Программа экспериментального развития «Профессии сферы обслуживания» для детей 6-7 лет Срок реализации 1 год
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)
Раннее профессиональное развитие детей дошкольного возраста является очень важным, поскольку в наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.
Поэтому очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Говоря о знакомстве дошкольников с миром профессий, я не имею в виду простое формирование знаний и представлений о существующих профессиях, а говорю о начальном этапе профессионального самоопределения.
Речь идет о некотором разумном равновесии между свободным развитием ребенка как подрастающего субъекта деятельности и педагогическим руководством этим развитием, которое выражается в различных формах участия в проектировании возможного жизненного пути подрастающего человека, организации пробы сил в разных направлениях деятельности, ориентации в собственных возможностях для самоопределения в будущей жизни.
Но как грамотно построить эту работу, не навязав ребёнку своего мнения о той или иной профессии, о его собственных возможностях и способностях? На сегодняшний день не одна из существующих программ не рассматривает дошкольный возраст как период закладки профессионально важных психических функций наряду с общим развитием психики ребенка.
Основное направление в моей работе с детьми дошкольного возраста ориентировано на:
- выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности;
- обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников;
- формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о специфике профессий через использование информационно – коммуникационных и игровых технологий.
Что бы дети приобрели следующие качества:
- любознательный, активный: проявляет интерес к различным профессиям взрослых, задаёт вопросы о профессиональной деятельности взрослых, её особенностях. Организует сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссёрские игры на основе специфики различных профессий.
- эмоционально отзывчивый: эмоционально реагирует на профессиональную деятельность взрослых. Испытывает гордость за профессиональные достижения своих родителей.
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: относится к труду взрослых и его результатам как к ценности, любит трудиться самостоятельно и участвовать в труде взрослых в соответствии с гендерными представлениями.
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве и природе: осознаёт некоторые собственные качества, проявляющиеся в той или иной профессии и влияющие на результат профессиональной деятельности. Имеет представление о различных видах профессиональной деятельности взрослых, связанной с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание различных профессий, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностная, социальная и государственная значимость, некоторые представления о труде как экономической категории, гендерная специфика некоторых профессий).
Диапазон методов и приемов достаточно широк, вариативен:
- дидактические игры
- сюжетно-ролевые игры
- беседы
- чтение художественной литературы
- экскурсии
- использование информационно-коммуникативных технологий
Методы и приемы, которые я использую, связаны с:
- выделением социально-нравственной составляющей содержания образования в ДОУ;
- стимулированием переигрывания дошкольниками разнообразных социально-нравственных чувств и эмоций;
- обогащением, уточнением и систематизацией представлений о нормах и правилах поведения;
- самоанализом и самооценкой детьми собственных нравственных действий и поступков.
А поскольку профессиональное развитие детей происходит в игровой и познавательно – исследовательской деятельности, то процесс приобретения новых знаний проходит для детей с удовольствием, а значит приобретённые знания, умения и навыки лучше усваиваются и находят эмоциональный отклик у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnaya_deyatelnost.docx | 39.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Центр развития ребенка №19» Утверждаю Заведующий МБДОУ «ЦРР №19» __________________Н.М. Лапшина «_____»____________20___г. Принято Педагогическим Советом Протокол №__ от « » августа 20___г. Программа экспериментального развития «Профессии сферы обслуживания» для детей 6-7 лет Срок реализации 1 год Автор программы: воспитатель: Терентьева Е. А. Сосновый Бор 2021г. |
Содержание
- Пояснительная записка
- Цель программы
- Задачи программы
- Условия реализации программы
- Оборудование для реализации программы
- Календарно – тематический план
- Конспекты занятий
- Пояснительная записка
Раннее профессиональное развитие детей дошкольного возраста является очень важным, поскольку в наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.
Поэтому очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Говоря о знакомстве дошкольников с миром профессий, я не имею в виду простое формирование знаний и представлений о существующих профессиях, а говорю о начальном этапе профессионального самоопределения.
Речь идет о некотором разумном равновесии между свободным развитием ребенка как подрастающего субъекта деятельности и педагогическим руководством этим развитием, которое выражается в различных формах участия в проектировании возможного жизненного пути подрастающего человека, организации пробы сил в разных направлениях деятельности, ориентации в собственных возможностях для самоопределения в будущей жизни.
Но как грамотно построить эту работу, не навязав ребёнку своего мнения о той или иной профессии, о его собственных возможностях и способностях? На сегодняшний день не одна из существующих программ не рассматривает дошкольный возраст как период закладки профессионально важных психических функций наряду с общим развитием психики ребенка.
