КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЕ VIII ВИДА НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВРЕМЕНАМ ГОДА»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме
Конспект интегрированного занятия по математике в коррекционной группе VIII вида имеет практическую значимость, будет полезен для работников дошкольных учреждений учителям - дефектологам, воспитателям, музыкальным руководителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.docx | 36.48 КБ |
Предварительный просмотр:
М.С. Коротина (МБДОУ II категории комбинированного вида №32 «Аист» г.Сургута, воспитатель, I квалификационной категории)
К.А. Андреева (МБДОУ II категории комбинированного вида №32 «Аист» г.Сургута, учитель – дефектолог II квалификационной категории)
С.И. Семенова (МБДОУ II категории комбинированного вида №32 «Аист» г.Сургута, музыкальный руководитель первой квалификационной категории)
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЕ VIII ВИДА НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВРЕМЕНАМ ГОДА»
В последние годы наметился рост числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и испытывающих вследствие этого трудности в развитии. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения и воспитания в соответствие требованиям образования. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует активному взаимодействию всех специалистов, в центре внимания которых находится личностно-ориентированное отношение к ребенку и связанная с ним педагогика сотрудничества и развития. Предлагаемая методика интегрированных (бинарных) занятий позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, развитию коммуникативных навыков.
Цели:
Коррекционно – обучающие:
- Закрепление умения пересчитывать элементы множеств, воспринимаемых на слух;
- Закрепление умения соотносить цифру с количеством предметов в пределах 5;
- Закрепление умения решать арифметическую задачу на нахождение суммы;
- Закрепление умения уравнивать две группы предметов;
- Закрепление умения дифференцировать времена года, знать порядок их наступления, основные признаки.
Коррекционно – развивающие:
- Развитие словесно – логического мышления ( Упражнение «Четвертый – лишний»);
- Развитие слухового внимания (Упражнение «Капель»);
- Развитие мелкой моторики (Пальчиковая гимнастика « Мы во двор пошли гулять» );
- Развитие общей моторики (Физ. минутка «Осень»).
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитание умение работать в коллективе;
- Воспитание интереса к занятиям по математике.
Оборудование и материалы:
Декорации весенней, летней, осенней, зимней поляны.
Карточки с изображением разного количества предметов в пределах пяти и цифр до пяти.
Раздаточный материал в виде плоскостных цветов и игрушечных пчел.
Карточки для выполнения упражнения «Четвертый – лишний».
Конструктор и дом из серии Lego Duplo.
Металлофон, магнитофон.
Аудиозаписи: П.И. Чайковский «Времена года», «Осенняя песня», Т.Э. Тютюнникова «Звуки окружающего мира» ( «Зимняя буря», «Весенняя фантазия», «Флейта и цикады»).
Ход занятия
Структурные этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I. Организационный момент. Психологический настрой. Упражнение «Улыбнемся солнышку» Закрепление умения вести прямой устный счет до 10. | Дефектолог и воспитатель встают в круг вместе с детьми: - Ребята, посмотрите, какое яркое, лучистое солнышко светит нам в окно! Давайте улыбнемся солнышку! И подарим улыбки друг другу! - А давайте сделаем свое солнышко! Представим, что наши руки – это лучики. Посчитаем их! Дефектолог начинает счет, выставляя вперед свою руку, далее каждый ребенок по очереди кладет свою руку поверх всех, продолжая устный счет. Устный счет Дефектолог и дети ведут до 10. - Ребята! Сколько лучиков у нашего солнышка получилось? - Ребята, вы любите путешествовать? - Сегодня мы отправимся в путешествие по временам года! А какие времена года вы знаете? | Улыбаются «солнышку» и друг другу. Дети ведут устный счет до 10, выполняя необходимые для упражнения действия. - 10. - Да. - Весна, лето, осень, зима. |
II. Основная часть. 1. Развитие слухового внимания. Упражнение «Капель» | Воспитатель: - Ребята, чтобы узнать, с какого времени года мы начнем путешествие, надо отгадать загадку: Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, к нам пришла ... (весна) - Правильно! - Какое сейчас время года у нас на дворе? - А как мы догадались, что весна? - Молодцы! Музыкальный руководитель играет остинато на металлофоне «изображая» капель. Дефектолог: - Ребята, слышите, звучит капель кап – кап – кап. Давайте посчитаем, сколько раз капель зазвенит. Чтобы не ошибиться, мы будем сперва, внимательно слушать ушками, а затем слушать капель и хлопать ладошками по ножкам и считать. Дефектолог в самом начале упражнение проводит со всеми детьми, затем просит каждого по очереди. Музыкальный руководитель на металлофоне воспроизводит звуки капели. |
- Весна. - Весна. Дети по очереди проговаривают признаки времени года. Дети слушают звуки, выполняя определенные движения и считая их количество. |
2. Закрепление умения соотносить цифру с количеством предметов в пределах 5. | Дефектолог: - Ребята, садитесь за стол. Посмотрите, какие интересные карточки! А кто на них изображен? Ребята, вам необходимо посчитать количество подснежников, перелетных птиц и обвести ту цифру, которая указывает это количество. Далее дефектолог вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания. - Ребята, какое сейчас время года? А как мы догадались? - Ребят, а давайте продолжим наше путешествие! | Дети пересчитывают количество изображений и обводят нужную цифру.
