цикл экскурсий в городской парк
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Экскурсии проводятся с детьми старшего дошкольного возраста. Они направлены на воспитание познавательного интереса, бережного отношения к природе. Развивают эмоционально-эстетические чувства, чуткость к восприятию красоты природы в любое время года. В ходе экскурсий у детей развивается умение поддерживать беседу, активизируется природоведческий словарь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экскурсия "Весенний парк" | 21.5 КБ |
Экскурсия "Здравствуй, Лебединка" | 21.25 КБ |
Экскурсия ""Зимушка-зима" | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеек»
Экскурсия в природу
«Весенний парк»
(старшая группа)
Воспитатель первой квалификационной категории
Савина Елена Юрьевна
г.о.г. Выкса
Цель: воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Задачи: закрепить и уточнить знания о названиях и разновидностях деревьев, кустарников, цветов нашего парка.
Закрепить знания о признаках весны, изменениях, происходящих весной с природой.
Уточнить названия перелетных птиц, их особенности.
Активизация словаря: Маршрут, дикие утки, перелетные птицы, водоем. Деревья — береза, липа, ива, сосна, сирень.
Предварительная работа: беседа о культуре поведения во время экскурсии, о правилах дорожного движения при переходе улицы.
Ход экскурсии.
Педагог (П): Сегодня мы с вами идем на экскурсию в наш парк. Обратите внимание, как раскрывается природа весной, что происходит с деревьями? В конце нашего маршрута есть водоем. Мы увидим перелетных птиц. Я расскажу о них.
П: Обратите внимание, какая прекрасная весенняя погода, как красиво кругом, как пахнет весенним ароматом.
Послушайте отрывок из стихотворения С. Есенина «Черемуха душистая»: «Черемуха душистая
С весною расцвела
И Ветки золотистые,
Что кудри, завила...».
Остановка 1
П: Посмотрите на эти деревья. Вы их знаете. Они растут и у нас на участке.
Дети: Это липы.
П: Правильно, это липы. Какой прекрасный аромат. Обратите внимание, сколько здесь пчел. Они собирают нектар. Это медоносное дерево. Цветы липы можно собирать и сушить, а потом пить чай при простуде. Они обладает целебными свойствами.
Послушайте, как С. Маршака говорит о липе:
«Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой –
Береги меня!».
П: А это дерево вы узнали?
Д: Тополь.
П: Конечно, тополь. Какой сильный ствол, пышные ветки. Тополь рекордсмен по кислороду, воздух рядом с ним чище, свежее. Как узнать, что тополь цветет?
Д: Летит белый пух.
П: Правильно, когда летит тополиный пух.
Остановка 2.
П: А сейчас я загадаю вам загадку:
«Ее узнаешь по простой примете
Нет дерева белей на свете».
Что это за дерево?
Д: Береза.
П: Как вы догадались, что это береза?
Д: У нее очень белый ствол.
П: Береза — символ русского дерева. Много песен и стихов написано про эту красавицу. Посмотрите, какие у березы тонкие веточки. На них висят сережки, она так цветет. Береза славится своим целебным соком. Его собирают весной. Послушайте стихотворение А. Прокофьева «Березка»: «Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную…».
П: А теперь обойдем вокруг этого дерева и посмотрим на желто-зеленые цветки. Скоро на нем распустятся листья, которые напоминают ладошку. Догадались?
Д: Это клен.
П: Конечно, клен. Его сок и листья ценятся в лечебных целях.
Проводится игра «К дереву беги».
Остановка 3
П: Ребята, обратите внимание, какая великолепная впереди аллея. Вы видите невысокие деревья. Они еще совсем молодые.
Д: Это сосны.
П: Сосна похожа на ель. Но иголки у нее длиннее, а ветки раскидистые. На ней есть шишечки. Вспомните, как мы из них поделки делали. Отгадайте загадку: «Зимой и летом одним цветом».
Д: Елка, сосна.
П: Правильно, это загадка не только про ель, но и про сосну. Их иголки и зимой не теряют своего цвета. Сосна хорошо очищает воздух, поэтому рядом с ней легко дышится.
П: А это что за деревья? Высокие, раскидистые.
Д: Ива.
П: Правильно, ивы. Эти деревья любят влажную землю. Зацветает ива самая первая среди деревьев. Веточки у нее длинные, даже ствола не видно. Послушайте стихотворение И. Токмаковой:
«Возле речки у обрыва
Плачет ива, плачет ива
Может ей кого то жалко?
Может ей на солнце жарко?..».
Остановка 4.
