НОД "Путешествуем по родному краю" (по карте Омской области)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 Черкашина Алла Викторовна

НОД "Путешествуем по родному краю" (по карте Омской области)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Красногорский детский сад» Полтавского района Омской области

Конспект непрерывной образовательной

познавательно – исследовательской  деятельности

в старшей группе

Тема: «Путешествуем по родному краю»

( по карте Омской области)

Воспитатель: Черкашина Алла Викторовна

Конспект непрерывной образовательной

познавательно – исследовательской  деятельности

в старшей группе

Тема: «Путешествуем по родному краю»

( по карте Омской области)

Форма организации детской деятельности: игра – путешествие

Цель:  Способствовать формированию у детей  представлений о живой природе родного края.

Задачи:    

Образовательные:

  • Закрепить представления детей о биологическом разнообразии природы родного края (объекты живой природы: обитатели леса, луга);
  • обучать способам обобщения  - объединения предметов в группы по

 существенным признакам:  «насекомые», «дикие животные», «деревья», «луговые цветы», «птицы»;

Развивающие:

  • продолжать  развивать умение ориентироваться  на плоскости;
  • развивать умение определять «лишний» предмет, объясняя  свой выбор;
  • развивать умение  формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего  партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации;
  • развивать  положительную самооценку, уверенность в себе.

Воспитательные:

  • воспитывать  дружелюбие, взаимопомощь;
  • желание и умение работать группой,  парами.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Материал и оборудование: карта Омской области с условными обозначениями, кубик с цифрами, посылка, иллюстрации  деревьев и их листьев, разрезные картинки «Птицы», лабиринты «Животные», цветные карандаши.

         Этапы

          Действия воспитателя

       Действия детей

 Мотивация детей к деятельности

Постановка детьми цели предстоящей деятельности

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Подведение итогов, обсуждение результатов

-Ребята, мне на электронный адрес пришло письмо. Вы хотели бы узнать, что в нем и от кого оно?.
– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Даша. Я живу от вас очень далеко, в городе Москва и никогда не была в Омской области.
Я очень люблю путешествовать. Я читала, что ваш край очень богат красивой природой. У вас есть реки, озёра, леса. Это так интересно. Я очень хочу познакомиться с вашей малой  родиной. У меня есть карта Омской области, где отмечены интересные места условными обозначениями: лес и  луг,  но больше на ней ничего нет.   Я отправила вам её. Помогите мне разобраться в ней и узнать, какие животные и растения есть у вас в лесу и на лугу? 

- Как быть в этой ситуации? Какие будут предложения?

- А вы знаете, какие животные и растения есть в нашем крае?

- Что, кроме карты, нам может помочь найти информацию про родной край?

- Давайте рассмотрим карту, которую прислала Даша, может – быть она нам поможет выяснить, о чем надо рассказать.

-Посмотрите, на карте цифрами обозначены места остановок.

Итак, что мы с вами задумали сделать?

-Ну что, в путь?

- 1 Остановка «Отгадай-ка». Давайте постараемся отгадать загадки.

Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел — Он вспорхнул и улетел (Ответ: Бабочка)

Целый день в траве скакал, Скрипку где-то потерял. И теперь грустит у речки Наш зелёненький … (Ответ: Кузнечик)


Ранним утром ей не спится
Очень хочется трудиться
Вот и меду принесла
Работящая…(пчела)


Яркий мини вертолет Отправляется в полёт. Но зачем ему глаза? Да он просто … (Ответ: Стрекоза)

Красненькие крылышки, черные горошки. Кто это гуляет по моей ладошке? (Ответ: Божья коровка)

 -Как сказать одним словом, о ком были загадки?

-А где живут насекомые?

-Молодцы, ребята. Давайте  картинки с изображением этих насекомых поместим на карту.

- Следующая остановка «Собери картинку». Посмотрите, картинки разрезаны на части, совершенно непонятно, что на них изображено. Попробуем его выполнить? Чтобы справиться с заданием быстрее, предлагаю выполнить задание в парах.

 -Вам нужно собрать картинку  из частей и назвать, кто это.

- Кто изображен на картинках?

- Какие птицы? Назовите их.

- А где живут птицы?

- Ребята, возьмите маленькие картинки с изображением этих птиц и поместите их на карту нашей области.

Остановка «Дикие животные нашего края»

-Ребята, сейчас  мы присядем  за столы, чтобы выполнить следующее задание и дополнить карту дикими животными нашего края. 

-Что лежит перед вами?

 -Нам необходимо помочь зайцу пройти по лабиринту и определить, какие еще  дикие животные  живут в Омской области.

-Чем мы можем провести дорожки к животным?

-Возьмите карандаши, выполните задание.

