Проект "Метеостанция ДОУ-Территория юных исследователей"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Данный проект направлен на решение управленческой задачи-проектирования развивающей предметно-пространственной среды территории и предполагающий создание условий для познватально-исследовательской деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_meteoploshchadka.docx | 52.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 25 «Рябинушка»
г. Мичуринска Тамбовской области
Полное наименование проекта
«МЕТЕОСТАНЦИЯ ДОУ - ТЕРРИТОРИЯ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ»
Автор проекта:
Дроздова Оксана Александровна
Аннотация проекта
Проект «Метеостанция ДОУ - территория юных исследователей» направлен на решение управленческой задачи - проектирования развивающей предметно - пространственной среды территории и предполагающий создание условий для познавательно – исследовательской деятельности детей. В проекте представлен практический опыт ДОУ по созданию метеостанции.
Актуальность и социально-экономическая значимость
В настоящее время экологическое воспитание детей выходит на первый план, все больше и больше с каждым годом этому уделяется внимания. Причины кроются в деятельности человека, которая часто становится безграмотной, расточительной, неправильной с точки зрения экологии, ведущей к разрушению. Все мы когда-то были детьми. И каждый из тех, кто разрушает природу, тоже был ребенком. Вот почему так важна и велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих исследований, поэтому организация метеоплощадки в ДОУ играет важную роль в экологическом воспитании дошкольников.
Показания температуры воздуха, сила и направление ветра, наличие осадков, состояние неба и солнца, влажность воздуха — все это погода. Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети не обращают внимания самостоятельно.
Поэтому задача педагога акцентировать детское внимание в этом направлении и зажечь искру познавательной деятельности, помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы. Именно метеоплощадка поможет организовать наблюдения на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий.
Метеоплощадка в детском саду – это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки, неделю, месяц).
Метеоплощадка позволяет детям систематически, в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдения за изменением погоды, сезонными явлениями в окружающей среде, проводить экспериментальную и проектную деятельности, а также изучать микроклимат территории детского сада.
Метеостанция дает детям возможность познакомиться детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.
Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики, а также их воздействие на окружающие предметы.
В ходе организованной деятельности в пространстве метеоплощадки у детей развиваются не только исследовательские умения, но и коммуникативные навыки, нравственная и эмоциональная сферы.
Актуальность проекта также заключается и в том, что организация на территории ДОУ метеоплощадки позволяет более полно использовать весь образовательный потенциал пространства дошкольного образовательного учреждения, чтобы обеспечить творческую деятельность каждого ребенка, позволив ему наиболее полно реализовать индивидуальные творческие возможности.
Совместная деятельность всех участников образовательного процесса при создании метеоплощадки оказывает положительное влияние на взаимоотношения педагогов и детей, педагогов и родителей, детей и родителей. Воспитанники, видя плоды совместной работы взрослых, будут беречь, и сохранять, сделанное своими руками и руками близких им взрослых.
Анализ ситуации
В жизни человека очень многое зависит от погоды, которую мы изменить не в силах. Мы можем только попытаться подстроиться и грамотно организовать свой день, будь то работа или отдых на природе. Поэтому умение прогнозировать и анализировать погодные условия очень важно для любого человека. Сейчас никто не выходит из дома, не взглянув на градусник, или хотя бы не прослушав прогноз погоды по телевизору или не посмотрев его в интернете. Ведь от этой информации зависит много вещей: что надеть? взять ли зонт? пешком или вызвать такси?
На все эти вопросы могут ответить градусник, барометр и зрительная оценка погоды из окна. Определение и прогнозирование погоды, пусть люди и не задумываются над этим вопросом и делают это автоматически, давно вошло в жизнь человека и так же естественно, как есть и пить.
Поэтому очень важно уже с дошкольного возраста учить детей наблюдать за погодой и снимать показания с разных приборов, а также анализировать погодные условия, обращая больше внимания на природу и погоду. Тем более, что наблюдение за погодой и ее прогнозирование с опорой на различные проявления в живой природе — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.
С целью выявления уровня знаний детей о погодных явлениях, использовании метеорологических приборов при измерении природных явлений было проведена диагностика. При этом используемая диагностическая методика не предполагает сложного инструментария. Преимущественно используется метод наблюдения и опрос по теме.
Основными показателями изучения сформированности знаний в области определения погоды стали: знания погодных явлений; знание народных примет; знания о профессии метеоролога; знание метеорологических приборов; умение использовать приборы; умение отмечать полученные данные в календаре наблюдений.
Полученные результаты представлены в виде диаграммы.
Так по результатам обследования детей можно сделать вывод о том, что основная масса детей не обладают достаточным уровнем знаний о погодных явлениях, не знакомы с профессией метеоролога, не знают измерительных приборов, кроме термометра и соответственно не умеют ими пользоваться.
