НОД по экологии "Земля в наших руках"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Я считаю, что экологическое образование необходимо с раннего возраста. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_zemlya_v_nashih_rukah.docx | 773.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский «Теремок»
НОД по экологии
«Земля - в наших руках»
Асылова Надежда Анатольевна,
Воспитатель.
х. Шаминка
2022г.
Аннотация
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Я считаю, что экологическое образование необходимо с раннего возраста. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом занятия.
Целью НОД является: объединить различные виды деятельности детей в целостный педагогический процесс, направленный на формирование у воспитанников основ экологической культуры.
Практическая значимость НОД заключается в том, что дети в процессе трудовой и познавательно-исследовательской деятельности овладевают умением оказывать помощь нуждающимся в трудный период.
Непосредственно - образовательная деятельность «Земля в наших руках» может использоваться воспитателями старших, подготовительных групп ДОУ.
Задачи образования:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения(познавательное развитие);
- продолжать знакомить детей с планетой Земля;
- активизировать словарный запас: природа, юные экологи, экология, помощь, вырабатывать силу голоса (речевое развитие);
Задачи воспитания:
• формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Задачи развития:
• Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
Планируемые результаты:
Повыситься познавательный интерес и желание изучать и беречь свою планету.
Конспект интегрированного НОД по экологии.
НОД имеет интегрированный характер (согласно ФГОС, работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Художественно-эстетическое развитие детей», «Физическое развитие детей», «Социально-коммуникативное развитие детей») в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Возрастная группа: подготовительная группа
Длительность ОД: 25-30 минут.
Приёмы руководства деятельностью детей:
1. Словесный (рассказ, беседа); 2. Наглядный (демонстрация, показ); 3. Игра (познавательная, развивающая, двигательная); 4. Аудиозаписи.
Материалы и оборудование: - Аудио запись звуки леса; - Магнитофон с флеш - картой; - Ноутбук для просмотра; - Макеты: планеты - Земля, водоёма, леса и муравейника, мусорные пакеты, перчатки; - Пластилин, доски, фотографии детей; - «Скафандры»;
Виды детской деятельности в ОД:
игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, чтение (восприятие) художественной литературы, двигательная, музыкально - художественная, продуктивная, трудовая.
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Звучит музыка.
В: Доброе утро.
- Доброе утро! - Солнцу и птицам.
- Доброе утро! - Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся и пожелаем всем доброго утра (Дети здороваются с гостями).
-Ребята, кто мне скажет, что такое экология?
Д: - Экология - это наука о Земле.
В: - Ребята, а что вы знаете о планете - Земля?
Д: - Земля круглая, земля единственная планета, где есть жизнь. На Земле больше воды, чем суши.
В: - Чтобы подтвердить все ваши высказывания о земле я предлагаю подняться на ракете в космос и посмотреть на землю из космоса. Сейчас мы с вами перевоплотимся в космонавтов.
(Дети надевают «скафандры»)
В:- К полёту готовы? Д: - Готовы!
(На экране физминутка «Ракета». Дети вместе с воспитателем повторяют движения соответствующие тексту).
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре -
Вот летит ракета ввысь! (1-2 - стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3-4 - основная стойка).
В: - Вот мы с вами и в космосе. (На экране планета - Земля вид из космоса)
В: - Ребята, что мы видим?
Д: - Это наша планета-Земля.
В:- Верно! Как вы и сказали она круглая. А почему её называют «голубой» планетой? (Ответы детей).
Д: - На ней много воды.
В: - Ребята, я слышу странные звуки похожие на стон. Я думаю, что наша планета хочет нам что-то сообщить. И выглядит Земля серой, печальной. Нам нужно вернуться на землю и выяснить, что же нам хочет она сообщить. Заняли все посадочные места? К полёту готовы?
Д: - Готовы!
В: - Полетели! (На экране физминутка «Ракета» Дети вместе с воспитателем повторяют движения проговаривая текст).
В: - Вот мы снова на земле. Снимите «скафандры» положите их и садитесь на свои места.
А сейчас посмотрим, что нам хотела сообщить наша планета.
(На экране показ фильм о плачевном состоянии Земли). Во время показа воспитатель комментирует фильм.
В: - Ребята, посмотрите, что делает с окружающей природой, с окружающей нас средой человек. Посмотрите. (Пауза… дети смотрят фильм).