-Давайте проверим, какие дикие животные обитают в наших краях? (Опрашиваю каждого ребёнка)

- Где живут  эти животные?

- Вот и расселим их  на карту, где изображён лес.

- Возьмите маленькие картинки с изображением этих животных и поместите их на карту нашей области.

-Молодцы, ребята. На карте есть насекомые, птицы, животные, чего еще не хватает?

- Верно, в лесу много разных деревьев, а вы их умеете различать?

- Сейчас узнаем. Я вам буду показывать лист какого-то дерева, а вы будете отгадывать, на каком дереве висят такие листочки и подходить к этому дереву.

- Где растут  эти деревья?

- Возьмите маленькие картинки с изображением деревьев и поместите их на карту нашей области.

 - Вот  остановка «Цветочная». Как вы думаете, о чем будет идти речь на этой остановке? У нас в Омской области  растёт много цветов. Есть цветы полевые, а есть садовые.

-Как вы думаете, почему одни цветы называются полевые, а другие – садовые?

-Ребята, посмотрите на картинки и скажите, какой цветок здесь лишний?

- Давайте  картинки с изображением полевых цветов тоже поместим на карту.

Посмотрите, ребята, на нашу карту. Как много у нас обитает животных, птиц, насекомых. Каких только  цветов  и  деревьев нет в Омской области.

- Ребята, что мы с вами сегодня делали?

-Как  помогали?

Ребята, как вы думаете, выполнили мы просьбу Даши?

- Познакомили мы Дашу с нашим краем?

- О чём  узнает Даша, когда будет рассматривать карту, которую мы ей заполнили.

-Ребята, с какие заданиями  вы справились лёгко?

-А какие задания вызвали затруднения?

- Теперь мы эту карту аккуратно свернём, положим в посылку и я сегодня же отправлю её Даше.

Ребята,вы все у меня молодцы, потому, что вы помогли Даше, не только рассказали о живой природе нашего края, но и заполнили карту, по которой Даша будет знакомиться с нашим краем.

 

- Да.

(Дети слушают письмо от девочки Даши.)

-Помочь Даше разобраться, рассказать о нашем крае по карте.

-Про некоторых знаем, про некоторых нет.

-В книгах в уголке природы, в интернете, сходить можно  в музей, в поход  с родителями в лес, на луг.

(получают посылку, рассматривают карту)

-Рассказать Даше о природе нашего края

(Дети отгадывают загадки про бабочку, кузнечика, пчелу, стрекозу, божью коровку)

- О насекомых.

-Насекомые живут на лугу, в лесу.

(Помещают   силуэты  насекомых на луг.)

(Дети собирают разрезные картинки с изображением грача, воробья, дятел, сорока. Затем показывают и  называют птиц.

-Птицы.

(Дети по очереди называют названия птиц.)

-Птицы живут в лесу.

-Лабиринт.

 

-Карандашом.

(Дети берут карандаши, проводят линии к животным  и узнают, какие животные живут в нашей области.)

-В лесу.

(Дети берут картинки с изображением зайца, кабана, барсука, лося, медведя и раскладывают их на карте.)

-В лесу много разных деревьев.

-Да

Дети определяют дерево по его листочкам и идут к нему.)  (Лист берёзы, дуба, клёна,  иголки сосны.)

-Эти деревья растут в лесу.

(Дети размещают деревья на карту.)

- О цветах.

-Садовые, потому что растут в саду; полевые, потому что растут в поле.

(На картинке изображения василька, колокольчика, ромашки, ноготков (календула).

- Ноготки – лишний цветок, потому что он растёт в саду, а василёк, колокольчик и ромашка – полевые цветы.

(Дети раскладывают картинки полевых цветов на карту, где схематично изображён луг.)

Рассказывали о природе нашего края

-Да.

-Познакомили.

- О животных, птицах, растениях, насекомых, цветах нашего края.

(Дети сворачивают карту в посылку.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Технологическая карта занятия "Природа родного края- Иркутская область"

Технологическая карта занятия "Природа родного края- Иркутская область" вторая сладшая группа...

Непрерывная образовательная познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе "Путешествуем по родному краю" (по карте Омской области)

НОД по познавательно-исследовательской деятельности построено в виде путешествия, где дети закрепляют знания о животном и растительном мире Омской области....

Устав МБДОУ "Полтавский детский сад"Родничок" Полтавского района Омской области

Устав МБДОУ "Полтавский детский сад"Родничок" Полтавского района Омской области...

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре родного края (на основе реализации программы «Омское Прииртышье»)

Приоритетным направлением  Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) является ...

Мой родной край - ОМСК

Основная цель - пробудить у дошкольников чувство любви к своему родному краю, уважение к его традициям и обычаям, истории....