Проект "Арктические пустыни"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Замятина Наталья Павловна

Арктика – загадочный уголок нашей планеты, где природа сохранилась практически в своем первозданном виде. Знания о климате, о животном и растительном мире Арктики, в особенности арктической пустыни, очень скудны. Имеющиеся знания не систематизированы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_geograf_22.docx153.34 КБ

Предварительный просмотр:

 «Юный географ» 2022

Муниципальное бюджетное детское

образовательное учреждение

 – детский сад №26

Арктика.

Арктическая пустыня.

C:\Users\User\Desktop\географ\арктика\plsssnpst-1024x656.jpg

Подготовила  

воспитатель 1кв.кат.  

Замятина Н.П.

г. Екатеринбург

Оглавление.

Паспорт проекта………………………………………………… 3 стр  

Этапы реализации проекта…………………………………….   6 стр.  

Результаты и выводы…………………………………………..   8 стр.  

Список литературы……………………………………………..  9 стр.

Приложение 1. Подвижные игры……………………………… 10 стр.

Приложение 2. Загадки об Арктике…………………………… 12 стр.

Приложение 3. Стихи об Арктике…………………………….. 14 стр.

Приложение 4. Рассказы и сказки о Севере ………………….. 17 стр.

Приложение 5. Презентация «Арктическая пустыня» ……….. 20 стр

Приложение 6. Макет «Арктическая пустыня» ……………….22 стр

Приложение 7. Леп-бук «Арктическая пустыня»……………. 23 стр

Паспорт проекта.

Тема проекта: «Арктика. Арктическая пустыня.»         

Тип проекта: Познавательно-исследовательский.

Участники проекта: воспитатель, воспитанники старшей группы (возраст детей 5-6 лет), родители (законные представители).

Продолжительность: две недели (краткосрочный).

Актуальность проекта (обоснование выбранной темы): 

Арктика – загадочный уголок нашей планеты, где природа сохранилась практически в своем первозданном виде. Знания о климате, о животном и растительном мире Арктики, в особенности арктической пустыни, очень скудны. Имеющиеся знания не систематизированы.

В процессе реализации данного познавательно-исследовательского проекта были поставлены следующие цели и задачи.

Цель проекта:

  • развитие познавательных способностей детей в процессе работы над проектом;
  • развивать интерес к исследовательской работе;
  • развивать умение работать в команде;
  • формирование экологической культуры у детей и их родителей, желания беречь и защищать природу.

Задачи проекта:

Познавательное развитие: 

  • познакомить детей с климатом Арктики (арктической пустыни); 
  • познакомить с растительным миром арктических пустынь;
  • познакомить с животными Арктики; их внешним видом, повадками;
  • расширить представления о жизни людей в суровых условиях Арктики;
  • сформировать экологические представления о взаимосвязях в природе;
  • развивать интерес к экспериментальной деятельности;
  • развивать интерес к географическим маршрутам.

Речевое развитие: 

  • обогатить речь словами: айсберг, полярное сияние, экспедиции, дрейф и т.д.;
  • закрепить названия северных животных и их детенышей;
  • поощрять попытки высказывать свою точку зрения.

Социально- коммуникативное развитие: 

  • способствовать формированию личного отношения к соблюдению моральных норм, навыка сотрудничества, чувства удовлетворенности от участия в совместной деятельности;   
  • воспитывать бережное отношение к природе и понимание значимости экологических проблем.

Художественно- эстетическое развитие;

  • развивать эстетический вкус детей и интерес к окружающему;
  • учить замечать красоту природы;
  • способствовать индивидуальному самовыражению в продуктивной деятельности;
  • поддерживать инициативу детей в импровизации.

Физическое развитие:

  •  познакомить детей с играми народов Крайнего Севера;
  • создавать условия для развития двигательных умений детей;
  • укреплять физическое и психическое здоровье детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Объект и предмет исследования: Арктическая пустыня.

Гипотеза проекта: в арктической пустыне нет жизни.

