Проект «Планетарий, как пространственная среда ДОУ посредством художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»
проект
Проект формирует познавательный интерес дошкольников о космосе и Вселенной и отражает специфику взаимодействия педагога с детьми в познавательно-исследовательском центре «Мини-планетарий»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mini-planetariy_.docx | 53.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«Детский сад № 500»
630073, г. Новосибирск, ул. Стартовая, 1/3, Тел. 347-41-61
Проект
«Планетарий, как пространственная среда ДОУ посредством художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»
Руководитель проекта: старший воспитатель 1 категории
Конторова Ирина Григорьевна
Творческая группа воспитателей 1 категории:
Архипова Елена Владимировна
Денисенко Анастасия Николаевна
Похламкова Людмила Николаевна
Новосибирск 2019
Проект
«Планетарий, как пространственная среда ДОУ посредством художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»
Паспорт проекта
Название и тип проекта | Проект познавательно-исследовательский, творческий «Планетарий, как пространственная среда ДОУ посредством художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста» |
Участники проекта | Педагоги ДОУ, воспитанники, родители |
Сроки реализации проекта | Январь 2019 - май 2020 |
Цель проекта | Совершенствование качества образовательного процесса в МАДОУ посредством организации познавательно-исследовательского центра «Мини-планетарий». |
Задачи проекта | - создать условия для развития самостоятельной деятельности воспитанников; - разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы для творческого развития воспитанников; - внедрять инновационные и нетрадиционные техники различных видов изобразительной деятельности; - обогатить социальный опыт каждого ребенка на основе ближайшего окружения. |
Этапы проведения проекта | I этап. Организационный Цель: Создание условий для проектирования в МАДОУ д/с №500 развивающего образовательного пространства по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. II этап. Практический Цель: Разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих эффективное функционирование познавательно-исследовательского центра «Мини-планетарий». ОО Физическая культура. Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость. ОО Здоровье. Закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам. ОО Безопасность. Приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего мира природы.
Обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её. ОО Социализация. Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение. Способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща. ОО Труд. Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в разных конструкциях. Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом, различными видами «Конструкторов». ОО Познание. Дать детям элементарные знания о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о звёздах, созвездиях; их разнообразии. Познакомить детей с понятием “планета”. Познакомить детей со строением Солнечной системы. Дать представление о нашей Галактике Млечный путь, планетах (Земля, Марс, Венера, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Юпитер); их особенностях. Дать элементарные знания о Луне – спутнице Земли. Дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, познакомить с моделью земли – глобусом Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным. Рассказать детям о первых живых существах в космическом пространстве, собаках. ОО Развитие речи. Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх. Осуществлять словарную работу, Активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Развивать умение связно, последовательно составлять рассказы по мнемотаблицам. Развивать память, мышление, воображение. ОО Чтение художественной литературы. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой. ОО Художественное творчество. Развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать «Космос», и передавать характерные особенности средствами рисунка. Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках Учить детей фантазировать, воплощать в реальности свои фантазии, оценивать свою деятельность. Закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. ОО Музыка. Формирование эстетического отношения к окружающему миру через музыку и движение Учить слышать и понимать музыкальный образ, характер и настроение, выраженные в музыке Развивать пластику и выразительность движений. III этап. Аналитико-обобщающий Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по организации познавательно-исследовательской деятельности детей в МАДОУ. |
Планируемые результаты проекта | Для педагогов: - в МАДОУ д/с №500 организован познавательно-исследовательский центр «Мини-планетарий»; - приведена в соответствие с требованиями ФГОС материально-техническая, информационно-технологическая и учебно-методическая база дошкольного учреждения по познавательному развитию дошкольников; - разработана модель организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста; - сформирована профессиональная компетентность педагогов МАДОУ по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста; - разработан тематический план занятий в старшей и подготовительной группах. Для детей: Ожидаемые результаты- знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизируются, обогатится активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т.д. Значительно расширится кругозор детей в процессе экскурсий, посещения музеев, планетария. Дети увидят, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствуют себя причастными к ней. Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом. Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям доступно овладение элементарными знаниями о космосе. |
Продукты проекта | 1. Комплект методических документов по формированию профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. 2. Модель организации образовательного пространства МАДОУ по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. 3. Фотовыставка «Космическое путешествие». 4. Логическое лото, космические кроссворды, ребусы, магнитное лото, атрибуты для фотосессии, космические сказки, детско-родительские поделки. |
Пояснительная записка
Познавательно-исследовательская деятельность – это одно из актуальных направлений развития детей дошкольного возраста.
