цикл экскурсий в городской парк
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Савина Елена Юрьевна

Экскурсии проводятся с детьми старшего дошкольного возраста. Они направлены на воспитание познавательного интереса, бережного отношения к природе. Развивают эмоционально-эстетические чувства, чуткость к восприятию красоты природы в любое время года. В ходе экскурсий у детей развивается умение поддерживать беседу, активизируется природоведческий словарь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеек»

Экскурсия в природу

«Весенний парк»

(старшая группа)

Воспитатель первой квалификационной категории

 Савина Елена Юрьевна

г.о.г. Выкса

 Цель: воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Задачи: закрепить и уточнить знания о названиях и разновидностях деревьев, кустарников, цветов нашего парка.

Закрепить знания о признаках весны, изменениях, происходящих весной с природой.

Уточнить названия перелетных птиц, их особенности.

Активизация словаря: Маршрут, дикие утки, перелетные птицы, водоем. Деревья —  береза, липа, ива, сосна, сирень.

Предварительная работа: беседа о культуре поведения во время экскурсии, о правилах дорожного движения при переходе улицы.

Ход экскурсии.

Педагог (П): Сегодня мы с вами идем на экскурсию в наш парк. Обратите внимание, как раскрывается природа весной, что происходит с деревьями?  В конце нашего маршрута есть водоем. Мы увидим перелетных птиц. Я расскажу о них.

П:  Обратите внимание, какая прекрасная весенняя погода, как красиво кругом, как пахнет весенним ароматом.

Послушайте отрывок из стихотворения С. Есенина «Черемуха душистая»: «Черемуха душистая

С весною расцвела

 И Ветки золотистые,

Что кудри, завила...».

Остановка 1

П: Посмотрите на эти деревья. Вы их знаете. Они растут и у нас на участке.

Дети: Это липы.

П: Правильно, это липы. Какой прекрасный аромат. Обратите внимание, сколько здесь пчел. Они собирают нектар. Это медоносное дерево. Цветы липы можно собирать и сушить, а потом пить чай при простуде. Они обладает целебными свойствами.

Послушайте, как С. Маршака говорит о липе:

«Выросла я, липка,

Тоненькой и гибкой –

Береги меня!».

П:  А это дерево вы узнали?

Д: Тополь.
П: Конечно, тополь. Какой сильный ствол, пышные ветки. Тополь рекордсмен по кислороду, воздух рядом с ним чище, свежее. Как узнать, что тополь цветет?

Д: Летит белый пух.

П: Правильно, когда летит тополиный пух.

Остановка 2.

П: А сейчас я загадаю вам загадку:

«Ее узнаешь по простой примете

Нет дерева белей на свете».

Что это за дерево?

Д: Береза.

П: Как вы догадались, что это береза?

Д: У нее очень белый ствол.

П:  Береза — символ русского дерева. Много песен и стихов написано про эту красавицу. Посмотрите, какие у березы тонкие веточки. На них висят сережки, она так цветет. Береза славится своим целебным соком. Его собирают весной. Послушайте стихотворение А. Прокофьева «Березка»: «Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

 С красивыми застежками,

 С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную…».

П: А теперь обойдем вокруг этого дерева и посмотрим на желто-зеленые цветки. Скоро на нем распустятся листья, которые напоминают ладошку. Догадались?

Д: Это клен.

П:  Конечно, клен. Его сок и листья ценятся в лечебных целях.

Проводится игра «К дереву беги».

Остановка 3

П: Ребята, обратите внимание, какая великолепная впереди аллея. Вы видите невысокие деревья. Они еще совсем молодые.

Д: Это сосны.

П: Сосна похожа на ель. Но иголки у нее длиннее, а ветки раскидистые. На ней есть шишечки. Вспомните, как мы из них поделки делали. Отгадайте загадку: «Зимой и летом одним цветом».

Д: Елка, сосна.

 П: Правильно, это загадка не только про ель, но и про сосну. Их иголки и зимой не теряют своего цвета. Сосна хорошо очищает воздух, поэтому рядом с ней легко дышится.

П: А это что за деревья? Высокие, раскидистые.

Д: Ива.

П: Правильно, ивы. Эти деревья любят влажную землю. Зацветает ива самая первая среди деревьев. Веточки у нее длинные, даже ствола не видно. Послушайте стихотворение И. Токмаковой:

«Возле речки у обрыва

Плачет ива, плачет ива

Может ей кого то жалко?

Может ей на солнце жарко?..».

 Остановка 4.

