Проект "Птицы родного края"
проект по окружающему миру (старшая группа)

коновалова наталья викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 1 «Тополек» второй категории общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей

 

 

 

 

 

Номинация:

«Наш дом - природа»

 

Проект «Птицы родного края»

старшая группа

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели:

Коновалова Н.В.

Иващенко Ю.В.

Марганова М. Н.

 

 

 

с. Самарское

Азовский район

Ростовская область

2022 г.

 

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….3

Актуальность ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………….3

Проблема, цель проекта…………………………………………………………………………………………………………………………………………….3

Задачи………………..………........................................................................................................................................................................................................3-4

Новизна, участники, интеграция, реализация, интеграция образовательных областей ……………………………………………........................................4

Инновационные технологии, методические приёмы, ожидаемые результаты проекта 5

Этапы проекта 5-6

Реализация проекта 6-7

Выводы и практическая значимость проекта…………………………………………………………………………………………………………………..7-8

Приложение 1………………………………………………………………………………………………………………………………………………………9

Приложение 2……………………………………………………………………………………………………………………….…………………………10-11

Приложение 3………………………………………………………………………………………………………………………………………………….12-14

Приложение 4……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

Введение. В современном обществе вопросы экологии являются очень значимыми. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения актуальна и необходима. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры, поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Актуальность. Обоснованием необходимости данной работы стало экологическое образование детей дошкольного возраста. Для успешного взаимодействия детей с миром природы важно формировать у них доброжелательное отношение ко всему живому, учить любить, ценить и беречь окружающий мир. Человек наслаждается красотой и пением птиц, воспитывая свои эстетические чувства. Птицы нас окружают круглый год, принося радость и пользу, регулируют численность насекомых, распространяют семена растений, опыляют некоторые их виды, выступают санитарами леса.

Проблема. В ходе проведения образовательной деятельности по экологии выявилось, что у детей старшего возраста недостаточно развиты знания о птицах родного края. Они зачастую путают зимующих и перелётных птиц, у них слабо развито чувство заботы о птицах, а опрос родителей в виде анкетирования(Приложение 1) показал, что в их семьях редко уделяется внимание проблемам пернатых друзей, поэтому нами был реализован проект «Птицы родного края». Данный проект позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года.

Чтобы привить детям любовь к природе, нужно приобщить их к экологическому миру, научить взаимодействовать с ним. Проектная деятельность позволяет организовать работу с детьми в течение длительного времени, в доступных дошкольному возрасту формах работы. Проект «Птицы родного края» предполагает, что дети будут помогать птицам, ухаживать за пернатыми, бережно относиться к ним.

Цель проекта: развитие познавательного интереса к родному краю, расширение знаний детей о птицах родного края, их образе жизни.

Задачи проекта:

Образовательные:

- формировать у детей элементарные представления о птицах (характеристика, внешние признаки птиц  способы передвижения,  особенности внешнего строения, позволяющие летать);

-формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия;

- уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц;

- учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их;

- учить проявлять чуткое и заботливое отношение к пернатым;

- учить детей   оценивать свои собственные поступки и поступки товарищей.

Развивающие: 

- развивать   наблюдательность, познавательную активность детей;

- развивать сочувствие, сопереживание, доброжелательное отношение к птицам;

- развивать мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;

- развивать творческие способности у воспитанников, наблюдательность.

Воспитательные:

- воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения;

- воспитывать интерес к природе;

- прививать желание оказывать помощь птицам.

Новизна проекта «Птицы родного края» заключается в том, что проектная деятельность охватывает разные аспекты экологического воспитания дошкольников и развивает умения детей оказывать посильную помощь нашим пернатым друзьям.

Участники проекта: дети старшего возраста, воспитатели, родители воспитанников, сотрудник библиотеки Самарского детского отдела МБУК МЦБ Новак И. П.

Реализация проекта: в течение пяти месяцев с 01.11.2021г по 30.03.2022г.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

В процессе реализации проекта использовались формы и методы экологического воспитания: беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание, непосредственно образовательная деятельность, практическая деятельность.

Инновационные технологии: личностно – ориентированные, ИКТ, практико – ориентированная проектная деятельность.

Методические приёмы: словесные, наглядные, практические.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- создана выставка разнообразных кормушек;

-подготовлен дидактический и теоретический материалы для индивидуальных и групповых занятий с детьми;

- овладение детьми способами рисования, аппликации, лепки, технике оригами;

- развитие у детей познавательной активности, творческого самовыражения, коммуникативных навыков;

- активное участие родителей в реализации проекта;

- повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей.

Этапы проведения проекта:

I. Подготовительный этап:

- постановка целей и задач, определение актуальности проекта;

­­- разработка методов и приемов работы;

-подбор методической литературы для реализации проекта;

- подбор наглядно-дидактического материала: плакат «Зимующие птицы», плакат «Перелётные птицы», фотографии птиц нашего края;

- подбор художественной литературы: чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ласточка», чтение сказки В. Даля «Ворона», стихи: Александрова А. «Скворцы», А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Берестов «Птицы»,разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки»;

- выставка «Зимующие птицы нашего края», «Перелётные птицы нашего края»

- составление рекомендаций для родителей по участию в проекте «Птицы родного края».

