Экспериментальная деятельность живой природы
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)

Иванова Туяна Николаевна

Экспериментальная деятельность живой природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_zhivoy_prirody.docx325.53 КБ

Предварительный просмотр:

Картинки по запросу опыты для детей

Картотека

занимательных опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возрастаКартинки по запросу опыты для детей

Картинки по запросу опыты для детей

Картинки по запросу опыты для детей

                                                  Старшая группа

Воспитатель МАДОУ № 113 «Капитошка»

Иванова Туяна Николаевна

ЖИВАЯ ПРИРОДА

РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КАК ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ: ДЫХАНИЕ, ПИТАНИЕ, РАЗВИТИЕ, РАЗМНОЖЕНИЕ И ПОТРЕБНОСТИ

Может ли растение дышать?

Цель. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материал. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

***

        Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

Есть ли у растений органы дыхания?

Цель. Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Материал. Прозрачная ёмкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

***

        Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности:

  1. Налить в прозрачную ёмкость воду, оставив её незаполненной на 2 – 3 см.
  2. Вставить лист в ёмкость так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазать пластилином отверстие ёмкости, как пробкой.
  3. Здесь же проделать отверстие для трубочки и вставить её так, чтобы кончик не достал до воды, закрепить трубочку пластилином.
  4. Встав перед зеркалом, отсосать из ёмкости воздух. Из погружённого в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха. Дети делают вывод: воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

Нужен ли корешкам воздух?

Цель. Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Материал. Ёмкость с водой, почва уплотнённая и рыхлая, две прозрачные ёмкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

***

        Дети выясняют, почему одно растение растёт лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом – рыхлая. Почему плотная почва хуже? Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные ёмкости с водой. В одну ёмкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью – на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменением проростков (хорошо растёт в первой ёмкости, хуже во второй, в третьей – гибнет), делают выводы о необходимости воздуха для корешков, зарисовывают результат. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

Что выделяет растение?

Цель. Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

Материал. Большая стеклянная ёмкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.

***

        Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной ёмкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в тёплое, светлое место (если растение даёт кислород, в банке его должно стать больше). Через 1 – 2 суток взрослый ставит перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесённой в ёмкость сразу после снятия крышки. Сделать вывод с использованием модели зависимости животных и человека от растений (растения нужны животным и человеку для дыхания).

        

Во всех ли листьях есть питание?

Цель. Установить наличие в листьях питания для растений.

Материал. Кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовы цвет), ёмкость белого цвета.

***

        Взрослый предлагает выяснить, есть ли питание в листьях, окрашенных не в зелёный цвет (у бегонии обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет). Дети предполагают, что в этом листе нет питания. Взрослый предлагает детям поместить лист в кипящую воду, через 5 – 7 минут его рассмотреть, зарисовать результат. Лист становится зелёным, а вода изменяет окраску. Дети делаю вывод, что питание в листе есть.

С водой и без воды

Цель. Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода).

Материал. Два одинаковых растения (бальзамин), вода.

***

        Взрослый предлагает выяснить, почему не растения могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость и т.д.). Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают в течение одной недели. Составляют модель зависимости растения от воды. Дети делают вывод, что растения без воды жить не могут.

На свету и в темноте

Цель. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (свет).

Материал. Лук, коробка из прочного картона, две ёмкости с землёй.

***

        Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного тёмного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак. Лук оставляют на свету. Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел) – значит в нём образовалось питание.

В тепле и в холоде 

Цель. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений (тепло).

Материал. Зимние или весенние ветки деревьев, корневище мать-и-мачехи вместе с частью почвы, цветы с клумбы с частью почвы (осенью); модель зависимости растений от тепла.

