НОД по экологии "Земля в наших руках"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Я считаю, что экологическое образование необходимо с раннего возраста. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом занятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zemlya_v_nashih_rukah.docx773.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский «Теремок»





НОД по экологии

«Земля - в наших руках»



Асылова Надежда Анатольевна,

Воспитатель.






х. Шаминка

2022г.

Аннотация

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Я считаю, что экологическое образование необходимо с раннего возраста. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом занятия. 

Целью НОД является: объединить различные виды деятельности детей в целостный педагогический процесс, направленный на формирование у воспитанников основ экологической культуры.

Практическая значимость НОД заключается в том, что дети в процессе трудовой и познавательно-исследовательской деятельности овладевают умением оказывать помощь нуждающимся в трудный период.

Непосредственно - образовательная деятельность «Земля в наших руках» может использоваться воспитателями старших, подготовительных групп ДОУ.

Задачи образования:

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения(познавательное развитие);

- продолжать знакомить детей с планетой Земля;

- активизировать словарный запас: природа, юные экологи, экология, помощь, вырабатывать силу голоса (речевое развитие);

Задачи воспитания:

• формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

Задачи развития:

• Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.

Планируемые результаты:

Повыситься познавательный интерес и желание изучать и беречь свою планету.

Конспект интегрированного НОД по экологии.

НОД имеет интегрированный характер (согласно ФГОС, работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Художественно-эстетическое развитие детей», «Физическое развитие детей», «Социально-коммуникативное развитие детей») в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Возрастная группа: подготовительная группа

Длительность ОД: 25-30 минут.

Приёмы руководства деятельностью детей:

1. Словесный (рассказ, беседа);                                                                                                2. Наглядный (демонстрация, показ);                                                                                      3. Игра (познавательная, развивающая, двигательная);                                                            4. Аудиозаписи.

Материалы и оборудование:                                                                                                          - Аудио запись звуки леса;                                                                                                      - Магнитофон с флеш - картой;                                                                                                 - Ноутбук для просмотра;                                                                                                                 - Макеты: планеты - Земля, водоёма, леса и муравейника, мусорные пакеты, перчатки;                                                                                                                                    - Пластилин, доски, фотографии детей;                                                                                                    - «Скафандры»;

Виды детской деятельности в ОД:

игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, чтение (восприятие) художественной литературы, двигательная, музыкально - художественная, продуктивная, трудовая.

Ход образовательной деятельности:

Вводная часть.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Звучит музыка.

В: Доброе утро.

- Доброе утро! - Солнцу и птицам.

- Доброе утро! - Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера.

- Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся и пожелаем всем доброго утра (Дети здороваются с гостями).

-Ребята, кто мне скажет, что такое экология?

Д: - Экология - это наука о Земле.

В: - Ребята, а что вы знаете о планете - Земля?

Д: - Земля круглая, земля единственная планета, где есть жизнь. На Земле больше воды, чем суши.

В: - Чтобы подтвердить все ваши высказывания о земле я предлагаю подняться на ракете в космос и посмотреть на землю из космоса. Сейчас мы с вами перевоплотимся в космонавтов.

(Дети надевают «скафандры»)

В:- К полёту готовы?                                                                                                             Д: - Готовы!

(На экране физминутка «Ракета». Дети вместе с воспитателем повторяют движения соответствующие тексту).

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре -
Вот летит ракета ввысь! (1-2 - стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3-4 - основная стойка).

В: - Вот мы с вами и в космосе. (На экране планета - Земля вид из космоса)

В: - Ребята, что мы видим?

Д: - Это наша планета-Земля.

В:- Верно! Как вы и сказали она круглая. А почему её называют «голубой» планетой? (Ответы детей).

Д: - На ней много воды.

В: - Ребята, я слышу странные звуки похожие на стон. Я думаю, что наша планета хочет нам что-то сообщить. И выглядит Земля серой, печальной. Нам нужно вернуться на землю и выяснить, что же нам хочет она сообщить. Заняли все посадочные места? К полёту готовы?

Д: - Готовы!

В: - Полетели! (На экране физминутка «Ракета» Дети вместе с воспитателем повторяют движения проговаривая текст).

В: - Вот мы снова на земле. Снимите «скафандры» положите их и садитесь на свои места.

А сейчас посмотрим, что нам хотела сообщить наша планета.

(На экране показ фильм о плачевном состоянии Земли). Во время показа воспитатель комментирует фильм.

В: - Ребята, посмотрите, что делает с окружающей природой, с окружающей нас средой человек. Посмотрите. (Пауза… дети смотрят фильм).

