Эколого-исследовательский проект "Волшебная луковка"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Стеблянова Елена Васильевна

Проект для детей  1 младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnaya_lukovka.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

 

         Эколого - исследовательский проект

        для детей 1 младшей группы по теме:

      «Волшебная луковка»

Исследовательский проект  «Волшебная луковка»

Автор - составитель: Стеблянова Е.В., воспитатель.

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатель, родители группы

Сроки проекта: 4 недели,  краткосрочный

Проблема проекта:

  • как можно вырастить зелёный лук на подоконнике?
  • чем может быть полезен лук?
  • что можно делать с луком?
  • исследование полезных свойств лука

Объект исследования: репчатый лук

Продукт объекта: создание огорода на подоконнике; создание книги и презентации  про лук «Волшебная луковка».

Актуальность проекта :  огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность. Городские дети не очень тесно общаются с природой. Они, конечно же, знают растения и животные, обитающие рядом с ними. Не все дети видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных видах и с различной целью. Проект даст возможность детям задуматься: как растет лук, какие условия необходимы для его роста и чем же он полезен. Умение самим посадить репчатый лук, ухаживать за ним, вырастить лук зеленый, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде, вселяет в них чувство гордости и победы. А самое важное – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.

Цель проекта вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию  репчатого лука на перо в комнатных условиях

Задачи проекта:

  • закрепить представления о луке, особенностях внешнего строения;
  • расширять представления у детей об условиях,  необходимых для роста и развития растения (земля, влага, тепло, свет);
  • развивать основы исследовательской деятельности;
  • формировать трудовые умения;
  • воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.

Форма проведения итогового мероприятия: использовать выращенный лук в еде.

Ожидаемые результаты по проекту:

  • дети узнают, что лук помогает оставаться здоровыми;
  • у детей сформируются первичные представления, что для роста растения необходимы земля, влага, тепло и свет;
  • у детей появятся элементарные навыки исследовательской деятельности.

Этапы реализации  проекта:

  1. Подготовительный этап

Период

Мероприятия этапа

Программные задачи:

Февраль

1 неделя

1-3 февраля

1.сбор и анализ литературы по данной теме;

2.разработка плана реализации проекта;

3.подборка иллюстративного материала;

4.подборка дидактических игр, пособий;

5.подборка загадок, стихов, пословиц, поговорок по данной теме;

6. Подготовить материал для художественно – творческой деятельности;

7.Подготовка луковиц, земли, контейнеров для посадки;

8.Подборка консультаций для родителей;

9. Изготовление  табличек – указателей с названием лука.

  1. Основной этап

2 неделя

Понедельник       6 февраля

Беседа «Витамины для детей» (утро)

Познакомить детей со значением витаминов в жизни человека;  прививать бережное отношение к своему здоровью.

 Настольные кубики «Овощи»

Продолжать закреплять знания детей об овощах; упражнять детей в составлении целого  растения из его частей; воспитание внимания.

Вторник

 7 февраля

Чтение А.Барто и И.Знаменской «Огород»

(2 половина дня)

Продолжать знакомить детей с художественной литературой по теме; учить детей внимательно слушать произведение и отвечать на вопросы воспитателя по произведению; развивать связную речь.

Пальчиковя игра «Лук» (утро)

Закреплять знания об овощах, развивать мелкую моторику рук

среда

8 февраля

Рассматривание альбома «Лук – какой он?» (утро)

Расширять знания детей о внешнем виде лука,  об условиях его  выращивания;  развивать познавательный интерес; обогащать словарный запас.

четверг

9 февраля

Дидактическая игра  «Узнай на вкус»

Закреплять знания об овощах, умение распознавать овощи по вкусу.

пятница

10 февраля

Совместная деятельность воспитателя и детей   «Посадка лука»

Формировать умение различать по внешнему виду овощи (лук, морковь, картофель); развивать внимание и память в дидактических играх на развитие тактильных ощущений («Чудесный мешочек»); формировать умение отвечать на вопросы; воспитывать желание слушать стихотворения.