***

        Взрослый спрашивает, почему на веточках на улице нет листьев (на улице холодно, деревья «спят»). Предлагает внести ветки в помещение. Дети наблюдают за изменением почек (почки увеличиваются в размере, лопаются), появлением листочков, их ростом, сравнивают с ветками на улице (ветки без листьев), зарисовывают, строят модель зависимости растений от тепла (для жизни и роста растениям нужно тепло). Взрослый предлагает выяснить, как скорее увидеть первые весенние цветы (внести их в помещение, чтобы им стало тепло). Дети выкапывают корневище мать-и-мачехи с частью почвы, переносят в помещение, наблюдают за временем появления цветов в помещении и снаружи (в помещении цветы появляются через 4 – 5 дней, на улице – через 1 – 2 недели). Оформляют результаты наблюдения в виде модели зависимости растений от тепла (холодно – растения растут медленно, тепло – растут быстро).

        Взрослый предлагает определить, как продлить лето для цветов (внести цветущие растения с клумбы в помещение, выкопав корни растений с большим комом земли, для того, чтобы не повредить их). Дети наблюдают за изменением цветов в помещении и на клумбе (на клумбе цветы завяли, замёрзли, погибли; в помещении – продолжают цвести). Оформляют результаты наблюдений в виде модели зависимости растений от тепла.

Кому лучше?

Цель. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

Материал. Два одинаковых черенка, ёмкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.

***

        Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или в почве. Дети помещают черенки герани в разные ёмкости – с водой, землёй. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растения от почвы (у растения в почве первый лист появляется быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее).

Как быстрее?

Цель. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

Материал. Веточки берёзы или тополя (весной), вода с минеральными удобрениями и без них.

***

        Взрослый предлагает детям определить, нужно ли растениям удобрение, и выбрать разный уход за растениями: одно – поливать обычной водой, другое – водой с удобрениями. Дети помечают ёмкости разными символами. Наблюдают до появления первых листочков, следят за ростом (в удобренной почве растение более сильное, растет быстрее). Результаты оформляют в виде модели зависимости растений от богатства почвы (в богатой, удобряемой почве растение крепче, лучше растёт).

Зелёные фигурки

Цель. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

Материал. Семена кресс-салата, влажные бумажные салфетки, почва, алгоритм деятельности.

***

        Взрослый предлагает письмо-загадку с использованием незаконченного алгоритма опыта с неизвестными семенами и предлагает выяснить, что вырастет. Проводят опыт по алгоритму:

  • Пропитать водой несколько бумажных салфеток, положенных друг на друга;
  • Разложить их в формочки для печенья;
  • Засыпать туда семена, распределяя по всей поверхности;
  • Салфетки увлажняют каждый день.

Часть семян помещают в горшок с землёй и присыпают почвой. Наблюдают за ростом кресс-салата. Сравнивают растения и оформляют отгадку в виде модели зависимости растения от факторов внешней среды: свет, вода, тепло + почва. Делают вывод: в почве растения крепче, дольше живут.

Где лучше расти?

Цель. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

Материал. Черенки традесканции, чернозём, глина с песком.

***

        Взрослый выбирает почву для посадки растений. Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2 – 3 недель (в глине растение не растёт, в чернозёме – растению хорошо. Через две недели отмечают результат опыта (у растений отмечается хороший рост), оформляют его в виде дневника и модели зависимости растения от почвы.

Почему цветы осенью вянут?

Цель. Установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги.

Материал. Горшок со взрослым растением; изогнутая стеклянная трубочка, вставленная в резиновую трубку длиной 3 см, соответствующую диаметру стебля растения; термометр для воды; прозрачная ёмкость.

***

        Взрослый предлагает детям перед поливом измерить температуру воды (вода тёплая), полить оставшийся от стебля пенёк, на который предварительно надевают резиновую трубку с вставленной в неё и закреплённой стеклянной трубкой. Дети наблюдают за вытеканием воды из стеклянной трубки. Охлаждают воду с помощью снега, измеряют температуру (стала холоднее), поливают, но вода в трубку не поступает. Выясняют, почему осенью цветы вянут, хотя воды много (корешки не переносят холодной воды).

Лабиринт

Цель. Установить, как растение ищет свет.