Постановка проблемы
Необходимость создания метеоплощадки обусловлена выявлением следующих проблем:
- дети старшего дошкольного возраста с не обладают достаточными элементарными представлениями о сезонных явлениях, о погоде и ее значении в жизни живых организмов;
- в ДОО недостаточно условий для организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
Цель проекта
Создание образовательной предметно - развивающего пространства на территории прогулочной площадки в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка для познавательной и исследовательской деятельности, и формирования у старших дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека, формирование экологической культуры.
Задачи проекта
- Активизировать позицию педагогов, родителей по созданию условий воспитания основ экологической культуры юных мичуринцев.
- Познакомить педагогов с ролью метеоплощадки при обучении для повышения качества образования, получения практических навыков и экологического воспитания воспитанников.
- Создать творческую группу по разработке проекта (работники ДОУ, представители родительской общественности).
- Проанализировать состояние прилегающей к ДОУ территории, определить стратегию и механизм реализации проекта, поэтапный план его исполнения.
- Ознакомиться с общими требованиями к метеоплощадке, выбрать место, разработать план метеоплощадки, составить план – схему.
- Найти и закупить необходимые материалы и измерительные приборы.
- Изготовить соответствующее оборудование, предназначенное для измерения отдельных метеорологических элементов.
- Смонтировать и установить оборудование, провести внешнее благоустройство.
- Организовать открытие метеоплощадки.
Участники проекта
Участники Проекта: администрация ДОУ, сотрудники, родители воспитанников.
Сроки реализации проекта
Проект реализуется с 1 декабря 2021г. по 1 марта 2022г.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап.
- Анализ образовательной работы в ДОУ по экологическому воспитанию, предметно- пространственной среды в учреждении.
- Изучение возможности внедрения работы метеоплощадки в образовательный процесс ДОУ, повышение профессиональной компетенции педагогов по данному вопросу.
- Создание творческой группы по разработке и реализации проекта.
- Анализ, подбор необходимых информационных источников по теме проекта (подбор и изучение литературы по созданию метеоплощадки на участке детского сада, ознакомление с опытом других педагогов).
- Изучение основных требований к организации метеостанции в детском саду.
- Знакомство с оснащением метеостанции.
2. Основной этап.
- Структурирование необходимого собранного информационного материала.
- Составление плана-схемы детской метеоплощадки, определив пространственное размещение оборудования метеостанции, опираясь на принцип нежесткого зонирования.
- Составление перечня необходимых элементов комплектации для детской метеоплощадки, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
- Изготовление соответствующего оборудования, предназначенного для измерения отдельных метеорологических элементов.
- Монтаж детской метеоплощадки.
3. Заключительный этап.
- Открытие метеоплощадки
- Анализ реализации проекта, удовлетворенности всех участников результатами проекта.
- Организация и проведения семинара по результатам проекта.
На подготовительном этапе была проанализирована работа по экологическому воспитанию и предметно пространственная среда в ДОУ. Возникла необходимость поиска новых форм экологического воспитания. В ходе обсуждения пришли к выводу, что новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией метеоплощадки.
Для эффективной работы по созданию и работе на метеостанции необходима подготовленность педагогов, которая предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности. Для этого была составлена технологическая карта работы с педагогами, которая определялась следующим содержанием: подбор методической литературы по данному вопросу, проведение консультации «Метеоплощадка – что это?», на которой педагоги узнали, что такое метеостанция и для чего она нужна, познакомились с объектами, которые на ней можно разместить; организован мастер-класса «Оборудование метеоплощадки своими руками», как же на обучающих мини-лекциях выяснили основные требования к организации метеоплощадки в детском саду, как правильно установить оборудование на площадке.
Была создана творческая группа по разработке и реализации проекта. К созданию оборудованию метеоплощадки были привлечены воспитатели, родители, сотрудники детского сада.
Проведя достаточно большую работу на подготовительном этапе по сбору и изучению материала, на основном этапе, была создана план-схема метеорологической площадки. Было выбрано место, составлен перечень элементов комплектации для детской метеоплощадки, которые можно изготовить исходя из возможностей, размечены места расположения метеорологического оборудования. Далее приступили к изготовлению оборудования для метеоплощадки.
