Кружок "Эколенок" вторая младшая группа
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Настоящая программа экологической направленности «Эколенок» разработана на основе парциальной программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой и охватывает экологическое воспитаниедетей со второй младшей группы , направлена на воспитание эмоционально-ценностного,деятельностного отношения детей дошкольного возраста к природе.
Направленность (профиль) программы: естественнонаучная.
Актуальность программы:заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekolenok16.docx | 73.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 «Радуга» г. Петровска. Саратовской области
Принято на заседании Утверждаю
Педагогического совета Заведующая МБДОУ д/с№16 «Радуга
Протокол № ______ ___________________Е.М. Харитонова « ____» _________ «2021г
« ___ » _______________2021г
Приказ № ____________
Дополнительная общеобразовательная программа
естественнонаучной направленности «Эколенок»
возраст обучающихся 3-4 года
срок реализации 1 год
Автор-состовитель
Артемьева Лариса Евгеньевна
Лушникова Елена Николаевна
Петровск 2021г.
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут
быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического
мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с
природой у всех людей. Законодательная база, которой руководствуются дошкольные
образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд
первостепенных государственных проблем. Дошкольный возраст – оптимальный этап
в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает
выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное
отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических
позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его
поведения в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования
экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой,
воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических
проблем. Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс
обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы
знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических
отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к
состоянию окружающей среды.
Авторские права: Настоящая программаэкологической направленности «Эколенок» разработана на основе парциальной программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой и охватывает экологическое воспитаниедетей со второй младшей группы , направлена на воспитание эмоционально-ценностного,деятельностного отношения детей дошкольного возраста к природе.
Направленность (профиль) программы: естественнонаучная.
Актуальность программы:заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Кроме того, актуальность программа экологической направленности значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:
- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников,
- обеспечивающих интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие);
- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Отличительные особенности программы:состоит в том, что в ней познание окружающего мира непосредственно связанно с экспериментальной деятельностью. Также существенно расширена практическая составляющая программы, что позволяет повысить интерес обучающихся к предметам и явлениям исследования, постановке эксперимента и решению исследовательских задач. Развивается не только любознательность, как основа познавательной деятельности обучающихся, расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем. В поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; создании специально организованной предметно-развивающей среды; выстраивании такой системы взаимоотношений в координате ребенок – взрослый, которая способствует развитию ребенка как субъекта познания.
Интегрирование различных образовательных областей в кружке «Эколенок» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. В том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями делаем кормушки, организовываем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова.
Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Всё выше перечисленное убеждает в педагогической целесообразности данной программы.
Адресат программы: ребята, в возрасте от 3 до 4 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Обучение производится со всей группой. Состав группы постоянен.
Возрастные особенности развития детей 3-4 года.
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.
Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я – сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого – поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.
Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.
Доверие и привязанность к воспитателю – необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами.
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.
По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.
Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.
В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.
На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. Е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенноосваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.
В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.
Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков их навыков и умений.
Объем и срок усвоения программы: 1 год- 36 недели
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса: групповые занятияс детьми 3-4лет, состав воспитанников постоянный.Программой предусмотрено проведение как теоретических, так и практических игр-занятий.
Теоретические занятия:
-беседы;
-рассказ воспитателя;
Практические занятия:
-игры (коммуникативные, обучающие, психологические)
-наблюдения, исследования;
-опытно-экспериментальная деятельность;
-викторины;
-совместные работы с родителями
Основные технологии:
- игровая,
- технология проблемного обучения
- здоровьсберегающие технологии
Методы обучения:
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление- изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)
Режим, продолжительность и периодичность занятий.
Организация образовательного процесса регламентируется годовым расписанием проведения занятий в порядке оказания дополнительных образовательных услуг в 2020 – 2021 учебном году.
1.2. Режим и продолжительность оказания дополнительных образовательных услуг устанавливается в соответствии с Постановлением главного Государственного санитарного врача «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
1.2.1. Занятия проводятся во вторую половину дня, после дневного сна, продолжительностью – для группы детей 3-4 лет- 15 минут
№ п/п | Кол-во часов в год (академические) | Кол-во НОД | Количество часов НОД (астрономические) | Время проведения кружка | ||
Кружок экологической направленности «Эколенок» | 36 | неделя | месяц | год | 15 минут | 15.15-15.30 (3-4 года) |
1 | 4 | 34 |
Цель и задачи
Цель: формирование начал экологической культуры(правильного отношения
ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы, к вещам и
материалам природного происхождения, которыми он пользуется).
Задачи:
-формирование у дошкольников осознано правильного, гуманного отношения к
природе;
-накопление знаний о живой и неживой природе, взаимосвязи и взаимодействии
всех природных объектов экологии;
-формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной
деятельности в природе, правильного поведения и общения;
-воспитание потребности в созидании и творчестве;
-создание условий для полноценного экологического воспитания;
-воспитание любви к природе через прямое общение с ней.
Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими
обязательными условиями:
- готовностью педагога к осуществлению экологического образования;
- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
- построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
- активным участием родителей в воспитательном процессе.
Непрерывная образовательная деятельность не является основной формой
экологического образования. Основное содержание реализуется в условиях
самостоятельного получения ребенком информации о явлениях и объектах природы
через организацию исследовательской деятельности.
Целевые ориентиры
- проявление интереса к объектам окружающего мира, условиям жизни людей,
растений, животных. Попытка оценивать их состояние с позиции «хорошо-плохо»;
- участие в экологически ориентированной деятельности;
- эмоциональное реагирование при встрече с прекрасным и попытка передать
свои чувства в доступных видах творчества;
- выполнение правил на улице, в транспорте, во время прогулок;
- готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
- самоконтроль поведения, поступков с целью не причинить вреда окружающей среде
Содержание программы
Учебный план по оказанию дополнительных образовательных услуг разработан с учетом требований следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»,
- Постановлением главного Государственного санитарного врача «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»
- Устав МБДОУ д/с №16 «Радуга»
Учебный план
№ п/п | Название раздела темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | «Растут ли цветы на нашем участке». | 1 | 0 | 1 Уточнить представления детей о том, что на территории детского сада растут цветы . | Наблюдение, опрос |
2. | «Красивые цветы можно поставить в вазу» | 1 | 0 | 1 Воспитывать умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений, желание сохранить ее; доброе отношение к людям и желание делать им приятное; учить украшать помещение цветами | Наблюдение |
3 | Наблюдение за погодными явлениями | 1 | 0 | 1 Обратить внимание детей на небо, облака, солнце. | Наблюдение, опрос |
4 | «Знакомство с корнеплодами репы и моркови» | 1 | 1 Учить различать морковь и репу; знать названия корнеплодов, их сенсорные характеристики. | 0 | Наблюдение, опрос |
5. | Наблюдения «Деревья» | 2 | 1 Продолжать учить детей различать траву и деревья, познакомить с каким-нибудь одним видом, растущим на участке. | 0 | Наблюдение, опрос |
6. | 1 Продолжать знакомить детей с деревьями – показать рябину или клен, побеседовать о деревьях | 0 | Наблюдение, опрос | ||
7. | Наблюдения за погодными явлениями | 1 | 0 | 1 Расширять знания детей о погодных явлениях – дождь, ветер | Наблюдение, опрос |
8. | «Знакомство со свеклой и картофелем» | 1 | 1 Учить различать овощи – свеклу и картофель, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса. | 0 | Наблюдение, опрос |
9. | «Знакомство с помидором, огурцом, капустой» | 1 | 1 Учить различать овощи по форме, цвету, вкусу, твердости. Знать их названия, знать, что их можно есть. | 0 | Наблюдение |
10. | «Знакомство с куриным семейством» | 1 | 1 Дать первоначальные представления о составе куриной семьи (петух и курица с цыплятами), их внешних отличиях | 0 | Наблюдение |
11. | Наблюдение за погодными явлениями | 1 | 0 | 1 Продолжать знакомить с сезонными явлениями природы: наблюдать за небом, солнцем, облаками. | Наблюдение, опрос |
12. | «Знакомство с фруктами» | 1 | 1 Учить различать яблоко, грушу, сливу; знать названия плодов, их сенсорные характеристики | 0 | Наблюдение, опрос |
13. | «Знакомство с коровой и теленком» | 1 | 1 Познакомить с коровой и теленком, их отличительными особенностями | 0 | Наблюдение, опрос |
14. | «Знакомство с козой и козленком» | 1 | 1 Учить узнавать козу на картине, находить и показывать видимые части ее тела, видеть, чем козленок отличается от нее. | 0 | Наблюдение, опрос |
15. | Как снег становится водой | 1 | 0 | 1 Показать, что снег в тепле тает и становится водой. | Наблюдение, опрос |
16. | Украсим елку снегом | 1 | 0 | 1 Показать отличие живой ели от искусственной ели | Наблюдение, опрос |
17. | Наблюдение «Птицы нашего участка» | 1 | 0 | 1 Учить замечать птиц в ближайшем окружении: на деревьях, крыше, заборе, дорожках, в небе. Учить замечать птиц, которые садятся на кормушку или ожидают корма вблизи нее. | Наблюдение, опрос |
18. | Заяц и волк – лесные жители | 1 | 1 Дать первоначальные представления о лесе и его обитателях: зайце и волке | 0 | Наблюдение, опрос |
19. | Наблюдение за погодными явлениями | 1 | 0 | 1 Продолжать ежедневные наблюдения за погодой: обратить внимание на небо, на солнце, снегопад, а также ветер или его отсутствие. | Наблюдение, опрос |
