Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «В гости в осенний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях мира природы осенью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_v_osenniy_les.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
«В гости в осенний лес»
Цель: уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях мира природы осенью.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени (изменения в неживой природе, в живой природе, в растительном мире).
- Систематизировать знания детей о жизни диких животных, знания о том, как звери, птицы, насекомые готовятся к зиме.
- Расширить и углубить знания детей о грибах (как выглядят, где растут, какие отличительные признаки имеют, чем отличаются ядовитые от съедобных; закрепить знания о правилах сбора грибов).
-Дать понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.
- Вызвать интерес детей к лесу как к дому для животных и растений. Закрепить правила поведения в лесу.
-Воспитывать бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям, грибам).
- Учить устанавливать причинно-следственные связи между осенними природными явлениями
Развивающие:
- Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.
- Развивать логическое мышление.
- Совершенствовать связную речь.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес к природе, эмоциональное восприятие, бережное отношение.
Материалы и оборудование.
1. Разноцветны листья
2. Запрещающие знаки «Чего нельзя делать в лесу».
3. Письмо от лесных жителей.
4. Плакат с изображением леса, деревьев, гибов
5. Макеты грибов, корзинка
6. Картинки с изображением грибов, птиц, зверей.
7. Запись «Голоса леса».
Предварительная работа.
1. Наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди и т. д.).
2. Работа с календарём природы.
3. Рассматривание книжных иллюстраций, картинок на осеннюю тему.
4. Рассматривание репродукций картин с изображением осенних пейзажей, натюрмортов из овощей и фруктов.
5. Чтение произведений и разучивание стихотворений об осени.
6. Беседы о подготовке птиц, зверей и растений к зиме.
7. Беседы о перелётных и зимующих птицах.
8. Беседы о деревьях, разучивание дидактических игр «Найди свое дерево», «Угадай дерево по описанию».
11. Беседы о лесе, правилах поведения в нём. Знакомство с разными видами леса (ельник, березняк, дубрава, смешанный).
12. Беседы о съедобных и ядовитых грибах, признаках их различий.
Ход занятия.
I Организационный момент.
1. Приветствие.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А мы сегодня с Вами тоже пойдём в гости, а вот к кому, попробуйте догадаться…
2. Объявление темы занятия.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ванечку брусникой,
Катю – костяникой,
Машеньку – орешком,
Серёжу – сыроежкой,
Настеньку – малинкой,
Полину – земляникой.
Так кто этот богатырь?
Дети:
Лес.
Правильно, лес. А что такое ЛЕС?
Дети:
Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые.
Воспитатель:
Какое сейчас время года?
Дети:
Сейчас время года – осень.
Воспитатель:
Значит, в какой лес мы с Вами сегодня пойдём?
Дети:
В осенний.
Воспитатель:
Кто из Вас бывал в осеннем лесу?
Ответы детей.
- Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.
(Детям показываются плакаты с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу").
Ответы детей:
- Нельзя шуметь, бегать в лесу.
- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.
- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.
- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.
- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
- Нельзя разжигать костёр.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Вы знаете как вести себя в лесу. Значит, можно идти в гости.
Речевая игра. Идем по лесной тропинке.
«По лесной тропинке
В сказку мы пойдем
И дорогу к Осени
Быстро мы найдем, (шагают)
Веточки березы (качают руками)
Ласково шуршат (трут ладошку об ладошку)
Лес чудес и сказок
Принимай ребят!» (кланяются)
- Вот мы и пришли в осенний лес.
Осенний лес – какое чудо!
Листва ковром лежит повсюду.
Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят.
Как хорошо в лесу!
- Ребята, чувствуете, какой воздух в лесу? Давайте немного вдохнем чистого, лесного воздуха. Набираем воздух полной грудью, и выдыхаем медленно через рот. Молодцы! Вот мы и стали еще здоровее.
II Основная часть занятия.
(Звучит музыка «голоса леса»)
Воспитатель:
- Вот и лес. Посмотрите вокруг. Как красиво! Ребята, что Вы видите?
Дети:
- Под ногами листья, на деревьях мало листьев, листья разноцветные.
Воспитатель:
Ребята, какие признаки осени вы знаете?
Дети :
- Становится холодно, солнце не греет, небо закрыто облаками,погода пасмурная, идёт моросящий дождь. Листья на деревьях опадают, птицы улетают в теплые края.(схема)
Воспитатель:
Как приятно ходить по земле, по разноцветным листьям. Слушать, как тихо они шуршат под ногами. На что похожа земля, укрытая листьями?
Дети:
- На ковёр.
Воспитатель:
Ребята, скажите, как по другому называются, когда опадают листья?
Дети:
Листопад.
Воспитатель:
- Давайте поиграем с листьям! А игра называется
«С какого дерева листок».
Выберите листик ,который вам понравился и расскажите нас с какого дерева он.(берёза,клён,рябина)
Молодцы,все листочки назвали правильно,а теперь давайте устроим весёлый листопад.
Дети играют с листьями, подбрасывают их и находят письмо.
Воспитатель:
- Ой, ребята, что это? Письмо. Адрес : Детский сад № 27 «Золотая рыбка», ребятам.
