Познавательное развитие "Рассматривание веток берёзы, ели и тополя"
план-конспект занятия (старшая группа)

Шелковникова Ирина Юрьевна

Познавательное развитие

«Рассматривание веток березы, ель, тополя»

 

Цель занятия: формировать умение учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по цвету коры.

Задачи:

Образовательные: формировать разнообразные обследовательские действия, дифференцированное восприятие. Учить отражать увиденное в точном слове.

Развивающие: обогащать словарь детей новыми словами

Воспитательные: воспитывать учебные умения: точно следовать плану наблюдения, находить ответы на вопросы в собственных наблюдениях.

Словарная работа: ветки, тополь, берёза, липа, почки

Подготовительная работа: подготовить материал

Материалы и оборудование: ветки деревьев.

Ход занятия.

Организационно-мотивационный этап

Здравствуйте!

Ребята, какое сейчас время года? Как вы догадались? Почему? Какие изменения происходят в растительном мире зимой? Как зимой можно различить деревья в безлистном состоянии? (ответы детей).
- Сегодня я научу вас отличать березу и тополь по веткам без листьев, цветов. Показать детям ветки, стоящие в вазах. Дать задание: поднять названную воспитателем ветку, объяснить, как ее узнали. Затем предложить положить на стол две ветки рядом (береза и тополь) и ответить на вопросы:

  1. Как узнали, что это ветки берёзы и тополя?
  2. Какая поверхность коры на ощупь у тополя, берёзы?

Какого цвета кора у этих веток?

Основной этап

Предложить осторожно согнуть ветки: узнать гибкие они или хрупкие.
Сравнить их по толщине, какая кора у этих веток?
- Какая тоньше? Определить, одинаковые ли у них почки? (У тополя почки крупнее, зеленовато-бурые с блестящим смолистым налетом, душистые и клейкие.)
С помощью исследовательских действий установить величину почек. их запах, цвет. Затем предложить детям рассмотреть еловую ветку. Спросить, как узнали еловую ветку? (Ель - хвойное вечнозеленое дерево, её веточки всегда с иголками - необычными листьями, с помощью которых деревья дышат, берут у солнца свет и тепло.)У ели есть продолговатые шишки светло-бурой окраски. Какого цвета кора у еловой ветки? Чем пахнет ель? Сравнить ветку ели с ветками тополя, березы (по цвету коры, запаху, наличию листьев, почек, шишек и т. д. Предложить детям поставить ветки тополя и березы в вазы с водой: в каждую - ветку одного вида. Дать задание: понаблюдать, какие ветки быстрее с распустятся.

Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(соответствующие движения)

Дети, давайте сравним ветку березы и ели. Веточки ели светло-коричневого цвета, покрыты хвоей.

- Мохнатые ветки ели похожи на большие лапы. Их так и называют – лапником. Хвоинки – иголочки плотно сидят на ветках.

- С одной стороны ветки их больше, т. к. они повернуты к солнцу, с другой – совсем мало. Дети рассматривают ветку.

Это дерево не сбрасывает хвою на зиму, как другие деревья – листья. Она сбрасывает хвою постепенно, в течение определенного времени. Одни иголочки постепенно желтеют и опадают, а новые, молоденькие постепенно отрастают.

- Дети, а есть у этой веточки почки? (ответы детей).

Воспитатель: да, на конце каждой веточки есть почки, из которых весной появляются цветы, а потом и шишки. Шишки у ели и сосны появляются только через 2 года.

 Давайте поиграем в игру: «Найди ветку в ответ на загадку».

Воспитатель загадывает детям веточку, т. е. рассказывает об ее особенностях и предлагали отгадать по описанию. Затем предлагали детям показать загаданную ветку и назвать ее.

***

Тоненькие ветки, маленькие почки.

У дерева белая кора, их них хорошие дрова.

***

Коричневато-серая ветка,

Острые почки, клейкие листочки.

***

Не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год.

Дети отгадывали ветку и на ощупь (тополь, березу, сирень).

Заключительный этап

-Чем мы сегодня занимались?

- Что узнали нового?

- В какую игру играли?

- Что больше всего вам понравилось на занятии?


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznav_razvit_vetki_derevev.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие

«Рассматривание веток березы, ель, тополя»

Цель занятия: формировать умение учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по цвету коры.

Задачи:

Образовательные: формировать разнообразные обследовательские действия, дифференцированное восприятие. Учить отражать увиденное в точном слове.

Развивающие: обогащать словарь детей новыми словами

Воспитательные: воспитывать учебные умения: точно следовать плану наблюдения, находить ответы на вопросы в собственных наблюдениях.

Словарная работа: ветки, тополь, берёза, липа, почки

Подготовительная работа: подготовить материал

Материалы и оборудование: ветки деревьев.

Ход занятия.

Организационно-мотивационный этап

Здравствуйте!