Материал. Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.

***

        В коробку помещают клубень, закрывают её, ставят в тёплое, но не жаркое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направление, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону). Оставив коробку открытой, продолжают в течение недели наблюдать за изменением цвета и направлением ростков (ростки теперь тянутся в разные стороны, они позеленели). Дети объясняют результат (много света – растению хорошо, оно зелёное; мало света – растению плохо).

Что нужно для питания растениям?

Цель. Установить, как растение ищет свет.

Материал. Комнатные растения с твёрдыми листьями (фикус, сансевьера), лейкопластырь.

***

        Взрослый предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом: часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают. Дети делают вывод: без света питание в растениях не образуется.

Что потом?

Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

Материал. Семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.

***

        Взрослый предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. В течение лета выращивают растения, фиксируя все изменения по мере их развития. После сбора плодов сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения: семечко        росток        взрослое растение        цветок        плод.

Дышат ли рыбы? 

Цель. Установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть везде.

Материал. Прозрачная ёмкость с водой, аквариум, лупа, палочка, трубочка для коктейля.

***

        Дети наблюдают за рыбками и определяют, дышат они или нет (следят за движением жабр, пузырьками воздуха в аквариуме). Затем выдыхают воздух через трубочку в воду, наблюдают за появлением пузырьков. Выясняют, есть ли воздух в воде. Палочкой двигают водоросли в аквариуме, появляются пузырьки. Наблюдают, как рыбки подплывают к поверхности воды (или к компрессору), захватывают пузырьки воздуха (дышат). Взрослый подводит детей к пониманию, что дыхание рыб в воде возможно.

У кого какие клювы?

Цель. Установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида животных.

Материал. плотный ком земли или глины, муляжи клювов из разных материалов, ёмкость с водой, мелкие лёгкие камешки, кора дерева, зёрнышки, крошки.

***

        Дети-«птички» выбирают, чем они хотят питаться, подбирают нужный по размеру, форме, прочности клюв (из бумаги, картона, дерева, металла, пластмассы), «добывают» себе пищу с помощью клюва. Рассказывают, почему выбрали именно такой клюв (например, аисту нужен длинный, чтобы достать из воды корм; сильный крючковатый – нужен хищным птицам, чтобы разрывать, расщеплять добычу; тонкий и короткий – насекомоядным птицам).

        

        

СТРОЕНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ЧАСТЕЙ РАСТЕНИЯ

Для чего корешки?

Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции растения.

Материал. Черенок герани или бальзамина с корешками, ёмкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.  

***

        Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растение в земле), забирают ли они воду. Проводят опыт: помещают растение в прозрачную ёмкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают ёмкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней (воды стало мало). Предположение детей проверяют через 7 – 8 дней (воды стало меньше) и объясняют процесс всасывания воды корешками. результат дети зарисовывают.

Как увидеть движение воды через корешки?

Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции растения.

Материал. Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

***

        Дети рассматривают черенок бальзамина с корешками, уточняют функции корешков (они укрепляют растение в почве, берут из неё влагу). А что ещё могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).

Вершки и корешки

Цель. Выяснить, что раньше появляется из семени.

Материал. Бобы (горох, фасоль), влажная ткань, прозрачные ёмкости.

***

        Дети выбирают любые из предложенных семян, создают условия для прорастания (тёплое место). В прозрачную ёмкость кладут плотно к стенкам влажную ткань. Между тканью и стенками помещают замоченные бобы; ткань постоянно увлажняют.  Ежедневно наблюдают в течение 10 – 12 дней за происходящими изменениями: из боба сначала появится корешок, затем пойдут стебельки; корешки будут разрастаться, верхний побег – увеличиваться.

Живой кусочек

Цель. Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растений.

Материал. Плоская ёмкость, корнеплоды: морковь, свёкла, редька.

