Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему «Русь изначальная.В путешествие по ленте времени»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Приобщать детей старшего дошкольного возраста к историческому прошлому нашего Отечества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rus_iznachalnaya2.docx | 31.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад - №40»
Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему
«Русь изначальная. В путешествие по ленте времени»
Воспитатель
высшей категории:
Гайфуллина И. В
г. Сатка
2021
Цель: приобщать детей старшего дошкольного возраста к историческому прошлому нашего Отечества, совершенствовать работу по гражданско- патриотическому воспитанию.
Задачи:
- Познакомить детей с первыми историческими факторами зарождения Руси.
- Раскрыть в доступной форме этимологию слов "славяне", "предки".
- Познакомить с наиболее известными племенами и географическим положением места, выбранного предками для поселения.
- Формировать у детей представление о прошлом нашей Родины.
- Закреплять умение использовать элементы ТРИЗ – системный оператор.
- Воспитать интерес к истории России, чувство гордости за русский народ.
Предварительная работа:
- посещение краеведческого музея, библиотеки,
- рассматривание глобуса, географического атласа и карты России, заучивание названий морей, рек, озер, гор, городов;
- чтение произведения В. Степанова «Моя Родина Россия»;
- разучивание пословиц и поговорок о Родине, родной земле, родном доме, матери;
- рассматривание иллюстраций, альбомов «Моя Родина - Россия», «Как жили наши предки».
- тематические выставки к праздникам и знаменательным датам.
Материал: Географическая карта, иллюстрации славянских поселений, лента времени, листы для рисования с заготовкой, рисунки о промыслах предков, презентация
Воспитатель: (в красивой, цветной шали) обращается к детям и гостям:
Ой, вы гой-еси, славные наши гостюшки,
Разлюбезные милые детушки,
Поговорим мы с вами о святой Руси,
О далёких временах, нам неведомых.
– Ребята, вы любите путешествовать? Назовите самое необыкновенное путешествие, которое вам удалось совершить.
Ответы детей.
Воспитатель: Замечательно, наше путешествие будет еще более необычным. Путешествовать мы будем в прошлое, в нашу историю.
– Ребята, как вы понимаете слово «история»? (История – правдивый рассказ о прошлом).
– Может ли быть история у человека? Семьи? Города? Страны?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, действительно, все в жизни имеет свою историю.
История – это увлекательное путешествие во времени. Сегодня с помощью «ленты времени» мы отправимся в путешествие в прошлое нашей Родины.
(Воспитатель обращает внимание детей на «ленту времени»)
Лента времени
Воспитатель: Начнём путешествие по «ленте времени» с настоящего (открывает экран «настоящее» - картинки с изображением современного города, заводов и т.д.).
Воспитатель: (обращает внимание на географическую карту - Слайд 1 карта). Посмотрите на карту и скажите, что вы видите? (Разные страны). Страна – это что?
Ответы детей
Слайд 2 «Лес, реки, города».
Воспитатель: Да, страна – это леса, горы, моря, реки, города, место, где родились мы и наши родные. Это наша Родина.
- Как называется страна, в которой мы живём? (Россия или Российская Федерация).
Слайд 3 (повтор слайда № 1).
- Давайте определим границы России. Посмотрите, они выделены ярко красным цветом. А это – другие страны (показ по карте). Наша страна самая большая и красивая на свете. Есть в ней вечные льды, степи и тайга; горы, реки и моря. Когда в Москве утро, на Дальнем Востоке уже вечер.
- А всегда ли она была такой, как сейчас? (Ответы детей.)
- Оказывается, ребята, очень давно наша Родина выглядела совсем по-другому. Посмотрите на эти иллюстрации. (Дети рассматривают иллюстрации – Слайд 4, 5 «Прошлое».
- Оказались мы с вами в далеком прошлом нашей Родины. Это было в самом начале «ленты времени». Отсюда мы и начнем наше путешествие в древние времена.
- Как дерево не растёт без корня, так и у всякого народа есть свои корни.
Слайд 6 «Славяне»
Воспитатель:
В старину стародавнюю
Жили-были на Руси добры молодцы,
Раскрасавицы красны девицы.
Слайд 7«Славяне»
Были у них добрые матушки,
Бородатые мудрые батюшки…
Слайд 8 «Славяне»
- Древние предания рассказывают: тысячу лет назад на прекрасной земле, где было много лесов, рек и долин, давным-давно жили славяне. Слово «славяне» похоже по звучанию на слово «слава». А значит «славяне» – это славный, добрый, достойный, красивый и храбрый народ.
