Эколого-исследовательский проект «ЭкоАзбука».
проект (старшая, подготовительная группа)
Тематика проекта: изучение объектов флоры и фауны родного края и сбор (фиксация) их неофициальных названий. Воспитание в детях добрых чувств, любознательности, эстетического восприятия, связанных с красотой природы через совместную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эколого-исследовательский проект | 169.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Горошинка»
Эколого-исследовательский проект
«ЭкоАзбука».
Разработчик:
Воспитатель
старшей/подготовительной
группы №4 «Кораблик»
Тихомирова Татьяна Александровна
Шахунья
2018
Актуальность
Экологическое образование и воспитание — чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательный, исследовательский и творческий проект призван восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными объектами природы – реки, озера, ручьи, родники, ключи, луга, поляны, леса, просеки, тропы. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле.
Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе всего живого на земле для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей каждый объект природы представляет интерес по-разному: в отличие от живой природы, неживую они считают малоинтересной. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов.
Тематика проекта: изучение объектов флоры и фауны родного края и сбор (фиксация) их неофициальных названий. Воспитание в детях добрых чувств, любознательности, эстетического восприятия, связанных с красотой природы через совместную деятельность.
Вид проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети от 5 до 7 лет, педагоги, родители (законные представители).
Цель проекта: формирование начала экологического сознания дошкольника.
Задачи для воспитанников:
- формирование у дошкольников первоначальной системы ценностных ориентаций в восприятии себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценности и многообразия природы, значимости общения с ней;
- воспитание у ребенка потребности здорового образа жизни, позитивного отношения к природе и самому себе, как ее части; стремления быть в гармонии с собственной природой и той, которая его окружает;
- усвоение детьми основ экологических знаний на базе элементарных, естественно - научных представлений;
- формирование первоначальных умений и навыков грамотного и безопасного поведения ребенка в природе;
- развитие умения и желания детей наблюдать за природными объектами и явлениями, предвидеть последствия действий человека в окружающей среде.
Задачи для педагогов:
- Создать информационную базу (создание и оформление наглядно-практического материала).
- Организовать образовательное и развивающее предметное пространство, скорректировать деятельность родителей (законных представителей) по теме проекта.
- Создать условия для благополучного и комфортного состояния воспитанников в процессе реализации проекта.
Задачи для родителей (законных представителей):
- Способствовать повышению уровня экологической грамотности у родителей (законных представителей).
- Содействовать в экологическом воспитании детей в условиях семьи.
- Вовлекать родителей (законных представителей) в познавательный диалог с детьми посредством разработки детско-родительских проектов и совместного поиска информации.
- Привлекать родителей (законных представителей) к участию в создании "ЭкоАзбуки".
- Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок, педагог-ребенок.
Основные принципы реализации проекта:
- Принцип обогащения и углубления содержания экологического воспитания дошкольников.
- Принцип интегративности - предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.
- Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций.
Предполагаемые результаты:
Для воспитанников:
- Сформировались начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).
- Сформировались первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
- Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.
- Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.
- У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
- У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года.
- Узнали много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов; учатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике и на грядке детского сада.
- Многие дети научились проводить простые и сложные опыты, исследовать объекты природы, с пользой для себя занимаются поисковой деятельностью.
- Ребята гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдают правила безопасности на природе по отношению к себе.
Для педагогов:
- Обновление содержания работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
- Пополнение развивающего предметного пространства информационно-практическим материалом об экологии.
3. Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста системы представлений об экологии.
Для родителей (законных представителей):
- Повысился уровень осведомлённости родителей об экологическом воспитании дошкольников.
- Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.
- Экологическое просвещение родителей дает больший плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Продукт деятельности.
- Составление книги «ЭкоАзбука».
- Выставки коллективных работ из природного материала.
- Оформление экологического стенда "Как привить любовь к природе у детей?".
- Посадка овощных и цветочных культур на грядке и цветнике детского сада.
- Составление тематических альбомов.
- Экологический праздник «В гости в Мир природы»
Формы и содержание работы с детьми:
- Педагогическая диагностика.
- Игровая деятельность.
- Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
- Досуговая деятельность.
- Совместный сбор информации для «ЭкоАзбуки».
- Этические, ситуативные беседы.
- Чтение художественной литературы и заучивание стихов.
- Рассматривание альбомов экологической тематики.
- Просмотр мультипликационных фильмов, презентаций о природе, викторин.
- Изготовление поделок из природного материала.
- Слушание и разучивание музыкальных произведений.
Формы и содержание работы с родителями (законными представителями):
- Анкетирование с целью выявить уровень знаний об экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
- Консультирование.
- Совместный сбор информации для «ЭкоАзбуки».
- Выставка информационного материала экологической тематики.
- Выставка детской художественной литературы экологической тематики.
- Совместная досуговая деятельность.
- Совместное творчество.
Этапы и сроки реализации проекта.
1 этап Подготовительный
Сроки реализации:
Цель - обеспечение мотивационной готовности к освоению проекта.
