Конспект по познавательному развитию "Путешествие в мир домашних животных"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кочеткова Наталья Николаевна

Цель: Познакомить с предками домашних животных. Расширять и углублять знания о домашних животных: их внешнем виде, образе жизни, повадках. Закреплять представления о значении домашних животных для человека.  

Развивать познавательную активность. Совершенствовать мыслительные процессы: способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Развивать наблюдательность, внимание, творческое воображение при имитации повадок животного. Развивать связную речь. Упражнять в ответах на вопросы.

Воспитывать любовь к домашним животным, доброе и чуткое отношение к ним. Формировать правила поведения в окружающем мире при общении с домашними животными. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Путешествие в мир домашних животных»

Цель: Познакомить с предками домашних животных. Расширять и углублять знания о домашних животных: их внешнем виде, образе жизни, повадках. Закреплять представления о значении домашних животных для человека.  

Развивать познавательную активность. Совершенствовать мыслительные процессы: способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Развивать наблюдательность, внимание, творческое воображение при имитации повадок животного. Развивать связную речь. Упражнять в ответах на вопросы.

Воспитывать любовь к домашним животным, доброе и чуткое отношение к ним. Формировать правила поведения в окружающем мире при общении с домашними животными. 

Оборудование: презентация «В мире домашних животных». Аудиозапись музыки «В мире животных». Платок хозяйки, картинки «Домашние животные».

Ход занятия:

- Дети, вы любите путешествовать? Предлагаю отправиться нам сейчас в увлекательное и познавательное путешествие – в мир домашних животных. (Звучит музыка «В мире животных»).

Задание 1. «Предки домашних животных»

- Знаете ли вы, как появились домашние животные?

Картинка 1. Давным-давно, когда еще не было городов, люди жили в пещерах.

- Где древние люди брали себе пищу? (Они охотились).

Однажды, человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они уже были не дикими, а домашними. Так появились собаки.

- Как собаки помогали человеку? (сторожили пещеры первобытных людей, предупреждали об опасности, помогали охотиться).

Картинка 2. Когда первобытные люди охотились на диких животных: коров, овец, коз, свиней и лошадей, они приносили их детенышей в свои поселения.

- Как называют детенышей этих животных? (телята, ягнята, козлята, жеребята, поросята).

Дети играли с ними, животные привыкали к людям и на волю их уже не отпускали.

- Как люди ухаживали за животными? (кормили, поили, строили загоны, защищали от других животным).

Со временем животные стали домашними. Они растеряли качества, необходимые для выживания в дикой природе. Зато у них выработались свойства, полезные для человека – они стали давать больше молока, шерсти, мяса.

Задание 2. Сочинение сказки «Спор домашних животных»

Воспитатель надевает платок на плечи, превращается в хозяйку. 

- Дети, давайте сочиним сказку о том, какую пользу приносит каждое животное человеку.

Ребенок со стола берет карточку-картинку домашнего животного. И от его лица ведет диалог.

- Жили-были у одной хозяйки домашние животные. Однажды собрались они все вместе и затеяли спор, кто из них самый нужный для человека.

Собака залаяла и сказала: «Я самая нужная, потому что… охраняю дом, спасаю людей, пасу скот». 

Кошка замяукала и сказала: «Я самая нужная, потому что… ловлю мышей, мурлычу, лечу людей». 

Корова промычала и сказала: «Я самая нужная, потому что… даю человеку мясо и молоко. Из молока делают творог, масло, кефир». 

Овца заблеяла и сказала: «Я самая нужная, потому что… даю человеку мясо и шерсть. Из моей шерсти прядут пряжу и вяжут теплые носки и рукавицы». 

Лошадь заржала и сказала: «Я самая нужная, потому что… помогаю человеку перевозить груз, катаю его».

Коза заблеяла и сказала: «Я самая нужная, потому что… даю человеку мясо, молоко и пух».

Свинья захрюкала и сказала: «Я самая нужная, потому что… даю человеку мясо и щетину. Из щетины делают щетки и кисточки». 

А хозяйка обняла своих животных и сказала: «Вы мне все нужны, все приносите пользу». С тех пор животные живут дружно.

Динамическая пауза «Хозяюшка»

Наша-то хозяюшка умненькой была –

Всем в избе работу к празднику дала:                    

                                                    (идут по кругу, взявшись за руки)

Чашечку собачка моет языком.

                                                    (сложить ладони чашечкой, «облизывать» её)

Хрюшка собирает крошки под столом.   

                                                    (присесть, наклонять ритмично голову)

По столу котище лапою скребет.      

                                                    (встать, правой рукой делать движения к себе)

Половичку козочка веничком метет.      

                                                    («мести» пол)

Задание 3. Рассказ воспитателя «Собаки – друзья и помощники человека»

- Какие из домашних животных могут жить вместе с человеком в городской квартире?

Отгадайте загадку:

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи! 

- Верно! Это собака. Я хочу рассказать вам о собаках – наших друзьях и помощниках.

Слайд 1. Это охотничьи собаки (породы: борзые, лайки, таксы, спаниели, гончие). Как вы думаете, где она помогает человеку? (на охоте специально обученная собака помогает человеку находить птицу, загонять зверя).