Проблема проекта: Почему и как нужно охранять природу Арктических пустынь?

Реализация проекта (формы работы):

  • Беседы с использованием иллюстраций.
  • Чтение художественной литературы (стихи, загадки, рассказы).
  • Просмотр познавательных фильмов, презентаций.
  • Экспериментирование.
  • Дидактические игры.
  • Подвижные игры.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Творческо-продуктивная деятельность в рамках совместной деятельности и НОД.
  • Создание совместно с родителями лэп-бука и макета и их презентация.
  • Создание творческой презентации с использованием ИКТ.
  • Создание презентации – отчета (этапы реализации проекта)

Результат (продукт) проекта:

  • Лэп-бук «Арктическая пустыня»
  • Макет «Арктическая пустыня»
  • Коллекция произведений об арктической пустыне (рассказы, стихи, загадки, фильмы, иллюстрации)
  • Добавление в картотеку дидактические игр по теме проекта.
  • Добавление в картотеку подвижных игр по теме проекта.
  • Выставки детских работ (рисование, аппликация, лепка)
  • Творческая презентация «Арктическая пустыня»  

Работа с родителями: 

  • Привлечь родителей к сбору информации для создания   лэп-бука и макета.
  • Предложить родителям подборку загадок, литературных произведений (стихов, рассказов, сказок) об арктической пустыне.
  • Привлечь родителей к созданию макета арктической пустыни.

Предполагаемый результат:

Сформированность знаний детей об арктической пустыне, о климате, животном и растительном мире этого Крайнего Севера.  

Создание мультимедийной творческой презентации «Арктическая пустыня».   Создание совместно с родителями продукта проекта леп-бука и макета «Арктическая пустыня».

Перспектива: Сформированное убеждение о необходимости охраны живой и неживой природы Арктической пустыни.

Этапы реализации проекта.

Этапы

Совместная деятельность участников проекта

Подготовительный

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; подбор методической литературы для реализации проекта; подбор дидактических, подвижных игр, подбор наглядно-дидактического материала: иллюстраций, художественной литературы (стихи, загадки); познавательных фильмов, организация развивающей среды в группе, информирование и вовлечение родителей в работу над проектом.

Основной этап

  • Беседы с использованием иллюстраций: «Что такое Арктические пустыни?»
  • Чтение художественной литературы (стихи, загадки, рассказы, сказки)
  • Просмотр познавательных фильмов

     - «Полярное сияние»    

            (http://www.youtube.com/watch?v=0xh6YS2OaQg )

         - «Мир моржей в природе Севера»            

              (http://www.youtube.com/watch?v=LsQPNKieqck);

         - «Тюлени» (http://www.youtube.com/watch?v=PM-N7ecbyCU);

         - «Дикая Арктика. Северный Ледовитый океан. Замерзшее      

            царство» - http://www.youtube.com/watch?v=kp_tsqM3DRw 

  • Создание и демонстрация детям творческой презентации с использованием ИКТ

        - «Арктика. Арктические пустыни.»

  • Экспериментирование «Плавающая льдина», «Замерзание разных жидкостей», «Оживление лишайника».
  • Создание совместно с родителями лэп-бука «Арктическая пустыня» и его презентация.
  • Дидактические игры: «Назови животных Арктической пустыни»; «Собери животное» (разрезные картинки); «Четвертый лишний», «Ледяная мозаика».
  • Подвижные игры: Подвижные игры: «Бой медвежат», «Ледышки», «Льдинки, ветер и мороз», эстафета «Гонки на нартах (ледянках)», упражнения «Тюлени», «Прыгаем по льдинам», «Полярная сова».
  • Самостоятельная деятельность детей:

       - рассматривание карты мира, России, энциклопедий, наглядно-                

         иллюстративного материала;

       - самостоятельная продуктивно- художественная деятельность  

        (рисование, лепка, рисование полярного сияния, айсберга);

       - самостоятельная деятельность в уголке социально-                  

         коммуникативного развития (сюжетно-ролевые игры по теме        

         реализуемого проекта)

  • Творческо-продуктивная деятельность в рамках совместной деятельности и НОД:

       - рисование "Полярное сияние";

       - аппликация «Медведи на льдине»;

       - лепка из пластилина «Иглу – жилище Севера»

Заключительный этап

Диагностика знаний детей по теме проекта. Оформление текста проекта. Создание презентации – отчета (этапы реализации проекта)

Рефлексия

Обобщение полученных знаний, опыта работы

 

Результаты и выводы.

