Манящий мир космоса 2021г.
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ермаковский детский сад № 5 комбинированного вида»
Детско – взрослый проект
«Манящий мир космоса »
Старший дошкольный возраст
Авторы проекта:
Педагог-психолог:
О.Н. Казанцева
Воспитатели:
Н.А. Степанова,
О.Н. Столбунова
с. Ермаковское 2021г.
База внедрения проекта: воспитанники разновозрастной группы компенсирующей направленности, родители детей, педагоги и специалисты МБДОУ – детский сад № 5
Сроки реализации проекта: краткосрочный (05.04.2021 – 16.04.2021)
Тип проекта: информационный, познавательный, практико-ориентированный, творческий.
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель проекта: приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям через расширение знаний о космосе
Задачи:
- способствовать ознакомлению детей с историей освоения космоса нашей страны, дать представления о роли человека в изучении космического пространства.
- обогащать представления и знания детей о космосе и солнечной системе.
- воспитывать чувство гордости, патриотизма за достижения нашей страны в области освоении космоса.
- совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ и семьей в вопросе воспитания нравственно-патриотических ценностей у дошкольников. Привлечь родителей к совместной деятельности.
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию.
Введение
Детство – это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, ничем не заменимый период человеческой жизни. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к культурной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания.
Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Обеспечение развития личностных качеств ребенка, через реализацию проекта, охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. История России богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям.
Проект «Манящий мир космоса» знакомит детей с Днем Космонавтики, с героическими покорителями космического пространства, с тем, что первым человеком, поднявшимся в космос на ракете Восток, был россиянин. Акцент на знании истории народа, обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, способствует личностному росту ребенка.
Данный проект поможет сформировать детям первоначальные представления о космосе, солнечной системе, о космонавтах ,позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Проблема:
Потеря эталона культурных и духовно-нравственных ценностей, замена их материальными ценностями, замена живого общения виртуальными играми сказывается на воспитании ребёнка. У детей снижена познавательная активность, искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, происходит утрата нравственных и социальных ценностей, теряется уважение к истории, к ее героям.
Незнание российского праздника - День космонавтики, о дате первого полёта Юрия Алексеевича Гагарина в космос, недостаточные знания о космосе, о солнечной системе.
Новизна и педагогическая целесообразность проекта заключается:
Новизна проекта заключается в использовании комбинаций инновационных педагогических методик и технологий, что способствует новым возможностям в воспитании у дошкольников нравственно-патриотических качеств, партнерскому взаимодействия ДОУ с семьёй через реализацию проекта.
Ожидаемый результат:
В ходе реализации проекта у детей будут сформированы:
- представления о космическом пространстве, о роли нашей страны в освоении космоса; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса. Дети узнают об русских ученых и исследователях в области космологии.
У родителей:
-повысится уровень педагогической культуры в вопросе воспитания у детей духовных и нравственно-патриотических ценностей через историю освоения космоса нашей страны.
Ресурсное обеспечение проекта:
Кадровые:
-Реализацию проекта осуществляют педагоги, родители, дети.
Информационно-методические:
-Мультимедийные ресурсы,
-интернет- ресурсы
- подбор теоретических материалов по познавательно-исследовательской деятельности в области космоса, подбор наглядного материала (иллюстрации, книги, видеофильмы)
Социокультурные:
- взаимодействия педагогов детей и родителей, в рамках данного проекта.
Педагогические технологии
Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий:
- Технология проектной деятельности формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения.
- Личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение комфортных условий ребёнку в дошкольном учреждении, предоставление возможности ребёнку для самореализации в игре в ходе реализации проекта.
- Индивидуального подхода – воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности, развивать навыки самостоятельной работы.
- Здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная), динамические паузы, релаксация, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье).
- Технология исследовательской деятельности: знакомство с историей освоения космоса предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
- Информационно-коммуникационных технологии: мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видео-просмотры, подбирается иллюстративный материал по теме проекта, создание буклета на тему «Космос».
- Технология лэпбука -поможет закрепить и систематизировать изученный материал о космосе, и в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Технологии критического мышления:
- Синквейн загадки -поможет пополнить словарный запас по теме «Космос». И выделять в большом объёме информации главную мысль, технология
- «Корзина идей» -этот прием накапливает знания. В ходе реализации проекта дети узнают что-то новое, и корзина идей на тему «Космос» пополняется различными изображениями, фотографиями.
