Дополнительная образовательная программа "Волшебный мир лепки и аппликации" для детей 5-6 лет. Срок реализации 1 год.
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
Дополнительная образовательная программа «Лепка и аппликация в старшей группе» разработана для детей 5-6 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников в сфере свободного времени.
Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_lepke_i_applikacii_5-6.docx | 43.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Дополнительная образовательная программа
«Волшебный мир лепки и аппликации»
(для детей 5-6 лет)
срок реализации 1 год.
Кваша В.С.
педагог-организатор,
воспитатель
Королёв - 2012
Содержание
- Пояснительная записка
- Возрастные особенности дошкольников 5-6 лет
- Тематическое планирование. Лепка
- Тематическое планирование. Аппликация
Список использованной литературы
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Лепка и аппликация в старшей группе» разработана для детей 5-6 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников в сфере свободного времени.
Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в лепке и аппликации, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.
Целью программы является использование такого вида художественной деятельности как изобразительная, включая лепку и аппликацию, обобщение их в целостный педагогический процесс формирования у детей эстетической культуры, духовности и развития художественного творчества.
Задачи:
- Образовательные:
- формирование комплекса художественных знаний, умений, навыков;
- освоение приемов и методов практической работы с различными материалами;
- изготовление художественных изделий самостоятельно и с помощью воспитателя.
- усвоение правил безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.
2. Воспитательные:
- воспитание интереса дошкольников к художественному творчеству;
- воспитание у дошкольников таких качеств как сопереживание и уважение к другим людям через коллективную деятельность на занятиях;
- воспитание эстетических чувств при восприятии действительности.
3. Развивающие:
- развитие у детей навыков работы с различными материалами и средствами;
- развитие творческой деятельности, эстетических чувств, воображения, самостоятельности, трудолюбия, умения работать в коллективе;
- развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.
- На первом этапе дети самостоятельно от других выполняют одинаковое задание, в конце все работы объединяются в одну композицию.
- На втором этапе дети выполняют более сложное и разнообразное задание - для каждого отдельная задача. В конце занятия создается общая композиция, дополняется деталями в соответствии с содержанием.
- На третьем этапе дети планируют, выбирают материалы для творчества, договариваются между собой, создают коллективную работу.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, сложного задания.
Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослым:
- в начальном этапе дети работают рядом и общаются с воспитателем;
- на втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала не о деле, потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;
- постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.
Возрастные особенности дошкольников 5-6 лет
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов, которые должны быть использованы при написании программы. Опираясь на него, педагоги и воспитатели регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
Данная программа предназначена для детей 5-6 лет. Дети этой возрастной категории, согласно общепринятой возрастной периодизации, являются детьми старшего дошкольного возраста. Этот возраст очень важен в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Поэтому на данном этапе развития дошкольников необходимо приучать их к более сложными техниками и приёмами работы, которые ребёнок уже в силах запомнить.
Что касается лепки, то в её процессе больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребёнку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности.
В возрасте 5-6 лет дети уже имеют определённые знания относительно лепки и аппликации, приобретённые раньше, поэтому воспитатель имеет возможность творчески выбрать тему занятия, учитывая интересы детей, наличие знаний и умений, ранее приобретённых. Успех решения учебных задач большей частью определяется правильной организацией работы с детьми и чётко продуманной системой объединения занятий разного типа.
Используются два типа занятий по лепке и аппликации: на тему, предложенную педагогом (изучение нового материала, повторение пройденного), и на тему, выбранную ребёнком (по его замыслу).
Лепка
В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.
Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.
Пластический способ более сложный. Эта лепка из целого куска глины, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка глины ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста.
Комбинированный способ объединяет в себе и лепку из целого куска глины и из отдельных деталей или частей. Например, из куска глины лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.
Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы.
Дети старшего дошкольного возраста начинают осваивать комбинированный способ лепки, а рабочим материалом, как правило, может быть как глина, так и пластилин или солёное тесто.
С детьми пятого года жизни повторяют и закрепляют приобретённые прежде знания и умения, а кроме того, им дают новые знания и умения, а именно:
- делить пластилин (глину) на части и образовывать несложные предметы, в основе которых лежит шар (орех, яблочко);
- создавать предметы, в основе которых лежит цилиндр (огурец);
- раскатывать пластилин (глину) прямыми движениями рук и создавать овальную форму и на основе этой формы лепить такие предметы: слива, лимон, груша;
- заострять и закруглять предметы;
- раскатывать пластилин (глину) круговыми движениями рук, расплющивать, загибать, защипывать края, вдавливать пластилин пальцами и создавать такие предметы: мисочка, чашечка, рыбка, грибок, корзина, пирожки, вареники;
- делить пластилин на части и соединять их в целое прикладыванием и нажатием, примазываннем (кукла-неваляшка, снеговик, птичка, зайчик).