П: Весна прекрасна своим ароматом. Чувствуете этот запах. Посмотрите, какие великолепные кисти цветов. Когда на этом кустарнике расцветают цветы дети и взрослые считают, сколько лепестков в цветке. Если кто — то насчитает пять или больше, говорят, что нашел счастливый цветок. Ветки кустарника красивы в букете. Цветы бывает сиреневые, темно-фиолетовые и белые. Обратите внимание, сколько пчелок. В маленьких цветочках есть нектар, который они собирают. Вы узнали этот кустарник?
Д: Это сирень.
П: Конечно, это сирень.
Остановка 5.
П: Мы подошли с вами к клумбе. Какое обилие красок здесь! Какие цветы вам здесь знакомы?
Д: Нарциссы, тюльпаны.
П: Клумба радует ранними весенними цветами такими как: нарциссы, примула, виола, гиацинты. Посмотрите, какое обилие насекомых здесь, кого вы видите?
Д: Муравьи, паучки, бабочки…
П: Цветы радуют людей, поднимают настроение, поэтому не рвите цветы на клумбах, а любуйтесь ими.
Проводится П/Д игра «Летает – не летает».
Остановка 6.
П: А куда мы с вами отправимся дальше, предлагаю отгадать:
«Длинношеяя та птица
Грациозна, как царица,
Гладью водной проплывает,
Чудно шею извивает».
Д: Это лебедь.
П: Мы пришли на пруд. Кто знает его название?
Д: «Лебединка».
П: Почему его так назвали?
Д: Здесь живут лебеди.
П: А вы их видите?
Д: Да, они уже перезимовали и вернулись в парк.
П: Ребята, посмотрите, здесь уже некоторое время живут несколько пар диких уток. Они вернулись с теплых стран. Утки питаются маленькими головастиками, мелкими видами рыб, лягушками. Эти птицы выведут здесь птенцов, вырастят их, а осенью, с уже подросшими уточками улетят в теплые края. Там, вдали, они будут тосковать по своему пруду.
Проводится П/И «Лягушки и цапли».
Вот и закончилась наша экскурсия. Мы сейчас вернемся в детский сад, и вы нарисуете все то, что видели сегодня и запомнили, а вечером покажите свои рисунки родителям.
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеек»
Экскурсия в природу
«Здравствуй, Лебединка!»
(старшая группа)
Воспитатель первой квалификационной категории
Савина Елена Юрьевна
г.о.г. Выкса
Задачи:
Формировать у детей представление о пруде как о сообществе водных и наземных растений и животных.
Рассказать о типичных представителях фауны пруда.
Формировать эстетическое восприятие - учить детей видеть красоту водоема (много воды, вода блестит на солнце, по берегам реки растут травы, цветы). Учить отгадывать загадки, развивать мышление.
Знакомить детей с правилами поведения возле водоёма.
Продолжать учить детей бережно относиться к объектам природы, выполнять простейшие природоохранные мероприятия.
Предварительная работа:
Просмотр презентации «Обитатели водоема»; чтение сказки Гаршина «Лягушка-путешественница».
Ход экскурсии:
Педагог (П): Ребята, сейчас я загадаю загадку:
«Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое,
Рама зелёная.
Молодые берёзки
Свои перед ним
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды -
В нём всё отражается...
Как это зеркало называется?»
Д: Пруд.
П: Ребята, а как называется пруд в нашем парке?
Д: «Лебединка».
П: А почему он поручил такое название?
Д: Потому что там живут лебеди.
П: А.только ли лебеди там живут?
Д:
П: Ребята, что бы это узнать, я предлагаю отправиться на экскурсию на пруд, но для начала мы должны вспомнить правила поведения около воды:
Д: -У воды не шуметь;
-Не брать в руки жуков, лягушек;
-Не рвать растения;
-У воды не толкаться;
-Не подходить близко к воде.
П: Ясным утром на тихом пруду
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.
На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.
Ребята, а вы знаете, кто живет в пруду? Я вам буду загадывать загадки, а отгадки помогут нам узнать, кто живет в пруду.
1.Кто это сидит в пруду?
Как зовут эту кваку?
Зелёную толстушку,
Зовут её ….
Д: Лягушка.
2.Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Д: Рыбка.
3. Кто гуляет по травинке,
Домик свой несет на спинке?
С виду дом, как пирамидка,
А хозяйка в нем...
Д:Улитка.
4. Есть такой на свете жук —
Может в воду прыгнуть вдруг.
Но не тонет жук-храбрец,
Плыть умеет...