20. | Заяц, волк, медведь и лиса – обитатели леса | 1 | 1 Расширить первоначальные представления детей о лесе и его обитателях | 0 | Наблюдение, опрос |
21. | «Вода льется из крана» | 1 | 0 | 1 Уточнить представление о том, что в помещении вода появляется, когда открывают водопроводный кран – она льется из него, течет струей вниз. Вода прозрачная, сквозь нее видны руки, мыло | Наблюдение, опрос |
22. | «Посадка репчатого лука» | 1 | 1 Уточнить представление о репчатом луке как овоще, из которого можно вырастить зеленый лук, полезный для здоровья. | 1 Учить детей сажать луковицы в землю и в воду, зарисовывать лук в банке. | Наблюдение, опрос |
23. | «Знакомство с фруктами» | 1 | 1 Дать представление о 3—4 фруктах (яблоко, лимон, апельсин или мандарин). | 1 Учить различать плоды по названию, особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха. | Наблюдение, опрос |
24. | Отличие живой птицы от игрушечной» | 1 | 0 | 1 Показать, что живая птица сама двигается, сама клюет зерно, сама пьет воду, о ней надо заботиться, на нее интересно смотреть. Игрушечная птичка – неживая, она не двигается, не клюет, не пьет. | Наблюдение, опрос |
25. | Вода – друг человека | 1 | 0 | 1 Показать, что в теплой воде можно мыть посуду, игрушки – они станут чистыми. Вода нужна всем для того, чтобы мыть разные предметы. | Наблюдение, опрос |
26. | «Айболит проверяет здоровье детей» | 1 | 1 Начать воспитывать понимание ценности здоровья, формировать желание не болеть, укреплять здоровье, особенно весной с помощью пищи, богатой витаминами | 0 | Наблюдение, опрос |
27. | «Знакомство с комнатными растениями» | 1 | 1 Учить различать листья, стебли, цветы, знать, что корни в земле. | 0 | Наблюдение, опрос |
28. | Снег на участке | 1 | 0 | 1 Продолжать наблюдение за таянием снега на участке. | Наблюдение, опрос |
29. | Знакомство с лошадью и жеребенком | 1 | 1 Учить узнавать на картине лошадь, жеребенка, отличать их от коза с козленком, знать как «говорит» лошадь. Учить находить, показывать и называть части тела животных, сравнивать их. | 0 | Наблюдение, опрос |
30. | Наблюдение за погодными явлениями | 1 | 0 | 1 Продолжать ежедневные наблюдения за погодой | Наблюдение, опрос |
31. | Корова, коза, лошадь – домашние животные | 1 | 1 Закрепить представление о знакомых домашних животных: их облике, отличительных особенностях, | 0 | Наблюдение, опрос |
32. | «Знакомимся с одуванчиками» | 1 | 0 | 1 Показать новое растение, сообщить его название, выделить характерные особенности (желтый пушистый цветок, стебель длинный, гладкий). | Наблюдение, опрос |
33. | «Сравнение одуванчиков с мать-и-мачехой» | 1 | 0 | 1 Показать различие и сходство растений | Наблюдение, опрос |
34 | «Знакомство с кошкой и собакой» | 1 | 1 Познакомить с собакой, кошкой, их детенышами (или уточнить представления об этих животных), учить узнавать их на картине, правильно называть, подражать их «речи». | 0 | Наблюдение, опрос |
Итого | 34 |
Перспективное планирование кружка «Эколенок» младшая группа.
месяц | неделя | Тема | Программное содержание | страница |
сентябрь | 1 | Наблюдение «Растут ли цветы на нашем участке» | Уточнить представления детей о том, что на территории детского сада растут цветы (цветущие травянистые растения), разные по окраске, названиям, но все красивые; на них приятно смотреть, рядом с ними приятно находиться | с.18 |
2 | Наблюдение «Красивые цветы можно поставить в вазу» | Воспитывать умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений, желание сохранить ее; доброе отношение к людям и желание делать им приятное; учить украшать помещение цветами | с.18 | |
3 | Наблюдение за погодными явлениями | Обратить внимание детей на небо, облака, солнце, тучи; с помощью ветряка продемонстрировать действие ветра, обращая внимание на деревья. Продолжить наблюдение за дождем, образовавшимися лужами. | С.20 | |
3 | «Знакомство с корнеплодами репы и моркови» | Учить различать морковь и репу; знать названия корнеплодов, их сенсорные характеристики: морковь длинная, красная, твердая, гладкая, сладкая и вкусная; репа круглая, желтая, твердая, гладкая, вкусная. Развивать различные ощущения детей, их речь: умение слышать воспитателя, повторять за ним определения предметов | с.23 | |
4 | «Знакомство детей с травой и деревьями» | Рассказать о том, что деревья и трава растут на земле: трава низкая (надо смотреть под ноги), зеленая, начинает желтеть и сохнуть, мягкая (ее можно погладить); деревья высокие (надо запрокинуть голову, чтобы увидеть их), на них много веток и листьев; листья желтеют, краснеют и опадают; на земле, на траве лежат опавшие с деревьев листья, они красивые, их можно собирать в корзинки; под деревья можно встать – спрятаться от солнца или дождя | с.22 | |