  1. Дети узнали о климате, природных явлениях, животном и растительном мире арктических пустынь.                              
  2. Опровергли поставленную гипотезу, об отсутствии жизни в условиях Крайнего Севера.  
  3. Через вовлечение детей и родителей в практическую деятельность, привлечено их внимание к проблеме охраны природы арктических пустынь.
  4. Через творчество в изобразительной деятельности, закрепили и систематизировали знания климате, природных явлениях, животных и растениях арктических пустынь.  Стали более активными, самостоятельными, инициативными в проявлении своих познавательных и творческих способностей.
  5. Дети проявили отзывчивость, доброжелательность, усвоили, что нужно бережно относится к природе.
  6.  Родители приобщились к воспитательно-образовательному процессу детей, повысили свою экологическую грамотность.

Список литературы и интернет-сайтов

  1. «Арктические пустыни и человек» - http://www.youtube.com/watch?v=ef_V5HVN6B4 
  2.  «Дикая Арктика. Северный Ледовитый океан. Замерзшее царство» - http://www.youtube.com/watch?v=kp_tsqM3DRw 
  3.  «Зона арктических пустынь» - http://www.youtube.com/watch?v=mZ5L9A_F-og 
  4. «Мир моржей в природе Севера» -             http://www.youtube.com/watch?v=LsQPNKieqck);
  5. «Нарвал» - http://www.youtube.com/watch?v=N_2Y5ir1rGc 
  6. «Об арктической пустыне» - http://www.youtube.com/watch?v=Jt2zPOmC06Q 
  7.  «Северное сияние» - http://www.youtube.com/watch?v=0xh6YS2OaQg 
  8. «Тюлени» - http://www.youtube.com/watch?v=PM-N7ecbyCU)
  9. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  10. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.Айрис-пресс, 2008. - (Дошкольное воспитание и развитие).
  11. Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск "Проектная деятельность в ДОУ", МЦФЭР, ресурсы образования.
  12. Педагогическое проектирование. Сборник по результатам Областного конкурса «Педагогический проект», - Томск, 2011.  
    Западно-Сибирское книжное издательство. Новосибирск, 1974
  13. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  14. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. - № 4.

Приложение 1.

Подвижные игры.

  • Упражнение «Тюлени». 

Ложимся на живот, руки вдоль туловища. Прогибаем спину назад, не отрывая ноги от пола. Повторяем несколько раз.

Цель: развитие гибкости, ловкости.

  • «Эскимосы». 

Детскую палатку превращаем в иглу (я просто накинула на палатку белую скатерть), сами надеваем шапки, а при желании можно и еще что-нибудь теплое, и обыгрываем жизнь эскимосов на Северном полюсе: как они охотятся, ловят рыбу, катаются на оленях, мерзнут и греются и т.п.

Цель: познакомить с бытом, обычаями народов Севера.

  • «Льдинки, ветер и мороз» 
    Участники встают парами, лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь, дзинь» Делают хлопок на каждый на каждое слово: вначале в свои ладоши, затем в ладоши своего товарища. 
    Хлопают и говорят: «дзинь, дзинь» - пока не услышат сигнал «Ветер». 
    На этот сигнал дети разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз» дети возвращаются в пары и берутся за руки. 
    Цель: развитие координации движений, быстроты, находчивости. 
  • «Прыгаем по льдинам».

На полу раскладываем листы белой бумаги, прыгаем по ним, стараясь не наступить в холодный океан.

