Конспект ООД с детьми старшей группы "Путешествие на Север" - ознакомление с окружающим миром, развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект организованой образовательной деятельности с детьми старшей группы "Путешествие на Север" - ознакомление с окружающим миром, развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_puteshestvie_na_sever.docx | 46.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение
«Детский сад № 7 «Журавушка»
Г. Ртищево Саратовской области
«Путешествие на Север»
Конспект
организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы.
(Ознакомление с окружающим миром, развитие речи и подготовка к обучению грамоте)
Воспитатель Бобина Татьяна Юрьевна
Цель. Закрепление представлений об особенностях белых медведей; закрепление понятий: предложение, слово, слог, звук.
Задачи.
Образовательные
- Закрепить представления о климатических особенностях Крайнего Севера; находить Северный полюс на карте; обогащать представления о том, как белые медведи приспособились к жизни в суровых условиях Арктики; побуждать детей делиться имеющимися знаниями; рассказывать об образовании сложных слов (самолет, снегоход) ; упражнять в придумывании предложений к схеме, называть последовательность слов в предложении; продолжать учить делить слова на слоги; определять количество и последовательность слогов в слове; упражнять в дифференциации твердых и мягких звуков; продолжать учить определять количество данных звуков в слове и их позицию; продолжать учить подбирать звуковую модель к слову; давать характеристику звукам; поощрять знание букв, чтение.
Способствовать обогащению и активизации словаря.
Развивающие
- Развивать познавательную активность у детей, интерес к проведению опытов, умение делать выводы; развивать представления о взаимосвязи характерных особенностях животного и среды обитания; развивать мышление, пространственные представления; развивать связную речь, умение формулировать свои мысли; развивать грамматический строй, звуковую культуру речи, фонематический слух.
-Развивать умения работать самостоятельно и в парах, взаимодействовать с партнером; использовать дифференцированный подход в работе с детьми.
Воспитательные
- Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам - символам Олимпийских Игр, вызвать желание помогать им; формировать положительное отношение к спорту, к здоровому образу жизни.
Предшествующая работа:
Знакомство с символами Олимпийских Игр, рассматривание иллюстраций о Севере; знакомство с животным миром холодных стран, рассматривание карты, глобуса, знакомство с условными обозначениями, знакомство с понятиями: слово, предложение, слог, звук, составление звуковых моделей слов.
Пособия:
Географическая карта, набор слайдов с изображением Арктики, оборудование к опытам: тазы с водой, обычные и промасленные листы бумаги, лотки со льдом, подносы с настриженной шерстью, салфетки; слайды с изображением схемы предложения, слайды с изображением картинок и цифр; для самостоятельной деятельности: листы с картинками – 2 варианта, цветные карандаши; для работы в парах – картинки, звуковые модели слов; фишки (твердые, мягкие согласные звуки, гласные звуки), таблица со словом «спорт».
Содержание.
- 1.Ребята, кто у нас сегодня в гостях?
Дети. - У нас в гостях леопард по имени Барсик, зайка Стрелка. А где же мишка?
- А мишка по имени Полюс на Северном полюсе. Он должен был пронести олимпийский факел через весь Северный полюс и привезти его нам, в детский сад, чтобы мы смогли зажечь свой олимпийский огонь и открыть малые Олимпийские игры в нашем детском саду. Мишка позвонил сегодня, что-то хотел сказать, он был чем-то расстроен, но тут связь прервалась. Что же делать?
Дети. - Мы отправимся на Северный полюс, встретимся с мишкой и узнаем, что случилось.
Барсик, Стрелка – А как мы узнаем, где находится Северный полюс?
Дети – нам поможет карта. ( Все подходят к карте, дети показывают, где находится Северный полюс)
- А как вы узнали Северный полюс на карте? (По белому цвету)
- Что еще на карте обозначено белым цветом? (Южный полюс)
- Почему Северный и Южный полюса обозначены белым цветом? (Там вечная мерзлота, все покрыто льдом)
Барсик и Стрелка – Северный полюс находится очень далеко, на чем туда можно добраться? Может быть на поезде?