Основное направление в моей работе с детьми дошкольного возраста ориентировано на:
- выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности;
- обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников;
- формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о специфике профессий через использование информационно – коммуникационных и игровых технологий.
Что бы дети приобрели следующие качества:
- любознательный, активный: проявляет интерес к различным профессиям взрослых, задаёт вопросы о профессиональной деятельности взрослых, её особенностях. Организует сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссёрские игры на основе специфики различных профессий.
- эмоционально отзывчивый: эмоционально реагирует на профессиональную деятельность взрослых. Испытывает гордость за профессиональные достижения своих родителей.
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: относится к труду взрослых и его результатам как к ценности, любит трудиться самостоятельно и участвовать в труде взрослых в соответствии с гендерными представлениями.
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве и природе: осознаёт некоторые собственные качества, проявляющиеся в той или иной профессии и влияющие на результат профессиональной деятельности. Имеет представление о различных видах профессиональной деятельности взрослых, связанной с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание различных профессий, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностная, социальная и государственная значимость, некоторые представления о труде как экономической категории, гендерная специфика некоторых профессий).
Диапазон методов и приемов достаточно широк, вариативен:
- дидактические игры
- сюжетно-ролевые игры
- беседы
- чтение художественной литературы
- экскурсии
- использование информационно-коммуникативных технологий
Методы и приемы, которые я использую, связаны с:
- выделением социально-нравственной составляющей содержания образования в ДОУ;
- стимулированием переигрывания дошкольниками разнообразных социально-нравственных чувств и эмоций;
- обогащением, уточнением и систематизацией представлений о нормах и правилах поведения;
- самоанализом и самооценкой детьми собственных нравственных действий и поступков.
А поскольку профессиональное развитие детей происходит в игровой и познавательно – исследовательской деятельности, то процесс приобретения новых знаний проходит для детей с удовольствием, а значит приобретённые знания, умения и навыки лучше усваиваются и находят эмоциональный отклик у детей.
Техника безопасности
Ребёнок должен знать, понимать и выполнять:
⎯ правила безопасной работы с колющими/режущими предметами;
⎯ все инструменты и оборудование, необходимые для игры, должны находиться на своём месте;
⎯ правила личной гигиены, специфичные для данной профессии: чистые руки, чистая одежда, убранные волосы;
⎯ правила соблюдения чистоты и порядка на рабочем месте.
Социально – коммуникативный компонент
Ребёнок должен уметь:
− представиться в профессиональной манере;
− поприветствовать и усадить гостей в нужной зоне обслуживания;
− демонстрировать личные качества, включая опрятность, аккуратный и профессиональный внешний вид, манеру поведения и манеру держать себя;
− неизменно демонстрировать выполнение работы с соблюдением санитарных норм и техники безопасности;
− взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в соответствии с культурными нормами.
- Цель программы
Формирование знаний и представлений детей о существующих профессиях, через организацию проб сил в разных направлениях деятельности, для ориентации в собственных возможностях и самоопределения в будущей жизни.
- Задачи программы
- Расширение кругозора детей;
- Обогащение представление детей о мире профессий;
- Пополнение словарного запаса;
- Развитие монологической и диалоговой речи;
- Приобретение навыка умения работать в команде;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие художественно-эстетического вкуса;
- Формирование различных жизненно важных умений и навыков;
- Прививать любовь к труду, уважать чужой труд.
- Условия реализации программы
Создание необходимой развивающей среды, в которой есть всё необходимое для изучения конкретной профессии.