Именно в процессе познавательных и исследовательских действий ребенок получает возможность познать окружающий мир, получить представления о предметах и явлениях. У него активизируются мыслительные процессы, развивается элементарная способность анализировать, выявлять простейшие зависимости и причинно-следственные связи.
Познавательно-исследовательская деятельность способствует всестороннему развитию воспитанников, проявлению их индивидуальных способностей и обеспечивает реализацию основной образовательной программы дошкольного образования в области познавательного развития дошкольников.
ФГОС дошкольного образования обозначил конкретные задачи по данному направлению:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и другие задачи.
Принимая во внимание данные задачи и значимость познавательного развития в жизни ребенка, в нашем дошкольном учреждении ежегодно проводятся различные мероприятия, способствующие реализации задач образовательной области «Познавательное развитие»:
- методические мероприятия по познавательному развитию дошкольников;
- открытые показы образовательной деятельности с детьми по данному направлению;
- управленческие мероприятия: мониторинг РППС, контроль, анкетирование педагогов.
Однако, для совершенствования образовательного пространства в ДОУ, а также с целью более полного удовлетворения потенциальных возможностей и потребностей в познавательном развитии детей дошкольного возраста, возникла необходимость в обновлении и дальнейшем развитии содержания образовательного процесса.
В связи с этим, педагогическим коллективом МАДОУ д/с №500 было решено организовать познавательно-исследовательский центр «Мини-планетарий».
Образовательная миссия Мини-планетария состоит в том, чтобы:
1. Реализовать принцип индивидуализации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
2. Реализовать принцип вариативности дошкольного образования.
3. Обновить содержательный компонент основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ.
3. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду МАДОУ.
Новизна и особенность организации работы в данном центре состоит в том, что формирование познавательной сферы дошкольников о космосе и Вселенной рассматривается в рамках интеграции с художественно-эстетической деятельностью.
Благодаря интеграции, традиционные, общепринятые в дошкольной педагогике формы и методы познавательного развития наполняются новым смыслом и отражают специфику взаимодействия педагога с детьми в Мини-планетарии.
Осваивать и закреплять различные знания и конкретные практические умения дошкольники будут в процессе продуктивных видов изобразительной деятельности, таких как:
1. Рисование (раскрашивание, обведение трафаретов, рисование пальчиками, ладошками).
2. Лепка из пластилина, глины, слоеного теста.
3. Работа с бумагой в конструировании и аппликации (использование техник объемной и отрывной аппликации, конструирование из природного материала, конструирование из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов и др.).
В процессе продуктивных видов деятельности будут развиваться не только познавательные и сенсорные способности, но и такие важные качества личности ребенка как активность, инициативность, умение работать в коллективе и взаимодействовать со сверстниками.
Образовательная деятельность в Мини-планетарии также позволит:
- создать условия для развития самостоятельной деятельности воспитанников;
- разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы для творческого развития воспитанников;
- внедрять инновационные и нетрадиционные техники различных видов изобразительной деятельности;
- обогатить социальный опыт каждого ребенка на основе ближайшего окружения.
Для решения всех организационных и управленческих вопросов был разработан данный проект: «Проектирование образовательного пространства ДОУ по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Цель проекта: Совершенствование качества образовательного процесса в ДОУ посредством организации познавательно-исследовательского центра «Мини-планетарий».
Задачи:
- Создать научно-методические, кадровые и материально-технические условия для организации Мини-планетария.
- Организовать комплекс методических мероприятий, направленных на освоение педагогами профессиональных компетенций по познавательному развитию воспитанников в рамках познавательно-исследовательского центра.
- Сформировать и закрепить на практике знания педагогов, необходимые для организации познавательно-исследовательской деятельностей детей.
- Разработать модель познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на основе Мини-планетария.
Ресурсы проекта:
1. Материально-технические. Развивающая предметно-пространственная среда учреждения по познавательному развитию дошкольников может и должна соответствовать требованиям ФГОС ДО.
