Детско – взрослый проект «Манящий мир космоса» старший дошкольный возраст
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Наталья Анатольевна Степанова

Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям через расширение знаний о космосе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл manyashchiy_mir_kosmosa_aprel_2012.docx59.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеФотография

«Ермаковский детский сад № 5 комбинированного вида»

Детско – взрослый проект

 «Манящий мир космоса »

Старший дошкольный возраст

Авторы проекта:

Педагог-психолог:

                                                                                                           О.Н. Казанцева

                                       Воспитатели:                                                                  

                                                                                                         Н.А. Степанова,        

                                                                                                       О.Н. Столбунова

с. Ермаковское 2021г.

База внедрения проекта: воспитанники разновозрастной группы компенсирующей направленности, родители детей, педагоги и специалисты МБДОУ – детский сад № 5

Сроки реализации проекта: краткосрочный (05.04.2021 – 16.04.2021)

Тип проекта: информационный, познавательный, практико-ориентированный, творческий.

Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Цель проекта: приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям через расширение знаний о космосе

Задачи:

  • способствовать ознакомлению детей с историей освоения космоса нашей страны, дать представления о роли человека в изучении космического пространства.
  • обогащать представления и знания детей о космосе и солнечной системе.
  • воспитывать чувство гордости, патриотизма за достижения нашей страны в области освоении космоса.
  • совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ и семьей в вопросе воспитания нравственно-патриотических ценностей у дошкольников. Привлечь родителей к совместной деятельности.
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
  • развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию.

Введение

Детство – это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, ничем не заменимый период человеческой жизни. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к культурной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания.

Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Обеспечение развития личностных качеств ребенка, через реализацию проекта, охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. История России богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям.
Проект «Манящий мир космоса» знакомит детей с Днем Космонавтики, с героическими покорителями космического пространства, с тем, что первым человеком, поднявшимся в космос на ракете Восток, был россиянин. Акцент на знании истории народа, обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, способствует личностному росту ребенка.

Данный проект поможет сформировать детям первоначальные представления о космосе, солнечной системе, о космонавтах ,позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Проблема:

Потеря эталона культурных и духовно-нравственных ценностей, замена их материальными ценностями, замена живого общения виртуальными играми сказывается на воспитании ребёнка. У детей снижена познавательная активность, искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, происходит утрата нравственных и социальных ценностей, теряется уважение к истории, к ее героям.
Незнание российского праздника - День космонавтики, о дате первого полёта Юрия Алексеевича Гагарина в космос, недостаточные знания о космосе, о солнечной системе.

Новизна и педагогическая целесообразность проекта заключается:

Новизна проекта заключается в использовании комбинаций инновационных педагогических методик и технологий, что способствует новым возможностям в воспитании у дошкольников нравственно-патриотических качеств, партнерскому взаимодействия ДОУ с семьёй через реализацию проекта.

Ожидаемый результат:

В ходе реализации проекта у детей будут сформированы:

- представления о космическом пространстве, о роли нашей страны в освоении космоса; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса. Дети узнают об русских ученых и исследователях в области космологии.

У родителей:

-повысится уровень педагогической культуры в вопросе воспитания у детей духовных и нравственно-патриотических ценностей через историю освоения космоса нашей страны.

Ресурсное обеспечение проекта:

Кадровые:

-Реализацию проекта осуществляют педагоги, родители, дети.

Информационно-методические:

-Мультимедийные ресурсы,

-интернет- ресурсы

- подбор теоретических материалов по познавательно-исследовательской деятельности в области космоса, подбор наглядного материала (иллюстрации, книги, видеофильмы)

Социокультурные:

взаимодействия педагогов детей и родителей, в рамках данного проекта.

Педагогические технологии

Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий:

  • Технология проектной деятельности формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения.
  • Личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение комфортных условий ребёнку в дошкольном учреждении, предоставление возможности ребёнку для самореализации в игре в ходе реализации проекта.
  • Индивидуального подхода – воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности, развивать навыки самостоятельной работы.
  • Здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная), динамические паузы, релаксация, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье).
  • Технология исследовательской деятельности: знакомство с историей освоения космоса предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
  • Информационно-коммуникационных технологии: мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видео-просмотры, подбирается иллюстративный материал по теме проекта, создание буклета на тему «Космос».
  • Технология лэпбука -поможет закрепить и систематизировать изученный материал о космосе, и в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Технологии критического мышления:

  • Синквейн загадки -поможет пополнить словарный запас по теме «Космос». И выделять в большом объёме информации главную мысль, технология
  • «Корзина идей» -этот прием накапливает знания. В ходе реализации проекта дети узнают что-то новое, и корзина идей на тему «Космос» пополняется различными изображениями, фотографиями.
  • «Верные – неверные суждения». Детям предлагается несколько утверждений по теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на личный опыт или угадывание.
  • Технология скрайбинг- главной особенностью заключается в том, что одновременно задействуются различные органы чувств: слух и зрение, а также воображение ребенка, что способствует лучшему пониманию и запоминанию. Мы использовали аппликационный скрайбинг — техника, при которой на произвольный фон накладываются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту.
  • ТРИЗ – «Кольца Луллия». Игра, является одним из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной атмосферы, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. Игровая деятельность раскрывает индивидуальность ребенка, способствует формированию чувства товарищества и взаимопонимания, развивает творческие способности детей.