***

        Перед детьми ставится задача: проверить, есть ли в корнеплодах запас питания. Дети определяют название корнеплода. Затем помещают корнеплод в тёплое светлое место, наблюдают за появлением зелени, зарисовывают (корнеплод даёт питание для листьев, которые появляются). Обрезают корнеплод до половины высоты, помещают в плоскую ёмкость с водой, ставят в тёплое светлое место. Дети наблюдают за ростом зелени, зарисовывают результат наблюдения. Наблюдение продолжают, пока зелень не начнёт вянуть. Дети рассматривают корнеплод (он стал мягким, вялым, невкусным, в нём мало жидкости).

Вверх к листочкам

Цель. Доказать, что стебель проводит воду к листьям.

Материал. Черенок бальзамина, вода с красителем; бруски берёзы или осины (неокрашенные), плоская ёмкость с водой.

***

        Дети рассматривают черенок бальзамина с корешками, обращая внимание на строение (корешок, стебелёк, листья) и рассуждая о том, как вода от корешка попадает к листочкам. Взрослый предлагает проверить с использованием окрашенной воды, проходит ли вода через стебель. Дети составляют алгоритм опыта с предполагаемым результатом или без него. Высказывается гипотеза будущих изменений (если окрашенная вода пойдёт по растению, оно должно изменить цвет). Через 1 – 2 недели результат опыта сравнивают с предполагаемым, делают вывод о функции стеблей (проводят воду к листьям).

        Дети рассматривают неокрашенные деревянные бруски через лупу, определяют, что в них есть отверстия. Выясняют, что бруски – часть ствола дерева. Взрослый предлагает узнать, проходит ли через них вода к листочкам, опускает брусочки поперечным срезом в воду. Выясняет с детьми, что должно произойти с бруском, если стволы могут проводить воду (бруски должны стать мокрыми). Дети наблюдают за намоканием брусков, уровнем поднятия воды вверх по брускам.

Как по стебелькам

Цель. Показать процесс прохождения воды по стеблям.

Материал. Трубочки для коктейля, минеральная вода, ёмкость для воды.

***

        Дети рассматривают трубочку. Выясняют, есть ли внутри воздух, погружая её в воду. Предполагают, что трубочка может проводить воду, так как в ней есть отверстия, как в стебельках. Погрузив один конец трубочки в воду, пробуют легко потянуть в себя воздух из другого конца; наблюдают за движением воды вверх.

Запасливые стебли

Цель. Выявить, как стебли (стволы) могут накапливать влагу и сохранять её долгое время.

Материал. Губки, бруски деревянные неокрашенные, лупа, невысокие ёмкости с водой, глубока ёмкость с водой.

***

        Дети рассматривают брусочки разных пород дерева через лупу, рассказывают об их разной степени впитывания (у некоторых растений стебель может впитывать воду так же, как губка). В разные ёмкости наливают одинаковое количество воды. В первую опускают бруски, во вторую – губки, оставляют на пять минут. Рассуждают, куда больше впитается воды (в губку – в ней больше места для воды). Наблюдают за выделением пузырьков. Проверяют бруски и губки в ёмкости. Уточняют, почему во второй ёмкости нет воды (вся впиталась в губку). Приподнимают губку, из неё капает вода. Объясняют, где дольше сохранится вода (в губке, так как воды в ней больше). Предположения проверяются до высыхания бруска (1 – 2 часа).

За светом

Цель. Установить зависимость видоизменения растения от количества света.

Материал. Семена огурцов.

***

        Дети высаживают весной на участок, в разные по освещённости места, семена огурцов (на грядку и под дерево). Наблюдают за ростом стеблей, сравнивают условия жизни, выясняют, по какой причине стебель тянется на дерево (мало света); что у растения для этого есть (усики).

Испарение влаги с листьев растений

Цель. Проверить, куда исчезает вода.

Материал. Растение, целлофановый пакетик, нить.

