Программа инновационного развития «Земля в космосе» для детей 6-7 лет Срок реализации 1 год
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)
“Человечество не останется вечно на земле, но,
в погоне за светом и пространством,
сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
К. Циолковский
С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в «повадках» неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Вот эту любовь и знание неба необходимо воспитывать у старших дошкольников, посещающих детский сад.
Проверено на практике, что использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориен-тироваться в ценностях окружающего мира.
Астрономический материал также успешно используется для реализации общих задач психолого-физиологического развития детей 6 –7 -летнего возраста. Его содержание составляет комплекс заданий развивающего характера, ориентированных на формирование системы общеучебных знаний, умений и навыков.
Астрономия для маленьких, космос психологически представляют для дошкольников и младших школьников (как для людей давнего прошлого) сочетание: 1) непривычности, непохожести, невероятности, многочисленных качественных и количественных отличий от повседневного окружения, и 2) реального, поскольку существует на самом деле, снижая элемент условности, осознаваемый детьми в волшебной сказке. Изучение космического материала дает объективно существующую опору фантазии детей. Инопланетяне, космические корабли и т.д. воспринимаются детьми как чудесно-реальная составляющая окружающего мира.
Возникновение начальных форм категориального мышления у детей дошкольного возраста допускает возможность формирования у детей с 6–7 летнего возраста представлений о фундаментальных законах природы (перехода количественных изменений в качественные, отрицания, единства и взаимодействия противоположностей и т.д.), а также системы фундаментальных общенаучных и физических понятий на основе использования астрономического материала.
Дети в этом возрасте эмоционально восприимчивые, и воспитатель может подарить им чудо. При изучении же созвездий появляется возможность приобщить ребят к общемировой культуре через мифы и легенды древней Греции.
Внимание ребенка не может не привлечь Солнце, Луна, звезды. Редкий ребенок не спрашивает, что такое Солнышко, Луна, звездочки. Многие малыши уже кое-что знают о космонавтах и хотят знать, зачем летают в космос, что космонавты там видят и т.д. Нередко малыши задают совсем не детские вопросы. Всякий ли взрослый сумеет объяснить ребенку, «что кушает Солнышко» или «какие они, эти «черные дыры». Маленькие дети очень хотят побольше узнать о Вселенной и с удовольствием слушают рассказы о ней и играют в «астрономические игры».
Возраст почемучек – самый замечательный возраст и для ребёнка, и для родителей. Малыш активно познаёт мир, интересуясь всем на свете, открывает для себя новые истины. Поэтому необходимо воспользоваться данным моментом для познания дошкольниками космоса.
Несомненно, соответствующие «теоретические знания» сообщаются детям в увлекательной форме, а их содержание адекватно психолого-педагогическим особенностям развития детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnaya_deyatelnoyat.odt | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Центр развития ребенка №19» Утверждаю Заведующий МБДОУ «ЦРР №19» __________________Н.М. Лапшина «_____»____________20___г. Принято Педагогическим Советом Протокол №__ от « » августа 20___г. Программа инновационного развития «Земля в космосе» для детей 6-7 лет Срок реализации 1 год Автор программы: воспитатель: Терентьева Е. А. Сосновый Бор 2021г. |
Содержание
- Пояснительная записка
- Цель программы
- Задачи программы
- Условия реализации программы
- Оборудование для реализации программы
- Календарно – тематический план
- Конспекты занятий
- Пояснительная записка
“Человечество не останется вечно на земле, но,
в погоне за светом и пространством,
сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
К. Циолковский
С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в «повадках» неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Вот эту любовь и знание неба необходимо воспитывать у старших дошкольников, посещающих детский сад.
Проверено на практике, что использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориен-тироваться в ценностях окружающего мира.
Астрономический материал также успешно используется для реализации общих задач психолого-физиологического развития детей 6 –7 -летнего возраста. Его содержание составляет комплекс заданий развивающего характера, ориентированных на формирование системы общеучебных знаний, умений и навыков.
Астрономия для маленьких, космос психологически представляют для дошкольников и младших школьников (как для людей давнего прошлого) сочетание: 1) непривычности, непохожести, невероятности, многочисленных качественных и количественных отличий от повседневного окружения, и 2) реального, поскольку существует на самом деле, снижая элемент условности, осознаваемый детьми в волшебной сказке. Изучение космического материала дает объективно существующую опору фантазии детей. Инопланетяне, космические корабли и т.д. воспринимаются детьми как чудесно-реальная составляющая окружающего мира.
Возникновение начальных форм категориального мышления у детей дошкольного возраста допускает возможность формирования у детей с 6–7 летнего возраста представлений о фундаментальных законах природы (перехода количественных изменений в качественные, отрицания, единства и взаимодействия противоположностей и т.д.), а также системы фундаментальных общенаучных и физических понятий на основе использования астрономического материала.