- Весна. Называют признаки. |
3. Закрепление умения решать задачу на нахождения суммы. | Воспитатель: - Ребята, вы сможете отгадать, к какому следующему времени года мы отправимся в гости? Отгадайте загадку: Песен полон лес и крика, Брызжет соком земляника, Дети плещутся в реке, Пляшут пчелки на цветке… Как зовется время это? Угадать нетрудно … ( лето) Музыкальный руководитель на фоне загадки включает запись музыки «Флейта и цикады» из программы Т.Тютюнниковой Дефектолог: - Ребята, лето приготовило нам интересное задание, давайте пройдем на летнюю полянку. Дефектолог выставляет перед детьми картинку с изображением цветка и пчел, раздает каждому ребенку по цветку, в отдельной емкости лежат пчелы: На цветке сидели пчелки, Три жужжали очень громко, А одна к цветку летела, На него она присела. Ну – ка, быстро, посчитайте, Сколько пчелок, отвечайте? - О ком говориться в задаче? - Сколько пчел сидело сначала на цветке? - Возьмите трех пчел. - Сколько еще пчел прилетело потом? - Возьмите одну пчелу. - Сколько всего пчел село на цветок? - Ребят, в гостях у какого времени года мы сейчас были? - А какие признаки этого времени года вы знаете? - Ребят, давайте продолжим наше путешествие! | - Лето.
- О пчелах. - Три. - Одна. - Четыре. - У лета. Дети называют признаки времени года. |
4. Развитие словесно – логического мышления. Упражнение «Четвертый - лишний» | Воспитатель: - Ребята, вы сможете отгадать, к какому следующему времени года мы отправимся в гости? Отгадайте загадку: Несу я урожаи, Музыкальный руководитель включает запись музыки П.И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года». Звучит она на фоне загадки. - А какие признаки осени вы знаете? Далее дефектолог раздает детям карточки для выполнения упражнения «Четвертый – лишний», где просит детей определить по смыслу лишний предмет. |
- Осень. Называют по очереди признаки. Дети выполняют задание. |
5. Развитие координации речи с движением. Физкультурная минутка «Осень» | - Осень приготовила интересные задания. Пойдемте и отдохнем в осеннем лесу. Дефектолог показывает движения и читает стихотворение, побуждая детей повторять слова и движения: Осень, осень, трем ладошки друг о друга Приходи! зажимаем кулаки по очереди Осень, осень, трем ладошки друг о друга Погляди! ладони на щеки Листья желтые кружатся, плавное движение ладонями Тихо на землю ложатся. ладони гладят по коленям Солнце нас уже не греет, сжимаем и разжимаем кулаки по очереди Ветер дует все сильнее, синхронно наклоняем руки в разные стороны К югу полетели птицы, «птица» из двух скрещенных рук Дождик к нам в окно стучится. барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони Шапки, куртки надеваем имитируем И ботинки обуваем топаем ногами Дефектолог: - А какие признаки этого времени года вы знаете? - Ребят, давайте продолжим наше путешествие! | Дети повторяют движения за дефектологом, повторяют стихотворение. Дети называют признаки времени года. |
6. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять» | Воспитатель: - Ребята, вы сможете отгадать, к какому следующему времени года мы отправимся в гости? Музыкальный руководитель включает запись музыки «Зимняя буря» из цикла Т.Тютюнниковой «Звуки окружающего мира» Отгадайте загадку: Дел у меня не мало – Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома Зовут меня … (зима) - А какие признаки зимы вы знаете? - Давайте поиграем нашими пальчиками! Воспитатель показывает движения руками и пальчиками, побуждает повторять за ним слова и движения, читает стихотворение: Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному) Мы во двор пошли гулять. (“Идут” по столу указательным и средним пальчиками) Бабу снежную лепили, ( Лепят комочек двумя ладонями) Птичек крошками кормили, (“Крошат хлебушек” всеми пальчиками) С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной) Все в снегу домой пришли. Съели суп и спать легли. (Отряхивают ладошки) (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку) |
- Зима. Дети проговаривают признаки времени года по очереди. Дети повторяют движения за дефектологом. |