Оборудование детской метеостанции включает в себя:
Метеобудка | Метеобудка – сделана из дерева: крыша и дверца – сплошная, стенки жалюзийные, в днище будки имеются вентиляционные щели. Будка защищает метеорологические приборы (термометр, гигрометр, барометр) от прямых солнечных лучей, ветра и осадков. Благодаря беспрепятственной циркуляции воздушных масс температура, влажность и атмосферное давление в метеобудке такие же, как и снаружи. |
Термометр | Термометр спиртовой служит для определения температуры воздуха. Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашенной жидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль—граница между градусами тепла и градусами холода. Отсчет температуры ведут от 0°. Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз— градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов. Температуру записывают с помощью условных знаков. Например, пять градусов тепла записывают так: +5°, а пять градусов холода так: — 5°. |
Ветряной рукав | Позволяет определить силу ветра: Штиль — листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру. Тихий ветер — колышутся отдельные листья, колеблется рукав. Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят. Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав. Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав. Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав. Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, шумит лес. |
Снегомерная рейка | Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты. Характер залегания снежного покрова определяется по признакам: Равномерный (без сугробов). Умеренно неравномерный (небольшие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами. Очень неравномерный (большие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами. С проталинами. Лежит только местами. Для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова применяется снегомерная рейка. Рейка изготовлена из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной 180 см. шириной 6 и толщиной 2 см. Окрашена (белой) масляной краской и на лицевой стороне имеет шкалу в сантиметрах. |
Дождемер | Прибор для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков. Он представляет собой цилиндрическое ведро, устанавливаемое на метеоплощадке. Количество осадков определяется путем сливания попавших в ведро осадков в специальный дождемерный стакан. |
Барометр | Барометр — отмечает перемены, происходящие в воздухе. Напоминает часы. Вернее, будильник. Только вместо часовой и минутной стрелок и цифр от единицы и до двенадцати у него одна малоподвижная стрелка, которая обычно указывает на цифру «754». Вторая стрелка— контрольная. Ею мы отмечается, куда передвинулась первая стрелка. Над цифрой «754» написано: «Переменно», слева от этого слова стоит «Дождь», а еще левее «Буря». Справа есть слова «Ясно» и «Сушь». Когда стрелка стоит на «Переменно», обычно не бывает плохой погоды. В небе плывут облака, светит солнце, и только в редких случаях выпадает кратковременный дождь. Если от «Переменно» стрелка движется вправо, мы обычно не ждем плохой погоды. Зато, когда стрелка упорно идет влево— запасайся плащом или зонтиком. Воздух насытился водяными парами, надо ждать осадков: летом — дождя, а зимой —снега. Конечно, барометр не предсказывает погоды — он отмечает перемены, происходящие в воздухе. |
Солнечные часы | Прибор для определения времени по изменению длины тени от гномона и ее движение по циферблату. |
Календарь природы | Создан для систематического наблюдения сезонных изменений природы, ориентировки по дням, неделям, месяцам, временам года. Дети наглядно, в доступной игровой форме на протяжении всего года отмечают время года, месяц, день недели и погодные явления. |
Создание самой метеоплощадки, строилось согласно основным требованиям к ее обустройству:
-Метеоплощадка должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.
-Метеоплощадка должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
-Для устройства метеоплощадки необходима площадь размером 30 м². желательно, чтобы рядом не было строений, высоких деревьев.
-Метеоплощадку ориентируют так, чтобы вход находился с северной стороны.
-Наблюдения на метеоплощадке проводят ежедневно.
На заключительном этапе в торжественной обстановке прошло открытие метеоплощадки, организован семинар, на котором подвели итоги реализации проекта.
Управление и обеспечение проекта
Организационно – управленческие ресурсы: администрация МБДОУ.
Кадровые ресурсы: 6 педагогов, 2 человека младшего обслуживающего персонала.
Материально – технические ресурсы: методическая литература, медиаресурсы, канцелярские товары, измерительные приборы, технологическое оборудование, строительные материалы.
Финансовые ресурсы: внебюджетные средства.
Оценка результатов проекта
Все задачи и запланированные мероприятия были успешно выполнены.
Описание достигнутых образовательных результатов
- Создано воспитательно-образовательное пространство детского сада по экологическому воспитанию дошкольников.
- Созданы экологические объекты - для формирования экологических представлений через нетрадиционные формы работы.
- Повышен уровень профессиональной компетенции педагогов.
- Педагоги приобрели возможность использовать разнообразные технологии по экологическому воспитанию дошкольников через изменение среды территории детского сада.
Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта
Проект, представленный нашей дошкольной организацией, ценен тем, что деятельность его не ограничивается определенными сроками. Оборудованная на территории детского сада метеоплощадка позволяет вести системную воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста во время проведения прогулок, праздников и развлечений, познавательной деятельности, организовывать досуг семей воспитанников детского сада.
Кроме того метеоплощадка, как структурный компонент экологического пространства детского сада, предусматривает возможность своей постоянной модернизации и наращивания возможностей: планируется сделать на метеоплощадке небольшую ограду, проложить дорожки шириной 40-50 см, территорию метеоплощадки засеять травой, изготовить «Ловец облаков», поставить маркерную доску для фиксации результатов.
Обустройство метеоплощадки позволит разрабатывать различные экологические проекты, включая эффективные методические приемы формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры.
Данный проект может быть реализован на любом другом участке, на базе любого ДОО.
Список литературы и Интернет-ресурсов
1. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002. - №3. – с.76.
2. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников: // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009 - №5 – с.19-21
3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004 - 113 с.
4. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009 №6. – с.54-57
5. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб.: Детство
– пресс, 2003
6. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. –СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Проект "Юный исследователь"
Цель проекта:развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию....
Конспект Непосредственно – образовательной деятельности (НОД) Направления: познание (формирование элементарных математических представлений) и здоровье. «Юные исследователи» Старшая группа.
Конспект НОД по математике....
Конспект совместной деятельности с детьми «Юные исследователи». Игра - конкурс.
Игра - конкурс с детьми подготовительного к школе возраста....
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД».
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД»....