Цель: развитие координации движений.  

   

  • «Гонки на нартах» 
    Игра проводится в зимнее время года, количество игроков не ограничено. Участники делятся на три команды по три человека. Выстраиваются на старте. Один игрок из команды берет нарты за веревку, второй садится на нарты, третий оказывает помощь, толкая нарты сзади или в спину сидящего на нартах. По сигналу ведущего экипажи бегут к ориентиру, огибают его и возвращаются обратно. Побеждает команда, которая придет к финишу первой. 
    Цель: развитие скорости, выносливости, силы рук, ног, мышц спины. 

  • «Полярная сова». 

Как известно, полярная сова – это быстрый и свирепый хищник. Один из игроков назначается совой, его задача бегать, размахивая крыльями, и ловить себе добычу. Остальные должны убежать или спрятаться от совы. По сути это обычные догонялки, так что можно играть даже вдвоем.

Цель: развитие быстроты бега, двигательной реакции, ловкости.

  • «Ледышка». 

В эту игру лучше играть как минимум втроем. Один из игроков назначается Морозом, он догоняет, а остальные убегают. Если Мороз кого-то коснется, то тот замерзает и замирает. Однако остальные игроки, которых еще не заморозили, могут разморозить «ледышек», прикоснувшись к ним. Игра заканчивается тогда, когда Мороз заморозит всех игроков.

Цель: развитие быстроты бега, двигательной реакции, ловкости.

  • «Бой медвежат» 
    Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. Чертится круг диаметром 2 метра. В него встают на корточки соперники (медвежата), вытягивают руки вперед ладошками. Необходимо вытолкнуть соперника из круга, ударяя об его ладони, или заставить его земли или пола любой частью тела. Кому удастся это сделать, тот и является победителем.

Цель: развитие силы, ловкости, координацию движений, внимания, волевых качеств. 

Приложение 2

Загадки про Арктику.

Постарайся, угадай,
Что это за край:
Все кругом белым-бело —
Снегом белым замело.
Валит снег из низкой тучи,
День и ночь мороз трескучий.
Ветра свист, метелей вой —
Край холодный, ледяной.
                                             (Арктика)

Где всегда, скажите дети,
Полно снега, много льда,
Ночи длятся по полгода,
Ветры мчат туда-сюда?
Где под северным сияньем
Люди ездят на санях?
Что за регион планеты,
Где не тает лед в морях?
Где отчётливо видна
Наших звёзд галактика?
Подскажите место то,
Как зовётся? ...                       (Арктика)

Кто втыкает бивни в лёд,

Толстый, кто по льду ползёт?

На морозе не замёрз-

Он не мёрзнет, он же …        (морж)

Океанская вода!

Ой, холодная всегда!

А они лежат на пляже,

вроде загорают даже!

А один:"Купаться лень!"

Дети, это кто -…....                  (тюлень)

Барибал и гималайский,

Гризли, много их на свете,

Но, один такой окраски – белый,

Вы уж мне поверьте.           

                  (белый медведь)

Здесь Ледовитый океан.

Плывёт на льдине капитан.

Он в белой шубе, он лохмат

Как брат лесной, он косолап.

(белый медведь)

В Арктике она гнездится

Очень тёплый пух у птицы.

- Как, зовут тебя, а? «Га - га!»

Рады встрече, птица 

                              (гага).

В бурном море поохотясь,

С белой пеной на боках

Из холодных вод выходим

Мы на ластах и клыках.    

                                                     (моржи)

Длинный мех бел, как снег.  

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тыщу килограмм!

И в любую непогоду

Спрячет деток он в берлогу.  

                                   (белый медведь)

Ночью ухает: «Ух – ух!»  

Съем любого, кто лопух.

Догоню, когтями – цап!  

Утащу и съем во льдах.

У меня желты глаза,

Перья тонки, белы,

Клюв короткий и кривой –

Я – охотник смелый.   

                                      (полярная сова).

Корешки морошки гложем,

Мох грызем, в конце концов.