П:  Весна прекрасна своим ароматом. Чувствуете этот запах. Посмотрите, какие великолепные кисти цветов. Когда на этом кустарнике расцветают цветы дети и взрослые считают, сколько лепестков в цветке. Если кто — то насчитает пять или больше, говорят, что нашел счастливый цветок. Ветки кустарника красивы в букете. Цветы бывает сиреневые, темно-фиолетовые и белые. Обратите внимание, сколько пчелок. В маленьких цветочках есть нектар, который они собирают. Вы узнали этот кустарник?

Д: Это сирень.

П: Конечно, это сирень.

Остановка 5.

П: Мы подошли с вами к клумбе. Какое обилие красок здесь! Какие цветы вам здесь знакомы?

Д: Нарциссы, тюльпаны.

П:  Клумба радует ранними весенними цветами такими как: нарциссы, примула, виола, гиацинты. Посмотрите, какое обилие насекомых здесь, кого вы видите?

Д: Муравьи, паучки, бабочки…

П: Цветы радуют людей, поднимают настроение, поэтому не рвите цветы на клумбах, а любуйтесь ими.

Проводится П/Д игра «Летает – не летает».

Остановка 6.

П: А куда мы с вами отправимся дальше, предлагаю отгадать:

«Длинношеяя та птица

Грациозна, как царица,

Гладью водной проплывает,

Чудно шею извивает».

Д: Это лебедь.

П: Мы пришли на пруд. Кто знает его название?

Д: «Лебединка».

П: Почему его так назвали?

Д: Здесь живут лебеди.

П: А вы их видите?

Д: Да, они уже перезимовали и вернулись в парк.

П: Ребята, посмотрите, здесь уже некоторое время живут несколько пар диких уток. Они вернулись с теплых стран. Утки питаются маленькими головастиками, мелкими видами рыб, лягушками. Эти птицы выведут здесь птенцов, вырастят их, а осенью, с уже подросшими уточками улетят в теплые края. Там, вдали, они будут тосковать по своему пруду.

Проводится П/И «Лягушки и цапли».

Вот и закончилась наша экскурсия. Мы сейчас вернемся в детский сад, и вы нарисуете все то, что видели сегодня и запомнили, а вечером покажите свои рисунки родителям.



Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеек»

Экскурсия в природу

«Здравствуй, Лебединка!»

(старшая группа)

Воспитатель первой квалификационной категории

 Савина Елена Юрьевна

г.о.г. Выкса

 

Задачи:
Формировать у детей представление о пруде как о сообществе водных и наземных растений и животных.

Рассказать о типичных представителях фауны пруда.

Формировать эстетическое восприятие - учить детей видеть красоту водоема (много воды, вода блестит на солнце, по берегам реки растут травы, цветы). Учить отгадывать загадки, развивать мышление.

Знакомить детей с правилами поведения возле водоёма.
Продолжать учить детей бережно  относиться к объектам природы, выполнять простейшие природоохранные мероприятия.
Предварительная работа:
Просмотр презентации «Обитатели водоема»; чтение сказки Гаршина «Лягушка-путешественница».
Ход экскурсии:
Педагог (П): Ребята, сейчас я загадаю загадку:
«Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое,
Рама зелёная.
Молодые берёзки
Свои перед ним
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды -
В нём всё отражается...
Как это зеркало называется?»

Д:  Пруд.

П: Ребята, а как называется пруд в нашем парке?

Д: «Лебединка».

П: А почему он поручил такое название?

Д: Потому что там живут лебеди.

П: А.только ли лебеди там живут?

Д:
П: Ребята, что бы это узнать, я предлагаю отправиться на экскурсию на пруд, но для начала мы должны вспомнить правила поведения около воды:
Д: -У воды не шуметь;
-Не брать в руки жуков, лягушек;
-Не рвать растения;
-У воды не толкаться;
-Не подходить близко к воде.
П: Ясным утром на тихом пруду
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.
На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.
Ребята, а вы знаете, кто живет в пруду? Я вам буду загадывать загадки, а отгадки помогут нам узнать, кто живет в пруду.
1.Кто это сидит в пруду?
Как зовут эту кваку? 
Зелёную толстушку,
Зовут её ….

Д: Лягушка.
2.Блещет в речке чистой 
Спинкой серебристой.

Д: Рыбка.
3. Кто гуляет по травинке,
Домик свой несет на спинке?
С виду дом, как пирамидка,
А хозяйка в нем...

Д:Улитка.
4. Есть такой на свете жук —
Может в воду прыгнуть вдруг.
Но не тонет жук-храбрец,
Плыть умеет...

Д: Жук – плавунец.

5. Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль плывет,
За собою всех ведет.
Вёсел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Влево, вправо повернет
Всю ватагу поведет.

Д: Утка с утятами.

Проводится П/И «Плавает – летает».
П: А еще здесь растут растения, которые без воды жить не могут, попробуем их отгадать?
1.На речке стоит он

Зелёной стеной,

И ветер шумит в нём ненастной порой.

Растёт он, защита и дом лягушат,

Они в его чаще укрыться спешат.

Д:  Камыш.
2. На болоте, у пруда

Её вы встретите всегда.

Это не лягушка,

Камыша подружка.

Д: Осока.
3.Белая чашка на зелёном блюдце по реке плывёт.

Д: Кувшинка.
П: Еще рядом с прудом живут насекомые, которых мы не назвали, давайте вспомним?

Д: Стрекоза, бабочки.

П:  Все эти животные: насекомые, рыбы, растения не могут жить без воды и друг без друга. Чайки, утки, цапли ловят рыб, лягушек. Лягушки едят улиток, комаров. Рыбы – водоросли, растения. Если убрать все камыши, осоку, кусты, то пруд высохнет. Если погибнут все комары - погибнут лягушки. В природе все взаимосвязано. 
П: Давайте сейчас  тихо постоим, посмотрим на пруд, послушаем его звуки, кто увидит что-то интересное поднимет вверх руку, и мы тихонечко все подойдем и посмотрим.

Дети рассматривают пруд и его обитателей.

П: Вдохните поглубже, чувствуете какой свежий воздух, как легко дышится, как прохладно у воды – все это приносит пользу для нас с вами, для нашего здоровья. Вода в пруду – прозрачная, блестит на солнышке, в пруду много рыбок и больших, и маленьких они плавают туда и обратно, как будто играют в догонялки, а жуки водомерки ходят взад и вперед измеряя пруд шагами. Камыши стоят как стражники, а в камышах смеются лягушки, по краям пруда цвете кубышка, а над ней летаю стрекозы, бабочки. Вот какая красота есть у нас в парке.
Но ребятки видите не везде наш пруд такой чистый и красивый, кто-то решил бросить в пруд бутылку, а кто-то и другой мусор. Как вы думаете, нравится это жителям пруда?

Д: Нет, нельзя засорять пруд.
П: Не бросай ты в пруд бумажку,
И бутылку не кидай!
Пожалей в пруду лягушку,
Рыбкам жить спокойно дай!
Запомните дети это правило и расскажите дома.

Проводиться П/И «Гуси – лебеди».
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, сегодня вечером мы с вами составим рассказы о том, каким вы увидели пруд.

Педагог с детьми возвращается в детский сад.



Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеек»

Экскурсия в природу

«Зимушка – зима»

(старшая группа)

Воспитатель первой квалификационной категории

 Савина Елена Юрьевна

г.о.г. Выкса

Цель:

Закрепить представления детей о характерных особенностях природы зимой.

Задачи:

Уточнять представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений, животных, птиц.

Развивать умение поддерживать беседу, активизировать и закреплять  употребление в речи слов, характеризующих зимние явления.

Приобщать к восприятию поэтических произведений о зиме, учить понимать образные выражения.

Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.


Ход экскурсии:
Педагог (П): Ребята, сегодня мы с вами пойдем в парк, посмотрим, какой он сейчас, что там изменилось с того времени, когда мы с вами там были.
Педагог и дети рассматривают зимний парк. Педагог загадывает загадку
Дел у меня немало – 

Я белым одеялом
Всю землю покрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня…  (зима).
П: Верно, это зима. Сегодня мы и поговорим о зиме, о зимних явлениях в природе. Послушайте, как описывает зиму поэт А.С. Пушкин:

«Вот север, тучи нагоняя

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов:

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы».
П: Ребята, давайте подумаем, что поэт называет «проказами зимы»?

Дети (Д): Снег покрыл землю, стало холодно; кустарники, деревья в снегу, реки и пруды покрыты льдом; солнце светит редко, низко стоит над землей, мало видно птиц.

П: Ребята, как называется явление, когда падает снег? (закрепляю слово «снегопад»).

«Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится».

И.З.Суриков

П: Послушайте загадку и скажите, как называется явление, когда сильный ветер кружит снег?
Не зверь – а воет

Д: Вьюга
Кручу, верчу, знать никого не хочу

Д: Метель

(закрепляю с детьми слова «метель», «пурга», «вьюга»)
П: Ребята, что вы видите на пальто, шапках во время снегопада?

Д: Снежинки.

