Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему «Русь изначальная.В путешествие по ленте времени»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гайфуллина Ирина Викторовна

Приобщать детей старшего дошкольного возраста к историческому прошлому нашего Отечества 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rus_iznachalnaya2.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение     «Центр развития ребёнка - детский сад - №40»

Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему

«Русь изначальная.                                                           В путешествие по ленте времени»

Воспитатель

высшей категории:

Гайфуллина И. В

г. Сатка

2021

Цель: приобщать детей старшего дошкольного возраста к историческому прошлому нашего Отечества, совершенствовать работу по гражданско- патриотическому воспитанию.

Задачи: 

- Познакомить детей с первыми историческими факторами зарождения Руси.

- Раскрыть в доступной форме этимологию слов "славяне", "предки".

- Познакомить с наиболее известными племенами и географическим положением места, выбранного предками для поселения.

- Формировать у детей представление о прошлом нашей Родины.

- Закреплять умение использовать элементы ТРИЗ – системный оператор.

- Воспитать интерес к истории России, чувство гордости за русский народ.

Предварительная работа:

  • посещение краеведческого музея, библиотеки,
  • рассматривание глобуса, географического атласа и карты России, заучивание названий морей, рек, озер, гор, городов;
  • чтение произведения В. Степанова «Моя Родина Россия»;
  • разучивание пословиц и поговорок о Родине, родной земле, родном доме, матери;
  • рассматривание иллюстраций, альбомов «Моя Родина - Россия», «Как жили наши предки».
  • тематические выставки к праздникам и знаменательным датам.

Материал: Географическая карта, иллюстрации славянских поселений, лента времени, листы для рисования с заготовкой, рисунки о промыслах предков, презентация

Воспитатель: (в красивой, цветной шали) обращается к детям и гостям:

Ой, вы гой-еси, славные наши гостюшки,

Разлюбезные милые детушки,

Поговорим мы с вами о святой Руси,

О далёких временах, нам неведомых.

– Ребята, вы любите путешествовать? Назовите самое необыкновенное путешествие, которое вам удалось совершить.

Ответы детей. 

Воспитатель: Замечательно, наше путешествие будет еще более необычным. Путешествовать мы будем в прошлое, в нашу историю. 

– Ребята, как вы понимаете слово «история»? (История – правдивый рассказ о прошлом).

 Может ли быть история у человека? Семьи? Города? Страны?
Ответы детей.

Воспитатель: Да, действительно, все в жизни имеет свою историю.
История – это увлекательное путешествие во времени. Сегодня с помощью «ленты времени» мы отправимся в путешествие в прошлое нашей Родины.

(Воспитатель обращает внимание детей на «ленту времени»)

Лента времени

Воспитатель: Начнём путешествие по «ленте времени» с настоящего (открывает экран «настоящее» - картинки с изображением современного города, заводов и т.д.).

Воспитатель: (обращает внимание на географическую карту - Слайд 1 карта). Посмотрите на карту и скажите, что вы видите? (Разные страны).  Страна – это что? 

Ответы детей

Слайд 2 «Лес, реки, города».

Воспитатель: Да, страна – это леса, горы, моря, реки, города, место, где родились мы и наши родные. Это наша Родина.

- Как называется страна, в которой мы живём? (Россия или Российская Федерация).

Слайд 3 (повтор слайда № 1).

- Давайте определим границы России. Посмотрите, они выделены ярко красным цветом. А это – другие страны (показ по карте). Наша страна самая большая и красивая на свете. Есть в ней вечные льды, степи и тайга; горы, реки и моря. Когда в Москве утро, на Дальнем Востоке уже вечер.

- А всегда ли она была такой, как сейчас? (Ответы детей.)

- Оказывается, ребята, очень давно наша Родина выглядела совсем по-другому. Посмотрите на эти иллюстрации. (Дети рассматривают иллюстрации – Слайд 4, 5 «Прошлое».

- Оказались мы с вами в далеком прошлом нашей Родины. Это было в самом начале «ленты времени». Отсюда мы и начнем наше путешествие в древние времена.

- Как дерево не растёт без корня, так и у всякого народа есть свои корни.

Слайд 6 «Славяне»

Воспитатель:

В старину стародавнюю

Жили-были на Руси добры молодцы,

Раскрасавицы красны девицы.

