Проект «Рассматривание веток тополя и березы с почками»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Набиуллина Гузалия Расимовна

Раскрытие почек — ежегодно устраиваемое природой зрелище, которое мы видим в начале весны. Эти часто едва заметные бугорки на лиственных деревьях и кустарниках, иногда величиной в несколько миллиметров, прижимаются к голым веткам и словно только и ждут своего часа. Действительно, время раскрытия почек — феномен, зависящий от природных факторов, призванных защищать растение от последствий слишком раннего пробуждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pochki.docx837.96 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 10 «Снежинка»

городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан

ПРОЕКТ 

познавательно – исследовательский

на тему:

          «Рассматривание веток тополя и

                    березы с почками»

                    (в рамках годового плана)

                                                                                              Подготовила и провела:

                                                                                              Набиуллина Гузалия Расимовна

                                                                                              воспитатель

                                                                                              первой квалификационной

                                                                                               категории

                                                                                              согласовано:

                                                                                              старший воспитатель

                                                                                              ___________Миниахметова Д.М.

                                                                                              _________ дата проведения

                                                                                             

                                                         

                                                     

2022г.

               

«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. А. Сухомлинский

І. Введение

Мы с детьми заинтересовались, что происходит с деревьями весной, что такое почки, почему появляются листочки, как это происходит.

Актуальность проекта: Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет.

Именно в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей правильное отношение к различным объектам природы, так как в это время закладываются основные способы познания окружающей действительности. Экологическое воспитание в детском саду – это не только передача знаний о природе, но и возможность воспитать у детей эмоциональную отзывчивость, любовь к родной природе, желание беречь ее.

Экологическое образование дошкольников должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. 

Проблема: Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают.

Во время прогулки нашли на земле сломанные ветки. Сломанные ветки?  Откуда они здесь взялась?  Что могло сломать её?  Тут то и возникла проблемная ситуация: «Сможем ли мы с вами спасти эти веточки?»

Дети взяли веточки в руки и принесли в группу. Как поведут себя растения, находясь в комнате? Возможна ли вторая жизнь у сломанных веток? Нас это заинтересовала, и мы решили понаблюдать за веточками. Для нашего исследования мы взяли веточки березы и тополя. У детей появилась возможность понаблюдать, что произойдет с ветками. Для сравнения мы поставила их в воду на свет

Вид проекта: краткосрочный проект.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель.

Сроки реализации: 2-3 недели

Объект: пробуждение природы

Предмет: ветки тополя и березы.

Цель: Развивать интерес к познавательной деятельности через эксперимент – наблюдение за срезанными ветками тополя.

Методические приемы: эксперимент- наблюдение за ветками деревьев, наблюдение за деревьями на прогулке (обобщение, выводы), оформление дневника наблюдений, рисование детьми веток в вазе и рассказывание о своих работах.

Задачи проекта: 

1. Прививать любовь к природе родного края, бережного отношения к ней.

2. Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья). Совершенствовать знания детей о том, что дерево – живой организм, и об условиях, необходимых для его существования в природе (вода, тепло, свет).

3. Показать значение воды и тепла для живой природы.

4. Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.

5. Привлечь родителей к проектной деятельности.

Объекты исследований:

 Строение, функции и значение частей растения (веточки, почки, листья)

 Фактор неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на рост и развитие растения.

Формы работы: Рассматривание, сравнение, наблюдение, уход.

Перспективное планирование:

1. Наблюдение за деревьями: в группу внести несколько веточек тополя и берёзы. Поставить в разные вазочки с водой.

2. Определение, в каких условиях появляются листья из почек.

3. Рассматривание картинок «Деревья», на которых изображены деревья и листья.

4. Сравнение темпов появления листьев на разных деревьях.

5. Рисунки детей (почки и листочки разных деревьев

6. Вывод.

Ожидаемый результат: Предполагаемые продукты проекта

- Распустившиеся листочки на веточках и выросшие корешки.

-Выставка творческих работ.

-После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую распусканию листьев на деревьях (свет, вода, тепло)

Этапы исследования

1 этап. Постановка проблемной ситуации.  На прогулке мы заметили сломанные веточки.

