Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «В гости в осенний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Протопопова Елена Андреевна

Цель: уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях мира природы осенью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_v_osenniy_les.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

«В гости в осенний лес»

Цель: уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях мира природы осенью.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени (изменения в неживой природе, в живой природе, в растительном мире).

- Систематизировать знания детей о жизни диких животных, знания о том, как звери, птицы, насекомые готовятся к зиме.

- Расширить и углубить знания детей о грибах (как выглядят, где растут, какие отличительные признаки имеют, чем отличаются ядовитые от съедобных; закрепить знания о правилах сбора грибов).

-Дать понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.

- Вызвать интерес детей к лесу как к дому для животных и растений. Закрепить правила поведения в лесу.

-Воспитывать бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям, грибам).

- Учить устанавливать причинно-следственные связи между осенними природными явлениями

Развивающие:

- Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.

- Развивать логическое мышление.

- Совершенствовать связную речь.

Воспитательная:

- Воспитывать интерес к природе, эмоциональное восприятие, бережное отношение.

Материалы и оборудование.

1. Разноцветны листья

2. Запрещающие знаки «Чего нельзя делать в лесу».

3. Письмо от лесных жителей.

4. Плакат с изображением леса, деревьев, гибов

5. Макеты грибов, корзинка

6. Картинки с изображением грибов, птиц, зверей.

7. Запись  «Голоса леса».

Предварительная работа.

1. Наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди и т. д.).

2. Работа с календарём природы.

3. Рассматривание книжных  иллюстраций, картинок на осеннюю тему.

4. Рассматривание репродукций картин с изображением осенних пейзажей, натюрмортов из овощей и фруктов.

5. Чтение произведений и разучивание стихотворений об осени.

6. Беседы о подготовке птиц, зверей и растений к зиме.

7. Беседы о перелётных и зимующих птицах.

8. Беседы о деревьях, разучивание дидактических игр «Найди свое дерево», «Угадай дерево по описанию».

11. Беседы о лесе, правилах поведения в нём. Знакомство с разными видами леса (ельник, березняк, дубрава, смешанный).

12. Беседы о съедобных и ядовитых грибах, признаках их различий.                                                      

Ход занятия.

I Организационный момент.

1. Приветствие.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А мы сегодня с Вами тоже пойдём в гости, а вот к кому, попробуйте догадаться…

2. Объявление темы занятия.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ванечку брусникой,

Катю – костяникой,

Машеньку – орешком,

Серёжу – сыроежкой,

Настеньку – малинкой,

Полину – земляникой.

Так кто этот богатырь?

Дети:

Лес.

Правильно, лес.  А что такое ЛЕС?

Дети:

Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые.

Воспитатель:

Какое сейчас время года?

Дети:

Сейчас время года – осень.

Воспитатель:

Значит, в какой лес мы  с Вами сегодня пойдём?

Дети:

В осенний.

Воспитатель:

Кто из Вас бывал в осеннем лесу?

Ответы детей.

- Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.

(Детям показываются плакаты с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу").

Ответы детей:

- Нельзя шуметь, бегать в лесу.

- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.

- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.

- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

- Нельзя разжигать костёр.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята! Вы знаете как вести себя в лесу. Значит, можно идти в гости.

Речевая игра. Идем по лесной тропинке.

«По лесной тропинке

В сказку мы пойдем

И дорогу к Осени

Быстро мы найдем, (шагают)

Веточки березы (качают руками)

Ласково шуршат (трут ладошку об ладошку)

Лес чудес и сказок

Принимай ребят!» (кланяются)

- Вот мы и пришли в осенний лес.

Осенний лес – какое чудо!

Листва ковром лежит повсюду.

Деревья стройные стоят,

Ветвями на ветру шумят.

Как хорошо в лесу!

- Ребята, чувствуете, какой воздух в лесу? Давайте немного вдохнем чистого, лесного воздуха. Набираем воздух полной грудью, и выдыхаем медленно через рот. Молодцы! Вот мы и стали еще здоровее.

II Основная часть занятия.

(Звучит музыка «голоса леса»)

Воспитатель:

- Вот и лес. Посмотрите вокруг. Как красиво! Ребята, что Вы видите?

Дети:

- Под ногами листья, на деревьях мало листьев, листья разноцветные.

Воспитатель:

Ребята, какие признаки осени вы знаете?

Дети :

- Становится холодно, солнце не греет, небо закрыто облаками,погода пасмурная, идёт моросящий дождь. Листья на деревьях опадают, птицы улетают в теплые края.(схема)

Воспитатель:

Как приятно ходить по земле, по разноцветным листьям. Слушать, как тихо они шуршат под ногами. На что похожа земля, укрытая листьями?

Дети:

- На ковёр.

Воспитатель:

Ребята, скажите, как по другому называются, когда опадают листья?

Дети:

Листопад.

Воспитатель:

- Давайте поиграем с листьям! А игра называется

«С какого дерева листок».

Выберите листик ,который вам понравился и расскажите нас с какого дерева он.(берёза,клён,рябина)

Молодцы,все листочки назвали правильно,а теперь давайте устроим весёлый листопад.

Дети играют с листьями, подбрасывают их и находят письмо.

Воспитатель:

- Ой, ребята, что это?  Письмо. Адрес : Детский сад № 27 «Золотая рыбка», ребятам.