октябрь | 1 | Наблюдения «Деревья» | Продолжать учить детей различать траву и деревья, познакомить с каким-нибудь одним видом, растущим на участке (например, березой) | с.24 |
2 | Наблюдения «Деревья» | Продолжать знакомить детей с деревьями – показать рябину или клен, побеседовать о деревьях | с.25 | |
3 | Наблюдения за погодными явлениями | Расширять знания детей о погодных явлениях – дождь, ветер | с.27 | |
4 | «Знакомство со свеклой и картофелем» | Учить различать овощи – свеклу и картофель, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса. Развивать сенсорные ощущения детей, умение слышать воспитателя, отвечать на вопросы | с.26 | |
ноябрь | 1 | «Знакомство с помидором, огурцом, капустой» | Учить различать овощи по форме, цвету, вкусу, твердости (огурец продолговатый, зеленый, твердый; помидор круглый, красный, мягкий; оба овоща гладкие, прохладные на щупь; капуста большая, круглая, с листьями, негладкая; капуста и огурец хрустят на зубах). Знать их названия, знать, что их можно есть. Развивать сенсорные ощущения детей, умение слышать воспитателя, отвечать на вопросы | с.29 |
2 | «Знакомство с куриным семейством» | Дать первоначальные представления о составе куриной семьи (петух и курица с цыплятами), их внешних отличиях: петух большой, у него на голове гребешок, бородка; у него пышный круглый хвост, яркое оперение; курица большая, но хвост и гребешок у нее меньше, чем у петуха; петух – это папа, курица – мама; у них есть дети – цыплята, они маленькие, круглые, пушистые, бегают за курицей, прячутся под ее крыло. Учить детей узнавать их на картине и в игрушечном изображении, узнавать звуки, которые издают петух, курица, цыплята, подражать им. Развивать умение слышать воспитателя, подражать словам, звукосочетаниям, движениям | с.32 | |
3 | Наблюдение за погодными явлениями | Продолжать знакомить с сезонными явлениями природы: наблюдать на небом, солнцем, облаками; обратить внимание на деревья – дует ли ветер? Формировать желание вести календарь природы, используя определенные картинки. | С.34 | |
4 | «Знакомство с фруктами» | Учить различать яблоко, грушу, сливу; знать названия плодов, их сенсорные характеристики (яблоко круглое, красное, желтое или зеленое, твердое, имеет приятный запах, кисло-сладкий вкус; груша круглая и чуть вытянутая кверху, желтая, мягкая, сочная, сладкая; слива круглая или овальная, темно-синяя или темно-красная, мягкая, сочная, внутри у нее косточка). Развивать различные ощущения детей – зрительные, тактильные, вкусовые и обонятельные; развивать речь: умение слышать воспитателя, повторять за ним определения предметов. Закреплять знания об овощах, предлагая детям вспоминать и называть знакомые плоды | с.37 | |
декабрь | 1 | «Знакомство с коровой и теленком» | Познакомить с коровой и теленком, их отличительными особенностями (корова большая, у нее туловище, крупная голова, длинный хвост, четыре ноги с копытами, вымя, на голове глаза, рот и рога; теленок меньше коровы, у него нет ни рогов, ни вымени; корову кормят сеном, поят водой, она дает молоко, его пьют дети; теленок сосет корову – тоже пьет молоко). Развивать речь детей: умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы, повторять за ним определения. Учить детей исполнять игровые действия | с.41 |
2 | «Знакомство с козой и козленком» | Учить узнавать козу на картине, находить и показывать видимые части ее тела (голову, хвост, ноги, рога), видеть, чем козленок отличается от нее. Актуализировать знания о корове, провести элементарное сравнение животных (корова большая, коза меньше; у коровы хвост длинный, у козы короткий; у коровы теленок, у козы козленок; у козы, как и у коровы, есть рога; коза тоже ест сено, дает молоко). Развивать речь детей: умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за ним. Развивать игровые умения детей: подражать крику козы, изображать козлят | с.44 | |
3 | Как снег становится водой | Показать, что снег в тепле тает и становится водой. | С.60 | |
4 | Украсим елку снегом | Показать отличие живой ели от искусственной ели | С.47-48 | |
январь | 1 | Наблюдение «Птицы нашего участка» | Учить замечать птиц в ближайшем окружении: на деревьях, крыше, заборе, дорожках, в небе. Учить замечать птиц, которые садятся на кормушку или ожидают корма вблизи нее. Вызвать интерес к их поведению, учить выделять отдельные действия (прыгают, вспорхнули, улетели, клюют и т. Д.). Начать учить детей различать птиц – ворон, воробьев, голубей | с.52 |