IMG_2598

IMG_2599

После рассмотрения веточек делаем выводы.

Вывод. Заметили, что почки на разных деревьях разной величины и формы: на тополе длинные острые, ярко оранжевые; у берёзы -совсем маленькие, черные;

2 этап. Основной этап. Рассматривание веток. На каждой ветке только почки, как и на ветвях деревьев на улице.

Мы взяли несколько веточек тополя и березы 28 марта 2022 года, и поставили их в группе в вазы с водой. Каждодневное наблюдение с детьми, как почки увеличиваются и появляются первые листочки зарисовывали в дневнике.

Заметили, что почки на разных деревьях разной величины и формы: на тополе длинные острые, ярко оранжевые; у берёзы - совсем маленькие.

 Стали наблюдать за всеми изменениями, происходящими с побегами.

-Ребята! Сегодня мы с вами продолжим наблюдение за ветками в вазе.

Ветки какого дерева находятся в первой вазе?

Ветки какого дерева находятся во второй вазе?

Какие изменения произошли с ветками березы и тополя?

А теперь рассмотрим наш дневник. Первый этап наблюдений проходил тогда, когда мы принесли веточки в группу. Какими были веточки березы? (Они были тонкими, коричневыми, опущенными вниз, с множеством боковых веточек, почки маленькие, сережки короткие, коричневые) Какими были веточки тополя? (Они были прямые, высокие, серого цвета, с маленькими коричневыми почками, пахли смолкой, оставляли желтые следы на пальцах). Кира и Маргарита нарисовали ветки в дневнике наблюдений.  

IMG_2688

IMG_2689

Следующее наблюдение мы провели через пять дней.  На пятый день 1 апреля набухли почки у тополя, а веточки березы не изменились. 

IMG_2307

 

Это был второй этап наблюдений, который мы снова отметили в нашем дневнике. Мы с вами очень обрадовались, когда увидели, что почки тополя набухли, значительно стали больше.

IMG_2333IMG_2334

7 апреля появились листочке на ветках тополя, на веточке березы слегка набухли почки.

-Давайте рассмотрим листики тополя? Какие они по форме? Цвету? Гладкие или сморщенные? Какой у них край листа? Почему они оставляют желтые следы на пальцах рук? Пахнут ли листья тополя? Есть ли на ветках сережки?

Итак, мы выяснили, что листья тополя- вытянутые, овальные, ярко-зеленые, гладкие, с ровным краем, пахучие, клейкие. Тополь выделяет смолистые вещества, поэтому может испачкать одежду и руки.

-Ребята, где мы с вами отмечаем результаты наших наблюдений? Сегодня я попрошу Эмилию и Алису зарисовать веточки тополя и березы с , но нужно это сделать в конце наблюдения. 

IMG_2462IMG_2461

Через несколько дней, веточка тополя распустилась еще больше, а на березы появились первые листочки 11 апреля в понедельник.

-Давайте рассмотрим листики березы? Какие они по форме? Цвету? Гладкие или шероховатые? Какой у них край листа?

Итак, мы выяснили, что листики березы- овальные, шероховатые, ярко-зеленые, с зубчиками по краю листа. Теперь рассмотрим сережки на ветках березы. Что с ними произошло? Правильно, они стали значительно длиннее и зеленее.

IMG_2691

-Ребята, скажите, как мы ухаживали за веточками? Для чего нужна вода веточкам? Что еще нужно веточкам, чтобы на них появились листочки? Почему же на улице, в данное время, на деревьях нет листьев? Листики какого дерева распустились быстрее- тополя или березы?

Ребята с большим интересом наблюдали за изменениями, происходящими с веточками тополя в уголке природы. Они с удивлением воспринимали и быстрое набухание почек, и появление первых блестящих, пахучих и клейких листочков. Появление белых тонких корешков на веточках тополя вызвало полный восторг.

