индивидуальный план по самообразованию
материал по окружающему миру

Пряхина Татьяна Викторовна

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_pryahina_t.v._22-23.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №134» г. Воронеж

Индивидуальный план работы по самообразованию

воспитателя второй младшей группы №6 «Самоцветики»

Пряхиной Татьяны Викторовны

на 2022-2023 учебный год

ТЕМА: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края».

ТЕМА: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края».

        Последнее десятилетие на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля, так как мы стали брать от природы все, что нам необходимо, но при этом, ничего не давая ей взамен.

        Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что человек перестал «чувствовать» природу и контактировать с ней. Природа стала для человека отвлеченным словом, не наполненным конкретным содержанием . Поэтому, напряженная экологическая обстановка требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире, как о среде, которая, предоставляет живым существам разнообразные условия для удовлетворения потребностей, но при этом является средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей. 

        Все сказанное выше диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения является организация в каждом образовательном организации соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства, и где он должен не просто жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней.

        Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) подразумевает важность того, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте научился осознанно воспринимать целостность окружающего мира, много видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы.

        Краеведческий материал имеет большое значение в плане расширения кругозора дошкольников, развития их интеллектуального потенциала, поскольку именно среда, в которой живут дети и с которой они постоянно общаются, вызывает живой эмоциональный отклик у ребенка и выступает основным источником впечатлений об окружающей действительности. И только на основе прочных, фундаментальных представлений о ближайшем окружении мы можем сформировать у детей систему знаний о мире в целом.

 Цель работы по теме самообразования: создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста положительного отношения к природе Родного края.

Задачи:        

  •  Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования; 
  • Систематизировать  и углубить знания детей о живой и неживой природе;
  • Расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края, формировать представления об экологических проблемах;
  • Обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • Учить понимать причинно−  следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека;
  • Воспитывать этические и эстетические чувства, развитие эмоций средствами природы;
  • Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера у детей дошкольного возраста;
  • Формирование доброжелательного отношения к живым существам в процессе общения с ними

Направления саморазвития:

  • Изучение методической литературы.
  • Знакомство с передовым педагогическим опытом.
  • Разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
  • Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы)
  • Работа с родителями.
  • Обогащение развивающей предметно – пространственной среды.
  • Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопросвещения, выставки, стенды).


План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

  1. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.
  2. Николаева С.Н. «Юный эколог». — М.: Мозаика-Синтез,
  3. Н. А. Рыжова «Не просто сказки»
  4. «Экологическое воспитание и образование в Московской области», Москва, Современные тетради, 2006 г.
  5. Е.А. Данилова «Труд и наблюдения в природе», Москва, 1960 г.
  6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.1991.
  7. Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных», «Просвещение», Москва, 1982 г. 
  8. М.М. Марковская «Уголок природы в детском саду», Москва «Просвещение»
  9. Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
  10. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  11. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
  12. Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
  13. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. — М.: Академия, 2002.

14.Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1978.

Анализ изученной литературы.

Работа с детьми

сентябрь

 Беседы:

  • Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе.
  • Беседа с детьми о животных обитающих в лесах Воронежской области , среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу.
  • Беседа: « Насекомые осенью»

Наблюдения за объектами живой и неживой природы на прогулке.

Д/и.: 

  • «Найди дерево по описанию»
  • «Найди свое дерево»,
  •  «Чей след?»;
  • «Чей хвост?»;

Художественное творчество:

Рисование: 

  • Рисование «Золотая осень». 
  • «Идет дождь».

Чтение худ. лит: 

  • В. Бианки «Как муравьишка спешил домой» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»
  • И. Бунин «Листопад»

октябрь

Беседы:

  •  «Овощи и фрукты».
  • «Комнатные растения»

Д/и.: 

  • «Чем похожи? Чем отличаются». 
  • «Угадай по описанию». 
  • ««Съедобное — не съедобное»;
  • «Садовник»

Сюжетно-ролевая игра :

  • «Цветочный магазин»

Художественное творчество:

Аппликация :

  • «Ваза с фруктами», 
  • «Овощи на тарелке».

Чтение худ. лит: 

  • Ю. Тувин «Овощи»;    
  • Б. Житков «Что я видел»

Познавательно-исследовательская деятельность: опыты (потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете). 

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Цветочный магазин»

ноябрь

Наблюдения Наблюдения за живой и неживой природой зимой.

Кормление птиц 

Беседы:

  • «Птицы родного края»;
  •  «Съедобные и несъедобные грибы»

Д/и.: 

  • «Кто где живет», 
  • «Перелетные — зимующие».

Наблюдение за птицами на прогулке.

Рассматривание иллюстраций, муляжей грибов.