2 | Заяц и волк – лесные жители | Дать первоначальные представления о лесе и его обитателях: зайце и волке (лес – место, где растет много деревьев; заяц живет в лесу, зимой ест ветки и грызет кору деревьев, он белого цвета, норы не имеет, прячется и спит в снегу, под елками: белого зайца в белом снегу совсем не видно; волк тоже живет в лесу, норы не имеет, охотится за зайцами и другими животными; заяц боится волка, убегает от него) | с.54 | |
3 | Наблюдение за погодными явлениями | Продолжать ежедневные наблюдения за погодой: обратить внимание на небо (чистое и голубое или облачное, пасмурное), на солнце, снегопад, а также ветер или его отсутствие. Формировать желание вести календарь природы, используя определенные картинки | с.55 | |
4 | Заяц, волк, медведь и лиса – обитатели леса | Расширить первоначальные представления детей о лесе и его обитателях (в лесу кроме зайца и волка обитают лиса и медведь; медведь зимой спит под снегом в берлоге, лиса бегает по лесу, охотится за зайцем) | с.58 | |
февраль | 1 | Наблюдение «Вода льется из крана» | Уточнить представление о том, что в помещении вода появляется, когда открывают водопроводный кран – она льется из него, течет струей вниз. Вода прозрачная, сквозь нее видны руки, мыло | с.62 |
2 | «Посадка репчатого лука» | Уточнить представление о репчатом луке как овоще, из которого можно вырастить зеленый лук, полезный для здоровья. Учить детей сажать луковицы в землю и в воду, зарисовывать лук в банке. Сообщить, что для роста зелени нужна вода | с.62 | |
3 | Наблюдение «Вода холодная и горячая» | Развивать тактильные ощущения детей (кожей) – учить различать холодную и горячую воду, правильно обозначать ее словами, радоваться воде: холодная – освежает, бодрит; теплая – согревает, ласкает | с.66 | |
4 | «Знакомство с фруктами» | Дать представление о 3—4 фруктах (яблоко, лимон, апельсин или мандарин). Учить различать плоды по названию, особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха. Развивать сенсорные ощущения, ощущать радость от восприятия красивых плодов, их запаха. Сообщить, что фрукты, как и зеленый лук, очень полезны для здоровья, особенно зимой | с.67 | |
март | 1 | Наблюдение «Отличие живой птицы от игрушечной» | Показать, что живая птица сама двигается, сама клюет зерно, сама пьет воду, о ней надо заботиться (кормить, чистить клетку, менять воду), на нее интересно смотреть. Игрушечная птичка – неживая, она не двигается, не клюет, не пьет. Ее можно брать в руки и играть с ней – кормить понарошку, летать и скакать с ней, укладывать спать и т.д. | с.69 |
2 | Наблюдение «Вода – друг человека» | Показать, что в теплой воде можно мыть посуду, игрушки – они станут чистыми. Вода нужна всем для того, чтобы мыть разные предметы. Напомнить, что вода прозрачная, но ее можно сделать цветной, тогда она становится непрозрачной, сквозь нее ничего не видно. Из такой воды можно сделать льдинки, разлив ее по формочкам, показать, что цветная вода на морозе превращается в цветной лед. Цветные льдинки красивые, блестящие, в них можно играть | с.70 | |
3 | «Айболит проверяет здоровье детей» | Начать воспитывать понимание ценности здоровья, формировать желание не болеть, укреплять здоровье, особенно весной с помощью пищи, богатой витаминами. Упражнять в различии плодов моркови, свеклы, лука – репки, лимона по названиям и характерным особенностям. Развивать речь детей | с.72 | |
4 | «Знакомство с комнатными растениями» | Уточнить представления детей о двух уже знакомых комнатных растениях (бальзамин, фикус, колеус, аспедистра), дать другие их названия (огонек, крапивка, дружная семейка). Учить различать листья, стебли, цветы, знать, что корни в земле. Расширять представление о растениях: они живые, им нужны хорошие условия – вода, питательные вещества, тепло, много света. В таких условиях они хорошо себя чувствуют, не болеют. Весной их надо подкармливать удобрениями, они корнями всасывают влагу и питательные вещества, потом цветут, становятся еще красивее | с.76 | |
апрель | 1 | Наблюдение «Снег на участке» | Продолжать наблюдение за таянием снега на участке. Обратить внимание на то, что снег чернеет, появляются проталины, ручьи, что недавно воды не было, а теперь ее много, она течет, сверкает на солнце, журчит. Показать детям, что снег чернеет от грязи, вода в ручьях тоже грязная, ее могут пить деревья и другие растения, но не люди | с.78 |
2 | Знакомство с лошадью и жеребенком | Учить узнавать на картине лошадь, жеребенка, отличать их от коза с козленком, знать как «говорит» лошадь. Учить находить, показывать и называть части тела животных, сравнивать их. Сообщить: лошадь большая, сильная (помогает хозяину), он ее кормит овсом, сеном, поит водой. Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы, рассказывать знакомую сказку в диалоге со взрослыми, развивать игровые умения | с.80 | |