Заключение: Познавать окружающий мир, узнавать что-то новое – это всегда очень интересно и увлекательно, поэтому мы решили продолжить свой эксперимент. Как только появится возможность, мы посадим ветки берёзы и тополя в почву и продолжим наблюдения. И может быть, у наших веток будет не такая короткая вторая жизнь, а самая настоящая и долгая. Значение растений в жизни человека очень велико. Если каждый человек за свою жизнь посадит хотя бы одно дерево, то наша планета будет спасена. 

                                                                            Приложение 1

Конспект занятия на тему: «Рассматривание веток берёзы и тополя».

Программные задачи: Научить детей различать ветки берёзы и тополя по характерным признакам.

Ход занятия.

- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, как называется это дерево? (Берёза).

- По каким признакам вы определили, что это берёза? (Ствол белый, листики маленькие, веточки растут вниз, весной появляются серёжки, а потом листики).

- Ребёнок рассказывает стихотворение о берёзе.

- А как называется это дерево? (Тополь).

- По каким признакам вы определили, что это тополь? (На нём есть почки, потом летом появляется пух).

- Какую пользу нам приносит лес? (Лес очищает воздух, деревья дают древесину, вырабатывают кислород).

-Что можно сделать из древесины? (Бумагу).

- Раздаю каждому ребёнку по веточке тополя.

- Что есть на веточке? (Почки). Какие они? (Почками маленькие, длинные, душистые).

- Раздаю каждому ребёнку по веточке берёзы.

- Ребята, сравните почки берёзы и тополя. Веточка какого дерева темнее? (Веточка берёзы темнее).

Подводим итог занятия.

Приложение 3

                                    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

“Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом,

 то какова ваша роль?”

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

1.выбор темы проекта; помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

2.выдвижение первоначальных идей;

помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;

записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

(Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.)

3. выбор лучшей идеи;

4.планирование проектной деятельности;

может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.

помогают спланировать работу с учётом занятости детей.

помощь в корректировке плана проектной работы,

определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей.

определение промежуточных сроков работы.

5.изучение материала, написание проекта

прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.

изучение необходимого материала по теме проекта.

посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а также книги, периодические издания, Интернет.

При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение обязанностей).

6.оценка и самооценка проекта.

обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами

помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.

7.презентация проекта.

провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.

Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они: консультируют;

отслеживают выполнение плана;

решают оперативные вопросы;

помогают в предварительной оценке проекта;

участвуют в подготовке презентации;

обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Литература:

  1. Николаева, С. Н. Юный эколог: программа экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 107 с.

2. Николаева, С. Н. Юный эколог: система работы в младшей группе детского сада: для работы с детьми 2-4 лет / С. Н. Николаева. - Москва : Мозаика-Синтез, 2010. - 76 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Рассматривание комнатных растений и веток деревьев с почками»

Конспект РОД по познавательному развитию с детьми 2 ранней группы....

Рассматривание веток с почками в подготовительной группе.

Отгадайте, пожалуйста, загадку.Весной веселит, летом холодит,Осенью питает, зимой согревает.Дерево....

Конспект непрерывно образовательной деятельности по «Познавательному развитию» для подготовительной группы. Ознакомление с миром природы. «Рассматривание веток тополя и сирени с почками».

Цель: - учить различать по внешнему виду ветки тополя и сирени (по расположению почек на ветке, по рисунку самой ветки, цвету коры);- учить различать ветки с помощью обоняния ( по запаху), с помощью т...

Конспект НОД : "Наблюдение за почками на веточках березы и тополя"

Цель:Познакомить с весенними изменениями в жизни растенийЗадачи:1. Познакомить детей с веточками березы и тополя.2. Способствовать накоплению детьми эмоционально – позитивного опыта общения...

Занятие "Рассматривание комнатных растений и веток тополя с почками"

Цель: учить внимательно слушать и наблюдать; формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложением, обогащать и активизировать словарь по теме (...

Стихи про тополь детские стихи про тополь и тополиный пух для дошкольников:

Стихи про тополь детские стихи про тополь и тополиный пух для дошкольников:...

Познавательное развитие "Рассматривание веток берёзы, ели и тополя"

Познавательное развитие«Рассматривание веток березы, ель, тополя» Цель занятия: формировать умение учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по цвету коры.Задачи: Образоват...