- «Верные – неверные суждения». Детям предлагается несколько утверждений по теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на личный опыт или угадывание.
- Технология скрайбинг- главной особенностью заключается в том, что одновременно задействуются различные органы чувств: слух и зрение, а также воображение ребенка, что способствует лучшему пониманию и запоминанию. Мы использовали аппликационный скрайбинг — техника, при которой на произвольный фон накладываются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту.
- ТРИЗ – «Кольца Луллия». Игра, является одним из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной атмосферы, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. Игровая деятельность раскрывает индивидуальность ребенка, способствует формированию чувства товарищества и взаимопонимания, развивает творческие способности детей.
Условия реализации проекта
Создание условий для реализации проекта должно обеспечить развитие личности ребенка в сфере социально-коммуникативного развития на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и к другим людям.
Функциональный модуль «Физкультура»:
Подвижные игры по теме проекта
Функциональный модуль «Творчество»:
Рисование, лепка, конструирование, «Дары Фрёбеля»
Функциональный модуль «Чтение»
- подборка художественной литературы;
- комплект карточек для проведения артикуляционной, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений на тему: «Космос»;
- игры на развитие словаря;
- демонстрационный материал.
Продукты проекта:
- Выставка детских рисунков о космосе;
- Коллаж - корзина идей на тему «Космос»;
- Создание лэпбука на тему «Космические фантазии»;
- Изготовление буклета для детей и родителей «Знакомим детей с космосом»;
- Создание макетов солнечной системы;
- Аппликационный скрайбинг «Удивительный космос»
- Презентация проекта – интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Основные показатели достижений детей в рамках проекта:
В ходе реализации проекта дети овладели знаниями о:
– названии планет Солнечной системы
– изобретателе космической ракеты.
– первом космонавте, облетевшим Землю, первой женщине космонавте, космонавте первым вышедшим в открытый космос;
– животных, побывавших в космосе;
– космической технике
– празднике «День Космонавтики».
У детей обогатился активный словарный запас по теме «Космос».
Вывод
Дети, живущие в современном мире, как губка впитывают все изменения в обществе, активно познают мир, открывают для себя новые истины. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родной страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, формируется активная жизненная позиция.
В процессе реализации проекта у детей расширились представления о космосе и космонавтике. Дети приобрели первичные представления о достижениях отечественных ученых в области космонавтики.
Эмоциональное восприятие материала, в ходе проекта, помогло детям испытать чувство гордости за нашу страну и своих соотечественников.
Структура и срок реализации проекта
Этапы | Сроки реализации | Мероприятия | Цели | Ответственные |
Подготовительный | 5 -10 апреля, 2021 г. | Беседа с родителями об актуальности создания проекта «Манящий мир космоса» информация в телефоном режиме чат «Лого – 5» «Как и что рассказать детям о космосе?»
| - Обеспечить информационную, мотивационную, организационную готовность участников проекта. Создать условия для решения поставленных задач. - Заинтересовать родителей и привлечь к сотрудничеству в реализации проекта. | Воспитатели, специалисты. |
Беседа «Что мы знаем о космосе?» | - Определить у детей уровень знаний и представлений по теме «Космос» | Воспитатели, специалисты. | ||
Подбор литературы | - Подобрать художественную, научно-популярную, энциклопедическую литературу по теме проекта. | Воспитатели, специалисты, родители | ||
Создание развивающей среды | - Подобрать картины, наборы открыток, фотоальбомы, дидактические игры по теме проекта. | Воспитатели, специалисты, родители | ||
Подготовка мультимедийных пособий (презентаций) по теме проекта | - Создать демонстрационные пособия с целью уточнения и расширения знаний по теме проекта, обогащения словарного запаса | Воспитатели, специалисты | ||
Просмотр мультипликационного фильма «Белка и стрелка», «Красная планета» Беседа с детьми по содержанию мультфильма | - Вызвать у детей познавательный интерес. -Обогащать и активизировать словарный запас по теме. | Воспитатели, родители | ||