- составление консультации для родителей «Птицы наши друзья», «Такие разные птицы» и буклета «Как вместе с детьми помочь птицам зимой»;

- Дистанционная трансляция с МБУК МЦБ Самарский детский отдел на тему «Домовый воробей», «По страницам Красной книги Ростовской области. Птицы».

II. Основной этап:

- беседы: зимующие птицы; перелетные птицы; весенние заботы птиц;

- организация образовательной деятельности детей: оригами «Птица»; пластилинография «Весёлый воробей»; аппликация «Домик для птиц»;

- музыкальная деятельность: прослушивание звуков природы;

- творческая деятельность: показ экологической сказки «Путешествие воробья;

- конкурс «Изготовление кормушек для птиц»;

- игровая деятельность: подвижные игры «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Аист»;дидактические игры«Что за птица?», «Лишняя картинка», «Угадай по описанию», «Составь картинку из частей».

III. Заключительный этап.

-презентация проекта «Птицы родного края»

- выставка детских работ

- развлечение «Птицы прилетели»

- изготовление скворечников.

 

Реализация проекта «Птицы родного края».

На подготовительном этапе была сформирована творческая группа из педагогов старшей группы, составлен план-график работы проекта «Птицы родного края» (Приложение №2). Прежде чем приступить к разработке проекта, творческой группой были определены основные цели и задачи, которые будут реализовываться в течение всего проекта, сделана подборка игр для детей старшего дошкольного возраста, опорные карточки с изображением птиц, разработан цикл наблюдений за птицами нашего края. Участниками проекта собраны фото и видео материалы, художественная литература о птицах нашего края. В совместной деятельности с детьми проведены беседы о птицах  и рассмотрены иллюстрации, фотографии. Для родителей были составлены рекомендации по участию в проекте  «Птицы родного края».

В период пандемии наш МБДОУ продолжает сотрудничать с нашими социальными партнерами МБУК МЦБ Самарским детским отделом. Сотрудником библиотеки Самарского детского отдела МБУК МЦБ Новак И. П. были созданы видеоролик дистанционного общения с детьми: онлайн беседа на тему «Дворовый воробей» (Приложение № 5) и онлайн презентация «По страницам Красной книги Ростовской области. Птицы» (Приложение№6).

На основном этапе с детьми рассматривали иллюстрации с изображением птиц нашего края, читали художественную литературу, отгадывали загадки, учили поговорки, скороговорки, слушали аудиозаписи «Звуки природы». Дети посмотрели презентацию «Птичья столовая» (Приложение №7).После просмотра презентации, мы решили, что птицам нужна помощь и воспитанниками старшей группы были сделаны эко-кормушки.

С детьми проводилась непосредственно - образовательная деятельность: пластилинография «Воробей», оригами «Птица», аппликация «Домик для птиц» и театрализованная деятельность: воспитанники приняли участие в экологической сказке «Путешествие воробья».

Дети приняли участие в онлайн беседе на тему «Дворовый воробей» (Приложение № 5)  и онлайн презентации «По страницам Красной книги Ростовской области. Птицы» (Приложение № 6) с библиотекарем МБУК МЦБ Самарского детского отдела.

Чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус, создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания о птицах, проводились дидактические, подвижные, пальчиковые игры: «Раздели птиц на перелетных и зимующих», «Лишняя картинка», «Угадай по описанию», «Воробышки и автомобиль»,  «Лиса и куры»,  «Любопытная Ворона», «Зимующие или перелётные».

Проектно-исследовательская деятельность нашла отклик у детей и родителей. Семьи воспитанников активно приняли участие в проекте «Птицы родного края». Дети вместе с родителями участвовали в дистанционном конкурсе «Синичкин день» на лучшую кормушку для птиц на территории детского сада. После чего кормушки были размещены на участке детского сада.

На заключительном  этапе  прошла выставка детских работ «Птицы нашего края». Для детей старшего возраста было организовано развлечение «Птицы прилетели», после которого на территории детского сада были развешены скворечники. В реализации проектной деятельности повысился познавательный интерес у детей, знания детей о птицах расширились, дети научились отличать перелётных птиц от зимующих. На протяжении реализации проекта «Птицы родного края» у детей развивалась связная речь, они научились правильно подкармливать птиц. У многих воспитанников появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).

Выводы и практическая значимость проекта: Совместно с Самарским детским отделом МБУК МЦБ родители приняли участие в конкурсе «Домовый воробей-птица 2022 года», они читали художественную литературу, рисовали вместе с детьми, рассматривали иллюстрации и мультфильмы, делали эко-кормушки, кормушки и скворечники для  птиц. У дошкольников после реализации проекта возросла потребность быть социально полезными и значимыми членами общества. Данный проект был нацелен на ведение пропаганды по формированию экологической культуры и грамотности среди дошкольников, и эта цель была достигнута. Участники проекта получили знания, умения и навыки в области экологической и трудовой деятельности, в области конструктивного общения, партнерских взаимоотношений.

