Конспект занятия "Масленица"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Конспект занятия в средней группе "Масленица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_maslenitsa.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе «Масленица»

Цель: познакомить детей с народными традициями праздника «Масленица».

Задачи:

Образовательные:

  • приобщать детей к традициям русского народа;
  • продолжать знакомить детей с различными жанрами устного народного творчества: заклички, хороводы, пальчиковые игры

Развивающие:

  • Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к традициям русского народа;

Предварительная работа:

Разучивание заклички «Солнышко-колоколнышко», хоровода «Весна, весна красная»
Материал и оборудование: 7 «блинов» с заданиями, «снежки»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня поговорим о празднике Масленицы. Кто знает почему он так называется? По какому поводу его отмечают?

Дети: масляная, масло, едят блины

Воспитатель: правильно, название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели, а масло и другие молочные продукты еще можно было есть. Масленица - это праздник прощания с зимой и встреча весны. Люди, уставшие от морозов и холодов, зазывали солнышко, чтобы оно пришло, обогрело, растопило снега и привело на землю весну.
А знаете, ребята, что на Масленицу дети зазывали солнышко.

Давайте все вместе позовём его.

Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!

Семь дней продолжается Масленичная неделя.  И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы. Вот у нас здесь есть блины-солнышки. Их столько, сколько дней длится Масленичная неделя. Догадались, сколько здесь блинов-солнышек? Тоже семь. Каждый блинок расскажет про свой день и свою забаву вам предложит.

«Первый блин»

Начинается празднование в первый день недели - понедельник, его называют «встреча». В этот день делают куклу-чучело и строят снежные горки, и, конечно же, начинают печь блины.

Дидактическая игра «Собери блин из 4 частей»

«Второй блин»

Вторник называют «Заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.

Подвижная игра «Снежок» (Мнут в руках бумагу, делают снежок)
Раз, два, три, четыре, 

Мы с тобой снежок слепили 

Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий!
Раз – подбросим, 

Два – поймаем,
Три – уроним
И метаем

Дети под весёлую музыку кидают друг в друга снежки.

«Третий блин»

Среда называется «Лакомка». В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам.

Пальчиковая игра

Мы печем, печем блины,

Очень вкусные они.

Дети хлопают в ладоши, поворачивают их так, чтобы сначала правая рука сверху, затем левая сверху.

Муку сначала насыпаем.

«Сжать» в руке ложку и имитировать насыпание муки.

И молоко мы наливаем.

Имитация наливания из кувшина молока.

Соль и сахар добавляем.

Насыпают щепоткой пальцев.

Долго все потом мешаем.

Одной рукой, как бы, обнимаем кастрюлю, а другой быстро мешаем.

А теперь печем блины, -

Очень сладкие они.

Ешьте! Вкусные они.

Дети руки протягивают вперед, будто подают блюдо с блинами.

С маслом, со сметаной,

Облизывают языком губы.

С корочкой румяной!

Правую руку протягивают вперед с поднятым большим пальцем.

«Четвертый блин»

Четверг - «Разгуляй», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Колядовать - значит ходить по дворам, петь веселые песни и желать здоровья и благополучия хозяевам.

Хоровод «Весна, весна красная»
Весна, весна красная (водят хоровод)
Приди весна с радостью
С радостью, с радостью,
С великой милостью!
Со льном высоким
(останавливаются, руки поднимают вверх, встают на носочки)
С корнем глубоким приседают, 
(руки опускают вниз)
С хлебами обильными! 
(Бегут по кругу, взявшись за руки)

Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!
«Пятый блин»

Пятница - «Тещины вечерки». Теперь уж папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. слушайте внимательно. подсказывайте старательно:

На тарелке он один - называем просто ... (блин).

Много испекли их мы - тогда назовем ... (блины).

Испекли для дочек - назовем ... (блиночек).

Будет кушать их сынок - назовем тогда ... (блинок).

Огромный, как домище - назовем ... (блинище).

«Шестой блин»

Суббота - «Золовкины посиделки». Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. Ходят друг к другу в гости, угощают, дарят подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

Дидактическое упражнение «Скажи доброе слово, комплимент товарищу».

«Седьмой блин»

Последний день Масленицы - «Проводы».

Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить.

А еще последний день Масленицы называют «Прощеное воскресенье». Ведь последний день недели - воскресенье. А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у друга просят прощения за то, что совершили, за ошибки, за все то, что могло обидеть человека.

Пальчиковая гимнастика:

Стала Маша гостей собирать (хлопать в ладоши)

И Иван приди (загибать поочередно пальчики левой и правой руки, начиная с большого)

И Степан приди,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди.

А Митрошечка,

Ну, пожалуйста! (указательным пальцем левой руки поглаживаем мизинец правой руки

Стала Маша гостей угощать (хлопать в ладоши)

И Ивану блин (загибаем поочередно пальчики левой руки, начиная с большого)

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке - мятный пряничек (большим пальцем правой руки покачиваем мизинец левой руки)

Стала маша гостей провожать (хлопать в ладоши)

Прощай, Иван (по очереди загибать пальчики на обеих руках, начиная с больших)

Прощай Степан,

Прощай Андрей,

Прощай, Матвей,

 И Митрошечка - До свидания!

Воспитатель: Вот так проходила Масленица на Руси!

Кому понравилось занятие? Что было интересно? Кто узнал что-то новое?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....