Конспект НОД "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Целью данного конспекта является знакомство детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей познавательных интересов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_pereletnye_ptitsy.docx | 16.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа №695 «Радуга»
Отделение дошкольного образования
Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Конспект НОД по позновательному развитию с использованием ИКТ технологий в подготовительной к школе группе «Пчёлки».
На тему: «Перелетные птицы».
Составила воспитатель:
Королева Т.А.
2022 год
Цель: Знакомство детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей познавательных интересов.
Задачи:
Образовательные: обобщить и расширить представления о перелетных птицах, их образе жизни, дать определение словам « насекомоядные», «водоплавающие»; изучить новые понятия (летят стаей, вереницей, клином); совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы, глагольный словарь; учить детей передавать особенности внешнего вида птицы – строения тела и окраску.
Развивающие: развивать активный и пассивный словарь; развивать слуховое внимание на неречевых звуках, память, фонематический слух, наглядно-логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к природе, к пернатым друзьям.
Словарная работа: перелетные: (журавли, грачи, утки, гуси, ласточка, скворец…), стаей, вереницей, клином, шеренгой, насекомоядные, водоплавающие.
Оборудование: мультимедийные средства для просмотра фотоматериалов, аудиозаписи с голосами перелетных птиц.
Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами, слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, «Кто к кормушке прилетел?» Бианки, «О птицах» Зотова.
Ход занятия
Сегодня мы будем говорить о перелетных птицах.
- Как вы думаете, почему их так называют?
- Правильно, потому что птицы улетают в теплые края, а затем возвращаются обратно.
- А в какое время года это происходит? (Осенью и Весной)
- Ребята, а почему перелетные птицы улетают? (Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм)
- Какое сейчас время года? (Сейчас время года весна)
- Назовите признаки весны? (День становится длиннее, ночь короче. Тает снег. Реки освобождаются от льда. Набухают почки. Перелетные птицы возвращаются)
- Каких перелетных птиц вы знаете? (Грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди, трясогузка…)
- Скажите, какие части тела есть у птиц?
У птиц есть голова, туловище с двумя крыльями.
У птиц есть две лапы и хвост, клюв.
Тело птиц покрыто перьями.
- У всех птиц одинаковое строение тела, но люди их называют по-разному, как, же они их различают?
( По оперению, внешнему виду, величине)
-А какие птицы прилетают первыми? (Грачи). Грач всеяден, он питается насекомыми, зерновыми и мелкими грызунами.
- В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые.
-Затем возвращаются водоплавающие птицы.
-Какие водоплавающие птицы вы знаете? (гуси, утки и лебеди).
В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.
Последними прилетают птицы, которые питаются летающими насекомыми. Это ласточки, стрижи, иволги.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают « стайками», все вместе; некоторые , например, журавли, выстраиваются « клином » в виде треугольника; другие выстраивают- «цепочкой», в одну линию.
(Шеренгой, фронтом или поперечным рядом, летят кулики, цапли, утки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом или клином летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.)
- Давайте с вами сыгрем в игру «Четвертый лишний»? (на развитие логическогоьмышления). Я вам буду называть птиц, а вы мне скажете кто здесь лишний и почему.
Кукушка, лебедь, снегирь, утка. Кто лишний? - снегирь, так как он зимующая птица.
Грач, ласточка, воробей, скворец. Кто лишний? – воробей, так как он зимующая птица.
Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.
Ворона, воробей, голубь, скворец. Кто лишний? - скворец, так как он перелетная птица.
Грач, синица, утка, скворец. Кто лишний? - синица, так как он зимующая птица.
Журавль, аист, снегирь, лебедь. Кто лишний? - снегирь, так как он зимующая птица.
Гусь, ворона, грач, кукушка. Кто лишний? - ворона, так как он зимующая птица.
Молодцы.