Дети в этом возрасте эмоционально восприимчивые, и воспитатель может подарить им чудо. При изучении же созвездий появляется возможность приобщить ребят к общемировой культуре через мифы и легенды древней Греции.
Внимание ребенка не может не привлечь Солнце, Луна, звезды. Редкий ребенок не спрашивает, что такое Солнышко, Луна, звездочки. Многие малыши уже кое-что знают о космонавтах и хотят знать, зачем летают в космос, что космонавты там видят и т.д. Нередко малыши задают совсем не детские вопросы. Всякий ли взрослый сумеет объяснить ребенку, «что кушает Солнышко» или «какие они, эти «черные дыры». Маленькие дети очень хотят побольше узнать о Вселенной и с удовольствием слушают рассказы о ней и играют в «астрономические игры».
Возраст почемучек – самый замечательный возраст и для ребёнка, и для родителей. Малыш активно познаёт мир, интересуясь всем на свете, открывает для себя новые истины. Поэтому необходимо воспользоваться данным моментом для познания дошкольниками космоса.
Несомненно, соответствующие «теоретические знания» сообщаются детям в увлекательной форме, а их содержание адекватно психолого-педагогическим особенностям развития детей старшего дошкольного возраста.
- Цель программы
Формирование элементарных естественнонаучных представлений у старших дошкольников о космосе и развитие интереса к истории нашей Родины, как к космическому первопроходцу.
- Задачи программы
- образовательные:
– сформировать у детей представление о Солнечной системе, понятия «космос», «космическое пространство», «звезды», «планеты», «кометы», «спутники»; познакомить с историей освоения космоса; расширять и углублять представления об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме; подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь; воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.
- развивающие;
– развивать навыки творческого рассказывания; добиваться того, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии в рассказывании;
– учить четко и кратко отвечать на конкретно поставленные вопросы;
– развивать мелкую моторику;
- воспитывающие:
– воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты;
– воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связна с освоением космоса; за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов;
– воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения большой цели, в профессионализме людей любой профессии;
– формировать навык активного контроля и оценки результатов деятельности;
– формировать навык выражения своего мнения;
– развивать способности к коллективному творчеству;
- Условия реализации программы
Материалы программы скомплектованы по принципу тематического планирования и интеграции образовательных областей через игровую и практическую деятельность. Суть тематического планирования заключается в следующем:
– при организации непосредственно образовательной деятельности (НОД) дети знакомятся с новой темой посвященной космосу;
– при последующей непосредственно образовательной деятельности (НОД) дается короткое повторение темы;
– родителям предлагаются рекомендации, советы по проведению наблюдений в природе, домашнему чтению детям, для закрепления пройденного материала;
– праздники, досуги, викторины помогают закреплять и совершенствовать знания детей, а реализовывают эти знания дети в играх (сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных, т.д.).
Большое значение придается организации детей, а также их самостоятельной деятельности. Активно используется работа в микрогруппах по 2 – 5 человек (в зависимости от цели, которая ставится педагогом). Задания предлагаются не одному, а нескольким, подчеркивающие общность участников. Предлагается какое-то конкретное дело для проявления детской фантазии.
Такого рода организация продиктована следующими соображениями:
– она дает детям необходимость для развития возможности сравнения своих действий с действиями других детей;
– позволяет ребёнку поверить в собственные силы («Раз так может мой товарищ, значит, и я смогу»;
– скорректировать собственные способы действия, интеллектуальные усилия путем сопоставления с действиями других.
Такая организация стимулирует активное речевое общение со сверстниками.
Позиция же педагога при организации НОД, а также всей воспитательно-образовательной работы дает детям возможность самостоятельного накопления опыта и его осмысления. Основная же роль воспитателя с такой позицией заключается в организации ситуаций для познания детьми окружающего мира, когда ребёнок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах.
К тому же такая организация позволяет перенести акцент в содержании обучения и усвоения знаний, умений и навыков на формирование у дошкольников средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности.
В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: НОД, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, беседы с детьми, развлечения, викторины, т.д.
Все эти формы служат достижению цели программы «Земля в космосе» – это разностороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, сохранению их физического и психического здоровья.
- Оборудование
В развивающую среду группы были внесены иллюстрации, фотографии, картины о космосе. Для удобства ребят сделана выставка книг для чтения и рассматривания: «Космические сказки», «Расскажи мне о космосе», «Мой первый атлас Космос», энциклопедии «Планета Земля», «Космос».
Также появились настольно-печатные игры по теме «Космос»: «Лото», «Космическое путешествие», пазлы, «Изучаем вселенную», «Космические приключения».
В центре конструирования предложены были схемы, чертежи космических кораблей, различный строительный материал, модули, конструкторы.