Условия реализации проекта

Создание условий для реализации проекта должно обеспечить развитие личности ребенка в сфере социально-коммуникативного развития на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и к другим людям.

Функциональный модуль «Физкультура»:

Подвижные игры по теме проекта

Функциональный модуль «Творчество»:

Рисование, лепка, конструирование, «Дары Фрёбеля»

Функциональный модуль «Чтение»

  • подборка художественной литературы;
  • комплект карточек для проведения артикуляционной, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений на тему: «Космос»;
  • игры на развитие словаря;
  • демонстрационный материал.

Продукты проекта:

  • Выставка детских рисунков о космосе;
  •  Коллаж - корзина идей на тему «Космос»;
  •  Создание лэпбука на тему «Космические фантазии»;
  •  Изготовление буклета для детей и родителей «Знакомим детей с космосом»;
  •  Создание макетов солнечной системы;
  • Аппликационный скрайбинг «Удивительный космос»
  • Презентация проекта –  интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Основные показатели достижений детей в рамках проекта:

В ходе реализации проекта дети овладели знаниями о:
– названии планет Солнечной системы
– изобретателе космической ракеты.
– первом космонавте, облетевшим Землю, первой женщине космонавте, космонавте первым вышедшим в открытый космос;
– животных, побывавших в космосе;
– космической технике
– празднике «День Космонавтики».
У детей обогатился активный словарный запас по теме «Космос».

Вывод

Дети, живущие в современном мире, как губка впитывают все изменения в обществе, активно познают мир, открывают для себя новые истины. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родной страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, формируется активная жизненная позиция.

В процессе реализации проекта у детей расширились представления о космосе и космонавтике. Дети приобрели первичные представления о достижениях отечественных ученых в области космонавтики.
Эмоциональное восприятие материала, в ходе проекта, помогло детям испытать чувство гордости за нашу страну и своих соотечественников.

Структура и срок реализации проекта

Этапы

Сроки реализации

Мероприятия

Цели

Ответственные

Подготовительный

5 -10 апреля, 2021 г.

Беседа  с  родителями  об  

актуальности  создания

 проекта  «Манящий мир космоса»

информация в телефоном режиме чат «Лого – 5»

«Как и что рассказать детям о космосе?»

 

- Обеспечить информационную, мотивационную, организационную готовность участников проекта. Создать условия для решения поставленных задач.

- Заинтересовать родителей и привлечь к сотрудничеству в реализации проекта.

Воспитатели, специалисты.

Беседа «Что мы знаем о космосе?»

- Определить у детей уровень знаний  и  представлений   по  теме «Космос»

Воспитатели, специалисты.

Подбор литературы

- Подобрать  художественную, научно-популярную, энциклопедическую  литературу  по  теме  проекта.

Воспитатели, специалисты, родители

Создание развивающей  

среды  

- Подобрать картины,   наборы  открыток, фотоальбомы, дидактические игры по теме  проекта.

Воспитатели, специалисты, родители

Подготовка  мультимедийных  пособий (презентаций) по  теме  проекта

- Создать  демонстрационные  пособия  с  целью  уточнения  и  расширения  знаний  по  теме  проекта, обогащения словарного запаса

Воспитатели, специалисты

Просмотр мультипликационного фильма  «Белка и стрелка»,

«Красная планета»

Беседа с детьми по содержанию мультфильма

- Вызвать  у  детей  познавательный  интерес.

-Обогащать и активизировать  словарный  запас  по  теме.

Воспитатели, родители

Основной

Книжкин час.

И Холин «Я тоже к звездам полечу»

В.Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера

А. Леонов « У Королёва»

М.В.Водопьянов «Космонавт -1»

А .Метяев «Первый полет»

Чтение стихотворений о космосе.

- Вызвать  у  детей  познавательный  интерес, желание  слушать  литературные  произведения.

 - Развивать  память  и  интонационную  выразительность  при  разучивании  стихотворений.

 -Обогащать и активизировать  словарный  запас  по  теме.

- Совершенствовать  грамматический  строй  речи.