3 | Наблюдение за погодными явлениями | Продолжать ежедневные наблюдения за погодой. Совместно находить и выставлять нужные картинки календаря. Ежедневно одевать куклу Машу, обращая внимание на ее одежду (стала легче: на улице теплее, наступила весна) | с.82 | |
4 | Корова, коза, лошадь – домашние животные | Закрепить представление о знакомых домашних животных: их облике, отличительных особенностях, «речи», о том, что они живут в деревне в сарае, хозяин их любит: кормит сеном, козу – ветками, лошадь – овсом, поит водой, летом пасет на лугу – там они едят зеленую травку. Развивать речь детей, активизировать словарь. Упражнять в строительстве дома из кубиков | с.84 | |
май | 1 | Наблюдение «Знакомимся с одуванчиками» | Показать новое растение, сообщить его название, выделить характерные особенности (желтый пушистый цветок, стебель длинный, гладкий). Воспитывать эмоциональный отклик на красоту растения | с.86 |
2 | Наблюдение «Сравнение одуванчиков с мать-и-мачехой» | Показать различие и сходство растений (одуванчик высокий, пушистый, имеет гладкий стебель; мать-и-мачеха ниже, не такая пушистая, стебель весь в чешуйках; оба цветка желтые) | с.86 | |
3 | «Знакомство с кошкой и собакой» | Познакомить с собакой, кошкой, их детенышами (или уточнить представления об этих животных), учить узнавать их на картине, правильно называть, подражать их «речи». Сообщить: собака и кошка живут с хозяином, он их любит, кормит (собаке дает суп и кости, кошке – молоко), собака живет в будке, сторожит дом, а кошка ловит мышей. Развивать речь детей: пополнить словарь новыми словами (мяукает, лает, щенок, котенок, будка, пес), учить слушать вопрос воспитателя, отвечать на него, строить фразы | с.87 | |
4 | Диагностические наблюдения за детьми – их поведением и поступками в уголке природы, на участке детского сада | Отметить степень их готовности следовать за воспитателем, включаться в совместную деятельность, в общение с растениями и животными. Отметить индивидуальные различия детей (более активные и менее активные, разное отношение к объектам природы и др.) |
Планируемые результаты
В процессе реализации Программы, обучающиеся 3-4 лет будут знать и уметь:
- Называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку.
- Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.
- Называть времена года и отмечать их особенности.
- Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе.
- Усвоить элементарные представления о свойствах воды.
- Получить элементарные представления о домашних животных, проявить интерес к их жизни, охотно наблюдать за ними, за их поведением, слушать сказки и рассказы.
Сформированы компетенции и личностные качества:
- самостоятельно решать элементарные экологические ситуации;
- выполнять задания в соответствии с элементарной инструкцией и поставленной целью;
Приобретут:
Личностные результаты
- творческая активность, инициативность и самостоятельность;
- умение работать в команде;
- положительные нравственные качества: доброта, отзывчивость, желание помочь;
- самостоятельность, инициативность, ответственность;
- бережное отношение к природе.
Предметные результаты
- познавательный интерес и познавательная активность;
- устойчивый интерес к экологической культуре;
-закрепить навыки сравнения и обобщения.
Метапредметные результаты
-мелкая моторика
- внимание, любознательность, наглядно-действенное мышление, активность, творческое воображение,
Целью программы является естественнонаучное развитие дошкольников, формирование познавательной, опытно-исследовательской деятельности и развитие интереса к экологической культуре. Экологическое развитие детей дошкольного возраста (3-4лет) определяется по общепринятым критериям с использованием следующих диагностических методик:
Качества | Критерии оценки | Диагностические методики |
Интеллектуальная компетентность | Способность к практическому и умственному экспериментированию, речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности: Умение группировать предметы | Наблюдение Методика нелепица Исследовательская, практическая деятельность, Рассказывание из личного опыта Игры на сериацию и классификацию предметов Наблюдения беседы Различные виды детских рассказов, сочинительство. |
Воображение | Умение создавать новые образы, фантазировать. | Придумывание сказок, историй, фантазийное художественное творчество |
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график на 2020-2021 уч.г.
