Проект «Рассматривание веток тополя и березы с почками»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Раскрытие почек — ежегодно устраиваемое природой зрелище, которое мы видим в начале весны. Эти часто едва заметные бугорки на лиственных деревьях и кустарниках, иногда величиной в несколько миллиметров, прижимаются к голым веткам и словно только и ждут своего часа. Действительно, время раскрытия почек — феномен, зависящий от природных факторов, призванных защищать растение от последствий слишком раннего пробуждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pochki.docx | 837.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 10 «Снежинка»
городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан
ПРОЕКТ
познавательно – исследовательский
на тему:
«Рассматривание веток тополя и
березы с почками»
(в рамках годового плана)
Подготовила и провела:
Набиуллина Гузалия Расимовна
воспитатель
первой квалификационной
категории
согласовано:
старший воспитатель
___________Миниахметова Д.М.
_________ дата проведения
2022г.
«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский
І. Введение
Мы с детьми заинтересовались, что происходит с деревьями весной, что такое почки, почему появляются листочки, как это происходит.
Актуальность проекта: Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет.
Именно в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей правильное отношение к различным объектам природы, так как в это время закладываются основные способы познания окружающей действительности. Экологическое воспитание в детском саду – это не только передача знаний о природе, но и возможность воспитать у детей эмоциональную отзывчивость, любовь к родной природе, желание беречь ее.
Экологическое образование дошкольников должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.
Проблема: Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают.
Во время прогулки нашли на земле сломанные ветки. Сломанные ветки? Откуда они здесь взялась? Что могло сломать её? Тут то и возникла проблемная ситуация: «Сможем ли мы с вами спасти эти веточки?»
Дети взяли веточки в руки и принесли в группу. Как поведут себя растения, находясь в комнате? Возможна ли вторая жизнь у сломанных веток? Нас это заинтересовала, и мы решили понаблюдать за веточками. Для нашего исследования мы взяли веточки березы и тополя. У детей появилась возможность понаблюдать, что произойдет с ветками. Для сравнения мы поставила их в воду на свет
Вид проекта: краткосрочный проект.
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель.
Сроки реализации: 2-3 недели
Объект: пробуждение природы
Предмет: ветки тополя и березы.
Цель: Развивать интерес к познавательной деятельности через эксперимент – наблюдение за срезанными ветками тополя.
Методические приемы: эксперимент- наблюдение за ветками деревьев, наблюдение за деревьями на прогулке (обобщение, выводы), оформление дневника наблюдений, рисование детьми веток в вазе и рассказывание о своих работах.
Задачи проекта:
1. Прививать любовь к природе родного края, бережного отношения к ней.
2. Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья). Совершенствовать знания детей о том, что дерево – живой организм, и об условиях, необходимых для его существования в природе (вода, тепло, свет).
3. Показать значение воды и тепла для живой природы.
4. Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.
5. Привлечь родителей к проектной деятельности.
Объекты исследований:
Строение, функции и значение частей растения (веточки, почки, листья)
Фактор неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на рост и развитие растения.
Формы работы: Рассматривание, сравнение, наблюдение, уход.
Перспективное планирование:
1. Наблюдение за деревьями: в группу внести несколько веточек тополя и берёзы. Поставить в разные вазочки с водой.
2. Определение, в каких условиях появляются листья из почек.
3. Рассматривание картинок «Деревья», на которых изображены деревья и листья.
4. Сравнение темпов появления листьев на разных деревьях.
5. Рисунки детей (почки и листочки разных деревьев
6. Вывод.
Ожидаемый результат: Предполагаемые продукты проекта
- Распустившиеся листочки на веточках и выросшие корешки.
-Выставка творческих работ.
-После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую распусканию листьев на деревьях (свет, вода, тепло)
Этапы исследования
1 этап. Постановка проблемной ситуации. На прогулке мы заметили сломанные веточки.
После рассмотрения веточек делаем выводы.