2. Кадровые. Необходимо повышение профессиональной компетентности педагогов по совершенствованию образовательного процесса с детьми дошкольного возраста в рамках образовательной области «Познавательное развитие»
3. Методические. Требуется разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих:
- организацию познавательно-исследовательского центра «Мини-планетарий»;
- повышение профессиональной компетентности педагогов;
- создание модели образовательного пространства ДОУ по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Риски и пути преодоления рисков
Риски:
1. Пассивное участие педагогов в проекте.
2. Недостаток игрового оборудования, пособий и материалов для обогащения и разнообразия РППС по познавательно-исследовательской деятельности в рамках Мини-планетария.
3. Недостаточная готовность педагогов к включению родителей (законных представителей) в организацию познавательно-исследовательской деятельности своих детей.
Пути преодоления рисков:
1. Поддержка каждого педагога в решении проблем проектирования РППС и организации образовательного процесса на основе Мини-планетария.
2. Создание системы стимулирования и поощрения активной деятельности педагогов посредством моральных и материальных стимулов.
3. Разработка методических мероприятий с целью вовлечения педагогов к реализации задач проекта.
4. Разработка научно-методического обеспечения проекта.
5. Материально-техническое обеспечение проекта.
6. Привлечение родителей к участию в проекте посредством совершенствования содержания и форм взаимодействия детского сада и семьи.
7. Взаимодействие с социальными партнерами по совершенствованию познавательной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Механизм оценки эффективности проекта
- Анкетирование среди родителей.
- Тестирование и анкетирование педагогов по вопросам организации взаимодействия с детьми в рамках Мини-планетария.
- Анализ реализации этапов проекта.
- Мониторинг развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по образовательной области «Познавательное развитие».
- Мониторинг освоения воспитанниками ООП по образовательной области «Познавательное развитие».
Этапы реализации проекта
Этап | Срок | Содержание |
I этап. Организационный Цель: Создание условий в ДОУ для организации познавательно-исследовательского центра «Мини-планетарий». | 1. Анализ соответствия условий ДОУ современным требованиям. 2. Разработка пакета документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в учреждении в соответствии с ФГОС ДО. 3. Разработка и утверждение плана-графика методического сопровождения по организации познавательно-исследовательского центра «Мини-планетарий». 4. Пополнение фонда методических пособий и литературы ДОУ по познавательному развитию дошкольников, в частности по космосу. 5. Оснащение учреждения средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, модулями, игровым и дидактическим оборудованием в соответствии со спецификой Мини-планетария. 6. Заключение договоров с социальными партнерами. | |
II этап. Внедренческий Цель: Разработка и реализация управленческих и методических мероприятий, обеспечивающих функционирование Мини-планетария и формирование профессиональной компетентности педагогов по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников. | 1. Организация развивающих предметно-пространственных зон в Мини-планетарии: - Исследовательской лаборатории; - Творческой мастерской; - Музея истории космонавтики. 2. Формирование и закрепление на практике профессиональных знаний и умений педагогов, необходимых для эффективной реализации познавательного развития дошкольников. 3. Обеспечение постоянного роста профессиональной компетентности воспитателей посредством проведения консультаций, семинаров, мастер-классов, конкурсов и др. мероприятий. 4. Вовлечение в проект социальных партнеров и родителей. | |
III этап. Аналитико-обобщающий Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по организации познавательно-исследовательского центра «Мини-планетарий». | 1. Подведение итогов работы над проектом: - анкетирование родителей, - анкетирование воспитателей; - представление продуктов проекта. 2. Анализ мониторинга. 3. Популяризация опыта работы перед педагогическим сообществом. |
План-график реализации проекта
I этап. Организационный
№ | Мероприятия этапа | Ответственные |
1. | Создание творческой группы по организации в МАДОУ д/с №500 мероприятий, направленных: - совершенствование РППС дошкольного учреждения; - на формирование профессиональных компетенций педагогов; - развитие познавательно-исследовательской деятельности воспитанников. | Ст. воспитатель |
2. | Проведение методических заданий и тестов «Формы работы с детьми по развитию познавательно-исследовательской деятельности», «Проектирование познавательной развивающей образовательной среды в группе и в Мини-планетарии». | Ст. воспитатель, члены творческой группы |