№ | Месяц | Число | Время Проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 09 | 15.15-15.30 | Беседа | 1 | «Растут ли цветы на нашем участке». | Участок ДОУ | Наблюдение опрос | |
2 | 09 | 15.15-15.30 | Беседа | 1 | «Красивые цветы можно поставить в вазу» | Участок ДОУ | Наблюдение опрос | |
3 | 10 | 15.15-15.30 | Беседа | 1 | Наблюдение за погодными явлениями | Участок ДОУ | Наблюдение опрос | |
4 | 10 | 15.15-15.30 | Игры | 1 | «Знакомство с корнеплодами репы и моркови» | Группа | Наблюдение опрос | |
5 | 10 | 15.15-15.30 | Беседа | 1 | Наблюдения «Деревья» | Участок ДОУ | Наблюдение опрос | |
6 | 10 | 15.15-15.30 | Беседа | 1 | Наблюдения «Деревья» | Участок ДОУ | Наблюдение опрос | |
7 | 11 | 15.15-15.30 | Беседа | 1 | Наблюдения за погодными явлениями | Участок ДОУ | Наблюдение опрос | |
8 | 11 | 15.15-15.30 | Беседа игры | 1 | «Знакомство со свеклой и картофелем» | Группа | Наблюдение опрос | |
9 | 11 | 15.15-15.30 | Беседа игры | 1 | «Знакомство с помидором, огурцом, капустой» | Группа | Наблюдение опрос | |
10 | 11 | 15.15-15.30 | Беседа игры | 1 | «Знакомство с куриным семейством» | Группа | Наблюдение опрос | |
11 | 12 | 15.15-15.30 | Беседа | 1 | Наблюдение за погодными явлениями | Участок ДОУ | Наблюдение опрос | |
12 | 12 | 15.15-15.30 | Беседа игры | 1 | «Знакомство с фруктами» | Группа | Наблюдение опрос | |
13 | 12 | 15.15-15.30 | Беседа игры | 1 | «Знакомство с коровой и теленком» | Группа | Наблюдение опрос | |
14 | 12 | 15.15-15.30 | Беседа игры | 1 | «Знакомство с козой и козленком» | Группа | Наблюдение опрос | |
15 | 01 | 15.15-15.30 | Опытно-исследовательская деятельность | 1 | Как снег становится водой | Группа | Наблюдение опрос | |
16 | 01 | 15.15-15.30 | Творческая работа | 1 | Украсим елку снегом | Группа | Наблюдение опрос | |
17 | 01 | 15.15-15.30 | Беседа | 1 | Наблюдение «Птицы нашего участка» | Участок ДОУ | Наблюдение опрос | |
18 | 01 | 15.15-15.30 | Беседа игры | 1 | Заяц и волк – лесные жители | Группа | Наблюдение опрос | |
19 | 02 | 15.15-15.30 | Беседа | 1 | Наблюдение за погодными явлениями | Участок ДОУ | Наблюдение опрос | |
20 | 02 | 15.15-15.30 | Беседа игры | 1 | Заяц, волк, медведь и лиса – обитатели леса | Группа | Наблюдение опрос | |
21 | 02 | 15.15-15.30 | Исследовательская деятельность | 1 | «Вода льется из крана» | Группа | Наблюдение опрос | |
22 | 02 | 15.15-15.30 | Опытно-исследовательская деятельность | 1 | «Посадка репчатого лука» | Группа | Наблюдение опрос | |
23 | 03 | 15.15-15.30 | Творческая работа | 1 | «Знакомство с фруктами» | Группа | Наблюдение опрос | |
24 | 03 | 15.15-15.30 | Исследовательская деятельность | 1 | Отличие живой птицы от игрушечной» | Группа | Наблюдение опрос | |
25 | 03 | 15.15-15.30 | Опытно-исследовательская деятельность | 1 | Вода – друг человека | Группа | Наблюдение опрос | |
26 | 03 | 15.15-15.30 | Беседа игры | 1 | «Айболит проверяет здоровье детей» | Группа | Наблюдение опрос | |
27 | 04 | 15.15-15.30 | Беседа игры | 1 | «Знакомство с комнатными растениями» | Кабинет Педагога-психолога | Наблюдение опрос | |
28 | 04 | 15.15-15.30 | Исследовательская деятельность | 1 | Снег на участке | Участок ДОУ | Наблюдение опрос | |
29 | 04 | 15.15-15.30 | Беседа игры | 1 | Знакомство с лошадью и жеребенком | Группа | Наблюдение опрос | |
30 | 04 | 15.15-15.30 | Беседа | 1 | Наблюдение за погодными явлениями | Участок ДОУ | Наблюдение опрос | |
31 | 05 | 15.15-15.30 | Беседа игры | 1 | Корова, коза, лошадь – домашние животные | Группа | Наблюдение опрос | |
32 | 05 | 15.15-15.30 | Беседа игры | 1 | «Знакомимся с одуванчиками» | Участок ДОУ | Наблюдение опрос | |
33 | 05 | 15.15-15.30 | Исследовательская деятельность | 1 | «Сравнение одуванчиков с мать-и-мачехой» | Участок ДОУ | Наблюдение опрос | |
34 | 05 | 15.15-15.30 | Беседа игры | 1 | «Знакомство с кошкой и собакой» | Группа | Наблюдение опрос |
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации программы имеется отдельное помещение, кабинет педагог-психолога, где расположен базовый набор робототехнического конструктора LegoWedo, есть место для конструирования, обыгрывания построек,хранения моделей, которые еще не завершены, разработка и защита проекта.
Перечь оборудования для реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы | |
Групповая комната | комната |
Занятия по программе дополнительного образования «Эколенок» |
|
Информационное обеспечение | |
Интернет – ресурсы: |
Материально-технические условия соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям и нормам пожарной безопасности.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализацию программы осуществляет воспитатель, имеющая высшее образование.