Дети – на самолете. Самолетом удобнее лететь на большие расстояния, он быстро передвигается и нужно меньше времени, чтобы добраться до места.
- А от каких слов произошло слово « самолет»? (сам, летает)
Дети подходят к экрану. (слайды «самолет взлетает, самолет приземляется», звук самолета)
- Вот мы и на Северном полюсе. Все ледяное, даже аэродром покрыт льдом.
Барсик, Стрелка – Ребята, а вы знаете что- нибудь о Северном полюсе?
Дети – Северный полюс – это ледяная пустыня. Океан покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. В этих местах всегда холодно – и зимой, и летом, все покрыто снегом и нет никакой растительности. Там бывает долгая полярная ночь и очень красивое северное сияние.
- А почему не видно белых медведей?
Дети – Они такие же белые, как снег, поэтому их не заметно. Белым медведям нужна такая окраска, чтобы охотиться. (слайд)
- А чем питаются белые медведи? ( Они питаются рыбой, их добычей могут стать моржи и тюлени)
- Почему северные медведи, моржи, тюлени не мерзнут на сильном морозе? (У них под кожей есть слой жира, он защищает организм от холода)
- Мы видим, как белый медведь вылезает из проруби (слайд). Он совсем мокрый.
Зайка Стрелка – Почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды в такой сильный мороз? Моя шубка сразу бы заледенела.
Дети – Медведь встряхивается, от него во все стороны летят брызги, а шерсть становится почти сухой. Медведи покрывают свою шерсть жиром, защищают ее от воды.
- Барсик, Стрелка, мы сейчас покажем. Как это происходит.
2. Экспериментальная деятельность. Дети подходят к столу, на котором стоят тазы с водой, лежат обычные и промасленные листы бумаги.
- Опустим в воду обычные листы бумаги. Что с ними произошло? Что произойдет с промокшими листочками, если их вынести на мороз? (Они покроются корочкой льда)
- А теперь опустите в воду промасленные листы. Впитывают ли они воду? (Вода собирается в капельки и стекает. На такой бумаге почти не будет льда.)
- Какие еще животные используют такую хитрость? (водоплавающие птицы)
- А как люди используют явление непромокания? (Люди смазывают специальным маслом детали машин и механизмов, чтобы они не ржавели).
Барсик, Стрелка – Белым медведям постоянно приходится ходить по льду. Почему они не скользят и лапы не мерзнут?
Дети – у белых медведей на ногах такая густая и длинная шерсть, что она прикрывает подушечки ступней, и они не мерзнут и не скользят.
(На столы выставляются лотки со льдом и подносы с настриженной шерстью)
- Представим, что наши ладони – это ступни ног белых медведей. Потрогайте лед. Что вы чувствуете? (ладоням холодно, они скользят по льду)
- Прикроем лед шерстью. Дотроньтесь до льда сквозь шерсть, попробуйте поскользить по нему. Изменились ли ваши ощущения? (рукам не так холодно, ладони не скользят по льду) – Вот так белые медведи приспособились к жизни в суровых условиях Крайнего Севера. Как вы думаете, почему люди выбрали белого медведя символом Олимпийских Игр? (Это сильное животное, ловкое, выносливое, ничего не боится)
- А что нужно делать людям, чтобы стать такими же сильными и выносливыми, как белые медведи? (Заниматься спортом, закаляться)
- А вот и наш мишка! Мишка, что случилось, где факел?
Мишка. – Факел забрала Снежная королева. Она обиделась, что ее не выбрали символом Олимпийских Игр, увезла факел в свой ледяной замок. Что делать, ведь без факела мы не сможем зажечь олимпийский огонь.
Дети. – Мы отправимся искать замок Снежной королевы.
- Нам нужно выбрать вид транспорта. (слайд с изображением видов транспорта) Может нам поехать на автобусе?
- Автобус не проедет по льду и снегу. Мы поедем на снегоходе. Он может передвигаться по снегу, у него впереди лыжи, а сзади гусеница.