***

        Дети рассматривают растение, уточняют, как движется вода из почвы к листочкам (от корней к стеблям, затем к листьям); куда она потом исчезает, почему растение надо поливать (вода с листьев испаряется). Предположение проверяют, надев на листочек целлофановый пакетик и закрепив его. Растение ставят в тёплое светлое место. Замечают, что внутри пакетик запотел. Спустя несколько часов, сняв пакетик, обнаруживают в нём воду. Выясняют, откуда она появилась (испарилась с листочка), почему не видно воды на остальных листочках (вода испарилась в окружающий воздух).

Что чувствуешь?

Цель. Выявить, что происходит с растением при испарении воды с листьев.

Материал. Губка, смоченная водой.

***

        Взрослый предлагает детям попрыгать. Выясняет, что они чувствуют при прыжке (жарко); когда жарко, что происходит (пот выступает, потом он исчезает, испаряется). Предлагает представить, что рука – листочек, с которого испаряется вода; смочить губку в воде и провести ею по внутренней поверхности предплечья. Дети предают свои ощущения до полного исчезновения влаги (почувствовали прохладу). Выясняют, что происходит с листочками, когда из них испаряется вода (они охлаждаются); почему на прогулке нельзя быть потным (пот испаряется, и можно простыть – переохладиться).

Где цветы?

Цель. Установить особенности опыления растений с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках.

Материал. Серёжки цветущей берёзы, осины, цветы мать-и-мачехи, одуванчика; лупа, ватный шарик.

***

        Дети рассматривают луговые цветы, описывают их, выделяя в строении лепестки и сердцевину. Выясняют, где у цветка может быть пыльца, и находят её ватным шариком. Рассматривают цветущие серёжки берёзы через лупу. Обнаруживают сходство с луговыми цветами (имеется пыльца). Взрослый предлагает детям придумать символы для обозначения цветов берёзы, ивы, осины (серёжки – тоже цветы). Уточняет, зачем пчёлы прилетают к цветам, нужно ли это растениям (пчёлы летят за нектаром и опыляют растение).

Как пчелы переносят пыльцу?

Цель. Выявить, как происходит процесс опыления у растений.

Материал. Ватные шарики, порошок-краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупа.

***

        Дети рассматривают строение конечностей и тельца насекомых через лупу (мохнатые, покрытые как бы волосками). Представляют, что ватные шарики – это насекомые. Имитируя движение насекомых, прикасаются шариками к цветам. После прикосновения на них остаётся «пыльца». Определяют, как насекомые могут помочь растениям в опылении (к конечностям и тельцам насекомых прилипает пыльца). Дети составляют модель зависимости растений от животных.

Кто поможет?

Цель. Установить особенности процесса опыления растений с помощью ветра.

Материал. Два полотняных мешочка с мукой, бумажный веер или вентилятор.

***

        Дети выясняют, какие цветы у берёзы, ивы, почему к ним не летят насекомые (они очень мелкие, для насекомых неудобны; когда они цветут, насекомых мало). Выполняют опыт: трясут мешочками, наполненными мукой – «пыльцой». Выясняют, что нужно, чтобы пыльца попала с одного растения на другое (растения должны расти близко или кто-то должен перенести на них пыльцу). Используют веер или вентилятор для «опыления». Дети придумывают символы для цветов, опыляемых ветром.

Зачем им крылышки?

Цель. Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.

Материал. Плоды-крылатки, ягоды; вентилятор.

***

        Дети рассматривают плоды, ягоды и крылатки. Выясняют, что помогает рассеяться семенам-крылаткам. Наблюдают за «полётом» крылаток. Взрослый предлагает убрать у них «крылышки». Повторяют опыт, используя вентилятор. Определяют, почему семена клёна вырастают далеко от родного дерева (ветер помогает «крылышкам» перенести семечко на большие расстояния.

Зачем одуванчику «парашютики»?

Цель. Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.

Материал. Семена одуванчика, лупа, вентилятор.

***

        Дети выясняют, почему одуванчиков так много. Рассматривают растение с созревшими семенами, сравнивают семена одуванчика с другими по весу, наблюдают за полётом, за падением семян без «парашютиков», делают вывод (семена очень мелкие, лёгкие, ветер помогает «парашютикам» улететь далеко).