Ребята, какое сейчас время года? Как вы догадались? Почему? Какие изменения происходят в растительном мире зимой? Как зимой можно различить деревья в безлистном состоянии? (ответы детей).
- Сегодня я научу вас отличать березу и тополь по веткам без листьев, цветов. Показать детям ветки, стоящие в вазах. Дать задание: поднять названную воспитателем ветку, объяснить, как ее узнали. Затем предложить положить на стол две ветки рядом (береза и тополь) и ответить на вопросы:

  1. Как узнали, что это ветки берёзы и тополя?
  2. Какая поверхность коры на ощупь у тополя, берёзы?

Какого цвета кора у этих веток?

Основной этап

Предложить осторожно согнуть ветки: узнать гибкие они или хрупкие.
Сравнить их по толщине, какая кора у этих веток?
- Какая тоньше? Определить, одинаковые ли у них почки? (У тополя почки крупнее, зеленовато-бурые с блестящим смолистым налетом, душистые и клейкие.)
С помощью исследовательских действий установить величину почек. их запах, цвет. Затем предложить детям рассмотреть еловую ветку. Спросить, как узнали еловую ветку? (Ель - хвойное вечнозеленое дерево, её веточки всегда с иголками - необычными листьями, с помощью которых деревья дышат, берут у солнца свет и тепло.)У ели есть продолговатые шишки светло-бурой окраски. Какого цвета кора у еловой ветки? Чем пахнет ель? Сравнить ветку ели с ветками тополя, березы (по цвету коры, запаху, наличию листьев, почек, шишек и т. д. Предложить детям поставить ветки тополя и березы в вазы с водой: в каждую - ветку одного вида. Дать задание: понаблюдать, какие ветки быстрее с распустятся.

Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(соответствующие движения)

Дети, давайте сравним ветку березы и ели. Веточки ели светло-коричневого цвета, покрыты хвоей.

- Мохнатые ветки ели похожи на большие лапы. Их так и называют – лапником. Хвоинки – иголочки плотно сидят на ветках.

- С одной стороны ветки их больше, т. к. они повернуты к солнцу, с другой – совсем мало. Дети рассматривают ветку.

Это дерево не сбрасывает хвою на зиму, как другие деревья – листья. Она сбрасывает хвою постепенно, в течение определенного времени. Одни иголочки постепенно желтеют и опадают, а новые, молоденькие постепенно отрастают.

- Дети, а есть у этой веточки почки? (ответы детей).

Воспитатель: да, на конце каждой веточки есть почки, из которых весной появляются цветы, а потом и шишки. Шишки у ели и сосны появляются только через 2 года.

 Давайте поиграем в игру: «Найди ветку в ответ на загадку».

Воспитатель загадывает детям веточку, т. е. рассказывает об ее особенностях и предлагали отгадать по описанию. Затем предлагали детям показать загаданную ветку и назвать ее.

***

Тоненькие ветки, маленькие почки.

У дерева белая кора, их них хорошие дрова.

***

Коричневато-серая ветка,

Острые почки, клейкие листочки.

***

Не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год.

Дети отгадывали ветку и на ощупь (тополь, березу, сирень).

Заключительный этап

-Чем мы сегодня занимались?

- Что узнали нового?

- В какую игру играли?

- Что больше всего вам понравилось на занятии?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимняя прогулка к тополям

формировать представление о значении тополей как защитников и биологических очистителей воздуха в промышленном городе, о неприхотливости к условиям произрастания, высокой степени пылеулавливания, соде...

Трудные взрослые или не проси груш у тополя

Как часто будущие родители не только заранее покупают чепчики, распашонки и придумывают имя своему наследнику, но и творят его образ, сочиняют биографию....

Конспект образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Тополь-тополиный пух, вред и польза»

Тема: "Тополь- тополиный пух, вред и польза.Цель:сформировать знания детей о свойствах тополиного пуха, готовность к участию поисковой деятельности. Для проведения занятия использовала раличные формы ...

Сохранение тополей на участке детского сада – это залог чистоты воздуха»

Тема работы: «Сохранение тополей на участке детского сада – это залог чистоты воздуха»Объект исследования: дерево тополь.Актуальность моей работы я вижу в том, что знание о пользе дерева тополь для ч...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» для детей подготовительного возраста Тема: «Зарисовка веточки тополя с натуры»

Цель: развивать творческие способности детейЗадачи:Образовательные:1.     Уточнять и углублять представления детей о частях деревьев и их отличительных признаках2....

Конспект непрерывно образовательной деятельности по «Познавательному развитию» для подготовительной группы. Ознакомление с миром природы. «Рассматривание веток тополя и сирени с почками».

Цель: - учить различать по внешнему виду ветки тополя и сирени (по расположению почек на ветке, по рисунку самой ветки, цвету коры);- учить различать ветки с помощью обоняния ( по запаху), с помощью т...

Стихи про тополь детские стихи про тополь и тополиный пух для дошкольников:

Стихи про тополь детские стихи про тополь и тополиный пух для дошкольников:...