№ п/п | Содержание | Формы работы | Сроки реализации |
1 | Создание педагогических условий | Педагогический анализ по проблеме экологического воспитания дошкольников. Определение целей и задач. Составление тематического плана по экологическому воспитанию, оснащение предметно-развивающего пространства. | Сентябрь |
2 | Анализ уровня знаний об экологии. | Анкетирование родителей (законных представителей), педагогическая диагностика воспитанников. | Сентябрь |
3 | Создание информационного поля. | Информирование и вовлечение родителей (законных представителей) в проектную деятельность. Составление информационных листов. | Октябрь-май |
2 этап Практический
Сроки реализации:
Цель: обеспечение практической готовности педагогов, детей и родителей к реализации проекта.
План мероприятий по реализации проекта.
Совместная деятельность педагога с детьми | Изменение предметного пространства | Взаимодействие с родителями (законными представителями) и с другими организациями | ||||
НОД | Досуговая деятельность | |||||
Сентябрь, октябрь, ноябрь | ||||||
«Прохождение экологической тропы». Цель: расширять представление детей о сезонных изменениях, показать объекты экологической тропы. Рисование «Золотая осень» Цель: продолжать учить рисовать деревья, передавая его характерные особенности, ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветки. Учить детей передавать в рисунке образ осеннего дерева. Рисование «Ай да береза» Цель: упражнять рисовать дерево ствол, тонкие ветки, подбирать точнее цвета красок для изображения. Рисование «Листопад» Цель: учить изображать осень, упражнять в умении рисовать осеннюю листву. Закреплять передавать образное явление. |
Цель: формировать представление детей о листьях, рассмотреть формы, окраску, воспитывать чувство прекрасного.
Цель: Рассмотреть формы, строение и окраску.
Цель: способствовать развитию внимания, к строению дерева, образное мышление.
Цель: развивать умение сравнивать, и анализировать.
Цель: развивать умения сравнивать листья между собой, находить одинаковые по размеру.
Цель: дать детям представления, о том с какого дерева мы собираем плоды.
Цель: учить выделять характерные особенности внешнего вида, формировать интерес к деревьям.
Цель: дать элементарные понятия, о том какие деревья растут на территории нашего детского сада.
«Садовые деревья» «Какие деревья позднее всех сбрасывают свою листву».
Цель: Закреплять знания детей о названиях деревьях, и внешнем виде.
Заучивание «Ни листочках ни травинки»
Цель: учить детей выбирать листья по определенному признаку (по цвету, размеру, форме), рассказывать о своих действиях. | Внесение тематических альбомов: "Осень", "Листья бывают разные". | Консультация «Учитесь видеть красоту осенних деревьев» Развлечение «Осень зашагала быстрыми шагами» Выставка «Дары осени» Папка-передвижка "Осень". Совместная экскурсия в лес. | |||
Декабрь, январь, февраль | ||||||
Рисование «Зимний пейзаж" Цель: Учить детей рисовать зимние деревья, развивать память, эстетическое восприятие родной природы, вызвать эмоциональной отклик художественного произведения и от собственного рисунка, воспитывать аккуратность в рисовании, правильно набирать краску, держать кисточку, воспитывать бережное отношение к родной природе. |
Цель: расширять представления детей о зимних явлениях.
Цель: учить наблюдать за деревьями в зимний период.
Цель: дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.
Цель: расширять представления, о зимних объектах в зимний период времени.
| Акция «Елочка - живая иголочка» | ||||
1.Развлечение "В лесу родилась елочка" Цель: дать детям представление о некоторых деревьях, которые растут в лесу, рассказать, почему елка стала украшением праздника Нового года. Формировать умение любить и беречь природу; развивать любознательность, мышление, радоваться результатам своей работы. | Альбом "Зима". | Оформление родительского уголка на экологическую тему: «Как прививать детям любовь к природе?» | ||||
Март, апрель, май, июнь | ||||||
1."Экологическая тропа весной» Цель: Закрепить знания детей об особенностях их внешнего вида, о повадках птиц, об их жизни в весенний период. Продолжать знакомить с характерными признаками весны. Воспитывать любознательность; доброе, бережное отношение к пернатым друзьям; любовь к природе. Развивать интерес к жизни птиц; слуховое и зрительное внимание, мышление, память, речь; учить понимать образный смысл загадок. Рисование «Весна в саду» Цель: учить рисовать красивые ветки деревьев, работая всей кистью и ее концом. Развивать эстетические чувства, представления о красоте «Этажи леса» Цель: расширять представление о том, кто живет под землей, закреплять знания, о том кто нас окружает на земле. Викторина «По лесным тропинкам» Цель: расширять представления о жизни животных леса, птиц, и насекомых. Учить называть и различать птиц по внешним признакам. |
Цель: расширять представления об сезонных изменениях в мире растений.
Цель: формировать умения различать деревья по внешнему признаку деревья и кустарники.
Цель: формировать желание отражать красоту природу.
Цель: формировать умение по словесному описанию угадать время года.
Цель: уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны.
Цель: обогащать представления детей о явлениях природы. | Внесение иллюстраций Альбом "Времена года". | Привлечь родителей к оформлению огорода на окне. «Изготовление скворечников своими руками». Конкурс рисунков «Зеленая планета глазами детей» Озеленение участков «Деревья и кустарники растут с детьми» |
3 этап Итоговый
Сроки реализации:
Цель - определение эффективности проектной деятельности, подведение итогов.