- Оборудование для реализации программы
Название раздела | Оборудование и материалы | Количество |
«Супермаркет» | ||
«Овощи, фрукты» | Корзина покупателя | 5 шт. |
Овощи и фрукты | В ассортименте | |
«Бакалея» | Пакеты с крупой | |
Коробки из-под круп | ||
«Кондитерская» | Коробки из под конфет | |
Упаковки от шоколада | ||
Игрушечное печенье в упаковке | ||
«Молочный» | Баночки, бутылочки из-под молочных продуктов(сметана, йогурт, кефир, сметана и т.д.) | |
Яйца куриные в упаковках | ||
«Чай. Кофе» | Упаковки, коробки из под чая. | |
Шкаф – холодильник | «Замороженные продукты» в пластиковых контейнерах (пельмени). Суши, ролы, колбаса, пицца. | |
«Соки. Воды» | Коробки из под сока и баночки от воды. | |
«Парфюмерия» | Упаковки из-под мыла, зубной пасты и т. д. | |
Наглядно – дидактические пособия | Лэпбуки, акционные плакаты, вывески магазина. Денежные средства (имитация). Форма продавца – кассира. Бейджи с изображение профессии. | |
Технические средства | Кассовый аппарат. | 1 шт. |
«Детское кафе» | ||
Мебель | Барная стойка | 1 шт. |
Полка | 4 шт. | |
Вывеска кафе | 1 шт. | |
Столы | 2 шт. | |
Стулья | 8 шт. | |
Оборудование для организации сюжетно – ролевой игры | Подставка металлическая для меню | 1 шт. |
Подставка для меню пластмассовая | 4 шт. | |
Подсветка гирлянда | 1 шт. | |
Фартуки береты | 2 шт. | |
Шекеры для напитков | 1 шт. | |
Стаканчики маленькие | 7 шт. | |
Бакалы для коктейлей | 8 шт. | |
Поднос пластмассовый | 2 шт. | |
Шпажки | 40 шт. | |
Ёмкость для трубочек | 2 шт. | |
Набор трубочек | 60 шт. | |
Керамическая чаша для фондю | 1 шт. | |
Подсвечник металлический | 1 шт. | |
Подсвечник большой | 1 шт. | |
Ваза декоративная | 2 шт. | |
Атрибуты для сервировки стола | Скатерть | 2 шт. |
Салфетки | 2 шт. | |
Вилки | 10 шт. | |
Ложки | 2 шт. | |
Ножи | 9 шт. | |
Стаканы | 9 шт. | |
Тарелки | 10 шт. | |
Наглядно – дидактические пособия | Лэпбуки, акционные плакаты, вывеска, имитация денежных средств. Универсальная форма бармена, официантов. Бейджи с изображением профессий. | |
Технические средства | Телевизор | 1 шт. |
Пульт | 1 шт. | |
Подсветка – гирлянда | 1 шт. | |
Соковыжималка | 1 шт. | |
«Кондитерская» | ||
Мебель | Стол шеф-повара | 1 шт. |
Стол | 2 шт. | |
Стул | 2 шт. | |
Оборудование для организации сюжетно – ролевой игры | Набор тарелок для смешивания | 6 шт. |
Лист для раскатывания | 4 шт. | |
Скалка деревянная | 4 шт. | |
Форма для изготовления мороженного | 2 шт. | |
Тарелка пластиковая плоская | 1 шт. | |
Набор тарелок для хранения | 1 шт. | |
Кружка мерная | 1 шт. | |
Форма для выпечки кексов | 2 шт. | |
Кондитерский мешок | 2 шт. | |
Формы для печенья | 1 шт. | |
Животные | 1 шт. | |
Разнообразные фигуры | 1 шт. | |
Формы для заливки шоколада | 1 шт. | |
Ложки пластиковые | 8 шт. | |
Нож пластиковый | 8 шт. | |
Спецодежда и средства гигиены | Фартук детский | 5 шт. |
Шапочки | 5 шт. | |
Гель для обработки рук | 3 шт. | |
Бумажные полотенца, салфетки | ||
Технические средства | Мультиварка | 1 шт. |
Хлебопечка | 1 шт. | |
Электронные весы | 1 шт. | |
«Салон красоты» | ||
Мебель | Стол с зеркалом | 2 шт. |
Журнальный столик | 1 шт. | |
Этажерка | 1 шт. | |
Стул | 3 шт. | |
Ваза напольная | 1 шт. | |
Оборудование для организации сюжетно – ролевой игры | Пульверизатор | 2 шт. |
Краска для волос | ||
Миска для разведения краски | 2 шт. | |
Маска для волос | 2 шт. | |
Каталог с палитрой оттенков лаков для волос | 1 шт. | |
Пилочки для ногтей | 5 шт. | |
Подставка для пилочек | 1 шт. | |
Бигуди | ||
Одноразовые перчатки | 1 шт. | |
Ободок с вуалью | 2 шт. | |
Парик | 4 шт. | |
Фольга | 1 шт. | |
Ободок | 4 шт. | |
Бусы | 4 шт. | |
Утюжок для волос | 2 шт. | |
Плойка | 2 шт. | |
Фен | 2 шт. | |
Зажим для волос | 4 шт. | |
Массажная щетка | 2 шт. | |
Шапочка одноразовая | 2 шт. | |
Аксессуары для создания прически | 1 шт. | |
Шампунь | 2 шт. | |
Бальзам | 2 шт. | |
Лак | 2 шт. | |
Витаминный комплекс | 2 шт. | |
Спрей для придания объёма | 2 шт. | |
Спрей – блеск для волос | 2 шт. | |
Крем для лица | 2 шт. | |
Туалетная вода | 2 шт. | |
Лак для ногтей | ||
Средство для снятия лака для ногтей | 2 шт. | |
Расчёска | 2 шт. | |
Подставка для расчёсок | 1 шт. | |
Кисточки для окрашивания волос | 2 шт. | |
Дополнительные атрибуты | Постеры | 2 шт. |
Фото | 17 шт. | |
Каталог красок для волос | 2 шт. | |
Журналы для посетителей | 2 шт. | |
