавательную активность детей до 3-х ле...