Эколого-исследовательский проект "Волшебная луковка"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Эколого - исследовательский проект
для детей 1 младшей группы по теме:
«Волшебная луковка»
Исследовательский проект «Волшебная луковка»
Автор - составитель: Стеблянова Е.В., воспитатель.
Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатель, родители группы
Сроки проекта: 4 недели, краткосрочный
Проблема проекта:
- как можно вырастить зелёный лук на подоконнике?
- чем может быть полезен лук?
- что можно делать с луком?
- исследование полезных свойств лука
Объект исследования: репчатый лук
Продукт объекта: создание огорода на подоконнике; создание книги и презентации про лук «Волшебная луковка».
Актуальность проекта : огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность. Городские дети не очень тесно общаются с природой. Они, конечно же, знают растения и животные, обитающие рядом с ними. Не все дети видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных видах и с различной целью. Проект даст возможность детям задуматься: как растет лук, какие условия необходимы для его роста и чем же он полезен. Умение самим посадить репчатый лук, ухаживать за ним, вырастить лук зеленый, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде, вселяет в них чувство гордости и победы. А самое важное – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.
Цель проекта вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях
Задачи проекта:
- закрепить представления о луке, особенностях внешнего строения;
- расширять представления у детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (земля, влага, тепло, свет);
- развивать основы исследовательской деятельности;
- формировать трудовые умения;
- воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.
Форма проведения итогового мероприятия: использовать выращенный лук в еде.
Ожидаемые результаты по проекту:
- дети узнают, что лук помогает оставаться здоровыми;
- у детей сформируются первичные представления, что для роста растения необходимы земля, влага, тепло и свет;
- у детей появятся элементарные навыки исследовательской деятельности.
Этапы реализации проекта:
| ||
Период | Мероприятия этапа | Программные задачи: |
Февраль | ||
1 неделя 1-3 февраля | 1.сбор и анализ литературы по данной теме; | |
2.разработка плана реализации проекта; | ||
3.подборка иллюстративного материала; | ||
4.подборка дидактических игр, пособий; | ||
5.подборка загадок, стихов, пословиц, поговорок по данной теме; | ||
6. Подготовить материал для художественно – творческой деятельности; | ||
7.Подготовка луковиц, земли, контейнеров для посадки; | ||
8.Подборка консультаций для родителей; | ||
9. Изготовление табличек – указателей с названием лука. | ||
| ||
2 неделя | ||
Понедельник 6 февраля | Беседа «Витамины для детей» (утро) | Познакомить детей со значением витаминов в жизни человека; прививать бережное отношение к своему здоровью. |
Настольные кубики «Овощи» | Продолжать закреплять знания детей об овощах; упражнять детей в составлении целого растения из его частей; воспитание внимания. | |
Вторник 7 февраля | Чтение А.Барто и И.Знаменской «Огород» (2 половина дня) | Продолжать знакомить детей с художественной литературой по теме; учить детей внимательно слушать произведение и отвечать на вопросы воспитателя по произведению; развивать связную речь. |
Пальчиковя игра «Лук» (утро) | Закреплять знания об овощах, развивать мелкую моторику рук | |
среда 8 февраля | Рассматривание альбома «Лук – какой он?» (утро) | Расширять знания детей о внешнем виде лука, об условиях его выращивания; развивать познавательный интерес; обогащать словарный запас. |
четверг 9 февраля | Дидактическая игра «Узнай на вкус» | Закреплять знания об овощах, умение распознавать овощи по вкусу. |
пятница 10 февраля | Совместная деятельность воспитателя и детей «Посадка лука» | Формировать умение различать по внешнему виду овощи (лук, морковь, картофель); развивать внимание и память в дидактических играх на развитие тактильных ощущений («Чудесный мешочек»); формировать умение отвечать на вопросы; воспитывать желание слушать стихотворения. |
Настольная игра «Парные картинки» | Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность. | |
3 неделя | ||
Понедельник 13 февраля | Упражнение «Собери лук в корзинку» (прогулка) | Продолжать закреплять знания детей о луке; формировать умение находить лук среди овощей |
Наблюдение за ростом лука ( утро) | Обогащать представления детей об уходе за луком; учить называть основные части растения; развивать речь и познавательный интерес; | |
Вторник 14 февраля | Дидактическая игра «Узнай на ощупь» ( 2 половина дня) | Продолжать развивать у детей умение распознавать овощи на ощупь; развивать способность к сравниванию; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность |
Презентация «Лучок – золотой бочок» (утро) | Обогатить представления детей о внешнем виде овоща; уточнить и конкретизировать понятие «овощи»; упражнять в исследовательских действиях | |
Среда 15 февраля | Беседа «»Лук – всем полезный друг» (утро) | Продолжать формировать у детей знания об овощной культуре «Лук»; дать детям понятие «Витамин», который содержится в зеленом луке. Прививать бережное отношение к своему здоровью. |
Подвижная игра «Лучок здоровячок» | Познакомить детей с правилами новой подвижной игры; формировать умение стараться соблюдать их. | |
Четверг 16 февраля | Речевая игра «Расти, расти лук» (2 половина дня) | Закрепить знания детей о луке; упражнять детей в правильном согласовании движений со словами стихотворения; активизировать речь детей. |
Подвижная игра «Овощи в корзину» | Учить детей выполнять игровые действия., правильно реагировать на команды в соответствии с тем, какие карточки они получили. | |
Пятница 17 февраля | НОД Изобразительная деятельность. Лепка «Лук – зеленый друг» |
|