Вывод. Заметили, что почки на разных деревьях разной величины и формы: на тополе длинные острые, ярко оранжевые; у берёзы -совсем маленькие, черные;
2 этап. Основной этап. Рассматривание веток. На каждой ветке только почки, как и на ветвях деревьев на улице.
Мы взяли несколько веточек тополя и березы 28 марта 2022 года, и поставили их в группе в вазы с водой. Каждодневное наблюдение с детьми, как почки увеличиваются и появляются первые листочки зарисовывали в дневнике.
Заметили, что почки на разных деревьях разной величины и формы: на тополе длинные острые, ярко оранжевые; у берёзы - совсем маленькие.
Стали наблюдать за всеми изменениями, происходящими с побегами.
-Ребята! Сегодня мы с вами продолжим наблюдение за ветками в вазе.
Ветки какого дерева находятся в первой вазе?
Ветки какого дерева находятся во второй вазе?
Какие изменения произошли с ветками березы и тополя?
А теперь рассмотрим наш дневник. Первый этап наблюдений проходил тогда, когда мы принесли веточки в группу. Какими были веточки березы? (Они были тонкими, коричневыми, опущенными вниз, с множеством боковых веточек, почки маленькие, сережки короткие, коричневые) Какими были веточки тополя? (Они были прямые, высокие, серого цвета, с маленькими коричневыми почками, пахли смолкой, оставляли желтые следы на пальцах). Кира и Маргарита нарисовали ветки в дневнике наблюдений.
Следующее наблюдение мы провели через пять дней. На пятый день 1 апреля набухли почки у тополя, а веточки березы не изменились.
Это был второй этап наблюдений, который мы снова отметили в нашем дневнике. Мы с вами очень обрадовались, когда увидели, что почки тополя набухли, значительно стали больше.
7 апреля появились листочке на ветках тополя, на веточке березы слегка набухли почки.
-Давайте рассмотрим листики тополя? Какие они по форме? Цвету? Гладкие или сморщенные? Какой у них край листа? Почему они оставляют желтые следы на пальцах рук? Пахнут ли листья тополя? Есть ли на ветках сережки?
Итак, мы выяснили, что листья тополя- вытянутые, овальные, ярко-зеленые, гладкие, с ровным краем, пахучие, клейкие. Тополь выделяет смолистые вещества, поэтому может испачкать одежду и руки.
-Ребята, где мы с вами отмечаем результаты наших наблюдений? Сегодня я попрошу Эмилию и Алису зарисовать веточки тополя и березы с , но нужно это сделать в конце наблюдения.
Через несколько дней, веточка тополя распустилась еще больше, а на березы появились первые листочки 11 апреля в понедельник.
-Давайте рассмотрим листики березы? Какие они по форме? Цвету? Гладкие или шероховатые? Какой у них край листа?
Итак, мы выяснили, что листики березы- овальные, шероховатые, ярко-зеленые, с зубчиками по краю листа. Теперь рассмотрим сережки на ветках березы. Что с ними произошло? Правильно, они стали значительно длиннее и зеленее.
-Ребята, скажите, как мы ухаживали за веточками? Для чего нужна вода веточкам? Что еще нужно веточкам, чтобы на них появились листочки? Почему же на улице, в данное время, на деревьях нет листьев? Листики какого дерева распустились быстрее- тополя или березы?
Ребята с большим интересом наблюдали за изменениями, происходящими с веточками тополя в уголке природы. Они с удивлением воспринимали и быстрое набухание почек, и появление первых блестящих, пахучих и клейких листочков. Появление белых тонких корешков на веточках тополя вызвало полный восторг.
Заключение: Познавать окружающий мир, узнавать что-то новое – это всегда очень интересно и увлекательно, поэтому мы решили продолжить свой эксперимент. Как только появится возможность, мы посадим ветки берёзы и тополя в почву и продолжим наблюдения. И может быть, у наших веток будет не такая короткая вторая жизнь, а самая настоящая и долгая. Значение растений в жизни человека очень велико. Если каждый человек за свою жизнь посадит хотя бы одно дерево, то наша планета будет спасена.