Адрес отправителя: Лес, зверям и птицам.

Давайте прочитаем, что же они нам пишут.

(Читают письмо от зверей)

Лесные жители просят нас вести себя тихо у них в гостях и не мешать им готовиться к зиме. А как животные готовятся к зиме?

Воспитатель:

Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок.

 Воспитатель:

Ребята, посмотрите, рядом с нашей полянкой появилась чудесная полянка с грибами...Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы – любители поиграть в прятки и в игру под названием «Угадай, кто я?». Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Посмотрите, и корзинка здесь стоит. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:

- не срывать, не топтать ядовитые грибы, они нужны многим жителям леса;

- срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу;

- не раскапывать палкой грибницу –  она может высохнуть не прикрытая листвой;

- не собирать грибы у проезжей части;

- собирать только известные грибы, неизвестные грибы не трогать, оставлять их в лесу;

- не срывать старые и очень маленькие грибы.

Ребята, в письме еще что-то написано: звери нам оставили подсказки какие грибы собирать... Давайте попробуем угадать, что же это за грибы ( показывать изображения грибов)

(Отгадывают загадки)

1. Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик,

 Житель бора - ...     (боровик)

2. Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растём в лесу,

Как веснушки на носу... (опята)  

3. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я …(подосиновик)

4. Не скрою: не белый, я, братцы, попроще,

Расту я обычно в берёзовой роще. (подберёзовик)

Воспитатель:

Ребята, а эти грибы съедобные или несъедобные?

Дети:

Съедобные.

Воспитатель:

А как называется самый известный ядовитый гриб?

Дети:

 Мухомор.

Воспитатель:

Какие ещё ядовитые грибы Вы знаете?

Дети:

 -Бледная поганка, ложный опёнок.

Воспитатель:

- Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Я вас сейчас научу, как определить, какие вы грибы нарвали. Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если хоть один гриб окажется ядовитым – луковица посинеет. А чтобы не ошибиться, ни в коем случае нельзя собирать незнакомые грибы!Давайте сделаем привал.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули– ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

Ребята, почему в нашем лесу так тихо? (ответы детей)Лесные жители готовятся к зиме.

Игра «Лесные жители»

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем! Я буду ведущим, а вы лесными жителями, согласны?

Дети: Да!

Деление на группы(птицы и животные)На столе лежат картинки с изображениями животных.

Воспитатель: Возьмите в руки картники и скажите: один, два, три, всех нас в лесных жителей преврати!

Дети говорят слова. Птицы летят в гнездышки,а животные в свои домики.

Воспитатель: Жители леса, осень на пороге, все ли к её приходу готовы?

Дети: Все!

Воспитатель: Вот это мы сейчас и проверим! Перво-наперво, осень напустит холоду в лес. Что птицы делать станут?

Дети: Улетят на юг!

Воспитатель: Как мы их назовем?

Дети: Перелетными!

Воспитатель: Почему они улетают?

Дети: Нет корма!

Воспитатель: А кто из птиц останется?

Дети: Воробьи, синицы, вороны, сороки, голуби, дятлы!

Воспитатель: Как мы этих птиц назовем?

Дети: Зимующими!

Воспитатель: А вы, звери, что будете делать? Кто из зверей шубки будет менять и на какие?

Дети: Заяц с серую на белую, белка с рыжей на серенькую!

Воспитатель: А какие убежища для себя приготовите?

Дети: Лиса – нору, волк – логово, медведь – берлогу, белка – дупло улепляет., ёж и барсук – норки.

Воспитатель: Кто какие припасы на зиму готовит?

Дети: Белка – грибы, ягоды, орехи, мыши – колоски и жёлуди

Воспитатель: А кто на зиму спать заляжет?

Дети: Ежи, медведи и барсуки!

Воспитатель: А кто без запасов и нор зимовать будет?

Дети: Заяц!

Воспитатель: Молодцы, все к зиме готовы!

Скажем – раз, два, три, всех нас в деток преврати!

Дети говорят слова

III Заключительная часть.  Подведение итогов.

- Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу, нам пора возвращаться в свою группу. Покружись, покружись, в своей группе окажись.

Заключительная часть

- Где мы сегодня с вами были?

- Что делают звери осенью в лесу? Почему?

- Что стало с птицами? Почему?

-Что нового вы сегодня узнали?

- Молодцы, вы сегодня очень хорошо потрудились,вы настоящие знатоки природы! Спасибо!

-вручение медали «Знатокам природы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ"

Целью занятия является: развитие представлений детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; активировать познавательны...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Экскурсия в осенний парк.

Дети приходят в парк, рассматриват листья на деревьях,анализируют, поему они изменили цвет, исследуют, как шуршат листья под ногами. Перед уходом дети зарисовывают восковыми мелками осень в парке....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «В гости к Осени».

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «В гости к Осен...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Золотая Осень»

закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «В гостях у кастелянши»

Цель: Расширение знаний детей о профессиях работников детского сада, а именно кастелянши. Познакомить с обязанностями представителей данной профессии. Развивать и активизировать словарь детей. В...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Осень"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Осень"Цель: Закреплять знания детей о временах года; систематизировать представления об осени на основе рас...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «В гостях у осени»

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе  «В гостях у осени»  ...