Но без тундры жить не можем,

Хоть пугаемся песцов.                                

                                         (лемминги).

Шерсти я имею мало,

Но среди полярных льдов

Жир меня, как одеяло,

Бережёт от холодов.                                  

                                                  (тюлень)

Что за хищник за такой,

С шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой, В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода.                                

                                                  (песец)

Толстый в складку богатырь

В ластах и безухий.

Ковыряет с дна морского

Раковин покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой

Угадайте - ка ребятки,

Что за богатырь такой.                                                                     

                                                    (морж)

В океане тёмно – синем,

Лапой, выудив моржа,

На полярной скользкой льдине  Я дрейфую, не дрожа.  

                                   (белый медведь)

Белой глыбой ледяной

В океане встал стеной.

Знает каждый капитан,

Как опасен великан.

(айсберг)

Как красивы полюса,

Там сверкают небеса!

Яркий всполох там и тут,

Только это не салют.

(полярное сияние)

В эти темные полгода

С освещеньем туго.

В сумраке живет природа

За полярным кругом.

(полярная ночь)

Пробираюсь к полюсам

На широких лыжах,

Чтоб к научным чудесам

Оказаться ближе.

(полярник)

Там, где близко полюса,

Происходят чудеса.

Солнце в небе кругом ходит

И полгода не заходит.

(полярный день)

Он мощнее всех судов

Пробивает толщи льдов

И плывет к полярной льдине

С мишками косматыми.

Двигатель не на бензине,

А на мирном атоме.

(ледокол)

Сел тюлень на этот плот,

В море Лаптевых плывет.

Плот для странствий ненадежен,

Расколоться с треском может.

(льдина)

Приложение 3

Стихи про Арктику.

Белый медведь
Бродят в толстых шубах белые медведи,
Самые большие хищники на свете.
На моржей порою нападать решаются.
Впрочем, и рыбёшкой тоже не гнушаются.
Кроме человека, нет врагов практически
У красавцев этих из пустынь арктических.

Морж
Правда, толстокожий морж
На слона чуть-чуть похож?
Бивни носит он, как слон,
Да и весит пару тонн.
Но живёт он в царстве льда,
Где холодная вода.
Закалённый, хладостойкий,
С толстой жировой прослойкой.
И питается не фруктами –
Рыбой и морепродуктами.

Песец
Песец, полярная лисица,
Жить в Заполярье не боится.
Песцов от вечной мерзлоты
Спасают шубы и  хвосты:
Зверьки под хвостик прячут спины
И спят – без пледа и перины.

Лемминг
Лемминг,
Или мышь полярная  -
Пища в тундре популярная.
Ест их всяк, кому не лень –
Горностай, песец, олень,
Волк, сова и даже лось.
Так уж в тундре повелось.

Птичий базар
В заполярного лета разгар
Открывается птичий  базар.
В эту пору огромные стаи
Покормиться  домой  прилетают.
Чайки, крачки, бакланы, гагары
Очень любят такие базары.
И пускай там идёт не торговля,
А обычная рыбная ловля,
Пусть и тесно, и суетно там,
Но привольно и сытно птенцам.
Кратковременно в тундре тепло:
Только встал молодняк на крыло,
Собираются  птицы  опять
На чужбину лететь зимовать.

Север

По ледяной пустыне

          медведица идёт,

За нею медвежата

торопятся вперёд.

Трещит мороз жестокий,

повсюду - снег и лёд.

По полынье холодной

за нерпой морж плывёт.

Бегут, спешат олени,

им виден путь едва...

Над ними тихо кружит

полярная сова.

Тюлень

Тюлень лежит на льдине,

Как будто на перине.

Вставать он не торопится:

Жирок под шкурой копится.

Морж

Гордится морж усами

И острыми клыками.

