Конспект ООД с детьми старшей группы "Путешествие на Север" - ознакомление с окружающим миром, развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект организованой образовательной деятельности с детьми старшей группы "Путешествие на Север" - ознакомление с окружающим миром, развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_na_sever.docx46.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад № 7 «Журавушка»

Г. Ртищево Саратовской области

«Путешествие на Север»

Конспект

организованной образовательной деятельности с детьми старшей  группы.

(Ознакомление с окружающим миром, развитие речи и подготовка к обучению грамоте)

Воспитатель Бобина Татьяна Юрьевна

 Цель.  Закрепление  представлений  об особенностях белых медведей; закрепление понятий: предложение, слово, слог, звук.

     Задачи.

Образовательные

 - Закрепить  представления о климатических особенностях Крайнего Севера; находить Северный полюс на карте; обогащать представления о том, как белые медведи  приспособились к жизни в суровых условиях Арктики; побуждать детей делиться имеющимися знаниями; рассказывать об образовании сложных слов (самолет, снегоход) ; упражнять в придумывании предложений к схеме, называть последовательность слов  в предложении; продолжать учить делить слова на слоги; определять количество и последовательность слогов в слове; упражнять в дифференциации твердых и мягких звуков; продолжать учить определять количество данных звуков в слове и их позицию; продолжать учить подбирать звуковую модель к слову; давать характеристику звукам; поощрять знание букв, чтение.  

Способствовать обогащению и активизации словаря.

Развивающие

 - Развивать познавательную активность у детей, интерес к проведению опытов, умение делать выводы;  развивать представления о взаимосвязи характерных особенностях животного и  среды обитания; развивать мышление, пространственные представления; развивать связную речь, умение формулировать свои мысли; развивать грамматический строй, звуковую культуру речи, фонематический слух.

 -Развивать умения работать самостоятельно и  в парах, взаимодействовать с партнером; использовать дифференцированный подход в работе с детьми.

Воспитательные

 - Воспитывать доброжелательное отношение к игровым  персонажам - символам Олимпийских Игр, вызвать желание помогать им; формировать положительное отношение к спорту, к здоровому образу жизни.

                                       Предшествующая работа:

Знакомство с символами Олимпийских Игр,  рассматривание иллюстраций о Севере; знакомство с животным миром холодных стран,  рассматривание карты, глобуса, знакомство с условными обозначениями, знакомство  с понятиями: слово, предложение, слог, звук, составление звуковых моделей слов.

Пособия:

Географическая карта, набор слайдов с изображением Арктики, оборудование к опытам: тазы с водой, обычные и промасленные листы бумаги, лотки со льдом, подносы с настриженной шерстью, салфетки; слайды с изображением схемы предложения, слайды с изображением картинок и цифр; для самостоятельной деятельности: листы с картинками – 2 варианта, цветные карандаши; для работы в парах – картинки, звуковые модели слов; фишки (твердые, мягкие согласные звуки, гласные звуки), таблица со словом «спорт».

 

Содержание.

                                                                                                                                                    -    1.Ребята, кто у нас сегодня в гостях?

Дети. - У нас в гостях леопард по имени Барсик, зайка Стрелка.  А где же мишка?

 - А мишка по имени Полюс на Северном полюсе. Он должен был пронести олимпийский факел через весь Северный полюс и привезти его нам, в детский сад, чтобы мы смогли зажечь свой олимпийский огонь и открыть малые Олимпийские игры в нашем детском саду. Мишка позвонил сегодня, что-то хотел сказать, он был чем-то расстроен, но тут связь прервалась. Что же делать?

Дети. -  Мы отправимся на Северный полюс, встретимся с мишкой и узнаем, что случилось.

Барсик, Стрелка – А как мы узнаем, где находится Северный полюс?