Родители и педагоги, объединив усилия, создали для детей интересную экологическую среду, позволяющую играть, отдыхать, заниматься познавательной деятельностью:

-  преобразована предметно — игровая среда;

- укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом;

- дети проявляют творческую активность в познании окружающего мира, изобразительной и трудовой деятельности.

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:

 - наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;

 - получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;

 - смогли реализовать свои творческие способности.

Таким образом, проект «Птицы родного края» помог решить задачи экологического, нравственного, эстетического, и трудового воспитания детей через знакомство с окружающим миром природы.  А также позволил осуществить активизацию творческого потенциала педагогического и родительского коллектива по созданию благоприятных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Анкета для родителей

Экологическое  воспитание детей – «Птицы родного края »

ФИО___________________________________________________________________________________________________________________________

Возрастная группа________________________________________________________________________________________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?____________________________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что ДОУ занимается вопросами экологического воспитания детей в отношении жизни птиц нашего края?_______________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________________________________________________________________________

4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию?___________________________________________

В чем это проявляется? Ребенок много рассказывает о птицах, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о птицах (нужное подчеркнуть).

5.Как Вы сами относитесь к природе, любите ли птиц?_________________________________________________________________________________

6. Чем можете оказать помощь ДОУ по заботе о птицах родного края?____________________________________________________________________

7. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников в отношении птиц?_________________________

В чем это проявляется? Беседовали с ребенком о природе, о птицах, подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу, проводите наблюдения с детьми за птицами, сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения по отношению к птицам?__________________________________________________________________

8. Нужно ли это делать?___________________________________________________________________________________________________________

9. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за птицами, заботиться о птицах, как наблюдать за их кормлением, как знакомить с правилами поведения в природе, какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми…)_______________________________________________________________________________________________________________________

10.Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу?__________________________________________________________________________________

11. Ваши предложения и пожелания_________________________________________________________________________________________________

 

 

Приложение 2

План проекта «Птицы родного края»

Раздел программы

Содержание деятельности.

Сроки

Беседы с детьми:

- «Птицы, какие они?

- «Зимующие и перелетные птицы»

- «Учитесь жалеть и беречь».

-  «Чем богат наш край Донской?»; 

- «Весенние заботы птиц»;

 Ноябрь - декабрь

 

 

Творческая деятельность

- аппликация «Домик для птиц»;

- оригами «Птица»;

- пластилинография

 «Весёлый воробей»;

- рисование «Сорока»;

- показ экологической сказки «Путешествие воробья».

- конкурс «Изготовление кормушек для птиц»

- развлечение «Птицы прилетели»

- изготовление скворечников для птиц

- участие в конкурсе «Домовой воробей – птица 2022 года»

В течение  всего времени

Игровая деятельность

Дидактические игры:«Что за птица?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих», «Лишняя картинка», «Угадай по описанию», «Составь картинку из частей».

Пальчиковые игры: «Воробьи», «Птички», «Веселое путешествие», «Птенчики в гнезде», «Любопытная Ворона».

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Лиса и куры», «Не боимся мы кота».

В течение  всего времени

 

Работа с художественной литературой

Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка», В. Даля «Ворона»; Стихи: Александрова А. «Скворцы»;  А. Яшин «Покормите птиц зимой»,В. Берестов «Птицы»; Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки».

В течение  всего времени

 

Работа с родителями

- анкетирование

- подборка книг, журналов о птицах;

- консультации «Перелетные птицы», «Птицы наши друзья», «Такие разные птицы»

- составление буклета «Как вместе с детьми помочь птицам зимой»; помощь в изготовлении скворечников и кормушек,

Ноябрь, декабрь, март.

Работа с социумом

Дистанционная трансляция с МБУК МЦБ Самарский детский отдел на тему «Дворовый воробей», «По страницам Красной книги Ростовской области. Птицы»

Декабрь, февраль

Совместный труд воспитателя с детьми

Наблюдение за птицами, подкормка зимующих птиц.

В течение  всего времени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Конспект НОД

Тема: Аппликация «Домик для птиц»

Образовательные задачи: Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей; определять форму частей (прямоугольная, круглая, треугольная). Учить наклеивать части скворечника в определенной последовательности.

Развивающие задачи: Развивать мелкую моторику, воображение. Развивать цветовое восприятие. Продолжать знакомить детей с перелетными птицами, называть знакомых птиц.

Воспитательные задачи: Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Программное содержание: учить составлять предмет из нескольких частей, соблюдая определённую последовательность, развивать внимание, мелкую моторику, закреплять знание геометрических фигур.

Материалы: листы бумаги на каждого ребёнка, геометрические фигуры для составления домика, клей, кисточки, клеёнка, тряпочки.

Ход занятия:

Воспитатель  (загадки)

1. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика (синичка)

 

2. Чернокрылый, красногрудый и  зимой найдет приют:

Не боится он простуды с первым снегом, тут как тут!      (снегирь)

 

3. Птичка – невеличка

Ножки имеет, а ходить не умеет.

Хочет сделать шажок, получается прыжок (воробей)

Воспитатель. Ребята, помните, во время прогулки мы наблюдали за  птицами, которые сидели в кормушке и клевали корм? Мы с вами подкармливали их семечками, крупой, хлебными крошками. Вспомните, пожалуйста, каких птиц мы видели на участке? Что вам больше всего запомнилось? 