Кадровое обеспечение | |
Воспитатель | Артемьева Лариса Евгеньевна |
Стаж педагогической работы 20 лет | |
Воспитатель | Лушникова Елена Николаевна |
Высшая категория Стаж педагогической работы 25 лет |
Формы аттестации
Для определения результативности освоения программы, обучающиеся проходят итоговую аттестацию. Форму аттестации выбирает педагог и разрабатывает критерии оценивания аттестации обучающихся.
Выставки творческих работ отражают уровень практических навыков, достижение целевых ориентиров направленных на выявление таких качеств как: самостоятельность; инициативность и творчество; осознание значимой деятельности; соблюдение культуры поведения; самооценка; стремление к совершенствованию.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. По итогам мониторинга педагогом создается аналитическая справка, результаты заносятся в таблицу, по окончании прохождения дополнительной общеразвивающей программы «Эколенок» курса 36 часов.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. В ходе освоения программы «Эколенок», обучающиеся участвуют в конкурсах и выставках различного уровня. Обучающиеся применяют свои знания на практике и в жизни.
Оценочные материалы
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы дополнительного образования «Эколенок»:
- проведение мониторинга на начало и конец освоения дополнительной программы , включающего в себя исследование экологического творчества воспитанников;
- заинтересованность дошкольников в исследовательской и опытной деятельности, степень активности ребенка в ней;
- степень заинтересованности и участия родителей воспитанников в совместной творческой деятельности;
- оснащенность Экологических центров позволит определить качество достигнутых результатов в конструктивной деятельности, определить эффективность и результативность работы.
Критерии оценивания результатов освоения Программы
ФИ ребенка | Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений | Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира | Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения09 | Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов | Имеет представления о правилах поведения в природе | Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении | Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями | |||||||
09 | 05 | 09 | 05 | 09 | 05 | 09 | 05 | 09 | 05 | 09 | 05 | 09 | 05 | |
Оценка уровня развития:
1 балл – не называет или называет 1 признак, вид
2 балла – называет самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида, признака, свойства
3 балла называет самостоятельно2-3 вида или явления, свойства
От 21 до 15-высокий уровень
От15 до 7-средний уровень
От7 до 0-низкий уровень
Методические материалы
. Программа рассчитан на один год обучения. Объем программы –36 учебных часа. Согласно нормам САНПИН продолжительность занятий для детей 3-4 лет 15 минут 1 раз в неделю.
Особенности организации образовательного процесса:
Форма организации деятельности дошкольников групповая ,обучение проходит в режим очного обучения,
Занятия в кружке строятся в форме бесед, игр, опытно-исследовательской деятельности, игры, игровых упражнений, выставок, фестивалей, защиты проекта, творческой работы по конструированию и программированию.
Руководитель кружка использует в своей работе с обучающимися следующие технологии: проектную технологию, игровую, технологию проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии.
Приемы и методы организации занятий.
Организация образовательного процесса предусматривает:
- игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические,
словесные; театрализованные и режиссерские игры);
- творческие задания, предполагающие организацию разных видов
художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-
исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);
- экскурсии;
- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с
предметами и материалами);
- прогулки в природу в разные сезоны (на различные сельские объекты);
- развлечения;
- проектирование решения проблемы;
- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-
иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова,
развивающих игр упражнений, заданий);
- чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной
литературы;
- трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).
Алгоритм учебного занятия
- Познавательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
Дидактические материалы
Дидактические игры, плакаты, картины, демонстрационный материал экологической направленности.
Литература для педагогов
С.Н.Николаева.Парциальная программа «Юный эколог» система работы в младшей группе детского сада
Литература для обучающихся и родителей
«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
http://biodat.ru/db/rb/index.htm
http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе на тему: «У Незнайки в огороде.» Возрастная группа- 2 -я младшая группа.
Задачи:Образовательные-продолжать учить взаимодействовать с окружающим миром и воспитывать гуманное отношение к природе;-учить видеть красоту окружающего мира;-развивать самостоятельность, активность ...
Дидактические игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста (1 младшая группа, 2 младшая группа)
Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произно...
Диагностика педагогического процесса В первой младшей группе (с 2 до 3 лет) на 2021 /22 учебный год во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) на 2022/23 учебный год в средней группе (с 4 до 5 лет) на 2023/24 (февраль) учебный год дошкольной образователь
: Оценка индивидуального развития детей для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для д...
План воспитательно - образовательной работы в младшей группе по лексической теме "Наша группа" календарно-тематическое планирование (младшая группа)
Познакомить детей с помещением групповой комнаты, ознакомление с элементарными правилами поведения в группе, туалетной комнате. ...
Комплексно- тематическое планирование для 1 младшей группы на 2021- 2022 уч.г; для 2 младшей группы на 2022- 2023 уч.г, для средней группы на 2023- 2024 уч.г
Целью комплексно-тематического планирования является разработка плана ежедневной деятельности детей в образовательном учреждении, на основании ряда темообразующих факторов и принципа со...