Педагог загадывает загадку:
Я, как песчинка мала и землю покрываю.
Я из воды и сам ее рождаю.
Как пух лежу я на полях,
Блещу при солнечных лучах.
Что это?

Д: Снег
П: Какой сегодня снег? Как это можно узнать? Какой бывает снег, когда его освещает солнце? Верно, он сверкает разноцветными огнями, блестит. Послушайте, как сказал А. С. Пушкин про  снег:
«Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит». 
П: Ребята, когда мы ходим по снегу в мороз, что мы слышим под ногами? 

Д: Скрип.

П:   А вы знаете, почему он возникает? У каждой снежинки есть личики, когда мы на них наступаем, лучики обламываются, и мы слышим скрип. Давайте походим по снегу и послушаем, скрипит он или нет?  Почему снег не скрипит в теплую погоду? А вот в такую погоду снег лепится, а в какую нет? В  большой мороз снег не лепится, а в оттепель, правильно, можно лепить снежки, снеговика.
П: Ребята, а вот еще отгадайте загадку:
Весной – веселит,
Летом – холодит,
Осенью – питает,
Зимой – согревает (дерево)
П: Ребята, нас окружают много деревьев, а как их узнать зимой?

 Д: По коре, веточкам.

П: Как можно узнать березу?

Д: У березы ствол белый, ветки тонкие, свисают вниз до земли.
П: Ребята, посмотрите внимательно и найдите дерево не похоже на остальные деревья? Правильно, это сосна. Как можно узнать сосну зимой?  Д: Это единственное дерево, которое остается зеленым зимой.
П: Сегодня я немного расскажу вам о сосне. Одно из необыкновенных качеств сосны – стойкость. Сосне не страшны ни мороз, ни жара, ни засуха. Одного боится сосна – это темнота. И еще одно замечательное свойство сосны – это способность очищать воздух. Поэтому говорится, что в сосновом лесу легче дышится.

П: Почему сосну называют хвойным деревом?

Д: У нее вместо листьев – иголочки (хвоя).

П:  Что растет на сосне?

Д: Шишки.

П: Что находится в них?

Д: Семена.
П: Семена сосны зреют долго, проходит некоторые время, прежде чем они раскроются шишки и семена подхватит ветер. Кто питается семенами сосны? Д: Клесты, дятлы, белки, полевки, мыши.
П: Как дерево готовится к зиме?
Д: Осенью оно освобождается от листьев, под корой у него образуется защитный пробковый слой, а в стволах и ветках много крахмала – это запасы питания дерева на зиму.
П: Для чего дереву кора?

Д: Она защищает дерево от холода.
П: Ребята, посмотрите, много ли в парке птиц? Слышны ли их голоса?

Д: Нет.

П:  Назовите зимующих птиц?

Д: Воробьи, галки, сороки, голуби.

П:  Подумайте и скажите, почему многие птицы из лесной чащи приближаются к человеческому жилью?
«Озябли пташки малые,

Голодные, усталые 
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным 
Стучит по ставням свешенным 
И злится все сильней».

С.Есенин
П: Верно, здесь им легче найти пищу. В народе говорят: «Птице страшен голод, а не холод».  Птиц зимой надо подкармливать. Чем можно кормить птиц?  Верно – хлебом, семечками, зернышками. Давайте посыплем корм птицам и посмотрим, как они его будут клевать.
Педагог вместе с детьми возвращается  в  детский сад.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в городской парк

Ознакомить детей с разнообразием растений в парке. Научить их различать самые обычные цветущие травы. Учить ценить и беречь красоту Кубани, города. Прививать любовь к художественному слову. Стремиться...

Конспект экскурсии в городской парк с детьми 5 - 6 лет

Экскурсия  - как форма  является одним из важных видов организованной деятельности, в ходе  которой воспитываются любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательн...

Экскурсия в городской парк в подготовительной группе

Познакомить детей с охраняемыми территориями Городецкого края, с ценными и видами растений и животных. Пробуждать желание побывать в этих местах и увидеть богатую природу нашего края, заботиться о ней...

"Экскурсия по городским паркам"

Презентация для детей дошкольного возраста...

экскурсия в городской парк

Прогулка по парку...

КОНСПЕКТ ОСЕННЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ В ГОРОДСКОЙ ПАРК с детьми подготовительной к школе группы.

Конспект экскурсии в осенний парк для подготовительной к школе группы....

Экскурсия в городской парк «Белоствольные берёзки».

Формировать и расширять знания и представления у детей о деревьях нашего городского сада (берёза, сосна, лиственница). Уточнить знания о берёзе. Формировать заботливое отношение к природе, эстетически...