Д: Жук – плавунец.
5. Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль плывет,
За собою всех ведет.
Вёсел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Влево, вправо повернет
Всю ватагу поведет.
Д: Утка с утятами.
Проводится П/И «Плавает – летает».
П: А еще здесь растут растения, которые без воды жить не могут, попробуем их отгадать?
1.На речке стоит он
Зелёной стеной,
И ветер шумит в нём ненастной порой.
Растёт он, защита и дом лягушат,
Они в его чаще укрыться спешат.
Д: Камыш.
2. На болоте, у пруда
Её вы встретите всегда.
Это не лягушка,
Камыша подружка.
Д: Осока.
3.Белая чашка на зелёном блюдце по реке плывёт.
Д: Кувшинка.
П: Еще рядом с прудом живут насекомые, которых мы не назвали, давайте вспомним?
Д: Стрекоза, бабочки.
П: Все эти животные: насекомые, рыбы, растения не могут жить без воды и друг без друга. Чайки, утки, цапли ловят рыб, лягушек. Лягушки едят улиток, комаров. Рыбы – водоросли, растения. Если убрать все камыши, осоку, кусты, то пруд высохнет. Если погибнут все комары - погибнут лягушки. В природе все взаимосвязано.
П: Давайте сейчас тихо постоим, посмотрим на пруд, послушаем его звуки, кто увидит что-то интересное поднимет вверх руку, и мы тихонечко все подойдем и посмотрим.
Дети рассматривают пруд и его обитателей.
П: Вдохните поглубже, чувствуете какой свежий воздух, как легко дышится, как прохладно у воды – все это приносит пользу для нас с вами, для нашего здоровья. Вода в пруду – прозрачная, блестит на солнышке, в пруду много рыбок и больших, и маленьких они плавают туда и обратно, как будто играют в догонялки, а жуки водомерки ходят взад и вперед измеряя пруд шагами. Камыши стоят как стражники, а в камышах смеются лягушки, по краям пруда цвете кубышка, а над ней летаю стрекозы, бабочки. Вот какая красота есть у нас в парке.
Но ребятки видите не везде наш пруд такой чистый и красивый, кто-то решил бросить в пруд бутылку, а кто-то и другой мусор. Как вы думаете, нравится это жителям пруда?
Д: Нет, нельзя засорять пруд.
П: Не бросай ты в пруд бумажку,
И бутылку не кидай!
Пожалей в пруду лягушку,
Рыбкам жить спокойно дай!
Запомните дети это правило и расскажите дома.
Проводиться П/И «Гуси – лебеди».
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, сегодня вечером мы с вами составим рассказы о том, каким вы увидели пруд.
Педагог с детьми возвращается в детский сад.
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеек»
Экскурсия в природу
«Зимушка – зима»
(старшая группа)
Воспитатель первой квалификационной категории
Савина Елена Юрьевна
г.о.г. Выкса
Цель:
Закрепить представления детей о характерных особенностях природы зимой.
Задачи:
Уточнять представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений, животных, птиц.
Развивать умение поддерживать беседу, активизировать и закреплять употребление в речи слов, характеризующих зимние явления.
Приобщать к восприятию поэтических произведений о зиме, учить понимать образные выражения.
Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.
Ход экскурсии:
Педагог (П): Ребята, сегодня мы с вами пойдем в парк, посмотрим, какой он сейчас, что там изменилось с того времени, когда мы с вами там были.
Педагог и дети рассматривают зимний парк. Педагог загадывает загадку
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю покрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня… (зима).
П: Верно, это зима. Сегодня мы и поговорим о зиме, о зимних явлениях в природе. Послушайте, как описывает зиму поэт А.С. Пушкин:
«Вот север, тучи нагоняя
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов:
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы».
П: Ребята, давайте подумаем, что поэт называет «проказами зимы»?
Дети (Д): Снег покрыл землю, стало холодно; кустарники, деревья в снегу, реки и пруды покрыты льдом; солнце светит редко, низко стоит над землей, мало видно птиц.
П: Ребята, как называется явление, когда падает снег? (закрепляю слово «снегопад»).
«Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится».
И.З.Суриков
П: Послушайте загадку и скажите, как называется явление, когда сильный ветер кружит снег?
Не зверь – а воет
Д: Вьюга
Кручу, верчу, знать никого не хочу
Д: Метель
(закрепляю с детьми слова «метель», «пурга», «вьюга»)
П: Ребята, что вы видите на пальто, шапках во время снегопада?
Д: Снежинки.