№ п/п | Содержание | Формы работы | Сроки реализации |
1 | Анализ уровня знаний об экологии. | Педагогическая диагностика воспитанников. | Апрель (II половина) |
2 | Оценка результативности реализации проекта | Пополнение микротопонимами «ЭкоАзбуки» Составление отчета о реализации проекта. Создание презентации по итогам реализации проекта. | Май Июнь |
3 | Трансляция положительного педагогического опыта | Подготовка методических, практических материалов для трансляции положительного опыта. | Май Июнь |
Список литературы:
- Николаева Н.С. «Юный эколог» Программа экологического воспитания в детском саду// Москва: Мозайка-синтез, 2010.
- Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.
- Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.
- Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
- Журналы «Дошкольное воспитание» №7, 2003.; №7, 2005 г. ; №7, 2006 г. ; №10, 2009 г. ; №3, 7, 2010 г.
- Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.
- Сайты интернета для педагогов.
- Сахипова З. Г. «Читаем детям»// «Просвещение», 1987.
- Толмачева Л. П. «Окно в удивительный мир природы»//ИКФ «Сталкер», 1988.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«ЭкоАзбука»
Микротопонимы
(неофициальные названия экологических объектов) Шахунского района Нижегородской области.
Аве́ринский кордо́н [ав’е́р’инск’ий кордо́н]. Место в лесу.
[та́м фс’ево́ од’и́н до́м ав’е́р’инскъвъ бы́л]
Андре́евский липня́к [андр’е́йъфск’ий л’ипн’а́к]. Аллея.
[д’а́д’ушкъ ондр’и́й и́х сад’и́л/у-до́мъ йево́ росл’и́/ мно́гъ о́ч’ьн’/ на́м на-н’и́х кач’и́л’и на-па́сху зав’е́шывъл’и]
Астафе́я боло́то [астаф’е́йъ боло́тъ]. Болото.
[па́с’ькъ астаф’е́йъ та́м была́]
Ахмана́тка [ахмана́ткъ]. Река, приток реки Какши.
[нъ-б’ьр’егу́ йейо́д’ер’е́вн’ъ в’е́кшыхъ стойа́лъ/ а-пъч’ему́ та́к зва́л’и /хто́ зна́йът]
База́рный про́сяк [база́рный про́с’ьк]. Лесная тропа, пролегающая по просеке.
[по-то́й про́с’ьк’ъ ф-то́ вр’е́м’ъ нъ-база́р в-в’етлу́гу и́з’д’ил’и]
Банди́тская тропа́ [бан’д’и́цкъйъ тропа́]. Лесная дорога между починком Терёшинский и починком Гусевский.
[ф-ста́ръйъ вр’е́м’ъ по-йе́й воз’и́л’и воро́въный това́р/ та́к во́т и зову́т]
Безру́ковский про́сяк [б’езру́къфск’ий про́с’ьк]. Дорога, полегающая по просеке.
[мужык’и́ та́м д’ел’а́нку выруба́л’и/ та́к бр’игад’и́р у-н’и́х бы́л б’езру́къй]
Берё́зовое боло́то [б’ер’о́зъвъйъ боло́тъ]. Болото.
[б’ер’о́зы одны́ на-н’о́м росл’и́]
Борки́ [борк’и́]. Место в лесу.
[то́м’е́стъ в-бору́ сосно́въм/ гр’ибо́ф мно́гъ раст’о́т]
Быстря́на [быстр’а́нъ]. Река, приток реки Какши.
[у́ш шы́пкъ бы́стръйъ была́]
Валя́вино [вал’а́в’инъ]. Починок. Отдельный населенный пункт.
[а́к та́м ва́л’ьнцы мужы́к вал’а́л/ во́т и-про́звъл’и та́к]
Ва́сино боло́то [ва́с’инъ боло́тъ]. Болото.
[вас’и́л’ий та́м р’а́дъм па́с’ьку д’ержа́л]
Ве́рхняя доро́га [в’е́рхн’ьйъ доро́гъ]. Дорога.
[она́ пъ-в’ьрхот’и́н’ъ л’е́съ ид’о́т/ пъ-бугра́м]
Весело́вский моги́льник [в’ьс’ело́фск’ий мог’и́л’н’ик]. Место в лесу.
[ф-ста́ръйъ вр’е́м’ъ та́м бойа́р хърон’и́л’и]
Ветлу́жский тра́кт [в’етлу́шск’ий тра́кт]. Дорога.
[о́н ч’е́р’ес на́с от-в’етлу́г’и дъ-тонша́йъвъ ид’о́т/ до-си́х по́р п’е́ш’ьм та́м хо́д’им]
Во́лковский про́сяк [во́лкъфск’ий про́с’ьк]. Лесная тропа, пролегающая по просеке.
[пъ-то́му про́с’ьку во́лк’и ход’и́л’и]
Воротни́к [въротн’и́к]. Река, приток реки Какши.
[вокру́к л’е́съ она́т’екла́/ ка́к въротн’и́к]
Вязо́вская про́сека [в’азо́фскъйъ про́с’ькъ]. Лесная дорога. Название образовалось от густых зарослей вяза.
[та́м одны́ в’а́зы ро́стут]
Гага́ринский про́сяк [гага́р’инск’ий про́с’ьк]. Лесная тропа, пролегающая по просеке.