Дети – нам поможет карта.  ( Все подходят к карте, дети показывают, где находится Северный полюс)

- А как вы узнали Северный полюс на карте?   (По белому цвету)

- Что еще на карте обозначено белым цветом? (Южный полюс)

- Почему Северный и Южный полюса обозначены белым цветом? (Там вечная мерзлота, все покрыто льдом)

Барсик и Стрелка – Северный полюс находится очень далеко, на чем туда можно добраться? Может быть на поезде?

Дети – на самолете. Самолетом удобнее лететь на большие расстояния, он быстро передвигается и нужно меньше времени, чтобы добраться до места.

- А от каких слов произошло слово «  самолет»? (сам, летает)

Дети подходят  к экрану. (слайды «самолет взлетает, самолет приземляется», звук самолета)

- Вот мы и на Северном полюсе. Все ледяное, даже аэродром покрыт льдом.

Барсик, Стрелка – Ребята, а вы знаете что- нибудь  о Северном полюсе?

Дети – Северный полюс – это ледяная пустыня. Океан покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. В этих местах всегда холодно – и зимой, и летом, все покрыто снегом и нет никакой растительности. Там бывает долгая полярная ночь и очень красивое северное сияние.

- А почему не видно белых медведей?

Дети – Они такие же белые, как снег, поэтому их не заметно. Белым медведям нужна такая окраска, чтобы охотиться. (слайд)

- А чем питаются белые медведи?  ( Они питаются рыбой, их добычей могут стать моржи и тюлени)

 - Почему северные медведи, моржи, тюлени не мерзнут на сильном морозе? (У них под кожей есть слой жира, он защищает организм от холода)

- Мы видим, как белый медведь вылезает из проруби (слайд). Он совсем мокрый.

Зайка Стрелка – Почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды в такой сильный мороз? Моя шубка сразу бы заледенела.

Дети – Медведь встряхивается, от него во все стороны летят брызги, а шерсть становится почти сухой. Медведи покрывают свою шерсть жиром, защищают ее от воды.

- Барсик, Стрелка, мы сейчас покажем. Как это происходит.

2. Экспериментальная деятельность. Дети подходят к столу, на котором стоят тазы с водой, лежат обычные и промасленные листы бумаги.

- Опустим в воду обычные листы бумаги. Что с ними произошло? Что произойдет с промокшими листочками, если их вынести на мороз? (Они покроются корочкой льда)

- А теперь опустите в воду промасленные листы.  Впитывают ли они воду? (Вода собирается в капельки и стекает. На такой бумаге почти не будет льда.)

- Какие еще животные используют такую хитрость? (водоплавающие птицы)

- А как люди используют явление непромокания? (Люди смазывают специальным маслом  детали машин и механизмов, чтобы они не ржавели).

Барсик, Стрелка – Белым медведям постоянно приходится ходить по льду. Почему они не скользят и лапы не мерзнут?

Дети – у белых медведей на  ногах такая густая и длинная шерсть, что она прикрывает подушечки  ступней, и они не мерзнут и не скользят.

(На столы выставляются лотки со льдом и подносы с настриженной шерстью)

- Представим, что наши ладони – это ступни ног белых медведей. Потрогайте лед. Что вы чувствуете? (ладоням холодно, они скользят по льду)

- Прикроем лед шерстью. Дотроньтесь до льда сквозь шерсть, попробуйте поскользить по нему.  Изменились  ли  ваши ощущения?  (рукам не так холодно, ладони не скользят по льду) – Вот так белые медведи приспособились к жизни в суровых условиях Крайнего Севера. Как вы думаете, почему люди выбрали белого медведя символом Олимпийских Игр? (Это сильное животное, ловкое, выносливое, ничего не боится)

- А что нужно делать людям, чтобы стать такими же сильными и выносливыми, как белые медведи? (Заниматься спортом, закаляться)

- А вот и наш мишка! Мишка, что случилось, где факел?

Мишка. – Факел  забрала Снежная королева. Она обиделась, что ее не выбрали символом Олимпийских Игр, увезла факел в свой ледяной замок. Что делать, ведь без факела мы не сможем зажечь олимпийский огонь.

