Экспериментальная деятельность в природе
статья (подготовительная группа) на тему

Андреева Елена Васильевна

Потребность в новых впечатлениях и знаниях об окружающем мире является одной из главных условий, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста.  Экспериментально-исследовательская  деятельность,   является важной движущей силой всестороннего развития ребенка,  способствующая успешному обучению в школе и  социализации  в обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность зарождается еще в раннем детстве и представляет собой как будто бесцельное экспериментирование с игрушками и предметами. В ходе такого простого орудийного действия дети начинают различать предметы по величине, форме, цвету и назначению, осваивают сенсорные эталоны. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, ребенок познает окружающий мир, развивает интеллект. С самого рождения детей окружают различные явления живой и неживой природы. Они с удовольствием играют с песком и водой, собирают камешки, ракушки. Постепенно предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, становятся объектами игр и наблюдений. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятие, прогулку, сон.  По мере взросления ребенок переходит к рассуждению о связях между предметами и явлениями, относит их к определенной группе. Таким образом, происходит внутреннее действие в эксперименте – мыслительное. Детское мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому.

В опытно-экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. При такой форме  ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности, и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

Практика работы показала, что склонность к исследованиям свойственна всем детям. Именно в опытно-экспериментальной деятельности ребенок получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Ребенок, который познает неизведанный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе.  Процесс познания – творческий процесс, и моя задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

        Перед собой я поставила цель – сделать так, чтобы обучение для дошкольников не было повинностью, тяжелым, необходимым трудом.  Когда обучение содержит элементы исследовательского поиска, оно превращается в творческую деятельность, способную увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. А развитие познавательных процессов, овладение способами и приемами познавательной деятельности обеспечат в дальнейшем успешное усвоение школьной программы. Поэтому уже в дошкольном возрасте я развиваю у воспитанников положительное отношение к познавательной деятельности.

        Задачи поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

        1. Формирование у детей диалектического мышления (способности видеть  в многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей).

        2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

        3.Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

        4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

        Решая данные задачи, я формирую представления дошкольников об окружающем мире, расширяю кругозор, словарный запас. Дети осваивают названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Дошкольники воспринимают мир с его сложностями, закладывается фундамент общего умственного развития ребенка. Все другие формы познания – запоминание, воображение, мышление – строятся на основе образцов восприятия, являются результатом их переработки.

        Специалисты в области психологии мышления давно подметили, что умственная деятельность ученого, делающего эпохальное открытие, и  умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней механики. Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, чем получить добытые кем-то знания в готовом виде.

   

        В структуре  исследовательской деятельности дошкольника я выделила     следующие этапы.

        1. Выбор темы и постановка проблемы.

        2. Выдвижение предположений (гипотез).

        3. Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы.

        4. Сбор материала.

        5. Обобщение полученных данных.

        6. Выводы.

        7.Результат исследовательской деятельности.

        Как отмечали многие педагоги, общий уровень поисковой деятельности, обеспечивающий максимальное проявление познавательной активности, определяется именно уровнем ее организации, смысловой направленностью, выбором объекта и содержания. Опыт работы показал, что дети дошкольного возраста могут усвоить знания об объектах живой и неживой природы, об окружающих предметах, их качествах и свойствах. Это обеспечивает правильное использование предметов в быту, игре, труде, речевой, изобразительной деятельности.

Экспериментально-поисковую деятельность я строю на основе следующих принципов.        

  1. Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.
  2. Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития.
  3. Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития.
  4. Принцип «развивающей интриги».
  5. Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.
  6. Принцип деятельного подхода к развитию личности.
  7. Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности.
  8. Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулированию поисково-познавательной деятельности.
  9. Принцип использования средств познания: пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности неживой природы".

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности неживой природы....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (мир природы) на тему: «Волшебница – вода» (с элементами экспериментальной деятельности)

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (мир природы) на тему: «Волшебница – вода» (с элементами экспериментальной деятельно...

Развитие исследовательских способностей детей через экспериментальную деятельность с природой.

laquo;Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в...

Развитие исследовательских способностей детей через экспериментальную деятельность с природой.

Потребность ребенка в новых впечатлениях, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются  -  важней...

Экспериментальная деятельность живой природы

Экспериментальная деятельность живой природы...

Экспериментальная деятельность неживой природы

Экспериментальная деятельность неживой природы...