[йево́ пръруб’и́л’и ф-сто́ръну гага́р’инскъвъ/ во́т и-тропу́ та́к нъзыва́йут]
Горбушо́к [гърбушо́к]. Холм на окраине починка Гусевский.
[м’е́стъ в-д’ер’е́вн’ъ/ на-схо́тку съб’ира́л’ис’/ та́м кълъкола́ стойа́л’и]
Горю́шкино [гор’у́шк’инъ]. Починок. Населенный пункт.
[та́к хто́т’еп’е́р’ьч’ъ ска́жът/ пъч’ему́ йе́дък на́звъл’и]
Гри́вы [гр’и́вы]. Место в лесу.
[м’е́стъ в-л’есу́ высо́къйъ бы́лъ/ та́м гру́з’д’и росл’и́]
Грязево́е боло́то [гр’ьз’ево́йъ боло́тъ]. Болото.
[оно́ то́пкъйъ бы́лъ/ гр’а́знъйъ]
Да́льняя[да́л’н’ьйъ]. Поляна.
[пол’а́нъ дъл’еко́ така́йъ была́/ туда́ по-йа́гъды ход’и́л’и]
Да́рьянский клю́чик [да́р’йънск’ий кл’у́ч’ик]. Ключ.
[о́н в-огоро́д’ъ у-ба́пк’и да́р’ий бы́л/ та́к ипро́звъл’и]
Десяти́ны [д’ьс’ат’и́ны]. Поле.
[ра́н’шъ-тъ кр’ест’йа́нъм з’е́мл’у нър’еза́л’и/ та́к то́ по́л’ь на-д’е́с’ьт’ ч’ьлове́к пъд’ьл’е́но бы́ло/ та́к и зов’е́м д’ьс’ат’и́ны]
Дружи́нин мо́ст [дружы́н’ин мо́ст]. Мост через реку Быстряну.
[р’а́дъм кордо́н дружы́н’инъ бы́л/ та́к и зва́л’и]
Дубнико́вская доро́га [дубн’ико́фскъйъ доро́гъ]. Лесная дорога.
[та́к дубы́ одны́росл’и́ по-то́й доро́г’ъ]
Дубова́я река́ [дубова́йър’ека́]. Река. Приток реки Какши.
[та́к пъ-б’ьр’ега́м одны́ дубы́ росл’и́]
Дубо́вка [дубо́фкъ]. Река. Приток реки Какши.
[она́ме́л’ьн’къйъ/ в-дуба́х т’екла́/ поч’т’и́ ка́к руч’е́й]
Екатери́нины бере́зы [екът’ер’и́н’ины б’ер’о́зы]. Деревья за домом Екатерины Речкиной, починок Малиновский.
[и́х т’о́ткъ ка́т’ъ сад’и́лъ/ пото́м он’е́ ръзросл’и́с’ о́ч’ьн’]
Ерё́мино боло́то [йер’о́м’инъ боло́тъ]. Болото.
[мужы́к та́м пропа́л йер’о́мъ]
Забы́лиха [забы́л’ихъ]. Лесная поляна у реки Казанки.
[м’е́стъ то́ дъл’е́ко бы́лъ/ пол’а́нъ у-р’е́ч’к’и]
Зайчё́нкова поля́на [зъйч’о́нкъвъ пол’а́нъ]. Поляна.
[на-то́йпол’а́н’ъ на-за́йцъф охо́т’ил’ис’]
Зу́евское боло́то [зу́йъфскъйъ боло́тъ]. Болото.
[жы́л зу́йъф в-з’емл’а́нк’ъ на-то́м боло́т’ъ]
Иву́новский родни́к [иву́нъфск’ийродн’и́к]. Родник.
[о́н в-за́ръсл’ьх ивн’ака́ бы́л]
Иго́шенская доро́га [иго́шънскъйъ доро́гъ]. Дорога между починком Гусевский и починком Игошино.
[зва́л’и йе́дък/ а пъч’ему́/ хто́ зна́йът]
Каза́нка [каза́нкъ]. Река. Приток реки Какши.
[ры́бы в-н’е́й мно́гъ бы́лъ/ нало́в’ьт и ф-къзан’е́ вар’и́л’и]
Каза́нское боло́то [каза́нскъйъ боло́тъ]. Болото.
[йе́дък во́т и зва́л’и/ а пъч’ему́/ хто́ ска́жът]
Кали́нин ло́г [кал’и́н’ин ло́к]. Овраг.
[одна́кал’и́нъ та́м рост’о́т/ шы́пкъ мно́гъ та́м йейо́]
Ка́сть [ка́с’т’]. Болото.
[фс’о́ гъвор’и́л’и/ пошл’и́ ф-ка́с’т’ за-йа́гъдъм/ а пъч’ему́ та́к зва́л’и/ н’ихто́ н’е-зна́йът]
Ка́тино боло́то [ка́т’инъ боло́тъ]. Болото.
[зъблуд’и́лъс’ и пропа́лъ д’е́фкъ кат’ер’и́нъ/ та́к и зову́т]
Кварта́льный про́сяк [кварта́л’ный про́с’ьк]. Лесная дорога. Соединяла починок Малиновский и станцию Шестериково.
[д’ел’а́нку-ту пъд’ел’и́л’и по-ква́ртълъм/ а пото́м дого́ру та́м и зва́т’ ста́л’и]
Кири́ллов пру́д [к’ир’и́лъф пру́т]. Пруд за починком Малиновский.