Настольная игра «Парные картинки»

Упражнять детей  в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность.

3 неделя

Понедельник

13 февраля

Упражнение «Собери лук в корзинку» (прогулка)

Продолжать закреплять знания детей о луке; формировать умение находить лук среди овощей

Наблюдение за ростом лука

 ( утро)

Обогащать представления детей  об уходе за луком;  учить называть основные  части растения;  развивать речь и познавательный интерес;

Вторник

14 февраля

Дидактическая игра «Узнай на ощупь» ( 2 половина дня)

 Продолжать развивать у детей умение распознавать  овощи на ощупь; развивать способность к сравниванию; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность

Презентация  «Лучок – золотой  бочок» (утро)

Обогатить  представления детей о внешнем виде овоща; уточнить и конкретизировать  понятие «овощи»; упражнять в исследовательских действиях

Среда

15 февраля

Беседа «»Лук – всем полезный друг» (утро)

Продолжать формировать у детей знания об овощной культуре «Лук»;  дать детям понятие  «Витамин», который содержится  в зеленом луке. Прививать бережное отношение к своему здоровью.

Подвижная игра  «Лучок здоровячок»

Познакомить детей с правилами новой подвижной игры; формировать умение стараться соблюдать их.

Четверг

16 февраля

Речевая игра «Расти, расти лук» (2 половина дня)

Закрепить знания детей о луке;  упражнять детей в правильном согласовании движений со  словами стихотворения;  активизировать речь детей.

Подвижная игра «Овощи в корзину»

Учить детей выполнять игровые  действия., правильно реагировать на команды в соответствии с тем, какие карточки они получили.

Пятница

17 февраля

НОД Изобразительная деятельность. Лепка «Лук – зеленый друг»

  • Учить детей  лепить лук: создавать основную форму способом раскатывания шара круговыми движениями ладоней, прикреплять дополнительную деталь – зеленое перо из пластилина;
  • развивать чувство формы.

 Дидактическая игра «Овощехранилище»

Учить детей отбирать и группировать  овощи и фрукты для хранения ( некоторые заготавливают свежими, другие солят, варят

4 неделя

Понедельник

20 февраля

Наблюдение за ростом лука (утро)

Формировать  элементарные  навыки выполнения  трудовых операций; закрепить знания о «значении воды»  для растений; обогащать словарный запас детей; активизировать речь;

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

(2 половина дня)

Развивать внимание и память в дидактических играх на развитие тактильных ощущений

Вторник

21 февраля

Чтение С.Маршака «Купите лук» (прогулка 2)

Познакомить детей с новым произведением; учить эмоционально  воспринимать содержание стиха, понимать его; воспитывать интерес к поэзии.

Лото «Овощи и фрукты»

Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет, закреплять знания детей об овощах и фруктах; развивать внимание, речь, навыки совместной деятельности.

Среда

22 февраля

НОД Изобразительная деятельность. Рисование. «Вырос красавец лучок» (дорисовать зеленые хвостики )

  •  продолжать развивать умение детей рисовать и закрашивать округлые формы;
  • проводить линии в разных сочетаниях;
  • закреплять умение набирать краску на кисть;
  • пополнять словарный запас детей;
  • развивать речь и мышление;
  • воспитывать отзывчивость и аккуратность.

Творческая игра «Овощной магазин» (2 половина дня)

Учить детей группировать  овощи и фрукты по способам использования; учить называть  признаки предмета , находить его по этим признакам.

  1. Заключительный этап

Понедельник

27 февраля

Работа в уголке природы: срезаем перья лука ( утро)

 Обобщить представления детей о росте и развитии растения; о пользе лука. Учить готовить перья лука для принятия в пищу ( мыть, перебирать, чистить)

Создание книги

«Волшебная луковка»

Вторник

28 февраля

Презентация

«Волшебная луковка»

В течение месяца

Консультация для воспитателей «Огород на подоконнике»

В течение месяца

Подбор и создание картотеки стихов, загадок, пословиц, поговорок о луке

В течение месяца

Консультация для родителей «Лук – лекарственное растение»

Просвещение родителей по данной теме.