Ответы детей. Воробьи, синички. Они очень красивые и маленькие. 

Птицы очень аккуратно клюют корм. 

Воспитатель. Молодцы. 

Воспитатель. Ребята, давайте послушаем пение птиц. 

Дети слушают аудио запись пения птиц. 

Воспитатель. Птицы – наши друзья, помощники. Они приносят большую пользу лесу, лечат деревья от вредителей. Также некоторые птицы красиво поют. Поэтому нам нужно заботиться о них, подкармливать зимой, чтобы они не погибли, ведь зимой им очень трудно добывать карм. Для этого люди делают кормушки, скворечники. 

Воспитатель.  Показ картинок с изображением кормушек и скворечников.

Воспитатель.  Ребята, когда закончится зима, наступит время года весна, а весной каждая птичка старается сделать или найти для себя домик где появятся у неё маленькие птенчики.

Физкультминутка «Птичка»

Птички прыгают, летают,             Дети машут руками и подпрыгивают

Птички весело поют,

Птички крошки собирают,       Имитируют собирание

Птички зернышки клюют.       «Клюют»

Перышки почистили,                    Гладят руки

Клювики почистили.                     Гладят носики

Дальше полетели                        Машут «крыльями»

И на место сели.                            Садятся на место.

Воспитатель.  Воспитателем заранее раздается каждому ребенку в тарелке для аппликации: заготовки для скворечника из геометрических фигур (прямоугольник, треугольник, круг, и узенький прямоугольник), синичка,  клей, салфетка. 

Воспитатель.   Ребята, а давайте, мы сейчас с вами вместе  сделает для синичек скворечники, из подготовленных заготовок которые лежат перед вами в тарелочке.  

ВоспитательРебята, посмотрите и скажите, из каких частей состоит скворечник, какой формы каждая часть? 

Ответы детей.

– стенка скворечника какой формы? – прямоугольной;

– крыша какой формы?– треугольной;

– окошко какой формы? – круглой.

-жердочка какой формы?- узкой прямоугольной формы.

Воспитатель.   Ребята, давайте мы  попробуем собрать наш скворечник.   

Дети собирают на столе с геометрических фигур скворечники. 

Воспитатель.   Молодцы, а теперь мы все вместе будем приклеивать каждую деталь скворечника с помощью клея. 

Дети выполняют задание. 

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у вас у каждого в тарелочке есть синичка,  я думаю, что ей очень понравился скворечник, и она с удовольствием поселится в нем. Давайте мы приклеим синичку на жердочку. 

Дети выполняют задание. 

Воспитатель. Синичка очень довольна и говорит вам всем спасибо.

  Пальчиковая гимнастика «Скворечники»

Готовы скворечники,       Встают, стучат кулачком по кулачку.

Можно селиться,             Руки в стороны, к себе – «приглашение».

Готовы дома-терема,       Поднимают руки вверх «домиком».

Летите, летите веселые птицы,       Делают «птичку»: скрещивают руки ладонями к себе, соединяют большие пальцы – это голова птички, остальные пальцы каждой руки сомкнуты вместе – это крылья, дети шевелят ладонями, изображая полет птицы.

Скорей занимайте дома.

Воспитатель. Смогли мы помочь синичкам? 

Воспитатель. А как мы это сделали? 

Дети. (Смастерили скворечники)

Рефлексия:

Воспитатель. Чем мы сегодня занимались?   (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно, мы для синичек смастерили скворечники! Посмотрите, какие они получились красивые, аккуратные, синичкам будет приятно жить в нем. Они нам будут благодарны, будут радовать нас своим пением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Дидактическая игра: «Перелетные или  зимующие  птицы»

Цель: совершенствовать и обобщать у детей старшей группы представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.

Задачи:закрепить умение детей различать птиц по существенному признаку; развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы; воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них.

Игровая задача:

Расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

Игровые действия:

Дети берут картинки с изображением птиц, называют их и определяют перелетные или зимующие они.

Правила игры:

Необходимо правильно разложить картинки птиц на перелетных и зимующих,  не допуская ошибки.

Пальчиковая игра «Любопытная ворона»

Любопытная ворона

Рука стоит на столе, опираясь на локоть. Большой, указательный и средний пальцы сложить в щепотку и качать вверх – вниз, изображая клюв вороны; остальные пальцы прижаты к ладони.

Гордо ходит вдоль забора

Указательный и средний пальцы ходят по столу, показывая, как идёт ворона, остальные пальцы прижаты к ладони.

Видит банку у куста,

Пальцы другой руки собираются в кольцо, изображая пустую консервную банку.

Клюв свой сунула туда.

Ворона засовывает свой клюв в баночку.

Ей не видно ничего,

Там, на дне, темным – темно.

Глубже сунулась тогда –

Может в банке есть вода?

«Клюв» глубже уходит в «баночку».

Что случилось? Ой – ой- ой!

Крутит птица головой.

Ни туда и ни сюда –

Приключилась с ней беда.

Ворона пытается вытянуть клюв из баночки.

Вместе с банкою пустой

Унеслась она домой.

