Эколого-исследовательский проект «Вода живая и мёртвая»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Каждый день дети соприкасаются с водой. Вода привлекает детей, с ней хочется играть, её хочется изучать. Утром, во время мытья рук, дети заметили, что из крана бежит совсем нечистая, непрозрачная вода. Возник вопрос: откуда в кран поступает вода и почему в кране вода бывает прозрачная и грязная? Так как у ребят ещё мало знаний о роли воды, о её свойствах и состояниях, дети самостоятельно не могут изучить, исследовать воду. Поэтому у нас родился проект, который поможет детям сформировать понятия: «Живая и мёртвая вода»; «Фильтр и фильтрация». А также поможет научить детей беречь воду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologo.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Эколого-исследовательский проект «Вода живая и мёртвая»
Вид: познавательно-информационный, исследовательский
Участники: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Возраст: 5-6лет
Срок реализации: ноябрь – май 2022 года
Название проекта: «Вода живая и мёртвая».
Актуальность выбранной темы.
Каждый день дети соприкасаются с водой. Вода привлекает детей, с ней хочется играть, её хочется изучать. Утром, во время мытья рук, дети заметили, что из крана бежит совсем нечистая, непрозрачная вода. Возник вопрос: откуда в кран поступает вода и почему в кране вода бывает прозрачная и грязная? Так как у ребят ещё мало знаний о роли воды, о её свойствах и состояниях, дети самостоятельно не могут изучить, исследовать воду. Поэтому у нас родился проект, который поможет детям сформировать понятия: «Живая и мёртвая вода»; «Фильтр и фильтрация». А также поможет научить детей беречь воду.
Цель проекта: расширить знания детей о воде как объекте природы; о способах очистки воды.
Задачи проекта: расширить знания детей о свойствах воды и её состояниях; создать условия для исследовательской деятельности детей и формирования познавательного интереса. Способствовать формированию бережного отношения к воде. Повысить компетенцию родителей в экологическом воспитании дошкольников. Обеспечить информационное просвещение родителей по вопросу экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Побуждать родителей к участию в совместной деятельности с детьми при реализации проекта.
Реализация проекта ведётся в двух направлениях:
1. Работа с детьми.
Разные виды занятий (интегрированные, тематические, с использованием ИКТ), экскурсии и наблюдения, беседы с детьми, дидактические и подвижные игры, праздники и развлечения, исследовательская деятельность; проектная деятельность.
2. Работа с родителями.
Открытые занятия с детьми для родителей, консультации, проведение интеллектуальных игр, папки-передвижки, проведение совместных экологических акций; проектная деятельность; участие родителей в оформлении уголка-экспериментирования; создание мини-музея «Вода вокруг нас»
Проект разработан на основе программа Рыжовой Н.А. «Наш дом — природа» (экологическое образование) и краеведческого курса «Я - Златоустовец». Для отслеживания уровня усвоения знаний по теме используются педагогические наблюдения – материалы, для которых предложены в программе «Наш дом - природа».
Проект предусматривает знакомство детей со значением воды в нашей жизни; знакомство со свойствами и состояниями воды; причины загрязнения и способы их устранения. и проходит в несколько этапов.
1 этап. Вода – источник жизни.
2 этап. Воду нужно уважать.
3 этап. Создание мини-музея «Вода вокруг нас», праздник «Волшебной воды».
Этапы проведения и реализации проекта.
1.Информационно-накопительный: изучение интереса детей для определения целей проекта, мониторинг; сбор и анализ литературы для взрослых и детей; создание партнёрских отношений между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги, специалисты); установление социокультурных связей (библиотека «Дом друзей»).
2.Организационно-практический: постановка цели и задач; написание плана мероприятий проекта; непосредственная реализация проекта по трём направлениям: педагог – ребёнок, ребёнок – родитель, педагог - родитель.
3.Презентационно – завершающий: итоговый мониторинг, выставка продуктов деятельности.
4.Контрольно-рефлексивный: подведение итогов, подготовка и проведение праздника воды.
Перспективно-тематическое планирование.