- Но люди думают, что они к этому безобразию не имеют никакого отношения. Это не так. Вот в этом, (воспитатель показывает на экран) виноваты только люди. Люди вырубают леса, загрязняют воздух, реки, уничтожая тем самым наших пушистых, крылатых и четвероногих друзей. Посмотрите, сколько гибнет рыбы.
Фабрики и заводы загрязняют воздух. Горят леса, потому что люди уходя из леса не тушат костры.
Повсюду свалки, горы- горы мусора! Земля задыхается от грязи и дыма. Ребята этот фильм крик Земли о помощи. Мы должны, нет, мы просто обязаны помочь нашей планете. Если мы не будем заботиться о нашей планете, то она будет выглядеть вот так. (Воспитатель выносит макет земли с печальной мимикой)
- Ребята, вы хотите, чтобы на земле не осталось ни одного дерева? Ни одного растения?
Д: - НЕТ!
В: - Вы хотите, чтобы на земле не осталось ни одного животного? Ни одного насекомого?
Д: - НЕТ!
В: - Вы хотите дышать грязным воздухом и пить грязную воду?
Д: - НЕТ!
В: - Тогда в путь! Поспешим нашей планете на помощь. Потому что мы с вами кто?
Д:- Юные экологи!
В: - Ребята, а кто такие юные экологи?
Д: - Защитники природы! Помощники природы!
В:- Верно!
(Звучит музыка из кинофильма «Приключение Буратино», песня черепахи Тортиллы).
В: - Ребята, слышите кто-то нуждается в нашей помощи? Пойдёмте, посмотрим.
(Дети подходят к водоёму, где их встречает черепаха Тортилла).
В: - Дети, да это черепаха Тортилла!
Д : -Здравствуй черепаха Тортилла!
Ч: - Здравствуйте! Дети, я хотела - бы вам рассказать историю об одном водоёме:
Жил - был водоем. Вода в нем была чистая, прозрачная, что даже можно было увидеть обитателей водоема. Однажды к нему пришли отдыхающие, спилили деревья, развели костер. А уходя, оставили мусор, бутылки, консервные банки. Потом к этому озеру приходили еще и еще. Со временем воды становилось все меньше и меньше, а мусора все больше. Уже нельзя было увидеть, кто там живет. Как вы думаете это хорошо или плохо? Обитателям водоема стало совсем неуютно жить в такой грязной воде.
В: - Ребята, а кто им может прийти на помощь?
Д: - Мы поможем!
В: - Как мы можем помочь этому озеру?
Д: - Мы можем попробовать очистить воду.
В: - Ребята для этого мы пройдём в нашу лабораторию для опыта.
Опыт «Фильтрация воды»
Проводится опыт по очистке грязной воды через песочно-бумажно-тканевый фильтр.
В:- Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Д: - Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.
В: - А какую воду вы хотели бы выпить - чистую или грязную? А почему?
Д: - Потому что, в грязной воде микробы. И воду нужно пить чистую и кипячёную.
В: - Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё специальный листок бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой. А что стало с нашей бумагой?
Д: - Она стала грязной.
В: - Сейчас мы с вами выльем очищенную воду в водоём. Чтобы обитателям водоёма было комфортно жить.
(Дети выливают воду в специальную ёмкость)
В: - Посмотрите, какой знак у меня есть. Что он, по вашему мнению, обозначает?
Д: - Загрязнять водоёмы нельзя!
В: - Мы оставим его около нашего озера, чтобы все знали, что загрязнять воду в водоемах нельзя.
Ч: - Ребята, я хотела поблагодарить вас и подарить вашей планете только чистые реки и озёра.
В: - Спасибо, добрая черепаха Тортилла! До свидание!
Д: - До свидание!
В: - А мы с вами дети, поместим чистые реки и озёра на нашу печальную планету.
(Дети подходят к макету Земли и прикрепляют озёра и реки).
(Слышится шум леса).
В: - Дети, вы слышите? Что это за звук? Это нас на помощь ещё кто-то зовёт. Пойдёмте, посмотрим.
(Подходят к лесу) Дальний конец зала, оформленный как лес - ёлочки, грибочки, травка, цветочки, под деревьями можно посадить игрушечных лесных зверят, повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки).
В: - Ребята, куда мы с вами попали?
Д: - В лес.
В: - Но лес особенный. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Посмотрите внимательно, что с ним случилось?