П/и:

  • «Перелет птиц» 
  • «Совушка»;

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

Художественное творчество

Аппликация 

  • «Поможем белочке заготовить грибы»-

Конспекты мероприятий

декабрь

Наблюдения Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы.

 Беседы:

  •  «Как лесные звери проводят зиму».
  • «Пришла красавица зима».

Д/и.: 

  • «Закончите предложение»
  • «Животные в лесу».
  • «Найди ошибку», 
  • «Когда это бывает?»,
  • «Чей силуэт?».

Ритмопластика «Снежинки».

Чтение худ. лит: 

  • В. Бианки «Купание медвежат»,
  • В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал».
  • С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…»,
  • Н. Павлова «Под снегом на лугу»,
  • С. Есенин «Пороша».

январь

Наблюдения за живой и неживой природой зимой.

Кормление птиц на прогулке

Беседа: «Живое – неживое» 

Игра- имитация «Звериная зарядка»
Д/и.: 

  • «Найди детёныша»
  • «Кто, что ест», 
  • «Кто, где живёт»
  • «Кто чем питается»

Просмотр фильма «Животные».

Экспериментирование

Изготовление д/и «Кто, где живёт».

февраль

Беседа:

  • «Февраль — самый трудный месяц для животных леса».
  • Беседа: «Прошла зима холодная»

Д/и.: 

  • «Где кто зимует»; 
  • «Приметы зимы»
  •  «Когда это бывает?».

Чтение худ. лит: 

Чтение художественной литературы о зиме.

Наблюдения за живой и неживой природой зимой. 

Кормление птиц на прогулке.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

март

Беседы:

  • «Зачем нужно беречь природу? »;
  •  «Смена дня и ночи». 

Д/и.: 

  • «Сравни и найди», 
  • «Бывает – не бывает».

Чтение худ. лит: 

  • И. Токмакова «Весна»,                      
  • Ф Тютчев «Весенние воды» 
  • В. Бианки «Рассказы о природе»

Рассматривание картин  :

  • И. Левитана «Март»

Наблюдения:

  • Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели
  •  наблюдения за птицами на участке детского сада.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

апрель

Беседы:

  • «Одуванчик»
  • «Зеленая аптека».

Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели.

Составление рассказа «Путешествие семечка.»

Опытно-экспериментальная деятельность   Изучение строения одуванчика.

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Художественное творчество: 

Рисование: 

  • «Одуванчик».

май

Наблюдения:

  • Наблюдение за растениями на участке.
  • Наблюдение за появлением перелетных птиц 

Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны».

Чтение худ. лит о растениях, цветах, деревьях

Д/и.: 

  • «Я садовником родился»;
  • «Расскажи какой цветок? ».
  • В Г. Скребицкий «Берегите птиц»,
  • А. Барков «Голоса леса».

 

Работа с семьёй

Сентябрь

Консультация: «Не причиняя вреда природе»

Консультация: «Сокровища леса».

Оформление информационного уголка для родителей

Октябрь

Выявление знаний у родителей. Анкетирование родителей.

Консультация «Птицы — наши друзья». 

 «Экологическое воспитание ребенка дома»

Март-

апрель

Литературная выставка «Читайте вместе с нами».

Консультация «Как воспитать ребенка не равнодушным к природе».        

Оформление выставки

Оформление информационного уголка для родителей

Май

Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) .

Оформление выставки.

Самореализация

Октябрь

Создание картотеки наблюдений за природой на прогулках для второй младшей группы.

Картотека

Январь

Консультация для педагогов «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников».

Выступление на педагогическом совете.

Февраль

Представление лейбука : «Природа родного края»

Выступление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию «Использование компетентностного подхода в художественно- эстетическом развитии детей через музыкальное воспитание» 2017-2018г..

Повышение профессиональной компетентности педагога через обогащение эстетической, музыкальной культуры как часть всей духовной культуры....

Индивидуальный план по самообразованию на 2011-2015 год. Воспитатель: Салахова Ляйсан Галиахметовна.

Индивидуальный план по самообразованию на 2011-2015 год.Воспитатель: Салахова Ляйсан Галиахметовна....

Индивидуальный план по самообразованию педагога

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога на 2013-2018г....

Индивидуальный план по самообразованию

План работы на 2013-2018 уч.годы...

Индивидуальный план по самообразованию на 1 квалификационную категорию

Индивидуальный план по самообразованию на 1 квалификационную категорию...

Индивидуальный план по самообразованию на тему:« Совершенствование работы в обучении дошкольников игре на духовых музыкальных инструментах»

Обучая игре на музыкальных инструментах, для детей открывается мир музыкальных звуков. Они различают красоту звучания инструмента, развивают качество слуха, ритма....