«Путешествие по временам года"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
«Путешествие по временам года"
Цель: обобщить знания о характерных признаках времен года, закрепить навыки художественно-эстетического развития.
Задачи:
Образовательные:упражнять в согласовании имен прилагательных с существительными; продолжать обогащать словарный запас; различать на слух слова с определенным звуком; продолжать совершенствовать умения эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства; обобщить знания детей о временах года; закреплять умение видеть характерные особенности разных времен года;
- воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения;
- закреплять приемы лепки: скатывание, раскатывание, прищипывание, расплющивание.
Развивающие:продолжать развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание; развивать фонематическое восприятие, образность речи, творческое воображение; развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику рук пластилином, развивать творческие способности посредством использования нетрадиционных средств; совершенствовать умение развивать эстетическое восприятие красоты природы.
Воспитательные:продолжать воспитывать любовь к природе; способствовать созданию у детей хорошего и радостного настроения от игры, продолжать воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Интеграция образовательных областей.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радоваться хорошим работам товарищей; укреплять нравственные качества человека, уважительное доброжелательное отношение к окружающим. Продолжать воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих .
ОО «Физическое развитие»: Продолжать обеспечивать гармоничное развитие детей, формировать правильную осанку, умение осознано выполнять движение при физкультурной минутке. Способствовать к самоконтролю самооценке при выполнении движений, применять здоровье сберегающие технологии при организационной гимнастике, пальчиковой гимнастики.
ОО «Речевое развитие» Обогащать активный словарь детей, развивать мышление,активность.Совершенствовать умение более точно характеризовать ситуацию, фразовых и связанных высказываний. Развивать слуховое внимание, грамматический строй речи.
Методические приемы: организационный момент, вопросно-ответная беседа, художественное слово, загадки о весне, игра с мячом, дидактическая игра «Чудесный мешочек», физкультминутка «Деревце», дидактическая игра «Подбери слово», дидактическая игра «Составь весенний пейзаж», пальчиковая гимнастика «Гриб», продуктивная деятельность детей лепка (украсить дерево по сезону), рефлексия.
Предварительная работа по образовательным областям:
ОО «Художественно-эстетическое развитие», изготовление дидактических игр. Слушание произведений композитора А. Аверкина «Пробуждение природы».
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:пополнение Центра эстетического развития альбомами, настольно-печатными играми «Времена года», дидактическими играми «Домашние животные», «Птицы Мордовии», «Овощи и фрукты».
ОО «Познавательное развитие» рассматривание иллюстраций, альбомов «Времена года», слайдов с явлениями природы.
ОО «Речевое развитие» проведение занятий по продуктивным видам деятельности по лексической теме «Времена года», составление рассказов о временах года, активизация словаря, чтение художественной литературы «Круглый год», С. Маршак, В.Лунин «Весна», В.Биянки «Синичкин календарь», М. Пляцковского «Ромашки в январе», Н. Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Проковьев «Звенит капель», вспоминаем сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Беседа о временах года, подбор прилагательных, рассматривание картины «Зимние, летние забавы"», «Животный мир осенью и весной». Разучивание с детьми стихотворение о временах года.
ОО «Физическое развитие» проведение подвижных игр: «Перелет птиц», «Скворечники», разучивание физкультурной минутки «Деревце», пальчиковой гимнастики «Гриб».
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: на занятии используется групповая форма организации деятельности детей и фронтальная форма, что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению. Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, совместное сопереживание, дифференцированный подход к детям.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: аудиозапись музыкальных фрагментов «Времена года» П. И. Чайковского. Солнце. вылепленный образец иллюстрация одуванчика.
Раздаточный: заготовки-картины с рамой на каждого ребенка, пластилин,(зеленого и желтого цвета) ,стеки, доска для лепки, влажные салфетки для рук, поляна(зеленый материал), смайлики.
Словарная работа:ручьи, скворечник, сосулька, пейзаж.
Место проведения:групповое помещение.
Ход занятия:
Воспитатель: (Воспитатель организовывает детей): я предлагаю вам встать в круг и взяться за руки. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне и друг другу.