Адрес отправителя: Лес, зверям и птицам.
Давайте прочитаем, что же они нам пишут.
(Читают письмо от зверей)
Лесные жители просят нас вести себя тихо у них в гостях и не мешать им готовиться к зиме. А как животные готовятся к зиме?
Воспитатель:
Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, рядом с нашей полянкой появилась чудесная полянка с грибами...Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы – любители поиграть в прятки и в игру под названием «Угадай, кто я?». Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Посмотрите, и корзинка здесь стоит. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:
- не срывать, не топтать ядовитые грибы, они нужны многим жителям леса;
- срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу;
- не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть не прикрытая листвой;
- не собирать грибы у проезжей части;
- собирать только известные грибы, неизвестные грибы не трогать, оставлять их в лесу;
- не срывать старые и очень маленькие грибы.
Ребята, в письме еще что-то написано: звери нам оставили подсказки какие грибы собирать... Давайте попробуем угадать, что же это за грибы ( показывать изображения грибов)
(Отгадывают загадки)
1. Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора - ... (боровик)
2. Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растём в лесу,
Как веснушки на носу... (опята)
3. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я …(подосиновик)
4. Не скрою: не белый, я, братцы, попроще,
Расту я обычно в берёзовой роще. (подберёзовик)
Воспитатель:
Ребята, а эти грибы съедобные или несъедобные?
Дети:
Съедобные.
Воспитатель:
А как называется самый известный ядовитый гриб?
Дети:
Мухомор.
Воспитатель:
Какие ещё ядовитые грибы Вы знаете?
Дети:
-Бледная поганка, ложный опёнок.
Воспитатель:
- Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Я вас сейчас научу, как определить, какие вы грибы нарвали. Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если хоть один гриб окажется ядовитым – луковица посинеет. А чтобы не ошибиться, ни в коем случае нельзя собирать незнакомые грибы!Давайте сделаем привал.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули– ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
Ребята, почему в нашем лесу так тихо? (ответы детей)Лесные жители готовятся к зиме.
Игра «Лесные жители»
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем! Я буду ведущим, а вы лесными жителями, согласны?
Дети: Да!
Деление на группы(птицы и животные)На столе лежат картинки с изображениями животных.
Воспитатель: Возьмите в руки картники и скажите: один, два, три, всех нас в лесных жителей преврати!
Дети говорят слова. Птицы летят в гнездышки,а животные в свои домики.
Воспитатель: Жители леса, осень на пороге, все ли к её приходу готовы?
Дети: Все!
Воспитатель: Вот это мы сейчас и проверим! Перво-наперво, осень напустит холоду в лес. Что птицы делать станут?
Дети: Улетят на юг!
Воспитатель: Как мы их назовем?
Дети: Перелетными!
Воспитатель: Почему они улетают?
Дети: Нет корма!
Воспитатель: А кто из птиц останется?
Дети: Воробьи, синицы, вороны, сороки, голуби, дятлы!
Воспитатель: Как мы этих птиц назовем?
Дети: Зимующими!
Воспитатель: А вы, звери, что будете делать? Кто из зверей шубки будет менять и на какие?
Дети: Заяц с серую на белую, белка с рыжей на серенькую!
Воспитатель: А какие убежища для себя приготовите?
Дети: Лиса – нору, волк – логово, медведь – берлогу, белка – дупло улепляет., ёж и барсук – норки.
Воспитатель: Кто какие припасы на зиму готовит?
Дети: Белка – грибы, ягоды, орехи, мыши – колоски и жёлуди
Воспитатель: А кто на зиму спать заляжет?
Дети: Ежи, медведи и барсуки!
Воспитатель: А кто без запасов и нор зимовать будет?
Дети: Заяц!
Воспитатель: Молодцы, все к зиме готовы!
Скажем – раз, два, три, всех нас в деток преврати!
Дети говорят слова
III Заключительная часть. Подведение итогов.
- Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу, нам пора возвращаться в свою группу. Покружись, покружись, в своей группе окажись.
Заключительная часть
- Где мы сегодня с вами были?
- Что делают звери осенью в лесу? Почему?
- Что стало с птицами? Почему?
-Что нового вы сегодня узнали?
- Молодцы, вы сегодня очень хорошо потрудились,вы настоящие знатоки природы! Спасибо!
-вручение медали «Знатокам природы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ"
Целью занятия является: развитие представлений детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; активировать познавательны...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Экскурсия в осенний парк.
Дети приходят в парк, рассматриват листья на деревьях,анализируют, поему они изменили цвет, исследуют, как шуршат листья под ногами. Перед уходом дети зарисовывают восковыми мелками осень в парке....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «В гости к Осени».
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «В гости к Осен...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Золотая Осень»
закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «В гостях у кастелянши»
Цель: Расширение знаний детей о профессиях работников детского сада, а именно кастелянши. Познакомить с обязанностями представителей данной профессии. Развивать и активизировать словарь детей. В...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Осень"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Осень"Цель: Закреплять знания детей о временах года; систематизировать представления об осени на основе рас...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «В гостях у осени»
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «В гостях у осени» ...