Слайд 7«Славяне»

Были у них добрые матушки,

Бородатые мудрые батюшки…

Слайд 8 «Славяне»

- Древние предания рассказывают: тысячу лет назад на прекрасной земле, где было много лесов, рек и долин, давным-давно жили славяне. Слово «славяне»  похоже по звучанию на слово «слава». А значит «славяне» – это славный, добрый, достойный, красивый и храбрый народ.

Слайд 9 «Славяне»

Славяне воспитывали детей, растили хлеб, охотились, ловили рыбу, занимались разными ремеслами, берегли свою землю. Славяне были нашими предками.

– Как вы понимаете слово «предки»? 

Ответы детей:

Воспитатель: Это люди, которые жили на той же земле, где живем сейчас мы, но только очень давно. От предков пошел русский народ и мы с вами.

- Наши предки жили совсем не так как живём мы. Ранние славяне жили разрозненно, в разных местах. Они селились  по берегам рек и озер, рядом с лесом. Выбор места для поселения был очень важен. Слайд 10 «Поселение». Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Главным в выборе места было наличие реки, богатой рыбой, щедрые леса, большие поля, чтобы сеять хлеб. Есть такая пословица: «У леса жить – голодным не быть». Почему так говорят?

Ответы детей.

Воспитатель: Значит, главным было то, чтобы человек мог добывать еду. А еще место для поселения выбирали на пригорке, ровное, чтобы в случае наводнения вола не затопила жилище.

- А сейчас мы рассмотрим славянское жилище. Слайд 11, 12, 13 «Жилище». (Рассматривание картинок жилищ, беседа).

Воспитатель: Нарисуйте славянское жилище. (Дети рисуют жилище славян на заготовленных листах бумаги, затем располагают рисунки на «ленте времени» в «прошлом»).

Слайд 14 «Жизнь племени»

Воспитатель: Славяне жили племенами. Племена – это объединение нескольких семей вместе. Так легче было вести хозяйство, защищаться от врагов. Отсюда пошли такие пословицы: «Чем больше рук – тем легче труд» и «Сообща преодолевать трудности».

- Чем же занимались славянские племена? Это можно определить по названию племен: поляне, древляне и другие племена.

Слайд 15 «Поляне»

- Поляне селились на полянах. Чем могли заниматься поляне?

Ответы детей (сеяли, пасли скот).

Слайд 16 «Древляне»

Воспитатель: Как вы думаете, почему племя называли «древляне»?

Ответы детей (жили в лесу среди деревьев).

Воспитатель: Чем могли заниматься древляне?

Ответы детей (охотились в лесах).

Слайд 17 «Городище».

Воспитатель: Каждое племя огораживало свое поселение валом, рвом. Это называлось городищем.  А как это называется сейчас? (Город.)

Слайд 18 «Враги».

У славян было много врагов. Они нападали на их земли, опустошали и разоряли городища, уводили людей в плен.

Слайд 19, 20 «Защитники земли русской».

 Богатыри русские и простой народ смело защищали свои поселения. 

Воспитатель: Чтобы давать отпор врагам, славяне решили объединиться. И так образовалось русское государство – Русь.

История Древней Руси учит нас расти смелыми, сильными, ловкими, чтобы мы могли защищать свою Родину, как это делали русские богатыри.

 

- Как изменится наша жизнь в Будущем? Как будете жить вы, когда вырастите. Может вы, уже будете летать в космос, появятся новые машины и т.д. Предлагаю вам нарисовать на «ленте времени» нашу Родину в будущем.

Дети рисуют на ленте времени будущее России.

Слайд 21 «Россия».

Родина моя – бескрайняя Россия

И Сибирь, и Волга, и Урал.

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля, -

Все напомнит нам о самом важном,

Только здесь родимая земля!

- Мы все русские люди, потомки славных предков, а значит, с   гордостью должны носить достойное имя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе № 5 «Радужные лучики» Тема: "Путешествие по островам математики" Образовательная область «Познавательное развитие» - Раздел: формирование элементарных математических п

Цель: Создание условий для формирования элементарных математических представлений, на основе познавательной активности и любознательности, закрепление и обобщение полученных знаний и умений посре...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность» с использованием ИКТ Тема: «Познавательная математика для Незнайки»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность»с использованием И...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Путешествие Незнайки в школу"

Конспект непрерыввной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Путешествие Незнайки в школу" Образовательные области: "Социально-коммуникативное развитие", ...