С детьми шестого года жизни, как и в предыдущих возрастных группах, сначала повторяют и закрепляют навыки и умения, а потом вводят новые задачи:
- делить пластилин (глину) на 3-4 части и создавать несложные предметы, в основе которых лежит шар, цилиндр, конус (лепка овощей, фруктов, ёжика, мышки, котика, лисички);
- лепить части в основе которых лежит диск (тарелочка, чашечка);
- лепить предметы комбинированным и пластическим способами, приёмам крепкого соединения деталей, сглаживание поверхности пальцами, стекой и увлажнённой тряпкой (собака, зайчик, белочка, самолёт, черепаха, курочка, петушок, птичка - свистулька, лисичка и др.).
Взрослый обращает внимание на то, чтобы ребёнок передавал характерные признаки предметов, их форму, придерживался пропорций и использовал усвоенные навыки и умения: скатывание, сплющивание, вдавливание, вытягивание, загибание, примазывание и т.п.
Воспитателю необходимо продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.
Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки), передавать их характерные особенности, пропорции частей и различия в величине деталей. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом. Закрепить умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.
Передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животного в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.
Формировать умение лепить по представлению персонажей литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т.п.). Развивать творчество и инициативу.
Продолжать формировать умение передавать мелкие детали, работая пальцами. Учить, пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, пёрышки птицы, узор и складки на одежде людей и т.п.
Аппликация
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.
Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей, например, только середины снежинки, цветка, бабочки и т.п.
Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. В старшем возрасте дети делают аппликацию из соломки, намазывая клеем контур предмета и наклеивая на него нарезанную соломку.
Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в многослойной сюжетной аппликации всегда остается строго определенной последовательность расположения и наклеивания (пришивания) форм: сначала общий фон (земля, море, небо). Затем выкладываются и приклеиваются предметы заднего плана, а потом среднего и переднего.
Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.
Воспитателю необходимо закреплять умения, создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат – в два-четыре треугольника, прямоугольник – в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения – из бумаги, сложенной вдвое (стакан, ваза, цветок и др.).
Вызывать желание создавать сюжетные композиции, дополнять предметные и сюжетные композиции деталями, обогащающими изображения.
Продолжать формировать навыки аккуратного бережного отношения к материалу.
Срок реализации данной дополнительной образовательной программы рассчитан на 1 год. Этапами его служат темы или разделы, которые расположены в порядке увеличения сложности материала, то есть переходят от простого к сложному (применение всё более разнообразных приёмов, техник, средств и материалов для работы).
Продолжительность каждого занятия, с учётом возрастных особенностей данной группы детей, должна составлять 20-25 минут, с возможным последующим увеличением времени.
Для реализации программы используются учебно-методические (методические пособия, учебники, книги, конспекты занятий) и различные материально-технические средства.
Ожидаемые результаты
К концу года дети могут:
В лепке:
- Лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приёмы способы.
- Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
- Создавать изображения по мотивам народных игрушек.
В аппликации:
- Изображать предметы и несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы обрезания, а также обрывания.
Тематическое планирование
Лепка
1 занятие в неделю, всего 36 занятий
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Вводная беседа по технике безопасности «Волшебный пластилин». Лепка по желанию детей. | 1 |
2. | «Созрели яблоки в саду» (пластилинография). | 1 |
3. | «Грибы». | 1 |
4. | «Цветочная клумба». | 1 |
5. | Вылепи, какие хочешь, овощи. | 1 |
6. | «Гриб мухомор». | 1 |
7. | «Наши любимые игрушки». | 1 |
8. | «Фрукты». | 1 |
9. | «Наш пруд» (коллективная композиция». | 1 |
10. | «Осенний натюрморт». | 1 |
11. | «Блюдо». | 1 |
12. | «Листья танцуют и превращаются в деревья» (лепка декоративная, рельефная). | 1 |
13. | «Снегири на ветках». | 1 |
14. | «Девочка в зимней шубе». | 1 |
15. | «Снеговики в шапочках и шарфиках». | 1 |
16. | «Ёлочка». | 1 |
17. | «Снегурочка». | 1 |
18. | «Весёлые человечки». | 1 |
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
19. | «Зимние забавы» (лепка сюжетная). | 1 |
20. | «Зайчик». | 1 |
21. | «Щенок». | 1 |
22. | «Валентинка». | 1 |
23. | «Летят самолёты» (Папин день). | 1 |
24. | «Чайник». | 1 |