- Но люди думают, что они к этому безобразию не имеют никакого отношения. Это не так. Вот в этом, (воспитатель показывает на экран) виноваты только люди. Люди вырубают леса, загрязняют воздух, реки, уничтожая тем самым наших пушистых, крылатых и четвероногих друзей. Посмотрите, сколько гибнет рыбы.

Фабрики и заводы загрязняют воздух. Горят леса, потому что люди уходя из леса не тушат костры.

Повсюду свалки, горы- горы мусора! Земля задыхается от грязи и дыма. Ребята этот фильм крик Земли о помощи. Мы должны, нет, мы просто обязаны помочь нашей планете. Если мы не будем заботиться о нашей планете, то она будет выглядеть вот так. (Воспитатель выносит макет земли с печальной мимикой)

- Ребята, вы хотите, чтобы на земле не осталось ни одного дерева? Ни одного растения?

Д: - НЕТ!

В: - Вы хотите, чтобы на земле не осталось ни одного животного? Ни одного насекомого?

Д: - НЕТ!

В: - Вы хотите дышать грязным воздухом и пить грязную воду?

Д: - НЕТ!

В: - Тогда в путь! Поспешим нашей планете на помощь. Потому что мы с вами кто?

Д:- Юные экологи!

В: - Ребята, а кто такие юные экологи?

Д: - Защитники природы! Помощники природы!

В:- Верно!

(Звучит музыка из кинофильма «Приключение Буратино», песня черепахи Тортиллы).

В: - Ребята, слышите кто-то нуждается в нашей помощи? Пойдёмте, посмотрим.

(Дети подходят к водоёму, где их встречает черепаха Тортилла).

В: - Дети, да это черепаха Тортилла!

Д : -Здравствуй черепаха Тортилла!

Ч: - Здравствуйте! Дети, я хотела - бы вам рассказать историю об одном водоёме:

Жил - был водоем. Вода в нем была чистая, прозрачная, что даже можно было увидеть обитателей водоема. Однажды к нему пришли отдыхающие, спилили деревья, развели костер. А уходя, оставили мусор, бутылки, консервные банки. Потом к этому озеру приходили еще и еще. Со временем воды становилось все меньше и меньше, а мусора все больше. Уже нельзя было увидеть, кто там живет. Как вы думаете это хорошо или плохо? Обитателям водоема стало совсем неуютно жить в такой грязной воде.

В: - Ребята, а кто им может прийти на помощь?

Д: - Мы поможем!

В: - Как мы можем помочь этому озеру?

Д: - Мы можем попробовать очистить воду.

В: - Ребята для этого мы пройдём в нашу лабораторию для опыта.

Опыт «Фильтрация воды»

Проводится опыт по очистке грязной воды через песочно-бумажно-тканевый фильтр.

В:- Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Д: - Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.

В: - А какую воду вы хотели бы выпить - чистую или грязную? А почему?

Д: - Потому что, в грязной воде микробы. И воду нужно пить чистую и кипячёную.

В: - Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё специальный листок бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой. А что стало с нашей бумагой?

Д: - Она стала грязной.

В: - Сейчас мы с вами выльем очищенную воду в водоём. Чтобы обитателям водоёма было комфортно жить.

(Дети выливают воду в специальную ёмкость)

В: - Посмотрите, какой знак у меня есть. Что он, по вашему мнению, обозначает?

Д: - Загрязнять водоёмы нельзя!

В: - Мы оставим его около нашего озера, чтобы все знали, что загрязнять воду в водоемах нельзя.

Ч: - Ребята, я хотела поблагодарить вас и подарить вашей планете только чистые реки и озёра.

В: -  Спасибо, добрая черепаха Тортилла! До свидание!

Д: - До свидание!

В: - А мы с вами дети, поместим чистые реки и озёра на нашу печальную планету.

(Дети подходят к макету Земли и прикрепляют озёра и реки).

(Слышится шум леса).

В: - Дети, вы слышите? Что это за звук? Это нас на помощь ещё кто-то зовёт. Пойдёмте, посмотрим.

(Подходят к лесу) Дальний конец зала, оформленный как лес - ёлочки, грибочки, травка, цветочки, под деревьями можно посадить игрушечных лесных зверят, повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки).

В: - Ребята, куда мы с вами попали?

Д: - В лес.

В: - Но лес особенный. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Посмотрите внимательно, что с ним случилось?