3. | Разработка управленческих мероприятий и принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние материально-хозяйственной деятельности в ДОУ (приобретение материалов и оборудования для Мини-планетария, подготовка рекреаций и помещений ДОУ под данный познавательно-исследовательский центр). | Заведующий, ст. воспитатель |
4. | Разработка консультаций и презентаций для педагогов: - «Создание условий для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников», - «Зонирование познавательно-исследовательских зон в Мини-планетарии с учетом психологических и возрастных особенностей воспитанников», - «Мотивационные ситуации для детей в процессе ознакомления их с космосом», - «Методика проведения опытов с детьми дошкольного возраста», - «Создание психологически комфортной образовательной среды в Мини-планетарии посредством интеграции образовательных областей «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» и др. | Ст. воспитатель, члены творческой группы |
5. | Разработка Рабочей программы по познавательному развитию детей дошкольного возраста на основе познавательно-исследовательского центра «Мини-планетарий». | Ст. воспитатель, члены творческой |
6. | Проведение мониторинга образовательных потребностей и профессиональных дефицитов педагогов по организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми (диагностические наблюдения, контрольные срезы, тесты). | Ст. воспитатель, члены творческой группы |
7. | Проведение конкурса дизайн-проектов Мини-планетария среди педагогов ДОУ. | Ст. воспитатель, члены творческой группы, воспитатели |
II этап. Внедренческий
№ | Мероприятия этапа | Ответственные |
1. | Проведение семинаров-практикумов: - «Современные методы работы с воспитанниками в процессе познавательно-исследовательской деятельности», - «Педагогическое сопровождение самостоятельной исследовательской деятельности детей в специально организованной предметно-пространственной среде Мини-планетария» | Ст. воспитатель, члены творческой группы |
2. | Проведение конкурсов «Инновация года», «Лучшая развивающая образовательная ситуация в Мини-планетарии» | Ст. воспитатель, члены творческой группы |
3. | Организация мастер-класса: «Исследовательские игры для детей дошкольного возраста» | Ст. воспитатель |
4. | Проведение МО с воспитателями разных возрастных групп на тему «Вариативные формы интеграции познавательной и художественно-эстетической деятельности дошкольников» | Ст. воспитатель |
5. | Проведение педагогического совета «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях Мини-планетария» | Ст. воспитатель |
6. | Проведение открытых просмотров образовательных мероприятий с детьми | Ст. воспитатель, члены творческой группы, воспитатели |
7. | Организация взаимопосещений педагогами образовательных мероприятий в других возрастных группах в рамках преемственности задач и содержания познавательно-исследовательской деятельности детей | Ст. воспитатель, |
8. | Проведение консультаций для родителей: «Наш планетарий», «Знакомим детей с космосом», «Что такое исследовательская деятельность?», «Как проводить опыты в домашних условиях?», «Воспитываем юных исследователей», «Как развивать познавательный интерес у детей дошкольного возраста?». | Воспитатели |
9. | Организация совместных мероприятий ДОУ и семьи для обеспечения преемственности в вопросах познавательного развития детей. | Воспитатели |
10 | Организация взаимодействия с социальными партнерами:
| Заведующий, ст. воспитатель, члены творческой группы, воспитатели |
III этап. Аналитико-обобщающий
№ | Мероприятия этапа | Ответственные |
1. | Отслеживание результатов проекта и соотнесение полученных результатов с планируемыми. | Ст. воспитатель, члены творческой группы, |
2. | Оценка степени соответствия материально-технического обеспечения и дидактических средств обучения в Мини-планетарии требованиям ФГОС ДО. | Ст. воспитатель, члены творческой группы, |
3. | Представление опыта в форме: - аналитического отчета «Обновление развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»; - презентации «Модель организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» | Ст. воспитатель, |
4. | Итоговое мероприятие: Научно-практический семинар «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях познавательно-исследовательского центра «Мини-планетарий». | Ст. воспитатель, члены творческой группы, воспитатели, приглашенные коллеги. |
Модель
организации познавательно-исследовательской деятельности
детей дошкольного возраста в МАДОУ д/с №500
№ | Структура модели | Содержание деятельности |
1. | Система методического сопровождения педагогов | организация методических мероприятий: семинаров, мастер-классов, методических объединений, педагогических советов, консультаций |