Дети. – Мы отправимся искать замок Снежной королевы.

- Нам нужно выбрать вид транспорта. (слайд с изображением видов транспорта) Может нам поехать на автобусе?

- Автобус не проедет по льду и снегу. Мы поедем на снегоходе. Он может передвигаться по снегу, у него впереди лыжи, а сзади гусеница.

- А от какого слова образовалось слово «снегоход»?  («снег» и «ходить»).

- Отправляемся в путь на снегоходах, а путь нам будет освещать красивое северное сияние.  (слайд)

3. Танец «Северное сияние».

4. – Мы приближаемся к  замку  Снежной королевы!  Но попасть в замок сложно, вход охраняет полярная сова.

Дети – Здравствуй,  сова! Пропусти нас, пожалуйста, в замок, нам нужно встретиться со  Снежной королевой, чтобы  вернуть олимпийский факел!

Сова – Знаю, знаю!  Снежная королева принимает только интересных и грамотных  собеседников. А вы грамоту знаете? Если справитесь с моими заданиями, я пропущу вас в замок.

Дети – Мы согласны!

На экране – схема предложения.

1-е задание – придумайте предложения к этой схеме на спортивную тему. (Дети придумывают предложения, называют последовательность слов в предложении).

На экране – картинки, цифры.

2-е задание – определите, сколько слогов в словах, названиях картинок, подберите нужную цифру.  (Дети называют количество и последовательность слогов в слове)

3-е задание – за столами.  На столах – листы с картинками в трех вариантах (три степени сложности)

- Обведите синим карандашом картинки, в названиях которых встречается твердый звук [К], а зеленым картинки, в названии которых – мягкий звук [К’].

Усложнение задания – определить количество и местоположение данных звуков в слове, назвать слова, в которых встречаются оба звука.

4- задание – работа в парах. Детям предлагаются карточки с картинками и звуковые модели слов.

- подберите звуковую модель к слову. (дети подбирают пары:  картинка - модель)

Сова – Молодцы! Справились со всеми заданиями. Пойду поищу ключи от ворот, а вы пока поиграйте!

5. Игра «Живые модели».

- Отгадайте загадку : «Мы под гору мчимся сами,  развеселые мы…»  (сани!)

Дети договариваются, кто каким звуком будет, выбирают фишки, строятся в правильной последовательности.

- Звуки, расскажите о себе!  (Характеристика звуков)

6. Игра «Отгадай слово». (дети угадывают буквы, читают слово).

Ворота замка открываются (слайд).

- Вот мы и в замке. Какой он красивый, величественный, весь из прозрачного льда. Нам предстоит встреча со снежной королевой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД - "Выручаем мишку по имени Полюс" - Формирование целостной картины мира, развитие речи и подготовка к обучению грамоте

Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение«Детский сад № 7 «Журавушка»Г. Ртищево Саратовской области«Выручаем мишку по имени Полюс» Конспектнепосредственно образовательной деятельности с ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП ПО ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

Данные методические рекомендации созданы  в помощь воспитателям, специалистам ДОО, полезны родителям дошкольников.В рекомендациях представлена система занятий в старшей группе, разработанная...

конспект коррекционного занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте старших дошкольников "В поиске букв"

Конспект занятия будет интересен педагогам ДОУ, родителям. В деятельности используются различные технологии: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, технология сотрудничества....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности Тема «Домашние животные и их детеныши» Образовательная область: Познавательное развитие + речевое развитие (ознакомление с окружающим миром +развитие речи) Старшая группа № 15

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группена тему  «Домашние животные и их детеныши»с использованием здоровьесберегающих технологий, ТРИЗ (метод мозгового ш...

Развлечение с детьми старшей группы №10 по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимние забавы»

Программное содержание:- создать положительный настрой на занятии, закрепить знания об основных эмоциях; -закреплять представления о зиме, зимних забавах;- учить детей описывать и устанавливать п...