Приложение 1
Конспект занятия на тему: «Рассматривание веток берёзы и тополя».
Программные задачи: Научить детей различать ветки берёзы и тополя по характерным признакам.
Ход занятия.
- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, как называется это дерево? (Берёза).
- По каким признакам вы определили, что это берёза? (Ствол белый, листики маленькие, веточки растут вниз, весной появляются серёжки, а потом листики).
- Ребёнок рассказывает стихотворение о берёзе.
- А как называется это дерево? (Тополь).
- По каким признакам вы определили, что это тополь? (На нём есть почки, потом летом появляется пух).
- Какую пользу нам приносит лес? (Лес очищает воздух, деревья дают древесину, вырабатывают кислород).
-Что можно сделать из древесины? (Бумагу).
- Раздаю каждому ребёнку по веточке тополя.
- Что есть на веточке? (Почки). Какие они? (Почками маленькие, длинные, душистые).
- Раздаю каждому ребёнку по веточке берёзы.
- Ребята, сравните почки берёзы и тополя. Веточка какого дерева темнее? (Веточка берёзы темнее).
Подводим итог занятия.
Приложение 3
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
“Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом,
то какова ваша роль?”
Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
1.выбор темы проекта; помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.
Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
2.выдвижение первоначальных идей;
помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.
(Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.)
3. выбор лучшей идеи;
4.планирование проектной деятельности;
может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.
помогают спланировать работу с учётом занятости детей.
помощь в корректировке плана проектной работы,
определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей.
определение промежуточных сроков работы.
5.изучение материала, написание проекта
прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.
изучение необходимого материала по теме проекта.
посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а также книги, периодические издания, Интернет.
При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение обязанностей).
6.оценка и самооценка проекта.
обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами
помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.
Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.
7.презентация проекта.
провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.
Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они: консультируют;
отслеживают выполнение плана;
решают оперативные вопросы;
помогают в предварительной оценке проекта;
участвуют в подготовке презентации;
обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Литература:
- Николаева, С. Н. Юный эколог: программа экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 107 с.
2. Николаева, С. Н. Юный эколог: система работы в младшей группе детского сада: для работы с детьми 2-4 лет / С. Н. Николаева. - Москва : Мозаика-Синтез, 2010. - 76 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Рассматривание комнатных растений и веток деревьев с почками»
Конспект РОД по познавательному развитию с детьми 2 ранней группы....
Рассматривание веток с почками в подготовительной группе.
Отгадайте, пожалуйста, загадку.Весной веселит, летом холодит,Осенью питает, зимой согревает.Дерево....
Конспект непрерывно образовательной деятельности по «Познавательному развитию» для подготовительной группы. Ознакомление с миром природы. «Рассматривание веток тополя и сирени с почками».
Цель: - учить различать по внешнему виду ветки тополя и сирени (по расположению почек на ветке, по рисунку самой ветки, цвету коры);- учить различать ветки с помощью обоняния ( по запаху), с помощью т...
Конспект НОД : "Наблюдение за почками на веточках березы и тополя"
Цель:Познакомить с весенними изменениями в жизни растенийЗадачи:1. Познакомить детей с веточками березы и тополя.2. Способствовать накоплению детьми эмоционально – позитивного опыта общения...
Занятие "Рассматривание комнатных растений и веток тополя с почками"
Цель: учить внимательно слушать и наблюдать; формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложением, обогащать и активизировать словарь по теме (...
Стихи про тополь детские стихи про тополь и тополиный пух для дошкольников:
Стихи про тополь детские стихи про тополь и тополиный пух для дошкольников:...
Познавательное развитие "Рассматривание веток берёзы, ели и тополя"
Познавательное развитие«Рассматривание веток березы, ель, тополя» Цель занятия: формировать умение учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по цвету коры.Задачи: Образоват...