[та́к мужы́к у-тово́ пруда́ жы́л/ к’ир’и́лъм зва́л’и]
Кобы́лье боло́то [кобы́л’йъ боло́тъ]. Болото.
[ в-войну́ л’е́с выроба́тывъл’и/ ло́шът’ и утону́лъ/ та́к и зову́т]
Колпако́вский почи́нок [кълпако́фск’ий поч’и́нък]. Сельское поселение в несколько домов.
[поч’и́нък то́т зо́тъфск’ий бы́л/ а звал’и кълпако́фск’ий/ а́к та́м ша́пк’и шы́л’и]
Ко́млевху́тор [ко́мл’ьф ху́тър]. Обособленный земельный участок с усадьбой владельца.
[жы́л та́м мужы́к ко́мл’ьф/ во́т и на́звъл’и]
Копри́ха [копр’и́хъ]. Лес.
[фс’о́ гъвор’и́л’и/ пошла́ ф-копр’и́ху пъ-гр’ибы́/ а пъч’ему́ та́к нъзыва́л’и н’е-зна́йу]
Коро́ткая река́ [коро́ткъйъ р’ека́]. Река. Приток реки Какши.
[ма́л’ьн’къйъ/ коро́ткъйъ была́ она́]
Костю́хин почи́нок [кост’у́х’ин поч’и́нък]. Починок.
[основа́л то́т поч’и́нък ко́ст’ъ/ та́к и про́звъл’и]
Кра́сная доро́га [кра́снъйъ доро́гъ]. Дорога из починка Малиновский к Лавренькиному болоту.
[гл’и́нъ одна́ была́/ фс’о́ красно́ было́/ та́к и зва́л’и]
Кра́сное боло́то [кра́снъйъ боло́тъ]. Болото.
[кл’у́квы та́м мно́гъ раст’о́т/ фс’о́ кра́снъйъ о́т йа́гът]
Кру́тенькое боло́то [кру́т’ьн’къйъ боло́тъ]. Болото.
[м’е́ш дву́х гр’и́ф овра́к бы́л/ на-скло́н’ъ р’ек’и́]
Круто́й овра́г [круто́й овра́к]. Овраг.
[о́н глубо́къй бы́л/ стра́шнъй/ та́м б’ьсофшы́нъ была́]
Крю́кова поля́на [кр’у́къвъ пол’а́нъ]. Поляна на окраине починка Гусевский.
[р’а́дъм с’ем’йа́ кр’у́къвых жыла́]
Кугуне́р [кугун’е́р]. Река. Приток реки Вахтанки.
[наро́д-тъ на́ш с-мар’и́йцъм п’ьр’ем’е́шън/то́ и́х назва́н’йъ-тъ/ ч’ево́ зна́ч’ит/ н’е-зна́йу]
Кули́га [кул’и́гъ]. Место в лесу.
[там иагъды съб’ирал’и/ м’естъ то дал’окъ былъ/ нъ-кул’ич’къх/ вот и-звал’и кул’игъ]
Курдоша [курдошъ]. Лесной ручей.
[вот-уш т’еп’ер’ьч’ь н’ихто н’е-скажът/ пъч’ему назвъл’и так]
Лавренькино болото [лавр’ьн’к’инъ болотъ]. Болото.
[лавр’ен’т’ии д’ет р’адъм жыл]
Лавруха [лаврухъ]. Лесной ручей.
[там мужык пас’еку став’ил/иево лавр’ент’ии звал’и/ так и-р’еч’ку назвъл’и]
Лебедиха [л’ьб’ед’ихъ]. Поляна.
[пол’анъ была/ иеио л’еб’ьд’ьвы кос’ил’и]
Ленинский просяк [л’ен’инск’ии прос’ьк]. Просека.
[д’ел’анку-ту иету к-дваццът’ п’атъму сиезду парт’ии прърубал’и/ а к-ч’ему/ да-наштъ/ н’е-знаиу]
Лесная река [л’еснаиь р’ека]. Река.
[в-л’есу она была/ так и-звал’и]
Липовая гора [л’ипъвъиь гора]. Холм.
[ран’шъ л’ипы на-н’еи росл’и/ вот и-прозвъл’и]
Ложный просяк [ложныи прос’ьк]. Просека.
[он колхознъи лес от каз’оновъ отд’елал/ а-пъч’ему ложнъи/ хто знаиьт]
Лохматое болото [лохматъиь болотъ]. Болото.
[труднъ иагъды былъ съб’ират’/ высокъиь р’езуч’ьиь трава росла]
Лубянское болото [луб’анскъиь болотъ]. Болото.
[н’ь-тъпуч’инъ/ но болотъ/ иагъды там съб’ирал’и/ оно р’адъм с-поч’инкъм луб’аны былъ]
Лубяны[луб’аны]. Починок.
[там л’ипы одны росл’и/с-н’их луб’иъ сн’имал’и/так и поч’инък назвъл’и]
Лужановские полосы [лужанъфск’ииь полъсы]. Поле.
[ф-старъиь вр’ем’ь пол’ь-тъ пъ-пълосам кр’ес’т’ианъм нар’езъл’и/ так и-стал’и зват’/ и-т’еп’ер’ьч’ь зовут]
Луконина просека [лукон’инъ]. Лесная тропа.