Он в Арктике живёт,

Где снег вокруг и лёд

Мечты об Арктике
Попасть бы мне однажды вдруг
За северный полярный круг!
Там, говорят, бывают
Такие чудеса:
Там северным сиянием
Сверкают небеса.
Там на зиму сменяет ночь
Полярный долгий день.
Там плавает усатый морж
И бархатный тюлень.
Там сквозь арктические льды,
Метели, холода
Проводят ледоколы
Промёрзшие суда.
Там по просторам тундры
Стада свои ведёт
Широкоскулый мудрый
Старик оленевод.
Живёт он в тёплом чуме -
Такой у ненцев дом -
И он, конечно, с Умкой
Из мультика знаком.
Я с Умкой подружиться
Хочу уже давно.
И в Арктику однажды
Уеду всё равно!

Приложение 4

Рассказы и сказки о Севере

Отчего у белого медведя нос чёрный

(юкагирская сказка)

Белый медведь по зимней тундре идёт – его не заметишь.

Со льдины на льдину перескакивает – будто ветер снегом кидается.

На берегу станет – как кочка, снегом прикрытая.

Но всё это только тогда, когда медвежьего носа не видно.

Потому что нос у него – чёрный.

Кругом всё бело, а чёрный мячик по льдине скачет – медведь бежит. Из-за носа своего остаётся очень часто ни с чем – все от него удрать успели!

В давние времена, однако, медведь весь белым был. И нос у него был белый.

Тогда он не только к моржу или нерпе легко подкрадывался, но и к человеку не боялся близко подходить.

Охотники в тундру уйдут, а он к стойбищу подходит, женщин и детей пугает, еду крадёт.

Надоело это людям, решили они медведя проучить.

Охотники уехали из стойбища – медведь это видел.

А вот как они тихо назад вернулись - он не заметил и вздумал, как всегда, сушёной рыбы у людей взять, детей напугать.

Пришёл.

Тут-то охотники и выбежали ему навстречу. У каждого в руке головешка от костра.

Медведь бросился в одну сторону, в другую – всюду охотники, собаки, огонь.

Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил. И нос стал чёрным.

Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные сводил. Шерсть новая отросла, белой стала.

А нос так навсегда и остался чёрным.

Сперва медведь не понял, в чём дело: никого поймать не может! Все от него убегают!

Потом сообразил: звери его чёрный нос видят!

Теперь, когда медведь к тюленям или нерпам крадётся, он нос лапой закрывает.

Вот какой хитрый!

А с людьми с той поры он встречаться не любит. Лучше от них прочь да подальше!

        

Белёк

Геннадий  Снегирев.

Тюлени оставляют своих малышей на льду, и только утром приплывает к бельку мать, покормит молоком и опять уплывает, а он весь день лежит на льдине, весь белый, мягкий, как плюшевый. И если бы не большие чёрные глаза, я его не заметил бы.

 Положили белька на палубу и поплыли дальше.

 Я принёс ему бутылочку молока, но белёк пить не стал, а пополз к борту. Я оттащил его обратно, и вдруг из его глаз покатилась сначала одна слеза, потом вторая, и так и посыпали градом. Белёк молча плакал. Матросы зашумели и сказали, что надо скорее положить его на ту льдину. Пошли к капитану. Капитан поворчал-поворчал, но всё же развернул корабль. Льды ещё не сомкнулись, и по водяной дорожке мы пришли на старое место. Там белька снова положили на снежное одеяло, только на другую льдину. Он почти перестал плакать. Наш корабль поплыл дальше.

Белая нерпа

В долине Пила и - Большой реки - построили себе землянку два рыбака. Один был бедный, другой - богатый. Бедный жил как все, все обычаи соблюдал. Приедут из других селений гости - он их накормит, ночевать пустит, табаком угостит. А богатый скупой был. Даже рыбьего хвоста никому не давал. Все для себя берег.

Пошел как-то бедный рыбак навагу ловить. Сел в лодку, закинул удочку. Утро ждал, день ждал - нет рыбы. Только к вечеру несколько наважин поймал.

- И это хорошо, - говорит.

