Самообразование.Познавательно- исследовательская деятельность в старшей группе
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Познавательно- исследовательская деятельность в старшей группе.
Опыты .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самообразование . Познавательно- исследовательская деятельность | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе групп
Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности детей.
ЗАДАЧИ:
¬ формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления,
то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
¬ изучение методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
¬ расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
¬ поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
¬ развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
¬ развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
¬ развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.
Актуальность выбранной темы
В каждом маленьком ребёнке –
И мальчишке, и девчонке
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило!
Должен он бежать и прыгать,
Всё хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвётся,
Трах-бабах…
И нет его!
Эти строки из замечательной песни Г.Остера, как нельзя лучше отражают деятельность детей дошкольного возраста. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 6-7 лет одним из ведущих видов деятельности и пронизывает все сферы жизни и деятельности детей, в том числе и игровую. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Практический выход: конспект, фотоотчет, картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс; развитие собственного познавательного опыта.
Перспективный план самообразования
Сентябрь
Эксперименты с камнями.
Сформировать представление детей о некоторых свойствах камней.
Октябрь
Путешествие за секретами здоровья.
Обобщение и закрепление представлений детей о здоровье, здоровом питании, витаминах и полезных продуктах.
Ноябрь
Наблюдение, исследование свойств воды в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.
- Вода растворитель. Очищение воды
- Водяная мельница
Закрепление знаний детей о свойствах воды. Формирование у детей потребности к сохранению воды.
Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды-
фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности
-Воздух сжимается.
-Воздух расширяется.
- Почему дует ветер?
Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).
Познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый
Декабрь
Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.
-Испытание магнита
- Компас.
- Мир металлов.
Повышение познавательной активности детей, интереса к предметам окружающего мира.
Познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.
Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.
Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве
Познавательное занятие «Льдинка и снежинка» путём практического исследования (рассматривание снежинок и льдинок через лупу, изготовление и цветных льдинок) побуждать детей делать выводы.
Умение называть сходства и различия снега и льда, делать выводы и умозаключения
Январь
Проект «О чем поспорили Кока-кола и Вода?»
Презентация детского исследовательского проекта «О чем поспорили Кока-кола и Вода»; фотоальбом с результатами опытно-экспериментальной
деятельности по проекту
Февраль
Игра-путешествие в страну «Витаминия»
Формирование представлений детей о здоровье, как одном из
главных ценностей человеческой жизни, закрепление знаний детей о пользе
витаминов, оформление «Витаминного» уголка в группе
Март
Интегрированное занятие «Сахарно морожено на блюдечко положено»
Расширение знаний детей о мороженом, оформление выставки поделок детей, размещение информации о проделанной работе на социальной сети для воспитателей
Апрель
Сила тяготения. Упрямые предметы.
Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
Познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.
Май
Познавательный проект «Чудо пуговка»
Обобщение знаний детей о пуговицах в процессе познавательно-исследовательской деятельности, выставка поделок детей из пуговиц
Работа с родителями
Используемая литература:
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.
- Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил.(Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).
- Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития).
- Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ж.Ребенок в детском саду.2003.№3,4,5.2002.№1.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой.- М.:АРКТИ, 2003.- 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по экологическому воспитанию. Исследовательская деятельность в старшей группе «Волшебница вода».
Основная задача формирование реалистического представления о природе, круговороте воды в природе; продолжение обучения сравнивать, анализировать, обогащение причинно-следственных свя...
Непосредственная образовательная деятельность по экологическому воспитанию. Исследовательская деятельность в старшей группе «Волшебница вода».
Задача: формировать реалистические представления о природе, круговороте воды в природе; продолжать учить сравнивать, анализировать, обогащать причинно-след-ственные связи, способствовать развити...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе « Путешествие в страну Знаний»
Тема: « Путешествие в страну Знаний»Цель: Поддержать интерес детей к познавательно – исследовательской деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием.Задачи: ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Что необходимо растениям для роста и развития»
Основной целью данного конспекта является: расширять представления детей об условиях,необходимых для роста и развития растений (почва, влага, тепло, свет). Формировать представления детей о характерны...
Конспект организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»Программные задачи:Продолжать знакомить детей со свой...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Вода»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Вода»...
Исследовательская деятельность в старшей группе. Проект «Живая ёлочка — зелёная иголочка» (старшая группа)
. Если мы хотим дышать чистым воздухом, то надо постараться отказаться от лесной красавицы, ведь она нам принесет куда больше пользы. Необязательно рубить елку, чтобы встретить Новый год. Ис...