25. | «Чашка и блюдце». | 1 |
26. | «Цветок для мамы». | 1 |
27. | «Пластилиновая картина». | 1 |
28. | «Мышка». | 1 |
29. | «Волк». | 1 |
30. | «Лисичка». | 1 |
31. | «Плывут по морю киты и кашалоты» (лепка коллективная). | 1 |
32. | «Мы на луг ходили, мы лужок лепили» (лепка сюжетная, коллективная). | 2 |
33. | «Радуга-дуга» (плоскостная лепка). | 1 |
34. | «Белочка грызет орешки». | 1 |
35. | «Индюк». | 1 |
Аппликация
1 занятие в неделю, всего 36 занятий
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | «Веселые портреты». | 1 |
2. | «Грибы». | 1 |
3. | «Мухомор на поляне». | 1 |
4. | «Огурцы и помидоры лежат на тарелке». | 1 |
5. | «Яблоки и груши лежат на блюде». | 1 |
6. | «Наш огород» (коллективная композиция). | 1 |
7. | «Осенний ковер». | 1 |
8. | «Машина». | 1 |
9. | «Наша ферма» (аппликация из геометрических фигур разной величины). | 1 |
10. | «Листочки на окошке» (аппликация симметричная). | 1 |
11. | «Цветные зонтики». | 1 |
12. | «Осенние картины». | 2 |
13. | «Украшение дымковской игрушки». | 1 |
14. | «Дома на нашей улице». | 1 |
15. | «Снеговик». | 1 |
16. | «Елочка-красавица» (поздравительная открытка). | 1 |
17. | «Волшебные снежинки». | 1 |
18. | «Снегири на ветках». | 1 |
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
19. | «Где-то на белом свете…». | 1 |
20. | «Бокальчик». | 1 |
21. | «Дружные ребята» (аппликация ленточная). | 1 |
22. | «Валентинка». | 1 |
23. | «Галстук для папы» (аппликация предметно-декоративная). | 1 |
24. | «Пароход». | 1 |
25. | «Солнышко улыбнись». | 1 |
26. | «Подарок маме». | 1 |
27. | «Башмак в луже». | 1 |
28. | «Нежные подснежники». | 1 |
29. | «А водица далеко, а ведерко велико…» (иллюстрация к потешке). | 1 |
30. | «По морям, по волнам…». | 1 |
31. | «Стайка дельфинов». | 1 |
32. | «Ваза с цветами». | 1 |
33. | «Городской транспорт». | 1 |
34. | «Во поле берёзка стояла». | 1 |
35. | «Декоративный поднос». | 1 |
Список использованной литературы:
- Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 3-4 лет» Москва, «Мозаика-синтез», 2009.
- А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.
- М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, «Мозаика-синтез», 2006.
- Г.Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография.» Москва, «Скрипторий 2003», 2006.
- «От простого к сложному. Учимся лепить и рисовать.» Санкт-Петербург, «Кристалл», «Валери СПб», 1997.
- Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки.» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.
- Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, «Просвещение», 1991.
- Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова «Воспитание ребёнка-дошкольника» Москва, «Владос», 2004.
- Г.Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» Москва, «Скрипторий 2003», 2006.
- О.А. Соломенникова «Основные и дополнительные программы ДОУ» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006.
- Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон «Обучение детей 3-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Москва, «Просвещение», 1992.
Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей:
- Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Москва, «Родничок», 2006.
- Е.Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва, «АЙРИС-пресс», 2005.
- Е.Р. Румянцева «Простые поделки без помощи мамы» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный мир лепки и аппликации" для детей 3-4 лет. Срок реализации 1 год.
Программа дополнительного образования «Лепка и аппликация в младшей группе» разработана для детей 3-4 лет. Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такие виды деятельност...
Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир лепки и аппликации» для детей 4-5 лет. Срок реализации 1 год.
Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей.В программе представлен такой вид художественно...
Дополнительная образовательная программа «Буквоед»; программа для детей 6 – 7 лет; срок реализации – один год.
Дополнительная образовательная программа «Буквоед» направлена на коррекцию речевого и психического развития детей 6 – 7 лет в процессе знакомства с буквами, что способствует:созданию предп...
Рабочая программа дополнительного образования по кружку «Читалочка» ( обучение чтению детей 6 – 7 лет). Срок реализации 1 год.
Актуальность данной программы обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста. Программа «Читалочка» - это...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» (Возраст детей:4-6 лет) Срок реализации: 2года.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» по художественной лепке позволяет расширить представление детей в области изобразительного искусства. Это ...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Маленький художник» Возраст обучающихся: 3-7 лет Срок реализации: 4 года
Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей, по средствам собственных открытий с помощью нетрадиционных техник и декоративного рисования, через занятия по изобраз...