 6-13 февраля

Оформление газеты для родителей и воспитателей «Лук от семи недуг»

13-20 февраля

Рецепты от родителей «Салаты из лука»

21-23 февраля

Оформление выставки совместной деятельности детей и родителей по теме «Лучок – золотой бочок»

Заключение:

Дети испытали огромный интерес к наблюдению за ростом лука.  Главным результатом работы над проектом считаю то, что  в данный проект были вовлечены все дети и каждый старался внести свой посильный вклад в работу . Дети получили знания о том,  растение живое, его поливают, сажают, выращивают из луковицы. Сформировали навыки посадки лука в горшок с землей и банку с водой. В процессе исследования дети познакомились с художественной литературой о луке и о овощах: поговорки, стихи, загадки. Рассматривали иллюстрации, картинки на овощную тематику. Все эти проводимые НОД, дидактические игры, беседы, презентации имели одну цель – совершенствование практических умений и навыков детей, их свободное применение в играх и творческой деятельности. Проводимая работа позволила воспитать у детей трудолюбие, бережное отношение к растению.

Работа по проекту доставила  удовольствие не только детям, но и родителям, что позволило еще больше привлечь родителей к принятию участия в жизнедеятельности группы.  Родители проявили творчество:

- совместно с детьми изготовили  поделки из  репчатого лука;

-поделились своими рецептами блюд из лука;

- принесли советы народной медицины.

По итогам проделанной работы, считаю , что все поставленные задачи выполненными.  Нами принято решение продолжать исследовательские действия с объектом – лук в каждой возрастной группе.

Литература:

  1. Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 123с.
  2. Коробова М.В., Белоусова Р.Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 2006.- 93с.
  3. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016.- 256с.
  4. Маневцова Л.М., Саморукова П.Г.  Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников.- СПб .: Акцидент, 1998 – 319с.
  5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателя детского сада.- М.: Мозаика – Синтез, 2004, - 91с.
  6. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и  методические рекомендации.- 2-е изд.- М.:Мозаика – Синтез, 2006.- 104с
  7. Осипов Н.Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия.- М.: Педагогика – ПРЕСС, 1998 – 208с.
  8. Смирнов А. «Зачем луку луковица».- М.: Малыш, 1990.- 24с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эколого-исследовательский проект "Луковка"

Формировать у детей основы исследовательской деятельности, экологического самосознания. Выявить благоприятные условия для роста и развития лука. Увидеть конечный результат исследовательской работы....

Семейный экологический проект "Наши руки не для скуки,или подарки из вторсырья", в рамках конкурса эколого-исследовательских проектов "Юные экологи Москвы"

Бытовые отходы, которые мы используем от продуктов питания, загрязняют окружающую среду. Большая их часть имеет очень длительный срок разложения или совсем не разлагается в естественных условиях. Чтоб...

Эколого-исследовательская проектная деятельность для детей 1 младшей группы по теме "Волшебная луковка"

Эколого -исследовательская проектная деятельность для детей 1 младшей группы по теме "Волшебная луковка"...

Эколого-исследовательский проект «ЭкоАзбука».

Тематика проекта: изучение объектов флоры и фауны родного края и сбор (фиксация) их неофициальных названий. Воспитание в детях добрых чувств, любознательности, эстетического восприятия, связанных с кр...

Эколого-исследовательский проект «Наше дерево – Кедр»

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста имеет большое значение....

Эколого - исследовательский проект "Капелька - волшебница вода

Введение. Если ты посмотришь на карту, или на глобус, то увидишь: в основном они голубого цвета. Потому, что воды на земном шаре гораздо больше, чем суши. Может, и назвать надо было нашу планету &nda...

Эколого-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста «От желудя к деревцу»

Эколого-исследовательский проектс детьми старшего дошкольного возраста «От желудя к деревцу»...