Сцепленные руки поднять вверх, изображая, как ворона улетает с пустой банкой, надетой на клюв

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 1 «Тополек» второй категории общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей

Номинация:

«Наш дом - природа»

Проект «Птицы родного края»

старшая группа

Воспитатели:

Коновалова Н.В.

Иващенко Ю.В.

Марганова М. Н.

с. Самарское

Азовский район

Ростовская область

2022 г.

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….3

Актуальность ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………….3

Проблема, цель проекта…………………………………………………………………………………………………………………………………………….3

Задачи………………..………........................................................................................................................................................................................................3-4

Новизна, участники, интеграция, реализация, интеграция образовательных областей ……………………………………………........................................4

Инновационные технологии, методические приёмы, ожидаемые результаты проекта 5

Этапы проекта5-6

Реализация проекта6-7

Выводы и практическая значимость проекта…………………………………………………………………………………………………………………..7-8

Приложение 1………………………………………………………………………………………………………………………………………………………9

Приложение 2……………………………………………………………………………………………………………………….…………………………10-11

Приложение 3………………………………………………………………………………………………………………………………………………….12-14

Приложение 4……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..15

Введение. В современном обществе вопросы экологии являются очень значимыми. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения актуальна и необходима. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры, поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Актуальность. Обоснованием необходимости данной работы стало экологическое образование детей дошкольного возраста. Для успешного взаимодействия детей с миром природы важно формировать у них доброжелательное отношение ко всему живому, учить любить, ценить и беречь окружающий мир. Человек наслаждается красотой и пением птиц, воспитывая свои эстетические чувства. Птицы нас окружают круглый год, принося радость и пользу, регулируют численность насекомых, распространяют семена растений, опыляют некоторые их виды, выступают санитарами леса.

Проблема. В ходе проведения образовательной деятельности по экологии выявилось, что у детей старшего возраста недостаточно развиты знания о птицах родного края. Они зачастую путают зимующих и перелётных птиц, у них слабо развито чувство заботы о птицах, а опрос родителей в виде анкетирования(Приложение 1) показал, что в их семьях редко уделяется внимание проблемам пернатых друзей, поэтому нами был реализован проект «Птицы родного края». Данный проект позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года.

Чтобы привить детям любовь к природе, нужно приобщить их к экологическому миру, научить взаимодействовать с ним. Проектная деятельность позволяет организовать работу с детьми в течение длительного времени, в доступных дошкольному возрасту формах работы. Проект «Птицы родного края» предполагает, что дети будут помогать птицам, ухаживать за пернатыми, бережно относиться к ним.

Цель проекта: развитие познавательного интереса к родному краю, расширение знаний детей о птицах родного края, их образе жизни.

Задачи проекта:

Образовательные:

- формировать у детей элементарные представления о птицах (характеристика, внешние признаки птиц  способы передвижения,  особенности внешнего строения, позволяющие летать);

-формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия;

- уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц;

- учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их;

- учить проявлять чуткое и заботливое отношение к пернатым;

- учить детей   оценивать свои собственные поступки и поступки товарищей.

Развивающие: 

- развивать   наблюдательность, познавательную активность детей;

- развивать сочувствие, сопереживание, доброжелательное отношение к птицам;

- развивать мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;

- развивать творческие способности у воспитанников, наблюдательность.

Воспитательные:

- воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения;

- воспитывать интерес к природе;

- прививать желание оказывать помощь птицам.

Новизна проекта «Птицы родного края» заключается в том, что проектная деятельность охватывает разные аспекты экологического воспитания дошкольников и развивает умения детей оказывать посильную помощь нашим пернатым друзьям.

Участники проекта: дети старшего возраста, воспитатели, родители воспитанников, сотрудник библиотеки Самарского детского отдела МБУК МЦБ Новак И. П.

Реализация проекта: в течение пяти месяцев с 01.11.2021г по 30.03.2022г.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

В процессе реализации проекта использовались формы и методы экологического воспитания: беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание, непосредственно образовательная деятельность, практическая деятельность.

Инновационные технологии: личностно – ориентированные, ИКТ, практико – ориентированная проектная деятельность.

Методические приёмы: словесные, наглядные, практические.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- создана выставка разнообразных кормушек;

-подготовлен дидактический и теоретический материалы для индивидуальных и групповых занятий с детьми;

- овладение детьми способами рисования, аппликации, лепки, технике оригами;

- развитие у детей познавательной активности, творческого самовыражения, коммуникативных навыков;

- активное участие родителей в реализации проекта;

- повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей.

Этапы проведения проекта:

I. Подготовительный этап:

- постановка целей и задач, определение актуальности проекта;

- разработка методов и приемов работы;

-подбор методической литературы для реализации проекта;

- подбор наглядно-дидактического материала: плакат «Зимующие птицы», плакат «Перелётные птицы», фотографии птиц нашего края;

- подбор художественной литературы: чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ласточка», чтение сказки В. Даля «Ворона», стихи: Александрова А. «Скворцы», А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Берестов «Птицы»,разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки»;

- выставка «Зимующие птицы нашего края», «Перелётные птицы нашего края»

- составление рекомендаций для родителей по участию в проекте «Птицы родного края».