2. | Психологически безопасная и комфортная образовательная среда | - учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; - оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников; - создание доброжелательной атмосферы в группах и в ДОУ; - поддержка инициативы и активности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности. |
3. | Развивающая предметно-пространственная среда | оснащение пространства Мини-планетария и групп оборудованием, пособиями и атрибутами к различным занятиям, опытам и исследованиям: - магнитами; электрическими фонариками; увеличительными стеклами; материалом для выращивания кристаллов; ёмкостями для измерения, пересыпания, исследования и хранения различных круп, шишек, желудей и другими разнообразными материалами; - схемами и таблицами для наблюдения за космосом; - природным материалом (шишки, желуди, скорлупа от грецких орехов); - изобразительными материалами; - модулями и моделями планет, космических ракет и др. оборудования; - дидактическими играми, пособиями, энциклопедиями, журналами; - фотографиями космонавтов, сюжетными картинами и картинками и др. |
4. | Образовательная деятельность с дошкольниками | Формы взаимодействия: - игровая ситуация; - экспериментирование; - проблемная ситуация; - наблюдение; - обследование; - моделирование; - рисование, лепка, аппликация; - конструирование. |
5. | Взаимодействие с семьями воспитанников | проведение совместно с родителями и для родителей: - образовательных мероприятий; - развлечений и досугов; - мастер-классов; - проектов; - консультаций; - анкетирование родителей. |
6. | Взаимодействие с социальными партнерами | - заключение договоров с социальными партнерами; - разработка совместных образовательных и досуговых мероприятий; - совместная организация развивающего предметно-пространственного пространства для дошкольников. |
7. | Мониторинг деятельности | - проведение диагностических наблюдений; - обработка полученных данных; - соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами |
Литература:
- Афонькина Ю.А. Индивидуальный методический маршрут воспитателя ДОО. Журнал для проектирования. ФГОС ДО (+CD)». Издательство «Учитель», 2016.
- Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности воспитателя в контексте реализации. ФГОС ДО». Издательство «Учитель», 2016.
- Бабаева Т., Кларина Л. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2012.
- Батова И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами. – Волгоград, Учитель, 2016.
- Бутылкина Л.Ю., Баракова И.М., Дучко А.Н. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет). ФГОС. – СПб: Детство-Пресс, 2017.
- Веракса Н.Е., Галимов О.П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников - для работы с детьми 4-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. – М.: Озон, 2011.
- Волохова Н.Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада на основе ФГОС ДО (+CD) – Волгоград: Учитель, 2016.
- Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2015.
- Дерягина Л.Б. Дошкольникам о Российских покорителях космоса. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
- Дубкова С.И. Сказки звездного неба. – М.: Белый город, 2006.
- Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.
- Иванова А.И., Умарская Н.В. Мир, в котором я живу. Программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников. – М.: Сфера, 2017.
- Карабанова О.А., Алиева Э.Ф. и др. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. – М.: ФИРО, 2014.
- Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды. Из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2017.
- Кнушевицкая: Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Космос». Развитие речи и логического мышления у детей. – М.: Гном, 2017.
- Лебедева С.С. Проблемы управления инновационным ДОУ в условиях социального партнерства - СПб: Детство-Пресс, 2011.
- Майорова Г. Игры и рассказы о космосе. – М.: Лист, 1999.
- Москаленко В.В., Крылова Н.И. Опытно-экспериментальная деятельность. Программа развития, проектная технология (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2009.
- Одинцова Л.И., Пахотников С.В., Ординарцева Е.В. Экспериментальная деятельность в ДОУ. – М.: Сфера, 2013.
- Паникова Е.А., Инкина В.В. Беседы о космосе. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2019.
- Петрановская Л. В. Звездное небо. – М.: Абрис/ОЛМА, 2017.
- Созвездия: навигатор для юных и смелых. Под ред. Морозовой О.В. – М.: Феникс-Премьер, 2013.
24. Мультфильмы: режиссер Саакянц Роберт «Астрономия для самых маленьких» (DVD). Издательство Берг Саунд, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста.
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприяти...
Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...
Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож
Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...
«Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС.»
Консультация для родителей...
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...