[тропа такаиь в-л’есу ест’/ а-хто так назвъл н’е-знаиу]
Люльпа [л’ул’пъ]. Лесная поляна.
[пол’анъ такаиъ была/ од’ин л’уп’ин рос/ а по-н’еи одны покосы шл’и]
Макарова пожня [макаръвъ пожн’ь]. Лесная поляна.
[круглъиь пол’анъ/ там макаръвы кос’ил’и]
Малиновский просяк [мал’инъфск’ии прос’ьк]. Просека.
[иево к-мал’инъфскъму поч’инку прърубал’и]
Малиновский хутор [мал’инъфск’ии хутър]. Обособленный земельный участок с усадьбой владельца.
[мал’иновы ф-том хутър’ь жыл’и/ вот и-прозвъл’и]
Марана [маранъ]. Ручей.
[так уш н’ихто н’е-скажът т’еп’ер’ьч’ь/ отч’ево так назвъл’и]
Маранский кордон [маранск’ии кордон]. Земельный участок с домом, где жил лесник со своей семьей.
[там тр’и домъ стоиал’и/ у-р’еч’к’и мараны]
Маревьянино болото [мър’ев’иан’инъ болотъ]. Болото.
[на-иом д’евушкъ пропалъ/ мър’ев’ианъи звал’и]
Марьин луг [мар’иин лук]. Лесная поляна.
[т’откъ мар’иь там фс’о козу пасла]
Марьянский кордон [мар’иьнск’ии кордон].Земельный участок с домом, где жил лесник со своей семьей.
[од’ин дом там стоиал/ однои с’ем’иои мар’ииных ]
Медвежий угол [м’едв’ежыи угъл]. Часть леса.
[м’естъ т’омнъиь/ м’едв’ед’и вод’ил’ис’/ пъ-гр’ибы туды ход’ил’и]
Мишина поляна [м’иш’инъ пол’анъ]. Лесная поляна.
[м’едв’ед’и там вод’ил’ис’/ многъ б’ерлок былъ]
Мошка [мошкъ]. Река. Приток реки Какши.
[многъ по-тои р’ек’е мошк’и былъ]
Наволок [нъволок]. Лесная поляна.
[пол’анъ с’ьнокоснъиь была/ в-н’из’ин’ь/ с’енъ волъкъм вытаск’ивъл’и]
Наумовский ручей [наумъфск’ии руч’еи]. Ручей.
[мужык наум там жыл/ у-домъ иево тот руч’еи б’ежал]
Наустьевское болото [науст’иьфскъиь болотъ]. Болото.
[былъ р’адъм с-уст’иьм р’ек’и вахтанк’и]
Неявская дорога [н’еиьфскъиь дорогъ]. Дорога к реке Нее от починка Гусевский.
[она к-р’ек’е н’еиь ид’от/ вот и-зовут так]
Нечайка [н’еч’аикъ]. Река. Приток реки Какши.
[она возн’иклъ н’еч’аиьнъ/ вот и-назвал’и так]
Никаноркова поляна [н’иканоркъвъ пол’анъ]. Лесная поляна.
[на-тои пол’ан’ь н’иканор жыл]
Николаевское болото [н’иколаиьфскъиь болотъ]. Болото.
[мужык н’иколаи там пропал/ вот и-зовут так]
Новенькая дорога [нов’ьн’къиь дорога]. Дорога от починка Гусевский до Светлого болота.
[так она посл’ь уш поиав’илъс’/ вот и-нов’ьн’къиь]
Новожил [нъвожыл]. Поляна у опушки леса.
[она у-домъ нъвожылъвых была]
Новоселовская дорога [нъвос’олъфскъиь дорогъ]. Дорога от починка Малиновский к деревне Новоселовка.
[она в’ела к-д’ер’евн’ь нъвос’олъфкъ]
Обжиги [обжыг’и]. Болото.
[многъ г’ектар л’есъ сгор’елъ/ туды зъ-гр’ибам ход’ут/нъ-охоту/ на-т’ет’ьр’ьвъ]
Омшанник [омшан’ик]. Болото.
[моху многъ на-том болот’ь]
Омут Антоныча [омут антоныч’ь]. Место на реке Какше.
[там мужык антоныч’ утоп/ вот и-звал’и иедък]
Ортюжанской [орт’ужънскъи]. Сельское поселение в несколько домов.
[поч’инък был/ нъзывал’и орт’ужънскъи/ а-пъч’ему/ н’е-знаиу]
Павловский просяк [павлъфск’ии прос’ьк]. Тропа по просеке в сторону Перовского починка.
[мужык’и там д’ел’анку вырубал’и/ так бр’игад’ир у-н’их был/ павлъм звал’и]
Патуровский пригон [пътурофск’ии пр’игон]. Место в лесу.
[п’ьр’ел’есък был/ патуръф жыл/ мы туда по-иагъды ход’ил’и]
Переливное болото [п’ьр’ьл’ивноиь болотъ]. Болото.
[пъ-с’ьр’ед’ин’ь дорогъ л’еснаиъ шла/а-болотъ п’ер’ел’иваиьцъ с-однои на-другуиу сторъну]
Першинский перелесок [п’ершынск’ии п’ьр’ел’есък]. Лесная тропа.