7. Закрепление умения уравнивать две группы предметов. | - Ребята! Пойдемте греться в дом к человечкам, а то очень холодно в гостях у зимы! - Поздоровайтесь с человечками. Они хотят попить чай, поставили греться чайник, посадим их за стол? Ой! А стульев – то нет! Давайте каждый из вас сделает человечку стул. Далее воспитатель показывает детям образец уже построенного стула. Вместе с детьми определяют части предмета мебели, строят. Дефектолог: - Ребята, как вы думаете, хватит ли стульев человечкам? Давайте проверим! - Посадим человечков на стульчики. - Поровну? - Кого больше? - Чего меньше? - На сколько человечков больше, чем стульев? - На сколько стульев меньше, чем человечков? - Что надо сделать, чтобы стало поровну? Воспитатель ставит стул, сделанный ею. - А сейчас поровну стульев и человечков? - Помогли человечкам? А теперь пора прощаться. Дефектолог: - А какие признаки этого времени года вы знаете? | - Здравствуйте. Строят стулья из конструктора Lego
Садят человечков на стульчики. - Нет. - Человечков. - Стульев. - На один? - На один. - Нужно взять еще один стул. - Да. - До свидания! Называют признаки. |
III. Заключительная часть. Рефлексия. | Музыкальный руководитель включает запись из цикла Т.Тютюнниковой «Звуки окружающего мира» «Весенняя фантазия», дефектолог читает стихотворение: Придумала мать дочерям имена, Вот Лето и Осень, Зима и Весна. Приходит Весна — зеленеют леса, И птичьи повсюду звенят голоса. А Лето пришло — всё под солнцем цветет, И спелые ягоды просятся в рот. Нам щедрая Осень приносит плоды, Дают урожаи поля и сады. Зима засыпает снегами поля. Зимой отдыхает и дремлет земля. - Ребята! Вот мы и вернулись из путешествия по временам года! В гостях у каких времен года мы были и что мы делали? Что вам понравилось? Что было сложным? Воспитатель и дефектолог: - Ребята, вы справились с очень сложными заданиями. - Спасибо вам! До свидания! |
Список литературы
- Екжанова, Е. А., Стребелева, Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание [Текст] : Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – М. : Просвещение, 2007. – 270 с.
- Катаева, А. А., Стребелева, Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии [Текст] : Пособие для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
- Катаева, А. А., Стребелева, Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 208 с.
- Морозова, И. А., Пушкарева, М. А. Ознакомление с окружающим миром [Текст] : Конспекты занятий для работы с детьми 5 – 6 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. и доп. / И. А. Морозова, М. А. Пушкарева – М. : Мозаика – Синтез, 2007. – 160 с.
- Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей [Текст] / О. П. Радынова – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997 г. – 340с.
- Тютюнникова, Т. Э. Из чего родилась музыка? [Текст] / Т. Э. Тютюнникова – Весть- ТДА, 1997г, 120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи и ручной моторики в коррекционной группе VIII вида на тему «Мебель»
Конспект занятия имеет практическую значимость. может быть использован учителями - дефектологами при организации подгрупповых занятий...
Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики»
Конспект занятия по областям: конструирование, познание, коммуникация...
Конспект интегрированного занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну математики»
Цель: Формирование начальных математических знаний.Задачи: Образовательные:- Формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку;- упражнять в порядковом счете;- систематизировать знания дет...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе с ЗПР на тему: «Путешествие по временам года»
Цель: закрепить и обобщить полученные знания. Совершенствовать умение ориентироваться во временных понятиях и их последовательности; закрепить характерные признаки времен года....
Конспект открытого урока музыки в средней группе детского сада по теме « Путешествие по временам года ».
Использование разных видов деятельности (пение, прослушивание музыки, танцевальную, игровую, речевую). Закреплять полученные знания, умение создавать игровые образы. Развивать музыкальные и артистичес...
Конспект интегрированного занятия по математике в подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну Математики»
Конспект интегрированного занятия по математике в подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну Математики»Интеграция образовательных областей: «Познавательное ра...
Конспект интегрированного занятия по математике в подготовительной группе. Тема: «Космическое путешествие».
Конспект интегрированного занятия по математике в подготовительной группе. Тема: «Космическое путешествие»....