Вытащил он лодку на берег, идет домой, шатается от голода. И тут видит: нерпа показалась, к нему плывет. Взял рыбак палку, за камень спрятался.

Приблизилась нерпа, на берег выбралась. Кинулся рыбак к ней и удивился: нерпа не такая, как другие, - вся белая как снег. Лежит нерпа, едва дышит - бок у нее поранен. Жалко стало рыбаку нерпу. Отдал он ей рыбу. Ест нерпа рыбу и на глазах выздоравливает. А когда все съела, рана совсем затянулась.

Протер глаза рыбак, еще больше удивился: на том месте, где была нерпа, поднялась песчаная коса. Пошел рыбак по ней. Идет, а сам боится - справа море, слева море. Вдруг косу зальет? Но все же идет. До конца косы добрался, а она в крышу какого-то жилища упирается. Осмелился рыбак и в томе хуты - дымовое отверстие - заглянул. Видит: внутри большой дом, на нарах у очага старик сидит.

Заметил старик вошедшего, к себе поманил. Подошел рыбак ближе, а это сам Тол-ызнг - хозяин моря - перед ним. Отложил старик трубку и говорит:

- Сегодня ты спас белую нерпу. Это была моя дочь. Если бы не ты, она бы погибла. За доброту твою отдаю ее тебе в жены.

Махнул старик рукой - и приплыло в жилище много белых нерп. Тут одна нерпа превратилась в девушку, подошла к отцу, в руках нерпичью шкуру держит.

- Возьми шкуру и иди с этим человеком, - сказал Тол-ызнг. - Женой ему будешь. Рыбу вместе с ним лови, детей расти.

Выслушала девушка отца и пошла с рыбаком в стойбище. Хорошо они жили. Соберется муж кету ловить - и жена с ним. Выйдут на лодке, забросят невод, а девушка наденет нерпичью шкуру, превратится в нерпу, заплывет в море и начинает рыбу гнать. Много набьется ее в невод. На всю зиму хватит и еще остается.

Завидовали люди такой удаче, а скупой богач - больше других. «Как же, - думает, - и мне удачу найти?» И придумал. Когда в жилище соседа никого не было, украл он волшебную шкуру - и скорей на берег. Накинул шкуру на себя, в воду прыгнул. Но шкура так и осталась шкурой, ничего с ним не сделалось. Начал он кричать, на помощь звать. Но кто спасет, если никого вокруг нет?

Не утонул, однако. Жиру на нем много было, как поплавок, на волнах прыгал. Плавал он, плавал, пока чхарушем - морским чертом - не стал: туловище короткое, ноги и руки длинные, головы нет, глаза на груди огнем горят.

Так был наказан богач за свою жадность.

 

 

 

 

 

               

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Верблюд в пустыне" Открытое занятие по рисованию

Открытое занятие по рисованию в подготовительной группе с использованием нетрадиционных техник (расчёсывание краски) на тему: «Верблюд в пустыне».Из книги "Нетрадиционные техники рисо...

Конспект занятия "Климатические зоны Земли. Пустыня. Ледяная зона."

Конспект по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста, формирующий знания детей о климатических зонах Земли, обогащающий словарь по данной лексической теме, развивающий д...

Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе "Север и пустыня"

Данная интегрированная образовательная деятельность способствует расширению и уточнению представлений детей о пустыне и крайнем севере. Построенна с учетом ФГТ....

Конспект по экологии в подготовительной группе "Климатическая зона-пустыня".

Цель: Познакомить детей с климатической зоной «пустыня». Задачи:  Изучить животный и растительный мир пустыни....

Путешествие в пустыню Африки (игровая обучающая ситуация в соответствии с ФГТ)

Игры-путешествия очень любят дети дошкольного возраста, усвоение новых знаний происходит в увлекательной игровой форме...

"Путешествие в пустыню" .План - конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области "Познание " (ознакомление с окружающим миром

Конспект занятия с детьми подготовительной группы в рамках проведения проекта "Чем замечательна Африка"....