- составление консультации для родителей «Птицы наши друзья», «Такие разные птицы» и буклета «Как вместе с детьми помочь птицам зимой»;

- Дистанционная трансляция с МБУК МЦБ Самарский детский отдел на тему «Домовый воробей», «По страницам Красной книги Ростовской области. Птицы».

II. Основной этап:

- беседы: зимующие птицы; перелетные птицы; весенние заботы птиц;

- организация образовательной деятельности детей: оригами «Птица»; пластилинография «Весёлый воробей»; аппликация «Домик для птиц»;

- музыкальная деятельность: прослушивание звуков природы;

- творческая деятельность: показ экологической сказки «Путешествие воробья;

- конкурс «Изготовление кормушек для птиц»;

- игровая деятельность: подвижные игры «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Аист»;дидактические игры«Что за птица?», «Лишняя картинка», «Угадай по описанию», «Составь картинку из частей».

III. Заключительный этап.

-презентация проекта «Птицы родного края»

- выставка детских работ

- развлечение «Птицы прилетели»

- изготовление скворечников.

Реализация проекта «Птицы родного края».

На подготовительном этапе была сформирована творческая группа из педагогов старшей группы, составлен план-график работы проекта «Птицы родного края» (Приложение №2). Прежде чем приступить к разработке проекта, творческой группой были определены основные цели и задачи, которые будут реализовываться в течение всего проекта, сделана подборка игр для детей старшего дошкольного возраста, опорные карточки с изображением птиц, разработан цикл наблюдений за птицами нашего края. Участниками проекта собраны фото и видео материалы, художественная литература о птицах нашего края. В совместной деятельности с детьми проведены беседы о птицах  и рассмотрены иллюстрации, фотографии. Для родителей были составлены рекомендации по участию в проекте  «Птицы родного края».

В период пандемии наш МБДОУ продолжает сотрудничать с нашими социальными партнерами МБУК МЦБ Самарским детским отделом. Сотрудником библиотеки Самарского детского отдела МБУК МЦБ Новак И. П. были созданы видеоролик дистанционного общения с детьми: онлайн беседа на тему «Дворовый воробей» (Приложение № 5) и онлайн презентация «По страницам Красной книги Ростовской области. Птицы» (Приложение№6).

На основном этапе с детьми рассматривали иллюстрации с изображением птиц нашего края, читали художественную литературу, отгадывали загадки, учили поговорки, скороговорки, слушали аудиозаписи «Звуки природы». Дети посмотрели презентацию «Птичья столовая» (Приложение №7).После просмотра презентации, мы решили, что птицам нужна помощь и воспитанниками старшей группы были сделаны эко-кормушки.

С детьми проводилась непосредственно - образовательная деятельность: пластилинография «Воробей», оригами «Птица», аппликация «Домик для птиц» и театрализованная деятельность: воспитанники приняли участие в экологической сказке «Путешествие воробья».

Дети приняли участие в онлайн беседе на тему «Дворовый воробей» (Приложение № 5)  и онлайн презентации «По страницам Красной книги Ростовской области. Птицы» (Приложение № 6) с библиотекарем МБУК МЦБ Самарского детского отдела.

Чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус, создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания о птицах, проводились дидактические, подвижные, пальчиковые игры: «Раздели птиц на перелетных и зимующих», «Лишняя картинка», «Угадай по описанию», «Воробышки и автомобиль»,  «Лиса и куры»,  «Любопытная Ворона», «Зимующие или перелётные».

Проектно-исследовательская деятельность нашла отклик у детей и родителей. Семьи воспитанников активно приняли участие в проекте «Птицы родного края». Дети вместе с родителями участвовали в дистанционном конкурсе «Синичкин день» на лучшую кормушку для птиц на территории детского сада. После чего кормушки были размещены на участке детского сада.

На заключительном  этапе  прошла выставка детских работ «Птицы нашего края». Для детей старшего возраста было организовано развлечение «Птицы прилетели», после которого на территории детского сада были развешены скворечники. В реализации проектной деятельности повысился познавательный интерес у детей, знания детей о птицах расширились, дети научились отличать перелётных птиц от зимующих. На протяжении реализации проекта «Птицы родного края» у детей развивалась связная речь, они научились правильно подкармливать птиц. У многих воспитанников появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).

Выводы и практическая значимость проекта: Совместно с Самарским детским отделом МБУК МЦБ родители приняли участие в конкурсе «Домовый воробей-птица 2022 года», они читали художественную литературу, рисовали вместе с детьми, рассматривали иллюстрации и мультфильмы, делали эко-кормушки, кормушки и скворечники для  птиц. У дошкольников после реализации проекта возросла потребность быть социально полезными и значимыми членами общества. Данный проект был нацелен на ведение пропаганды по формированию экологической культуры и грамотности среди дошкольников, и эта цель была достигнута. Участники проекта получили знания, умения и навыки в области экологической и трудовой деятельности, в области конструктивного общения, партнерских взаимоотношений.

Родители и педагоги, объединив усилия, создали для детей интересную экологическую среду, позволяющую играть, отдыхать, заниматься познавательной деятельностью:

-  преобразована предметно — игровая среда;

- укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом;

- дети проявляют творческую активность в познании окружающего мира, изобразительной и трудовой деятельности.