Бейджи для работников | 4 шт. | |
Портмене | 2 шт. | |
Одежда парикмахера | 2 шт. | |
Манекен для создания причёсок | 1 шт. | |
Наглядно – дидактические пособия | Лэпбук, Плокаты, вывеска, бейджи, рекламные буклеты | |
«АЗС» | ||
Мебель | Стол для лего | 1 шт. |
Игровой модуль «Бензоколонка» | 1 шт. | |
Оборудование для организации сюжетно – ролевой игры | Набор инструментов | 2 шт. |
Игровой модуль «Механик» | 1 шт. | |
Конструктор большой крупный | 1 шт. | |
Машины большие | ||
Лего-конструктор | ||
Модельные машины | ||
Канистры с машинным маслом | 2 шт. | |
Бутылки с антифризом | 2 шт. | |
Наглядно – дидактические пособия | Лэпбук, плакаты, вывеска. Бейджи, Рекламные буклеты. |
6. Комплексно – тематическое планирование на учебный год
«Сфера обслуживания»
Профессии | Игры - занятия | Развивающая среда | Наглядные дидактические пособия | Совместная деятельность педагога с детьми | Экскурсия |
Продавец |
| Создание центра с соответствующим оборудованием (1;72) | Лэпбук «Магазин» | Акционные плакаты, вывески магазина, денежные средства (имитация), бейджи с изображением профессий, рекламные буклеты, плакаты – акции. | Прогулка по микрорайону, знакомство с ближайшими магазинами. |
Водитель |
| Создание центра с соответствующим оборудованием (1;78) | Лэпбук «Правила дорожного движения» | Вывеска, бейджи с изображением профессий. | Экскурсия на бензаколонку. |
Повар |
| Создание центра с соответствующим оборудованием (1;73) | Лепбук «Повар» | Бейджи с изображением профессий, вывеска, меню. | Экскурсия на пищеблок детского сада. |
Детское кафе |
| Создание центра с соответствующим оборудованием (1;73) | Лэпбук «детское кафе» | Акционные плакаты, вывеска кафе, имитация денежных средств, бейджи с изображением профессий, рекламные буклеты, меню. | Экскурсия в детское кафе. |
Кондитерская |
| Создание центра с соответствующим оборудованием (1;74) | Лэпбук «Кондитерская» | Плокаты, вывески кондитерской, бейджи с изображением профессий, рекламные буклеты, меню. | Экскурсия в кондитерскую. |
Парикмахер |
| Создание центра с соответствующим оборудованием (1;76) | Лэпбук «Профессия парикмахер» | Акционные плакаты, вывеска, бейджи с изображением профессий, рекламные буклеты. | Экскурсия в парикмахерскую. |
Почта |
| Создание центра с соответствующим оборудованием | Лэпбук «Почта» | Вывеска, буйджи с изображением профессий. | Экскурсия на почту. |
Итоговое мероприятие «Первые ступени в мире профессий» (1/70).
7. Конспекты занятий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный мир лепки и аппликации" для детей 3-4 лет. Срок реализации 1 год.
Программа дополнительного образования «Лепка и аппликация в младшей группе» разработана для детей 3-4 лет. Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такие виды деятельност...
Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир лепки и аппликации» для детей 4-5 лет. Срок реализации 1 год.
Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей.В программе представлен такой вид художественно...
Дополнительная образовательная программа "Волшебный мир лепки и аппликации" для детей 5-6 лет. Срок реализации 1 год.
Дополнительная образовательная программа «Лепка и аппликация в старшей группе» разработана для детей 5-6 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорящие пальчики» социально-педагогической направленности для детей 2 - 3 лет срок реализации: 1 год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорящие пальчики»социально-педагогической направленностидля детей 2 - 3 летсрок реализации: 1 год...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАРТИНКИ» (для детей 3 - 4 лет, срок реализации – 1 год)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕобразовательная программа (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ программа) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ «Разноцветные картинки» (для детей 3 - 4 лет,...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направленности. Бисероплетение "Бусинка" возраст детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно ...
Рабочая программа кружка «Мой край родной, Башкортостан» для детей старшего дошкольного возраста (срок реализации 1 год, возраст детей с 5-7 лет).
Программа направлена на приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и истории народов Башкортостана, на воспитание патр...