Центр творчества пополнился раскрасками и трафаретами «Планеты солнечной системы». Пополнились ящики с неоформленным материалом (втулки от туалетной бумаги, кусочки цветной бумаги, контейнеры от шоколадных яиц, маленькие коробочки и т. д., что позволило ребятам самостоятельно создавать атрибуты для игр, космические аппараты, инопланетян.
- Календарно – тематический план
Циклы | Учебная деятельность | Наблюдение | Эксперимент, моделирование, проблемные ситуации | Изо деятельность, конструирование | Чтение | Игры, досуги, развлечения |
Сентябрь | Написание программы. Мониторинг на начало учебного года. | |||||
Октябрь 1 цикл Этот загадочный мир | Познавательная беседа «Неизвестная вселенная» | Наблюдение за звёздным небом. | ______________ | НОД по рисованию и аппликации «Звёздная фантазия» | К. Булычева «Тайна третий планеты», «Девочка с Земли» | С – Р игра «Исследователи новой планеты" |
Ноябрь 2 цикл Солнечная система | Познавательная беседа «Планеты солнечной системы» | Наблюдение за луной. | Моделирование планетария. | НОД по рисованию «Среди планет» | Албанская сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили» Русская народная сказка «Солнце, месяц и Ворон Воронович» | Досуг «Солнечный круг» Дидактическая игра «Найди ошибку» |
Декабрь 3 цикл Звёзды – это интересно | Интегрированное занятие «Сколько звёзд на небе?» | Наблюдение за звёздным небом. | Изготовление телескопа. Опыт «Звёзды светят постоянно» | Рисование «Созвездия» (по замыслу детей) | Сказка народов Сибири «Небесный олень» П. В. Клушанцев «О чём рассказал телескоп» | Дидактическая игра «Звёзды на небе» |
Январь 4 цикл Земля - это шар | Эвристическая беседа «Земля – какая она?» | Наблюдение «Путь Солнца по небосводу» | Моделирование солнечных часов | _______________ | А. Томилин «Как люди открывали свою землю». Рассказ «Кто первым догадался, что Земля - шар?». Рассматривание атласа «Мой первый атлас космос" | КВН «Знатоки космоса» |
Февраль 5 цикл Освоение космоса | Познавательная беседа «Первооткрыватели космоса» | _____________ | ______________ | Оригами «Космонавт» | Рассказ о полёте Сампати и Эатайюса – братьев Рамы. Выставка «Космос». Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом». | Сюжетно - ролевые игры: «Космодром», «Юные исследователи космоса». Спортивный досуг «Большое космическое путешествие». Развлечение «Юные космонавты» |
Март 6 цикл Все по кругу | Интегрированное занятие «Почему бывает день и ночь, лето и зима?» | Наблюдение за частями суток | Эксперимент с глобусом и лампой | Интегрированное занятие «Времена года» | С. Маршак «Времена года». В. Бианки «Синичкин календарь». К. Ушинский «Четыре желания» | Дидактические игры: «Сложи по порядку» «Чего не стало?» «Когда это бывает?» «Какое время года?» |
Апрель 7 цикл Земля – наш общий дом | Познавательная беседа «Земля - планета, на которой мы живём» | Наблюдение «Что необходимо для жизни на земле, | Эксперимент по теме «Почему всё падает на землю?» | Конкурс плакатов «Защитим землю» | В. Танасийчук «Удивительная прогулка». Т. Шорыгина «Зелёные сказки» | Дидактическая игра «Найди лишнее». Экологический досуг «Земля – наш дом родной» |
Май | Мониторинг на конец учебного года. |
- Конспекты занятий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный мир лепки и аппликации" для детей 3-4 лет. Срок реализации 1 год.
Программа дополнительного образования «Лепка и аппликация в младшей группе» разработана для детей 3-4 лет. Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такие виды деятельност...
Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир лепки и аппликации» для детей 4-5 лет. Срок реализации 1 год.
Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей.В программе представлен такой вид художественно...
Дополнительная образовательная программа "Волшебный мир лепки и аппликации" для детей 5-6 лет. Срок реализации 1 год.
Дополнительная образовательная программа «Лепка и аппликация в старшей группе» разработана для детей 5-6 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорящие пальчики» социально-педагогической направленности для детей 2 - 3 лет срок реализации: 1 год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорящие пальчики»социально-педагогической направленностидля детей 2 - 3 летсрок реализации: 1 год...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАРТИНКИ» (для детей 3 - 4 лет, срок реализации – 1 год)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕобразовательная программа (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ программа) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ «Разноцветные картинки» (для детей 3 - 4 лет,...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направленности. Бисероплетение "Бусинка" возраст детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно ...
Рабочая программа кружка «Мой край родной, Башкортостан» для детей старшего дошкольного возраста (срок реализации 1 год, возраст детей с 5-7 лет).
Программа направлена на приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и истории народов Башкортостана, на воспитание патр...