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:

 - наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;

 - получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;

 - смогли реализовать свои творческие способности.

Таким образом, проект «Птицы родного края» помог решить задачи экологического, нравственного, эстетического, и трудового воспитания детей через знакомство с окружающим миром природы.  А также позволил осуществить активизацию творческого потенциала педагогического и родительского коллектива по созданию благоприятных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении.

Приложение 1

Анкета для родителей

Экологическое  воспитание детей – «Птицы родного края »

ФИО___________________________________________________________________________________________________________________________

Возрастная группа________________________________________________________________________________________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?____________________________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что ДОУ занимается вопросами экологического воспитания детей в отношении жизни птиц нашего края?_______________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________________________________________________________________________

4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию?___________________________________________

В чем это проявляется? Ребенок много рассказывает о птицах, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о птицах (нужное подчеркнуть).

5.Как Вы сами относитесь к природе, любите ли птиц?_________________________________________________________________________________

6. Чем можете оказать помощь ДОУ по заботе о птицах родного края?____________________________________________________________________

7. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников в отношении птиц?_________________________

В чем это проявляется? Беседовали с ребенком о природе, о птицах, подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу, проводите наблюдения с детьми за птицами, сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения по отношению к птицам?__________________________________________________________________

8. Нужно ли это делать?___________________________________________________________________________________________________________

9. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за птицами, заботиться о птицах, как наблюдать за их кормлением, как знакомить с правилами поведения в природе, какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми…)_______________________________________________________________________________________________________________________

10.Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу?__________________________________________________________________________________

11. Ваши предложения и пожелания_________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

План проекта «Птицы родного края»

Раздел программы

Содержание деятельности.

Сроки

Беседы с детьми:

- «Птицы, какие они?

- «Зимующие и перелетные птицы»

- «Учитесь жалеть и беречь».

-  «Чем богат наш край Донской?»; 

- «Весенние заботы птиц»;

 Ноябрь - декабрь

 

 

Творческая деятельность

- аппликация «Домик для птиц»;

- оригами «Птица»;

- пластилинография

 «Весёлый воробей»;

- рисование «Сорока»;

- показ экологической сказки «Путешествие воробья».

- конкурс «Изготовление кормушек для птиц»

- развлечение «Птицы прилетели»

- изготовление скворечников для птиц

- участие в конкурсе «Домовой воробей – птица 2022 года»

В течение  всего времени

Игровая деятельность

Дидактические игры:«Что за птица?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих», «Лишняя картинка», «Угадай по описанию», «Составь картинку из частей».

Пальчиковые игры: «Воробьи», «Птички», «Веселое путешествие», «Птенчики в гнезде», «Любопытная Ворона».

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Лиса и куры», «Не боимся мы кота».

В течение  всего времени

Работа с художественной литературой

Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка», В. Даля «Ворона»; Стихи: Александрова А. «Скворцы»;  А. Яшин «Покормите птиц зимой»,В. Берестов «Птицы»; Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки».

В течение  всего времени

Работа с родителями

- анкетирование

- подборка книг, журналов о птицах;

- консультации «Перелетные птицы», «Птицы наши друзья», «Такие разные птицы»

- составление буклета «Как вместе с детьми помочь птицам зимой»; помощь в изготовлении скворечников и кормушек,

Ноябрь, декабрь, март.

Работа с социумом

Дистанционная трансляция с МБУК МЦБ Самарский детский отдел на тему «Дворовый воробей», «По страницам Красной книги Ростовской области. Птицы»

Декабрь, февраль

Совместный труд воспитателя с детьми

Наблюдение за птицами, подкормка зимующих птиц.

В течение  всего времени

Приложение 3

Конспект НОД

Тема: Аппликация «Домик для птиц»

Образовательные задачи: Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей; определять форму частей (прямоугольная, круглая, треугольная). Учить наклеивать части скворечника в определенной последовательности.

Развивающие задачи: Развивать мелкую моторику, воображение. Развивать цветовое восприятие. Продолжать знакомить детей с перелетными птицами, называть знакомых птиц.

Воспитательные задачи: Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Программное содержание: учить составлять предмет из нескольких частей, соблюдая определённую последовательность, развивать внимание, мелкую моторику, закреплять знание геометрических фигур.

Материалы: листы бумаги на каждого ребёнка, геометрические фигуры для составления домика, клей, кисточки, клеёнка, тряпочки.

Ход занятия:

Воспитатель  (загадки)

1. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика (синичка)

2. Чернокрылый, красногрудый и  зимой найдет приют:

Не боится он простуды с первым снегом, тут как тут!      (снегирь)

3. Птичка – невеличка

Ножки имеет, а ходить не умеет.

Хочет сделать шажок, получается прыжок (воробей)

Воспитатель. Ребята, помните, во время прогулки мы наблюдали за  птицами, которые сидели в кормушке и клевали корм? Мы с вами подкармливали их семечками, крупой, хлебными крошками. Вспомните, пожалуйста, каких птиц мы видели на участке? Что вам больше всего запомнилось? 