Беседа

«Земля – наш дом во вселенной»

Просмотр  

мультимедийных презентаций  по  теме

 проекта

Расширить  знания  детей  об  окружающем  мире; познакомить  с космическими  объектами, историей  развития  космонавтики, с  основной  космической  техникой.

Проведение    

познавательных  НОД  по  теме  проекта.

«Космическое пространство»

Рисование «Инопланетяне, какие они?», рисование +

аппликация «Звездное небо», «Космический корабль»,

конструирование « Ракета»

Развивать потребность в творческой деятельности.

Совершенствовать умение изображать «Космос», и передавать характерные особенности средствами рисунка.

Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках

Учить детей фантазировать, воплощать в реальности свои фантазии, оценивать свою деятельность.

Изготовление   буклета для детей и родителей

«Космос»

Составление  творческих

 рассказов, сказок  на  темы: «Если  бы  я  был космонавтом», «Мои друзья с другой планеты»,

Разучивание стихотворений о  космосе и космонавтике, отгадывание загадок

Развивать  творческие  способности, связную  речь  детей.

Сюжетно – ролевые  игры:  «Космическое  путешествие»

«Космонавты», «Изобретатели ракет»

Дидактические игры:

«Что изменилось»,

«Собери ракету» - танграм

«Найди лишнее»

«Дверная скважина»

«Что изменилось?»

Формировать умение применять полученные  знания  в  игре.

Прогулка

Наблюдение «Солнце – ближайшая звезда».

Расширять знания детей о космическом объекте «Солнце»

Обобщающий

Создание макетов на тему «Планеты солнечной системы»

Выставка  детских

 рисунков  о  космосе.

Создание лэпбука на тему «Космос»

Повышать  мотивацию  к творческим  занятиям. Вызвать чувство  гордости  за  собственный и  коллективный  успех.  

Развивать  познавательный интерес  к  теме  проекта. Привлекать родителей к сотрудничеству в реализации проекта

Презентация проекта

Итоговое мероприятие проекта

«Что? Где? Когда? - Знатоки космоса»

Повышать  мотивацию  к  творческим  занятиям. Вызвать  чувство  гордости  за  собственный  и  коллективный  успех.  

Используемая литература:

  1. Блгакова А.. Космос. Вопросы и ответы. – Хфрьков : Издательство «Ранок», 2019. – 24 с. – (серия «Почемучки»)
  2. Нглядно-дидактическое пособие. Э Емельянова. Расскажите детям о космонавтике. МОЗАИКА-СИТНЕС, 2011.
  3. Водопьянов М.В. «Космонавт -1» Хрестоматия стр. 301
  4. Емельянова Э.Л. Расскажите детям о космосе. Издательство: Мозаика – Синтез, 2008
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 года).
  6. МИР в картинках. Космос. Наглядно-дидактическое пособие. МОЗАИКА-СИТНЕС, 2017.
  7. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособип. -  М: МОЗАИКА-СИТНЕС, 2012. – 72 с.
  8. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для дошкольных учреждений. – М.:  МОЗАИКА – СИТНЕС, 2014 - 64 С.
  9. Н. В. Нищева. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013 – 304.
  10. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса». Москва 2009.
  11. Митяев А.А. Первый полет. Книга для чтения от 3 до 7 стр. 311.
  12. «Космос» - Самая первая энциклопедия, Москва, РОСМЕН, 2014.
  13. Михалков С.С. От кареты до ракеты. Москва 2000.4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2005.
  14. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2005. – С.3.
  15. Леонов А.А. «У Королёва» Издательство: «Малыш» , 1980
  16. «Космос» - Моя первая книга фактов. ООО «Министерство печати», 2015.
  17.  Паникова Е.А., Инкина В.В. Беседы о космосе. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

  1. Интернет источники:
  2. http://nashydetky.com/ Рассказы о космосе. Как и что рассказать детям о космосе?
  3. http://images.yandex.ru
  4. http://www.wallon.ru
  5. http://cosmos.ucoz.ru
  6. https://m.ok.ru/razwitie.rebenka/topic/67900068416350 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.

Степень новизны педагогического опыта заключается в разработке авторских планов и конспектов образовательной деятельности по развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками путём...

Методическая разработка совместного со взрослыми физкультурного развлечения для детей старшего дошкольного возраста, посвященного празднованию Дня защитника Отечества, «Учения защитников»

Методическая разработка совместного со взрослыми физкультурного развлечения для детей старшего дошкольного возраста,посвященного празднованию Дня защитника Отечества, «Учения защи...

Родительское собрание "Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка старшего дошкольного возраста"

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка...

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка для детей старшего дошкольного возраста «Здравствуй, Осень золотая!»

Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка для детей старшего дошкольного возраста «Здравствуй, Осень золотая!»...