Зачем репейнику крючки?

Цель. Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.

Материал. Плоды репейника, кусочки меха, ткани, лупа, тарелочки для плодов.

***

        Дети выясняют, кто поможет репейнику разбросать свои семена. Разламывают плоды, находят семена, рассматривают их через лупу. Дети уточняют, сможет ли им помочь ветер (плоды тяжёлые, нет крылышек и «парашютиков», поэтому ветер их не унесёт). Определяют, захотят ли их есть животные (плоды жёсткие, колючие, невкусные, коробочка твёрдая). Называют, что есть у этих плодов (цепкие колючки-крючки). Используя кусочки меха и ткани, взрослый вместе с детьми демонстрирует. Как это происходит (плоды колючками цепляются за мех, ткань).

 ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ (ЭКОСИСТЕМЫ)

Что есть в почве?

Цель. Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).

Материал. Комочек земли, металлическая (из тонкой пластины) тарелочка, спиртовка, остатки сухих листочков, лупа, пинцет.

***

        Детям предлагается рассмотреть лесную почву и почву с участка детского сада. дети с помощью лупы определяют, где какая почва (в лесной много перегноя). Выясняют, на какой почве лучше растут растения, почему (в лесу растений больше, в почве больше питания для них). Взрослый вместе с детьми сжигает лесную почву в металлической тарелочке, обращает внимание на запах при сгорании. Пробует сжечь сухой лист. Дети определяют, что делает почву богатой (в почве леса много перегнившей листвы). Обсуждают состав почвы города. уточняют, как узнать, богатая ли она. Рассматривают её с помощью лупы, сжигают на тарелочке. Дети придумывают символы разной почвы: бедной и богатой.

Что у нас под ногами?

Цель. Подвести детей к пониманию, что почва имеет разный состав.

Материал. Почва, лупа, спиртовка, металлическая тарелка, стекло, прозрачная ёмкость (стакан), ложка или палочка для размешивания.

***

        Дети рассматривают почву, находят в ней остатки растений. Взрослый нагревает почву в металлической тарелке над спиртовкой, держа над почвой стекло. Вместе с детьми выясняет, почему стекло запотело (в почве есть вода). Взрослый продолжает нагревать почву, предлагает определить по запаху дыма, что находится в почве (питательные вещества: листья, части насекомых). Затем почва нагревается до исчезновения дыма. Выясняют, какого она цвета (светлая), что из неё исчезло (влага, органические вещества). Дети высыпают почву в стакан с водой, перемешивают.  После оседания в воде частиц почвы, рассматривают осадок (песок, глина). Выясняют, почему в лесу на месте костров ничего не растёт (выгорают все питательные вещества, почва становится бедной).

Где дольше?

Цель. Выделить причину сохранения влаги.

Материал. Горшки с растениями.

***

        Взрослый предлагает полить почву в двух одинаковых по размеру горшках равным количеством воды, поставить один горшок на солнце, другой – в тень. В конце прогулки дети объясняют, почему в одном горшке почва сухая, а в другом – влажная (на солнце вода испарилась, а в тени – нет). Взрослый предлагает детям решить задачу: над лугом и лесом прошёл дождь; где земля дольше останется влажной и почему (в лесу земля останется влажной дольше, чем на лугу, так как там больше тени, меньше солнца).

Хватает ли света?

Цель. Выявить причину того, что в воде мало растений.

Материал. Фонарик, прозрачная ёмкость с водой.

***

        Взрослый обращает внимание детей на комнатные растения, расположенные около окна. Выясняет, где растения растут лучше – около окна или вдали от него, почему (те растения, что ближе к окну, – им больше достаётся света). Дети рассматривают растения в аквариуме, определяют, будут ли расти на большой глубине водоёмов растения (нет, свет через воду проходит плохо). Для доказательства просвечивают фонариком воду, уточняют, где растениям лучше (ближе к поверхности воды).