А сейчас я предлагаю вам послушать голоса птиц и отгадать кому они пренадлежат. (включается аудиозапись)
Утка – крякает (кря –кря кря )
Гусь- гогочет ( га –га –га)
Кукушка –кукует ( ку – ку, ку-ку)
Ласточка – щебечет
Журавль – курлыкает
Молодцы все справились.
Давайте немного отвлечмся и сделаем дыхательную гимнастику.
Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и
поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох.
- Теперь давайте мы сыграем в игру «У кого какое тело?». ( Образование прилагательных)
– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка?... (Длиннохвостая.)
-Ласточка любит тепло, она… (теплолюбивая).
-У ласточки острые крылья, она…(острокрылая).
-У аиста длинные ноги, он какой….(длинноногий).
- У аиста длинный клюв, он…(длинноклювый).
Молодцы ребята, всё правильно.
Я для вас приготовила фотографии перелетных птиц. Сейчас я вам буду показывать их картинки на экране и загадывать загдку, а вы попытаетесь ее отгадать.
Слайд 2
Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поет.
Жаворонок— маленькие птички, живущие на земле. По земле они не прыгают, а бегают. На земле они также и гнездятся, откладывая в гнездо пятнистые яйца. Едят жаворонки семена растений и насекомых.
Слайд 3
Пёстрая крякушка ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочкой.
Утка— птица среднего размера с относительно короткой шеей. Окраска оперения бывает разная. В период размножения самцы отличаются от самок яркой окраской. Большинство уток линяют два раза в год.
Слайд 4
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
Грач— Перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.
Слайд 5
Клин летит курлыча к югу,
Не желая встретить вьюгу.
Облетая пол Земли,
Вдаль несутся - …
Журавли— крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни.
Слайд 6
Эта птица гнёзд не вьёт,
Песен дивных не поёт.
Громко, сидя на суку,
Счёт ведёт годам: ""Ку—ку!""
Кукушка— размер у разных видов кукушек разный, но у всех у них тонкое туловище, длинный хвост и сильные лапки. Кукушка является гнездовым паразитом. Она откладывает свои яйца в гнёзда других птиц. Птенцы кукушки вылупляются раньше и растут быстрее, потом вытесняют яйца или прогоняют птенцов особи, высидевшей птенца кукушки. И хозяину гнезда приходится выкармливать только птенца кукушки.
Слайд 7
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
Ласточка. Городская ласточка - мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.
Слайд 8
Гордая птица,
Воды не боится,
Очень пригожа,
На двойку похожа,
Как зовут, ответь!
Это белый …
Лебедь. Оперение лебедей по своей окраске бывает либо чисто белое, либо серого или чёрного цвета. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а также их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами.
Слайд 9
Птичку эту все мы знаем
На шесте у нас живет.
Как природа расцветает
Песни дивные поет.
Скворец певчая птица. У скворца чёрное перение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. В зимнее время на теле появляются многочисленные белые крапинки. Обладает широким диапазоном звуков, которые могут включать в себя свисты, скрипы, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Способен подражать пению других птиц.
Слайд 10
Птичка, внешне неприметна,
Запоет среди ветвей.
Так, что ахнем мы: «Ведь это Голосистый ...».
Соловей— неприметная серая певчая птица. Зимует в Африке. Обитает в кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда строит на земле или очень низко, в кустах. Яйца зеленоватые или голубоватые в крапинку.
Слайд 11
В ледяной воде болота.
Целый вечер бродит кто-то,
И не холодно ни капли.
Долговязой грустной …
Цапли— живущие на мелководье птицы. Обитают в заболоченных либо медленно текущих водоёмах. Они неподвижно стоят в воде и всматриваются в воду, выискивая добычу.
-Ну что ребята вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Птица счастья"
Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....
Конспект-занятие "Птицы"
для воспитателей....
Конспект занятия "Птицы республики Коми"
Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...
Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)
Содержание занятия по ручному труду основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....
Конспект занятия "Птица счастья"
Итоговое занятие в форме игротреннинга по теме "Птицы"...
конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"
беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе...
Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...