- А от какого слова образовалось слово «снегоход»? («снег» и «ходить»).
- Отправляемся в путь на снегоходах, а путь нам будет освещать красивое северное сияние. (слайд)
3. Танец «Северное сияние».
4. – Мы приближаемся к замку Снежной королевы! Но попасть в замок сложно, вход охраняет полярная сова.
Дети – Здравствуй, сова! Пропусти нас, пожалуйста, в замок, нам нужно встретиться со Снежной королевой, чтобы вернуть олимпийский факел!
Сова – Знаю, знаю! Снежная королева принимает только интересных и грамотных собеседников. А вы грамоту знаете? Если справитесь с моими заданиями, я пропущу вас в замок.
Дети – Мы согласны!
На экране – схема предложения.
1-е задание – придумайте предложения к этой схеме на спортивную тему. (Дети придумывают предложения, называют последовательность слов в предложении).
На экране – картинки, цифры.
2-е задание – определите, сколько слогов в словах, названиях картинок, подберите нужную цифру. (Дети называют количество и последовательность слогов в слове)
3-е задание – за столами. На столах – листы с картинками в трех вариантах (три степени сложности)
- Обведите синим карандашом картинки, в названиях которых встречается твердый звук [К], а зеленым картинки, в названии которых – мягкий звук [К’].
Усложнение задания – определить количество и местоположение данных звуков в слове, назвать слова, в которых встречаются оба звука.
4- задание – работа в парах. Детям предлагаются карточки с картинками и звуковые модели слов.
- подберите звуковую модель к слову. (дети подбирают пары: картинка - модель)
Сова – Молодцы! Справились со всеми заданиями. Пойду поищу ключи от ворот, а вы пока поиграйте!
5. Игра «Живые модели».
- Отгадайте загадку : «Мы под гору мчимся сами, развеселые мы…» (сани!)
Дети договариваются, кто каким звуком будет, выбирают фишки, строятся в правильной последовательности.
- Звуки, расскажите о себе! (Характеристика звуков)
6. Игра «Отгадай слово». (дети угадывают буквы, читают слово).
Ворота замка открываются (слайд).
- Вот мы и в замке. Какой он красивый, величественный, весь из прозрачного льда. Нам предстоит встреча со снежной королевой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД - "Выручаем мишку по имени Полюс" - Формирование целостной картины мира, развитие речи и подготовка к обучению грамоте
Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение«Детский сад № 7 «Журавушка»Г. Ртищево Саратовской области«Выручаем мишку по имени Полюс» Конспектнепосредственно образовательной деятельности с ...
Конспект Образовательной деятельности по развитию речи и подготовке к обучению грамоте со здоровьесберегающими технологиями в старшей группе Тема: « Как солнышко помогало весне»
КонспектОбразовательной деятельности по ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП ПО ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»
Данные методические рекомендации созданы в помощь воспитателям, специалистам ДОО, полезны родителям дошкольников.В рекомендациях представлена система занятий в старшей группе, разработанная...
конспект коррекционного занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте старших дошкольников "В поиске букв"
Конспект занятия будет интересен педагогам ДОУ, родителям. В деятельности используются различные технологии: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, технология сотрудничества....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности Тема «Домашние животные и их детеныши» Образовательная область: Познавательное развитие + речевое развитие (ознакомление с окружающим миром +развитие речи) Старшая группа № 15
Конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группена тему «Домашние животные и их детеныши»с использованием здоровьесберегающих технологий, ТРИЗ (метод мозгового ш...
Развлечение с детьми старшей группы №10 по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимние забавы»
Программное содержание:- создать положительный настрой на занятии, закрепить знания об основных эмоциях; -закреплять представления о зиме, зимних забавах;- учить детей описывать и устанавливать п...
Интегрированное занятие в старшей группе по экологии, ознакомлению с окружающим миром, развитием речи. Тема :Волшебница –вода
значение воды в жизни человека, животных, растений...