Люди на природе отдыхали                                                                                                   Веселились, загорали.                                                                                                                     И не думая, бросали                                                                                                                               И обертки от конфет,                                                                                                                   И разорванный пакет,                                                                                                                    И коробочки от сока,                                                                                                                      От банана кожуру,                                                                                                                              От орехов скорлупу.

В: - Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? А куда же нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей). А как мы можем помочь лесу?

Д: - Собрать мусор. Не оставлять мусор в лесу.

В: - Давайте-ка с вами его уберём. Обязательно наденьте перчатки (дети собирают мусор в пластиковый мешок, чтобы потом отнести его в мусорный бак). А после нашего занятия я выброшу мусор в мусорный бак.

В: - Здесь мы поставим специальный знак. Как вы думаете, о чём он нас предупреждает?

Д: - Он предупреждает о том, что в лесу нельзя оставлять мусор. (Дети ставят знак в лесу).

В: - Посмотрите, какой порядок в лесу. Птицы снова запели, кузнечики стрекочут, листочки на деревьях шелестят. Ой, я что нашла. Лес в благодарность подарил побеги растений и цветов. Саженцы деревьев.

Нам нужно, осторожно эти побеги и саженцы высадить на нашу серую и унылую планету.

(Дети прикрепляют побеги к макету земли)

В: - Ой, беда, беда, беда

Пропала муравьиная нора,

На муравейник кто-то наступил,

Потом камнями завалил!

Ребята, поможем муравьям?

Д:- Поможем.

В:- А может, не стоит. Зачем они нужны нашей планете?

Д: - Муравьи-санитары леса. Муравейники гарантируют здоровье лесу. Ещё они рыхлят почву, уничтожают тлю.

В: - Тогда мы поможем муравьям. Уберём камни с муравейника. Восстановим муравейник (Дети убирают камни).

В:- Как я рада за вас ребята. Вы помогли муравьишкам. Здесь мы тоже поставим специальный знак. Посмотрите, как вы думаете, о чём он предупреждает?

Д:- Нельзя наступать на муравейники! Нельзя разорять муравейники! (Дети ставят знак около муравейника)

В: - Смотрите, смотрите! Поблагодарить нас прилетели насекомые. Мы их тоже заселим на нашу планету.

(Дети помещают насекомых на макет земли).

В: - Дети, какие вы молодцы и лесу помогли, чистоту и порядок навели, и муравьям на помощь пришли. Планету нашу заселили. Но посмотрите, кого не хватает на планете? Чистые озёра и реки вместе с обитателями есть. Растения есть, деревья есть, насекомые есть. А кто главный на земле?

Д: - Человек.

В: - Да, вы правы. Я предлагаю вам сделать из пластилина себя. И заселить нашу планету детьми. Потому что вы, наше будущее. А значит наша планета в ваших руках.

(Дети проходят на места и лепят человека. Воспитатель заранее готовит личико ребёнка, которое потом прикрепляют к готовой работе).

(Готовые работы помещают на макет земли)

(Воспитатель прикрепляет на макет улыбку).

Заключительная часть

В: - Посмотрите, какая замечательная планета у нас получилась! Наведён порядок, всё это благодаря вашему труду и участию.

- Дети, скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше занятие? А что нового Вы узнали на нашем занятии (Ответы детей).

Я думаю, что после сегодняшней встрече вы будите соблюдать правила поведения в природе. И научите этому других.

(Воспитатель подносит макет Земли к детям и протягивает его им. Дети берут макет в руки).

В:- Берегите нашу планету!

Д:- Наша планета, в наших руках!

Приложение.

C:\Users\NADYA\Desktop\Теремок фото\IMG_20210824_114947.jpg


C:\Users\NADYA\Desktop\Теремок фото\20210514_091738.jpg




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наше здоровье в наших руках!

Основы здоровья и гармоничного развития, как известно закладываются в детстве, когда ребенок активно растет, когда формируется и совершенствуются все системы его организма.Дошкольный возраст особенно ...

Презентация проекта "Наше здоровье в наших руках"

В материале представлен проект для воспитателей, родителей и детей среднего дошкольного возраста, направленный на укрепление здоровья воспитанников с использованием современных здоровьесберегающих тех...

Здоровье наших детей в наших руках

Что такое здоровье? Ответы для родителей...

проект "Наше здоровье в наших руках".

проект по здоровьесбережению...

Проект "Наше здоровье в наших руках".

Проект "Наше здоровье в наших руках" проводился в средней группе детскогосада в течение недели. Целью проекта было ознакомление дошкольников со здоровым образом жизни, пользой витаминов и пользой зака...