Слайд 9 «Славяне»
Славяне воспитывали детей, растили хлеб, охотились, ловили рыбу, занимались разными ремеслами, берегли свою землю. Славяне были нашими предками.
– Как вы понимаете слово «предки»?
Ответы детей:
Воспитатель: Это люди, которые жили на той же земле, где живем сейчас мы, но только очень давно. От предков пошел русский народ и мы с вами.
- Наши предки жили совсем не так как живём мы. Ранние славяне жили разрозненно, в разных местах. Они селились по берегам рек и озер, рядом с лесом. Выбор места для поселения был очень важен. Слайд 10 «Поселение». Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Главным в выборе места было наличие реки, богатой рыбой, щедрые леса, большие поля, чтобы сеять хлеб. Есть такая пословица: «У леса жить – голодным не быть». Почему так говорят?
Ответы детей.
Воспитатель: Значит, главным было то, чтобы человек мог добывать еду. А еще место для поселения выбирали на пригорке, ровное, чтобы в случае наводнения вола не затопила жилище.
- А сейчас мы рассмотрим славянское жилище. Слайд 11, 12, 13 «Жилище». (Рассматривание картинок жилищ, беседа).
Воспитатель: Нарисуйте славянское жилище. (Дети рисуют жилище славян на заготовленных листах бумаги, затем располагают рисунки на «ленте времени» в «прошлом»).
Слайд 14 «Жизнь племени»
Воспитатель: Славяне жили племенами. Племена – это объединение нескольких семей вместе. Так легче было вести хозяйство, защищаться от врагов. Отсюда пошли такие пословицы: «Чем больше рук – тем легче труд» и «Сообща преодолевать трудности».
- Чем же занимались славянские племена? Это можно определить по названию племен: поляне, древляне и другие племена.
Слайд 15 «Поляне»
- Поляне селились на полянах. Чем могли заниматься поляне?
Ответы детей (сеяли, пасли скот).
Слайд 16 «Древляне»
Воспитатель: Как вы думаете, почему племя называли «древляне»?
Ответы детей (жили в лесу среди деревьев).
Воспитатель: Чем могли заниматься древляне?
Ответы детей (охотились в лесах).
Слайд 17 «Городище».
Воспитатель: Каждое племя огораживало свое поселение валом, рвом. Это называлось городищем. А как это называется сейчас? (Город.)
Слайд 18 «Враги».
У славян было много врагов. Они нападали на их земли, опустошали и разоряли городища, уводили людей в плен.
Слайд 19, 20 «Защитники земли русской».
Богатыри русские и простой народ смело защищали свои поселения.
Воспитатель: Чтобы давать отпор врагам, славяне решили объединиться. И так образовалось русское государство – Русь.
История Древней Руси учит нас расти смелыми, сильными, ловкими, чтобы мы могли защищать свою Родину, как это делали русские богатыри.
- Как изменится наша жизнь в Будущем? Как будете жить вы, когда вырастите. Может вы, уже будете летать в космос, появятся новые машины и т.д. Предлагаю вам нарисовать на «ленте времени» нашу Родину в будущем.
Дети рисуют на ленте времени будущее России.
Слайд 21 «Россия».
Родина моя – бескрайняя Россия
И Сибирь, и Волга, и Урал.
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля, -
Все напомнит нам о самом важном,
Только здесь родимая земля!
- Мы все русские люди, потомки славных предков, а значит, с гордостью должны носить достойное имя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность. Тема: «Кора дерева»
Данная НОД направлена на уточнение, расширение и обогащение представления детей о мире растений, о деревьях....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе № 5 «Радужные лучики» Тема: "Путешествие по островам математики" Образовательная область «Познавательное развитие» - Раздел: формирование элементарных математических п
Цель: Создание условий для формирования элементарных математических представлений, на основе познавательной активности и любознательности, закрепление и обобщение полученных знаний и умений посре...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Образовательная область – художественно-эстетическое развитие.
Аппликация с элементами рисования.«Грифоны - сказочные животные Санкт-Петербурга»....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Познавательно – исследовательская деятельность в процессе математической деятельности»
НОД по ФЭМП для подготовительной группы...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Изобразительная деятельность» с использованием ИКТ Тема: «Путешествие по весенним дорожкам
уточнить представления детей о характерных признаках весны...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность» с использованием ИКТ Тема: «Познавательная математика для Незнайки»
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность»с использованием И...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Путешествие Незнайки в школу"
Конспект непрерыввной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Путешествие Незнайки в школу" Образовательные области: "Социально-коммуникативное развитие", ...