Слайд 2. Это пастушьи собаки (породы: шотландская, немецкая, кавказская овчарки). Кому они помогают? (помогают пастухам пасти отары овец и стада коз). Они зорко следят, чтобы волк не подкрался к стаду. Пастушья собака всегда начеку, всегда в движении, всегда готова к схватке с волком.

Слайд 3. Есть собаки, которых называют четвероногими спасателями. Собака породы сенбернар выручает альпинистов в горах. Альпинист – спортсмен, который занимается восхождением в горы.

Собака породы ньюфаундленд спасает людей на воде.

Есть собаки, которые спасают людей во время пожара, находят людей под обломками зданий во время землетрясений.

Слайд 4. Многие породы собак (овчарки, колли, эрдельтерьеры) помогают слепым людям. Это собаки-поводыри. Кому они помогают? Незрячий человек, держась за поводок собаки, может идти по определенному маршруту, например, от дома до остановки или до аптеки, магазина, поликлиники. Собака уверенно вводит хозяина в транспорт, помогает аккуратно обойти препятствие. Для такой работы подходят добрые, уравновешенные и внимательные собаки. Собаки помнят много разных маршрутов и безошибочно указывают слепому человеку путь.

Слайд 5. На Крайнем Севере живут ездовые собаки (порода: северная лайка). Что они перевозят? (перевозят по снежным просторам людей, грузы и почту). Это сильные и выносливые собаки. В собачьей упряжке есть вожак, он задает ритм бегу, ему подчиняются остальные собаки. Собаки неприхотливы, они спят прямо на снегу, сбившись в стаю, питаются мороженой рыбой. Человек, который погоняет собаками, шьет им специальные кожаные чулки, чтобы твердая ледяная корка не ранила собакам лапы.

Слайд 6. Специально дрессированные собаки несут службу на границе. Это пограничные собаки. Как они помогают пограничникам? (находят нарушителей, преследуют их, ищут оружие, боеприпасы, наркотики).

Собаки помогают и в работе милиционерам, и в службе солдат.

Слайд 7. Во время Великой Отечественной войны умные собаки спасли немало человеческих жизней. Собаки-санитары приносили раненым сумки с лекарствами и бинтами. На собачьих упряжках и санях с полей боев вывозили раненых солдат. В годы войны собаки доставляли бойцам медикаменты и боеприпасы, они тянули линии связи, искали мины, подрывали вражеские танки.

Слайд 8. А еще собаки – отважные космические путешественники. Как звали собак, которые раньше человека побывали в космосе? (Белка и Стрелка).

- Вот сколько интересного и нового мы узнали о собаках.

- Какая собака? (умная, внимательная, смелая, дрессированная, обученная, охотничья, сильная, выносливая, неприхотливая, пограничная …).

Собака обладает великолепной памятью, тонким чутьем, острым слухом. Собака – это преданный друг человека. Она никогда не бросит в беде своего хозяина, никогда не предаст его! Собака знает, кто ее любит, а кто – нет.

Задание 4. «Собаки и кошки – наши соседи»

- Иногда мы можем на улице встретить бездомных собак и кошек. Почему их так называют? (Ответы детей).

- Можно ли трогать, брать на руки чужих или бездомных собак и кошек? Почему? (Нельзя! Они могут оказаться агрессивными, бешенными, заразными).

- Можно и нужно кормить бездомных животных, но гладить и играть с ними опасно. Они могут чего-то испугаться и в целях самозащиты оцарапать или укусить.

- Нельзя дразнить и мучить животных.

- Важно помнить, что животные наиболее агрессивны во время еды и когда около них находятся их маленькие детеныши.

- Не убегайте от собаки на улице. Собаки преследуют убегающих.

- Не смотрите пристально собаке в глаза, она может принять этот взгляд за вызов.

- Если встретитесь с собакой в узком проулке, уступите ей место, встаньте боком к собаке.

- Кто из вас мечтает о щенке? (Ответы детей). Если вы хотите завести щенка, будьте готовы взять на себя большую ответственность. Какую? (Ответы детей).

- Правильно! Щенка нужно кормить по часам, ходить с ним гулять, учить, воспитывать и лечить, а главное – его нужно любить!

- На память хочу подарить каждому из вас картинку щенка. И если когда-нибудь у вас в доме появится щенок, то пусть он станет вашим четвероногим другом!

Итог.

- Наше путешествие подошло к концу. Что нового и интересного вы узнали?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Конспект в первой младшей группе по познанию...

Конспект познавательного занятия: "Кто такие домашние животные"

Цель: Обогащать представление детей о домашних животных, об уходе за ними. Учить узнавать животных на картинке и среди игрушек, различать звуки, которые они издают. Активизировать словарь (домашние жи...

Конспект итогового занятия по развитию речи и познавательному развитию "Дикие и Домашние животные"

Конспект итогового занятия по развитию речи и познавательному развитию во 2 младшей группе «Дикие и домашние животные»Тема: «Дикие и домашние животные»Программное содержан...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Домашние животные» для детей младшего дошкольного возраста.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Домашние животные» для детей младшего дошкольного возраста...

КОНСПЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (Старшая группа): «Домашние животные города. Кто с нами живет» (открытое занятие для студентов педагогического колледжа г. Улан-Удэ)

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе расширения представления о домашних животных.Задачи:Формировать умение выделять основные признаки домашних животных и выражать их в ре...

Конспект по познавательному развитию на тему "Домашние животные"

Конспект по познавательному развитию на тему "Домашние животные"...