№ | Мероприятие | Сроки | Результат |
1. | Беседа «Вода вокруг нас.» Показать, где и в каком виде существует вода. Просмотр мультфильма «Что такое Вода? Энциклопедия для детей. Развивающий мультфильм» | ноябрь | Выставка рисунков. Создание лэп бука «Вода». Поход к реке Уржумка. |
2. | НОД «На помощь профессору Чудакову». Расширение и углубление знаний о свойствах и состояниях воды. | декабрь | Создание уголка экспериментирования. |
3. | Ходит капелька по кругу. Дать элементарные знания о круговороте воды в природе. | январь | Опыт «Круговорот воды в пакете» (зип-пакеты). Куда исчезла вода из банки. |
4. | НОД «Вода живая и мёртвая». Дать понятие о том, что воду нужно очищать и доказать, что вода нуждается в защите. | февраль | Опыт: сравнение воды из реки, крана и родника. Экскурсия к роднику в переулке Павлова. |
5. | Как вода попадает в кран. Что значит водопроводная вода? | Март (ко дню водопроводного крана) | Презентация |
6. | НОД «Очистка воды». Как из водопроводной воды получают питьевую? Фильтр. Что это такое? | март | Изготовление фильтров. Внесение в мини-музей фильтров для очистки воды. |
7. | Тематическое развлечение, посвящённое воде (вспомнить о значении воды в жизни человека и в природе; о разнообразии водных ресурсов (родники, озёра, реки, моря). | 22 марта | Участие во «Всероссийском молодежном флэш-мобе «Голубая лента» |
8. | Беседа «Водохранилища». Что такое водохранилища? Как они работают? | апрель | Занятие в библиотеке «Дом –друзей». Просмотр мультфильма «откуда в нашем доме вода» (ролик МУП ПОВВ) |
9. | Работа водоканала. Просмотр презентации. | апрель | Просмотр мультфильма «Секреты воды» 1 часть. |
10. | Сюжетная игра «Водоканал» | апрель | Создание атрибутов для игры совместно с родителями. |
11. | Праздник воды. | май | Обобщение материала |
Работа с педагогами: показ открытого занятия «На помощь профессору Чудакову»;
Ожидаемые результаты. У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту. Повысится воспитательская компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Для родителей: повышение компетентности родителей в вопросе воспитания толерантности; повышение взаимодействия детей и их родителей.
Литература
1. Венгер Л.А. «Развитие способности к наглядному пространственному моделированию» Д.в. 3, 82 г.
2. ПРОГРАММА Н.А. РЫЖОВА «НАШ ДОМ ПРИРОДА»
3. https://www.youtube.com/watch?v=SgaQ8s05eDU
4.https://yandex.ru/video/preview/?text=мультфильма%20«Секреты%20воды»%201%20часть.&path=yandex_search&parent-reqid=1649084640606929-5548798810255818979-vla2-8593-8b6-vla-l7-balancer-8080-BAL-7015&from_type=vast&filmId=4958984535655244999
Ссылки на проведённые мероприятия:
Приложение 1
Опыты.
«Круговорот воды в пакете»
Понадобится: пакет на «молнии» или файл, вода, гуашь или пищевой краситель синего цвета.
1. На пакете нарисовать волны, облака и солнышко.
2. Налить в пакет воды, запечатать его и приклеить скотчем к окну. Лучше, если это окно расположено на солнечной стороне.
3. Теперь наблюдаем как вода под действием солнечного тепла испаряется, собирается в капельки и в пакете идет дождь!
«Куда исчезла вода из банки».
Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).
Материал: Две мерные одинаковые ёмкости.
Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую — оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.
В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).
«Как из солёной воды добыть питьевую воду».
Налить в таз воды, добавить две столовой ложки соли, перемешать. На дно пустого пластикового стакана положить промытую гальку, и опустить стакан в таз так, чтобы он не всплывал, но его края были выше уровня воды. Сверху натянуть плёнку, завязать её вокруг таза. Продавить плёнку в центре над стаканчиком и положить в углубление ещё один камушек. Поставить таз на солнце. Через несколько часов в стаканчике накопится несолёная чистая вода. Вывод: вода на солнце испаряется, конденсат остаётся на плёнке и стекает в пустой стакан, соль не испаряется и остаётся в тазу.
«Можно ли пить талую воду».
Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.
Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить её и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также её можно давать животным.
«Животворное свойство воды».
Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.
Вывод: Вода даёт жизнь живому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эколого-исследовательский проект "Луковка"
Формировать у детей основы исследовательской деятельности, экологического самосознания. Выявить благоприятные условия для роста и развития лука. Увидеть конечный результат исследовательской работы....
Семейный экологический проект "Наши руки не для скуки,или подарки из вторсырья", в рамках конкурса эколого-исследовательских проектов "Юные экологи Москвы"
Бытовые отходы, которые мы используем от продуктов питания, загрязняют окружающую среду. Большая их часть имеет очень длительный срок разложения или совсем не разлагается в естественных условиях. Чтоб...
Эколого-исследовательский проект "Волшебная луковка"
Проект для детей 1 младшей группы...
Эколого-исследовательский проект «ЭкоАзбука».
Тематика проекта: изучение объектов флоры и фауны родного края и сбор (фиксация) их неофициальных названий. Воспитание в детях добрых чувств, любознательности, эстетического восприятия, связанных с кр...
Эколого-исследовательский проект «Наше дерево – Кедр»
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста имеет большое значение....
Эколого - исследовательский проект "Капелька - волшебница вода
Введение. Если ты посмотришь на карту, или на глобус, то увидишь: в основном они голубого цвета. Потому, что воды на земном шаре гораздо больше, чем суши. Может, и назвать надо было нашу планету &nda...
Эколого –исследовательский проект «Удивительная вода»
Эколого –исследовательский проект«Удивительная вода» Вода - основа жизни на Земле, Она необходима всем вокруг: Растениям, животным, человеку, Расходуй ее бережно, мой друг!Тип п...