Люди на природе отдыхали Веселились, загорали. И не думая, бросали И обертки от конфет, И разорванный пакет, И коробочки от сока, От банана кожуру, От орехов скорлупу.
В: - Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? А куда же нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей). А как мы можем помочь лесу?
Д: - Собрать мусор. Не оставлять мусор в лесу.
В: - Давайте-ка с вами его уберём. Обязательно наденьте перчатки (дети собирают мусор в пластиковый мешок, чтобы потом отнести его в мусорный бак). А после нашего занятия я выброшу мусор в мусорный бак.
В: - Здесь мы поставим специальный знак. Как вы думаете, о чём он нас предупреждает?
Д: - Он предупреждает о том, что в лесу нельзя оставлять мусор. (Дети ставят знак в лесу).
В: - Посмотрите, какой порядок в лесу. Птицы снова запели, кузнечики стрекочут, листочки на деревьях шелестят. Ой, я что нашла. Лес в благодарность подарил побеги растений и цветов. Саженцы деревьев.
Нам нужно, осторожно эти побеги и саженцы высадить на нашу серую и унылую планету.
(Дети прикрепляют побеги к макету земли)
В: - Ой, беда, беда, беда
Пропала муравьиная нора,
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил!
Ребята, поможем муравьям?
Д:- Поможем.
В:- А может, не стоит. Зачем они нужны нашей планете?
Д: - Муравьи-санитары леса. Муравейники гарантируют здоровье лесу. Ещё они рыхлят почву, уничтожают тлю.
В: - Тогда мы поможем муравьям. Уберём камни с муравейника. Восстановим муравейник (Дети убирают камни).
В:- Как я рада за вас ребята. Вы помогли муравьишкам. Здесь мы тоже поставим специальный знак. Посмотрите, как вы думаете, о чём он предупреждает?
Д:- Нельзя наступать на муравейники! Нельзя разорять муравейники! (Дети ставят знак около муравейника)
В: - Смотрите, смотрите! Поблагодарить нас прилетели насекомые. Мы их тоже заселим на нашу планету.
(Дети помещают насекомых на макет земли).
В: - Дети, какие вы молодцы и лесу помогли, чистоту и порядок навели, и муравьям на помощь пришли. Планету нашу заселили. Но посмотрите, кого не хватает на планете? Чистые озёра и реки вместе с обитателями есть. Растения есть, деревья есть, насекомые есть. А кто главный на земле?
Д: - Человек.
В: - Да, вы правы. Я предлагаю вам сделать из пластилина себя. И заселить нашу планету детьми. Потому что вы, наше будущее. А значит наша планета в ваших руках.
(Дети проходят на места и лепят человека. Воспитатель заранее готовит личико ребёнка, которое потом прикрепляют к готовой работе).
(Готовые работы помещают на макет земли)
(Воспитатель прикрепляет на макет улыбку).
Заключительная часть
В: - Посмотрите, какая замечательная планета у нас получилась! Наведён порядок, всё это благодаря вашему труду и участию.
- Дети, скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше занятие? А что нового Вы узнали на нашем занятии (Ответы детей).
Я думаю, что после сегодняшней встрече вы будите соблюдать правила поведения в природе. И научите этому других.
(Воспитатель подносит макет Земли к детям и протягивает его им. Дети берут макет в руки).
В:- Берегите нашу планету!
Д:- Наша планета, в наших руках!
Приложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В наших руках здоровье наших детей"
Статья для газеты....
Наше здоровье в наших руках!
Основы здоровья и гармоничного развития, как известно закладываются в детстве, когда ребенок активно растет, когда формируется и совершенствуются все системы его организма.Дошкольный возраст особенно ...
Презентация проекта "Наше здоровье в наших руках"
В материале представлен проект для воспитателей, родителей и детей среднего дошкольного возраста, направленный на укрепление здоровья воспитанников с использованием современных здоровьесберегающих тех...
Здоровье наших детей в наших руках
Что такое здоровье? Ответы для родителей...
проект "Наше здоровье в наших руках".
проект по здоровьесбережению...
Проект "Наше здоровье в наших руках".
Проект "Наше здоровье в наших руках" проводился в средней группе детскогосада в течение недели. Целью проекта было ознакомление дошкольников со здоровым образом жизни, пользой витаминов и пользой зака...
Консультация для родителей по правилам дорожного движения «Безопасность детей – в наших руках» «Безопасность детей – в наших руках»
Консультация для родителей поПДД....