[хто иево знаиьт/ можът п’ершын какои был/ иедак и- зовут]
Петрушовский мыс [п’ьтрушофск’ии мыс]. Опушка леса.
[мужык п’етрухъ там жыл/на тои опушк’ь]
Платонкова поляна [платонкъвъ пол’анъ]. Лесная поляна.
[так платон на-тои пол’ан’ь жыл/ так и-звал’и]
Плачущая гора [плач’ушъиь гора]. Холм.
[он в’ес’ в-ръдн’иках был/ словнъ плакъл]
Поповское болото [попофскъиь болотъ]. Болото.
[ран’шъ-тъ топ’и дъ-болотъ одны зд’ис’ был’и/ л’еса др’емуч’ииь/ вот и-згон’ал’и фс’ех в’еруш’их с’уды]
Притыкино [пр’итык’инъ]. Починок, сельское поселение в несколько домов.
[он у-л’есъ был/што т’еб’е пр’иткнул’и туды иево/ вот и-назвъл’и]
Прытовский лес [прытофск’ии л’ес]. Лес.
[он ф-сторъну д’ер’ивн’и прытъвъ был/ мы так и-звал’и]
Пустошка [пустъшкъ]. Овраг.
[фс’егда так иево звал’и/ а-пъч’ему/ н’е-знаиу]
Раздельный [разд’ел’ныи]. Просека.
[прос’ьк такои был/ шахунск’ии дъ-в’етлушск’ии раионы д’ел’ил]
Раздеря [разд’ер’ь]. Река. Приток реки Какши.
[она два пол’ь ръзд’ел’алъ]
Ратная тропа [ратнъиь тропа]. Лесная тропа.
[на-тои троп’е ч’астъ ратныиь ч’ерв’и ползъл’и/ н’е-знаиъм/што за он’е так’ииъ/м’елк’ииъ да-б’елыиъ/он’е как ж’ел’езъ тв’ордыиъ//съб’ирал’и их/ дъ-сушыл’и/потом с-собои нос’ил’и/он’е удач’у пр’инос’ьт/ вот их там и-съб’ирал’и]
Рютина [р’ут’инъ]. Лесная поляна.
[на-р’ут’ину пол’ану гул’ат’ ход’ил’и/ а назван’иь откудъ/ н’ихто н’е-знаиьт]
Самарихинские холмы [съмар’и́х’инск’ийъ холмы́]. Холмы.
[а́к он’е́ у-р’ек’и́ съмар’и́х’и/ та́к и на́звъл’и]
Светлое болото [св’етлъиь болотъ]. Болото.
[много г’ектар оно/ д’ер’ев’иьф софс’ем н’ь-росло]
Сеньга [с’ен’га]. Ручей в поле.
[ак уш хто тֹ’еп’ер’ьч’ь скажът/ пъч’ему так назвъл’и]
Сенькина река [с’ен’к’инъ р’ека]. Река. Приток реки Какши.
[так мужык с’ен’къ на-н’еи жыл/ дом нъ-б’ьр’егу стоиал]
Сибирское болото [с’иб’ирскъиь болотъ]. Болото.
[бол’шоиь кък-с’иб’ир’ оно былъ]
Слань [слан’]. Лесная дорога от починка Зотовский до починка Гусевский.
[дорогъ та бр’овнъм выслънъ была/ вот и-слан’]
Соленый омут [сол’оныи омут]. Ключ.
[вода в-иом сол’онъиъ]
Соломатова просека [съломатъвъ просֹ’ькъ]. Лесная дорога.
[так и-зовут/а-пъч’ему/н’е-знаиу]
Спечинский просяк [сп’еч’инск’ии прос’ьк]. Просека.
[нъзывал’и иедък/ а-пъч’ему/ н’е-знаиу]
Старый конный [старыи коныи]. Болото.
[иедък болотъ звал’и/ р’адъм кон’ушн’ъ была]
Столбовая дорога [стълбоваиъ дорогъ]. Дорога вдоль линии электросвязи от починка Гусевский в Шахунью.
[по-н’ои н’е-изд’ил’и/ тол’къ столбы стоиал’и/ п’ешъиь была]
Студеной овраг [студ’онъи оврак]. Ключик.
[вода в-иом с’ил’нъ холоднъиь]
Суворовский [суворъфск’ии]. Починок, сельское поселение в несколько домов, располагался на опушке леса, рядом с починком Малиновский.
[суворъф туды п’ервъи пр’ииехъл и-построилс’ь]
Сухан [сухън]. Лес.
[п’ьр’ел’есък был/ зъ-гр’ибам ход’ил’и туды]
Таранка [таранкъ]. Река. Приток реки Раздери.
[рыбы многъ в-н’ои /налов’ьт/дъ-насушът/сушонуиу-тъ и зовут таранкъ/хот’ какуиу]
Тимина поляна [т’им’инъ пол’анъ]. Поляна.
[на-тои пол’ан’ь пас’екъ т’имоф’еиь была]
Толчин омут [толч’ин омут]. Место на реке Какша, около деревни Вороваткино.
[нъ-б’ьр’егу иетъвъ омутъ стоиал дом толч’инъ/ вот и-звал’и]
Топкое болото [топкъиь болотъ]. Болото.