Основной | Книжкин час. И Холин «Я тоже к звездам полечу» В.Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера А. Леонов « У Королёва» М.В.Водопьянов «Космонавт -1» А .Метяев «Первый полет» Чтение стихотворений о космосе. | - Вызвать у детей познавательный интерес, желание слушать литературные произведения. - Развивать память и интонационную выразительность при разучивании стихотворений. -Обогащать и активизировать словарный запас по теме. - Совершенствовать грамматический строй речи. | ||
Беседа «Земля – наш дом во вселенной» Просмотр мультимедийных презентаций по теме проекта | Расширить знания детей об окружающем мире; познакомить с космическими объектами, историей развития космонавтики, с основной космической техникой. | |||
Проведение познавательных НОД по теме проекта. «Космическое пространство» Рисование «Инопланетяне, какие они?», рисование + аппликация «Звездное небо», «Космический корабль», конструирование « Ракета» | Развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать «Космос», и передавать характерные особенности средствами рисунка. Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках Учить детей фантазировать, воплощать в реальности свои фантазии, оценивать свою деятельность. | |||
Изготовление буклета для детей и родителей «Космос» | ||||
Составление творческих рассказов, сказок на темы: «Если бы я был космонавтом», «Мои друзья с другой планеты», Разучивание стихотворений о космосе и космонавтике, отгадывание загадок | Развивать творческие способности, связную речь детей. | |||
Сюжетно – ролевые игры: «Космическое путешествие» «Космонавты», «Изобретатели ракет» Дидактические игры: «Что изменилось», «Собери ракету» - танграм «Найди лишнее» «Дверная скважина» «Что изменилось?» | Формировать умение применять полученные знания в игре. | |||
Прогулка Наблюдение «Солнце – ближайшая звезда». | Расширять знания детей о космическом объекте «Солнце» | |||
Обобщающий | Создание макетов на тему «Планеты солнечной системы» Выставка детских рисунков о космосе. Создание лэпбука на тему «Космос» | Повышать мотивацию к творческим занятиям. Вызвать чувство гордости за собственный и коллективный успех. Развивать познавательный интерес к теме проекта. Привлекать родителей к сотрудничеству в реализации проекта | ||
Презентация проекта Итоговое мероприятие проекта «Что? Где? Когда? - Знатоки космоса» | Повышать мотивацию к творческим занятиям. Вызвать чувство гордости за собственный и коллективный успех. |
Используемая литература:
- Блгакова А.. Космос. Вопросы и ответы. – Хфрьков : Издательство «Ранок», 2019. – 24 с. – (серия «Почемучки»)
- Нглядно-дидактическое пособие. Э Емельянова. Расскажите детям о космонавтике. МОЗАИКА-СИТНЕС, 2011.
- Водопьянов М.В. «Космонавт -1» Хрестоматия стр. 301
- Емельянова Э.Л. Расскажите детям о космосе. Издательство: Мозаика – Синтез, 2008
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 года).
- МИР в картинках. Космос. Наглядно-дидактическое пособие. МОЗАИКА-СИТНЕС, 2017.
- Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособип. - М: МОЗАИКА-СИТНЕС, 2012. – 72 с.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИТНЕС, 2014 - 64 С.
- Н. В. Нищева. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013 – 304.
- Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса». Москва 2009.
- Митяев А.А. Первый полет. Книга для чтения от 3 до 7 стр. 311.
- «Космос» - Самая первая энциклопедия, Москва, РОСМЕН, 2014.
- Михалков С.С. От кареты до ракеты. Москва 2000.4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2005.
- Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2005. – С.3.
- Леонов А.А. «У Королёва» Издательство: «Малыш» , 1980
- «Космос» - Моя первая книга фактов. ООО «Министерство печати», 2015.
- Паникова Е.А., Инкина В.В. Беседы о космосе. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
- Интернет источники:
- http://nashydetky.com/ Рассказы о космосе. Как и что рассказать детям о космосе?
- http://images.yandex.ru
- http://www.wallon.ru
- http://cosmos.ucoz.ru
- https://m.ok.ru/razwitie.rebenka/topic/67900068416350
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Край мечты, манящий голубой"
Информационно-познавательный проект...
«Таинственный и манящий мир природы»
Статья в газету, о приобщении детей к природе, всестороннее развитие их личность, воспитание интереса, бережного отношения к природе и любознательности....
Проект для дошкольников "Эти манящие звезды"
долгосрочный проект для детей подготовительной группы с целью формирования у дошкольников представлений о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического ...
Детско – взрослый проект «Манящий мир космоса» старший дошкольный возраст
Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям через расширение знаний о космосе....
проект "Эти манящие звезды"
систематизировать знания детей о Вселенной , о Солнечной системе...