Дидактическая игра «Овощехранилище» | Учить детей отбирать и группировать овощи и фрукты для хранения ( некоторые заготавливают свежими, другие солят, варят | |
4 неделя | ||
Понедельник 20 февраля | Наблюдение за ростом лука (утро) | Формировать элементарные навыки выполнения трудовых операций; закрепить знания о «значении воды» для растений; обогащать словарный запас детей; активизировать речь; |
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (2 половина дня) | Развивать внимание и память в дидактических играх на развитие тактильных ощущений | |
Вторник 21 февраля | Чтение С.Маршака «Купите лук» (прогулка 2) | Познакомить детей с новым произведением; учить эмоционально воспринимать содержание стиха, понимать его; воспитывать интерес к поэзии. |
Лото «Овощи и фрукты» | Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет, закреплять знания детей об овощах и фруктах; развивать внимание, речь, навыки совместной деятельности. | |
Среда 22 февраля | НОД Изобразительная деятельность. Рисование. «Вырос красавец лучок» (дорисовать зеленые хвостики ) |
|
Творческая игра «Овощной магазин» (2 половина дня) | Учить детей группировать овощи и фрукты по способам использования; учить называть признаки предмета , находить его по этим признакам. | |
| ||
Понедельник 27 февраля | Работа в уголке природы: срезаем перья лука ( утро) | Обобщить представления детей о росте и развитии растения; о пользе лука. Учить готовить перья лука для принятия в пищу ( мыть, перебирать, чистить) |
Создание книги «Волшебная луковка» | ||
Вторник 28 февраля | Презентация «Волшебная луковка» | |
В течение месяца | Консультация для воспитателей «Огород на подоконнике» | |
В течение месяца | Подбор и создание картотеки стихов, загадок, пословиц, поговорок о луке | |
В течение месяца | Консультация для родителей «Лук – лекарственное растение» | Просвещение родителей по данной теме. |
6-13 февраля | Оформление газеты для родителей и воспитателей «Лук от семи недуг» | |
13-20 февраля | Рецепты от родителей «Салаты из лука» | |
21-23 февраля | Оформление выставки совместной деятельности детей и родителей по теме «Лучок – золотой бочок» | |
Заключение:
Дети испытали огромный интерес к наблюдению за ростом лука. Главным результатом работы над проектом считаю то, что в данный проект были вовлечены все дети и каждый старался внести свой посильный вклад в работу . Дети получили знания о том, растение живое, его поливают, сажают, выращивают из луковицы. Сформировали навыки посадки лука в горшок с землей и банку с водой. В процессе исследования дети познакомились с художественной литературой о луке и о овощах: поговорки, стихи, загадки. Рассматривали иллюстрации, картинки на овощную тематику. Все эти проводимые НОД, дидактические игры, беседы, презентации имели одну цель – совершенствование практических умений и навыков детей, их свободное применение в играх и творческой деятельности. Проводимая работа позволила воспитать у детей трудолюбие, бережное отношение к растению.
Работа по проекту доставила удовольствие не только детям, но и родителям, что позволило еще больше привлечь родителей к принятию участия в жизнедеятельности группы. Родители проявили творчество:
- совместно с детьми изготовили поделки из репчатого лука;
-поделились своими рецептами блюд из лука;
- принесли советы народной медицины.
По итогам проделанной работы, считаю , что все поставленные задачи выполненными. Нами принято решение продолжать исследовательские действия с объектом – лук в каждой возрастной группе.
Литература:
- Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 123с.
- Коробова М.В., Белоусова Р.Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 2006.- 93с.
- Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016.- 256с.
- Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников.- СПб .: Акцидент, 1998 – 319с.
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателя детского сада.- М.: Мозаика – Синтез, 2004, - 91с.
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- 2-е изд.- М.:Мозаика – Синтез, 2006.- 104с
- Осипов Н.Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия.- М.: Педагогика – ПРЕСС, 1998 – 208с.
- Смирнов А. «Зачем луку луковица».- М.: Малыш, 1990.- 24с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эколого-исследовательский проект "Луковка"
Формировать у детей основы исследовательской деятельности, экологического самосознания. Выявить благоприятные условия для роста и развития лука. Увидеть конечный результат исследовательской работы....
Семейный экологический проект "Наши руки не для скуки,или подарки из вторсырья", в рамках конкурса эколого-исследовательских проектов "Юные экологи Москвы"
Бытовые отходы, которые мы используем от продуктов питания, загрязняют окружающую среду. Большая их часть имеет очень длительный срок разложения или совсем не разлагается в естественных условиях. Чтоб...
Эколого-исследовательская проектная деятельность для детей 1 младшей группы по теме "Волшебная луковка"
Эколого -исследовательская проектная деятельность для детей 1 младшей группы по теме "Волшебная луковка"...
Эколого-исследовательский проект «ЭкоАзбука».
Тематика проекта: изучение объектов флоры и фауны родного края и сбор (фиксация) их неофициальных названий. Воспитание в детях добрых чувств, любознательности, эстетического восприятия, связанных с кр...
Эколого-исследовательский проект «Наше дерево – Кедр»
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста имеет большое значение....
Эколого - исследовательский проект "Капелька - волшебница вода
Введение. Если ты посмотришь на карту, или на глобус, то увидишь: в основном они голубого цвета. Потому, что воды на земном шаре гораздо больше, чем суши. Может, и назвать надо было нашу планету &nda...
Эколого-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста «От желудя к деревцу»
Эколого-исследовательский проектс детьми старшего дошкольного возраста «От желудя к деревцу»...