[зыпкъиь оно/ нал’и н’ихто н’ь-ход’ил туды]
Трехречье [тр’охр’еч’иь]. Место слияния трех рек: Курнуш, Самариха, Унжа.
[там тр’и р’ек’и вм’ист’ь т’екут]
Турковское болото [туркъфскъиь болотъ]. Болото.
[м’имъ дорогъ шла/ туркъфскъи звал’и/ так и-болотъ зват’ стал’и]
Тювина поляна [т’ув’инъ]. Поляна у леса.
[пол’ану так назвъл’и/ а-хто и-пъч’ему/ н’е-знаиу]
Угольная просека [угъл’нъиь прос’ькъ]. Лесная дорога.
[по-н’еи угъл’ воз’ил’и]
Унжа [унжъ]. Река. Приток реки Самарихи.
[ил’истъиь она оч’ьн’/ так и-назвъл’и]
Фокина дорога [фок’инъ дорогъ]. Лесная дорога.
[иеио богач’ фокъ построил]
Хаймовское болото [хаимъфскъиь болотъ]. Болото.
[оно р’адъм с-д’ер’евн’ьи хаимъфкъ]
Холунная дорога [холунъиь дорогъ]. Дорога вокруг болота Сибирское.
[уш хто скажът/ пъч’ему иедък звал’и/ н’е-знаиу]
Чапыга [ч’апыгъ]. Часть леса.
[м’естъ то н’ьпролазнъиь/вал’ожн’ик од’ин]
Часовельный [ч’асов’ел’ныи]. Просека.
[на-тот прос’ьк сонцъ в-окурат ф-полд’ен’ выход’илъ]
Ченебечиханская дорога [ч’ьн’еб’еч’ихънскъиь дорога]. Дорога вдоль реки Ченебечиха от починка Малиновский до деревни Ченебечиха.
[так шла она к-ч’ьн’еб’еч’их’ь в’ела/ вот так назвъл’и]
Черновский [ч’ернофс’к’ии]. Хутор, обособленный земельный участок с усадьбой владельца.
[на-хутър’ь том ч’ьрноз’ом брал’и/ так и-звал’и/там од’ин дом тол’къ стоиал/одна с’ем’иа жыла]
Черная поляна [ч’орнъиь пол’анъ]. Поляна около Казанского болота.
[ч’ерн’ику там съб’ирал’и/ дъ-попас’т’ туда можнъ тол’къ по-жордъч’к’ь/ топ’ там]
Черное болото [ч’орнъиь болотъ]. Болото.
[др’емуч’ьиь м’естъ/ вот и зовут так]
Чернушка [ч’ернушкъ]. Река. Приток реки Самарихи.
[вода бол’шаиъ да-ч’орнъиъ в-н’еи]
Шаварган [шъварган]. Хутор, обособленный земельный участок с усадьбой владельца.
[хутър так назвъл’и/ м’естъ там др’емуч’ьиь]
Широкий просяк [шырок’ии прос’ьк]. Лесная дорога.
[нъ-лъшад’ах по-тои дорог’ъ изд’ил’и/ шырокъиь была]
Щепинское болото [ш’еп’инскъиь болотъ]. Болото.
[р’адъм д’ер’евн’ь ш’еп’инъ была]
Шименер [ш’им’ен’ер]. Река. Приток реки Вахтанки.
[народ-тъ наш с-мар’иицъм п’ьр’ем’ешън/то их назван’иь-тъ/ ч’ево знач’ит/ н’е-знаиу]
Южное болото [иужнъиь болотъ]. Болото.
[оно сухоиь/ на-иук выход’ит]
Якуниха [иакун’ихъ]. Река. Приток реки Какши.
[н’ихто н’е-знаиьт / иакун’ихъ/ да и-фс’о]
Ялыгино болото [иалыг’инъ болотъ]. Болото.
[зъ-брусн’икъи туды ход’ил’и/ иаг’ьл’ъ многъ там росло]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эколого-исследовательский проект "Луковка"
Формировать у детей основы исследовательской деятельности, экологического самосознания. Выявить благоприятные условия для роста и развития лука. Увидеть конечный результат исследовательской работы....
Семейный экологический проект "Наши руки не для скуки,или подарки из вторсырья", в рамках конкурса эколого-исследовательских проектов "Юные экологи Москвы"
Бытовые отходы, которые мы используем от продуктов питания, загрязняют окружающую среду. Большая их часть имеет очень длительный срок разложения или совсем не разлагается в естественных условиях. Чтоб...
Эколого-исследовательский проект "Волшебная луковка"
Проект для детей 1 младшей группы...
Эколого-исследовательский проект «Наше дерево – Кедр»
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста имеет большое значение....
Эколого - исследовательский проект "Капелька - волшебница вода
Введение. Если ты посмотришь на карту, или на глобус, то увидишь: в основном они голубого цвета. Потому, что воды на земном шаре гораздо больше, чем суши. Может, и назвать надо было нашу планету &nda...
Эколого-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста «От желудя к деревцу»
Эколого-исследовательский проектс детьми старшего дошкольного возраста «От желудя к деревцу»...
Эколого –исследовательский проект «Удивительная вода»
Эколого –исследовательский проект«Удивительная вода» Вода - основа жизни на Земле, Она необходима всем вокруг: Растениям, животным, человеку, Расходуй ее бережно, мой друг!Тип п...