Где растения быстрее получат воду?

Цель. Выявить способность разных почв пропускать воду.

Материал. Воронки, стеклянные палочки, прозрачная ёмкость, вода, вата, почва из леса и с участка.

***

        Дети рассматривают почвы: определяют, где лесная, а где – городская. Рассматривают алгоритм опыта, обсуждают последовательность работы: на дно воронки кладут вату, затем исследуемую почву, ставят воронку на ёмкость. Отмеряют одинаковое количество воды для той и другой почвы. По стеклянной палочке в центр воронки медленно вливают воду до появления воды в ёмкости. Сравнивают количество жидкости. Через лесную почву вода проходит быстрее, лучше впитывается. Вывод: растения быстрее «напьются» в лесу, чем в городе.

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ КАК ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

Как легче плавать?

Цель. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Материал. Макеты лапок водоплавающих и обычных птиц, ёмкость с водой. Механические плавающие птицы (пингвин, уточка), лапка из проволоки.

***

        Взрослый предлагает выяснить. Какими должны быть конечности у тех, кто плавает. Для этого дети выбирают макеты лапок, которые подходят водоплавающим птицам; доказывают свой выбор, имитируя греблю лапками. Рассматривают механические плавающие игрушки, обращают внимание на строение вращающихся частей. У некоторых игрушек вместо лопастей вставляют контурные лапки из проволоки (без перепонок), запускают оба вида игрушек в воду, определяют, кто быстрее поплывёт, почему (лапки с перепонками отгребают больше воды – плыть легче, быстрее).

Почему говорят «как с гуся вода»?

Цель. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Материал. Перья куриные и гусиные, емкость с водой, жир, пипетка, растительное масло, «рыхлая» бумага, кисточка.

***

        Дети рассматривают перья гусиные и пуховые куриные, смачивают водой, выясняют, почему на гусиных перьях вода не задерживается. Наносят на бумагу растительное масло, смачивают лист водой из пипетки, смотрят, что произошло (вода скатилась, бумага осталась сухой). Выясняют, что у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья.

Кто ест водоросли?

Цель. Выявить взаимозависимости в живой природе экосистемы «пруд».

Материал. две прозрачные ёмкости с водой, водорослями, моллюсками (без рыбок) и рыбками, лупа.

***

        Дети рассматривают водоросли в аквариуме, находят отдельные части, кусочки водорослей. Выясняет, кто их ест. Взрослый разделяет обитателей аквариума: в первую банку помещает рыбок и водоросли, во вторую – водоросли и моллюсков. В течение месяца дети наблюдают за изменениями.

        Во второй банке водоросли повреждены, на них появились яйца моллюсков.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НДО в подготовительной группе по позновательному развитию в интеграции с художественно-эстетической деятельностью "Живая природа".

Познакомить детей с живой природой, систематизировать имеющиеся знания, развивать любознательность, воспитывать интерес и стремление изучать живую природу....

Опыт на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности неживой природы".

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности неживой природы....

Экспериментальная деятельность в природе

Потребность в новых впечатлениях и знаниях об окружающем мире является одной из главных условий, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста....

Конспект ООД по экспериментальной деятельности "Живая земля"

Конспект ООД пл эксперементальной деятельности в старшей группе на тему "Жвая земля"...

Развитие исследовательских способностей детей через экспериментальную деятельность с природой.

laquo;Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в...

Исследовательской деятельности "Живая природа/Примула"

Цель: Привить ребенку положительное отношения к живой природе. Научить восхищаться красотой и ценить ее.Задачи:   Формировать правильное отношение к растениям и цветам, научить ухаживать и п...

Экспериментальная деятельность - живая и неживая природа «Семена и вода»

Цель: исследовать, как вода способствует проращиванию семян фасоли.Задачи: прорастить семена фасоли с помощью воды; определить, как влияет вода на процесс прорастания семян....