Сегодня у нас необычное занятие, оно волшебное потому что мы будем путешествовать по временам года. Давайте вспомним какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.)
Воспитатель: Послушайте внимательно мою загадку и отгадайте?
Воспитатель: «Кто в году четыре раза переодевается?» (Эта наша земля)
Воспитатель: А Саша прочитает нам стихотворение о временах года:
Первой к нам зима идет,
Новый год она ведет.
За зимой второй весна,
Говорят: весна красна.
Третьим лето - все в цветах
И с малиной на кустах.
А четвертой осень,
Ветер с клена листья сбросил.
Воспитатель: Нам пора отправляться в путешествие. Путешествовать мы будем на самолёте. Ну, что, полетели?(музыкальное сопровождение)
(Дети встают друг за другом, заводят моторчики, расправляют крылья. (это действие повторяется после каждого времени
года)).
Воспитатель: Как вы считаете, куда мы прилетели? В какое время года?
Послушайте, сейчас нам прочитает стихотворение Дима. (читает стихотворение о весне)
По земле весна идёт,
Свою музыку несёт.
Эту музыку послушать
Каждый рад в зелёной пуще.
Воспитатель: о каком времени года прочитал стихотворение Дима?(весна)
Воспитатель -А какое время года изображено на картине?(весна)
Воспитатель:Что вы знаете о весне? Какая она весна?
(Весна, прекрасное и чудесное время года. Вся природа просыпается весной после зимних холодов. Появляются светлая, нежная зелень, первые цветы, прилетают птицы, просыпаются бабочки).
Воспитатель: Дети, посмотрите в окно и скажите: Какая погода весной за окном? (Солнечная, пасмурная)
Воспитатель: А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май).Молодцы. А теперь послушайте внимательно мои загадки о весне и отгадайте их.
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня…(Весна)
Синяя сосулька плачет
Но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель
Кап-кап-кап - звенит... (капель)
Вдоль дорожек без труда
Мчится талая вода.
Снег от солнечных лучей
Превращается в... (ручей)
Смастерим для птичек дом
С круглым маленьким окном.
Вот скворец сел на орешник,
Строем мы ему... (скворечник)
Воспитатель: А теперь пришла пора полететь в другое время года и так, заводим моторчики, расправляем крылья, полетели.
Воспитатель: Ребята, а это где мы оказались? Узнать эту станцию поможет нам Оля (читает стихотворение о лете)
Летом солнце ярко светит,
Птички радостно поют!
Развлекаются все дети,
И танцуют и поют!
Воспитатель:Как вы думаете. о каком времени года Оля прочитала стихотворение? (это лето, самое теплое время года).
Воспитатель:Что несет с собой лето?
(веселье, цветы, ягоды, зелёная трава и ясная, солнечная погода )
Воспитатель: И у лета есть свои три месяца. Как вы думаете какие? (Июнь, июль, август.)
Воспитатель: Послушайте песенку лета и вспомните то, чем особенно понравилось и запомнилось вам лето (звучит музыка Чайковского).
-Что вы представили?
(сбор ягод, купание в реке, прогулка в лес и т. д.)
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Бывает, не бывает»
Игра «Бывает, не бывает»
Воспитатель: Я вам буду называть явление природы, что бывает летом, если это бывает, то хлопните в ладоши, если не бывает .топните ногой.
Мороз летом?- не бывает
Дождь летом?-бывает
Гроза летом?-бывает
Сосульки летом?-не бывает
Снег летом?-не бывает
Солнышко летом ?-бывает
Воспитатель: Молодцы. А наше путешествие продолжается. Летим дальше.
Воспитатель: Вот и прилетели, а где мы оказались нам расскажет Амалия (читает стихотворение про осень)
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Воспитатель: Как вы думаете, как называется время года?
Дети: Осень
Воспитатель: Правильно. У осени тоже есть свои три месяца. Назовите мне их (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
Воспитатель: Кто может сказать, какая погода бывает осенью, что происходит с природой и животными?
( Идут дожди, дует ветер, солнце греет меньше. Деревья сбрасывают листву, животные заготавливают запасы на зимовку.)