Ответы детей. Воробьи, синички. Они очень красивые и маленькие. 

Птицы очень аккуратно клюют корм. 

Воспитатель. Молодцы. 

Воспитатель. Ребята, давайте послушаем пение птиц. 

Дети слушают аудио запись пения птиц. 

Воспитатель. Птицы – наши друзья, помощники. Они приносят большую пользу лесу, лечат деревья от вредителей. Также некоторые птицы красиво поют. Поэтому нам нужно заботиться о них, подкармливать зимой, чтобы они не погибли, ведь зимой им очень трудно добывать карм. Для этого люди делают кормушки, скворечники. 

Воспитатель.  Показ картинок с изображением кормушек и скворечников.

Воспитатель.  Ребята, когда закончится зима, наступит время года весна, а весной каждая птичка старается сделать или найти для себя домик где появятся у неё маленькие птенчики.

Физкультминутка «Птичка»

Птички прыгают, летают,             Дети машут руками и подпрыгивают

Птички весело поют,

Птички крошки собирают,       Имитируют собирание

Птички зернышки клюют.       «Клюют»

Перышки почистили,                    Гладят руки

Клювики почистили.                     Гладят носики

Дальше полетели                        Машут «крыльями»

И на место сели.                            Садятся на место.

Воспитатель.  Воспитателем заранее раздается каждому ребенку в тарелке для аппликации: заготовки для скворечника из геометрических фигур (прямоугольник, треугольник, круг, и узенький прямоугольник), синичка,  клей, салфетка. 

Воспитатель.   Ребята, а давайте, мы сейчас с вами вместе  сделает для синичек скворечники, из подготовленных заготовок которые лежат перед вами в тарелочке.  

ВоспитательРебята, посмотрите и скажите, из каких частей состоит скворечник, какой формы каждая часть? 

Ответы детей.

– стенка скворечника какой формы? – прямоугольной;

– крыша какой формы?– треугольной;

– окошко какой формы? – круглой.

-жердочка какой формы?- узкой прямоугольной формы.

Воспитатель.   Ребята, давайте мы  попробуем собрать наш скворечник.   

Дети собирают на столе с геометрических фигур скворечники. 

Воспитатель.   Молодцы, а теперь мы все вместе будем приклеивать каждую деталь скворечника с помощью клея. 

Дети выполняют задание. 

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у вас у каждого в тарелочке есть синичка,  я думаю, что ей очень понравился скворечник, и она с удовольствием поселится в нем. Давайте мы приклеим синичку на жердочку. 

Дети выполняют задание. 

Воспитатель. Синичка очень довольна и говорит вам всем спасибо.

  Пальчиковая гимнастика «Скворечники»

Готовы скворечники,       Встают, стучат кулачком по кулачку.

Можно селиться,             Руки в стороны, к себе – «приглашение».

Готовы дома-терема,       Поднимают руки вверх «домиком».

Летите, летите веселые птицы,       Делают «птичку»: скрещивают руки ладонями к себе, соединяют большие пальцы – это голова птички, остальные пальцы каждой руки сомкнуты вместе – это крылья, дети шевелят ладонями, изображая полет птицы.

Скорей занимайте дома.

Воспитатель. Смогли мы помочь синичкам? 

Воспитатель. А как мы это сделали? 

Дети. (Смастерили скворечники)

Рефлексия:

Воспитатель. Чем мы сегодня занимались?   (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно, мы для синичек смастерили скворечники! Посмотрите, какие они получились красивые, аккуратные, синичкам будет приятно жить в нем. Они нам будут благодарны, будут радовать нас своим пением.

Приложение 4

Дидактическая игра: «Перелетные или  зимующие  птицы»

Цель: совершенствовать и обобщать у детей старшей группы представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.

Задачи:закрепить умение детей различать птиц по существенному признаку; развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы; воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них.

Игровая задача:

Расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

Игровые действия:

Дети берут картинки с изображением птиц, называют их и определяют перелетные или зимующие они.

Правила игры:

Необходимо правильно разложить картинки птиц на перелетных и зимующих,  не допуская ошибки.

Пальчиковая игра «Любопытная ворона»

Любопытная ворона

Рука стоит на столе, опираясь на локоть. Большой, указательный и средний пальцы сложить в щепотку и качать вверх – вниз, изображая клюв вороны; остальные пальцы прижаты к ладони.

Гордо ходит вдоль забора

Указательный и средний пальцы ходят по столу, показывая, как идёт ворона, остальные пальцы прижаты к ладони.

Видит банку у куста,

Пальцы другой руки собираются в кольцо, изображая пустую консервную банку.

Клюв свой сунула туда.

Ворона засовывает свой клюв в баночку.

Ей не видно ничего,

Там, на дне, темным – темно.

Глубже сунулась тогда –

Может в банке есть вода?

«Клюв» глубже уходит в «баночку».

Что случилось? Ой – ой- ой!

Крутит птица головой.

Ни туда и ни сюда –

Приключилась с ней беда.

Ворона пытается вытянуть клюв из баночки.

Вместе с банкою пустой

Унеслась она домой.

Сцепленные руки поднять вверх, изображая, как ворона улетает с пустой банкой, надетой на клюв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....