Педагог загадывает загадку:
Я, как песчинка мала и землю покрываю.
Я из воды и сам ее рождаю.
Как пух лежу я на полях,
Блещу при солнечных лучах.
Что это?
Д: Снег
П: Какой сегодня снег? Как это можно узнать? Какой бывает снег, когда его освещает солнце? Верно, он сверкает разноцветными огнями, блестит. Послушайте, как сказал А. С. Пушкин про снег:
«Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит».
П: Ребята, когда мы ходим по снегу в мороз, что мы слышим под ногами?
Д: Скрип.
П: А вы знаете, почему он возникает? У каждой снежинки есть личики, когда мы на них наступаем, лучики обламываются, и мы слышим скрип. Давайте походим по снегу и послушаем, скрипит он или нет? Почему снег не скрипит в теплую погоду? А вот в такую погоду снег лепится, а в какую нет? В большой мороз снег не лепится, а в оттепель, правильно, можно лепить снежки, снеговика.
П: Ребята, а вот еще отгадайте загадку:
Весной – веселит,
Летом – холодит,
Осенью – питает,
Зимой – согревает (дерево)
П: Ребята, нас окружают много деревьев, а как их узнать зимой?
Д: По коре, веточкам.
П: Как можно узнать березу?
Д: У березы ствол белый, ветки тонкие, свисают вниз до земли.
П: Ребята, посмотрите внимательно и найдите дерево не похоже на остальные деревья? Правильно, это сосна. Как можно узнать сосну зимой? Д: Это единственное дерево, которое остается зеленым зимой.
П: Сегодня я немного расскажу вам о сосне. Одно из необыкновенных качеств сосны – стойкость. Сосне не страшны ни мороз, ни жара, ни засуха. Одного боится сосна – это темнота. И еще одно замечательное свойство сосны – это способность очищать воздух. Поэтому говорится, что в сосновом лесу легче дышится.
П: Почему сосну называют хвойным деревом?
Д: У нее вместо листьев – иголочки (хвоя).
П: Что растет на сосне?
Д: Шишки.
П: Что находится в них?
Д: Семена.
П: Семена сосны зреют долго, проходит некоторые время, прежде чем они раскроются шишки и семена подхватит ветер. Кто питается семенами сосны? Д: Клесты, дятлы, белки, полевки, мыши.
П: Как дерево готовится к зиме?
Д: Осенью оно освобождается от листьев, под корой у него образуется защитный пробковый слой, а в стволах и ветках много крахмала – это запасы питания дерева на зиму.
П: Для чего дереву кора?
Д: Она защищает дерево от холода.
П: Ребята, посмотрите, много ли в парке птиц? Слышны ли их голоса?
Д: Нет.
П: Назовите зимующих птиц?
Д: Воробьи, галки, сороки, голуби.
П: Подумайте и скажите, почему многие птицы из лесной чащи приближаются к человеческому жилью?
«Озябли пташки малые,
Голодные, усталые
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней».
С.Есенин
П: Верно, здесь им легче найти пищу. В народе говорят: «Птице страшен голод, а не холод». Птиц зимой надо подкармливать. Чем можно кормить птиц? Верно – хлебом, семечками, зернышками. Давайте посыплем корм птицам и посмотрим, как они его будут клевать.
Педагог вместе с детьми возвращается в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в городской парк
Ознакомить детей с разнообразием растений в парке. Научить их различать самые обычные цветущие травы. Учить ценить и беречь красоту Кубани, города. Прививать любовь к художественному слову. Стремиться...
Конспект экскурсии в городской парк с детьми 5 - 6 лет
Экскурсия - как форма является одним из важных видов организованной деятельности, в ходе которой воспитываются любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательн...
Экскурсия в городской парк в подготовительной группе
Познакомить детей с охраняемыми территориями Городецкого края, с ценными и видами растений и животных. Пробуждать желание побывать в этих местах и увидеть богатую природу нашего края, заботиться о ней...
"Экскурсия по городским паркам"
Презентация для детей дошкольного возраста...
экскурсия в городской парк
Прогулка по парку...
КОНСПЕКТ ОСЕННЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ В ГОРОДСКОЙ ПАРК с детьми подготовительной к школе группы.
Конспект экскурсии в осенний парк для подготовительной к школе группы....
Экскурсия в городской парк «Белоствольные берёзки».
Формировать и расширять знания и представления у детей о деревьях нашего городского сада (берёза, сосна, лиственница). Уточнить знания о берёзе. Формировать заботливое отношение к природе, эстетически...