Воспитатель: Правильно. А теперь давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек».
Дидактическая игра « Чудесный мешочек».
Воспитатель: Прислала нам осень свои дары: спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. А теперь представьте огород, в котором выросли овощи.
Опустели сады и огороды, а все фрукты и овощи оказались в «Чудесном мешочке». Догадайтесь (на ощупь), что в мешочке, достаньте это и опишите.
Дети составляют описательные рассказы об овощах и фруктах
(один ребенок рассказывает, остальные дополняют).
Воспитатель: Молодцы. А сейчас я вам предлагаю отдохнуть.
Физкультурная минутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
Воспитатель:-А теперь мы летим дальше, занимаем свои места в самолёте.
Воспитатель: Итак, куда же это мы прилетели, мы узнаем когда отгадаем мою загадку. Отгадайте загадку и узнаете, о каком она времени года.
Дел у меня не мало,
Я белым одеялом,
Всю землю укрываю
Белю поля, дома
Зовут меня Зима. (Это время года - зима).
Воспитатель: У зимы есть тоже три месяца, назовите мне их, пожалуйста. (декабрь, январь, февраль).
Воспитатель: Есть ли среди них теплый месяц?
Дети: Нет, все зимние месяцы холодные.
Воспитатель: А какая погода бывает зимой и, что происходит с природой и животными?
( Погода холодная, ветер, мороз, снегопад, многие животные и природа зимой впадают в спячку, водоёмы замерзают, покрываются льдом.)
Воспитатель:Каждое время года прекрасен по своему, но самое красивое время года -это весна, потому что весной все оживает, пробуждается ,появляются первые весенние цветочки. А какие весенние цветы вы знаете?(подснежники, одуванчики, мать и мачеха).
Я предлагаю вам пройти в нашу мастерскую и нашу полянку превратить в весеннюю,а этого мы слепим одуванчиков.
Воспитатель: Пройдите за столы.(воспитатель дает инструктаж).
Воспитатель: Прежде, чем приступить к работе сделаем с вами пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Гриб»
Этот пальчик в лес пошёл (загибаем мизинчик)
Этот пальчик гриб нашёл (загибаем безымянный палец)
Этот стал его рубить (загибаем средний палец)
Этот стал его варить (загибаем указательный палец)
Ну а этот его съел потому и потолстел (загибаем большой палец)
Воспитатель: Можете приступать к работе.(звучит тихая ,спокойная музыка)
Воспитатель: Как у вас красиво получилось! Молодцы!
Воспитатель: Ну а наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад.
Вам понравилось наше путешествие?
В какие времена года мы с вами путешествовали?
В какие игры мы с вами играли?
А что вам больше всего понравилось?
Рефлексия
(Дети и воспитатель подходят к мольберту со смайликами).
-Мне понравилось наше путешествие по временам года, поэтому я прикрепила веселый смайлик.
-Молодцы, наше путешествие окончено, можете быть свободны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие к временам года
Знакомство с временами года, счет в пределах 10...
Занятие с использованием блоков Дьенеша: "Путешествие по временам года"
Помогает научить детей правильно, называть части, на которые обручи делят плоскость;закреплять названия времен года, количественный и обратный счет, умение кодировать и декодировать ...
Презентация "Путешествие по временам года"
Презентация к занятию "Четыре времени года"...
НОД Познание ФЭМП "Путешествие по временам года "
НОД Познание ФЭМП "Путешествие по временам года "Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Цель: Закреплять умение правильно и быстро выполнять вычисления в пре...
Весёлое путешествие по временам года.
Комплексное занятие по экологии (окружающему миру) для детей старшей группы ДОУ....
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЕ VIII ВИДА НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВРЕМЕНАМ ГОДА»
Конспект интегрированного занятия по математике в коррекционной группе VIII вида имеет практическую значимость, будет полезен для работников дошкольных учреждений учителям - дефектологам, воспитателям...
Конспект подгрупповой НОД по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ОНР "Путешествие по временам года"
Представлен авторский конспект НОД учителя-логопеда с элементами оздоровления по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ОНР....