Эколого-исследовательский проект «Наше дерево – Кедр»
проект
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста имеет большое значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Эколого-исследовательский проект
«Наше дерево – Кедр»
Актуальность проекта: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста имеет большое значение. Одним из главных способов отображения действительности является проектирование. В дошкольный период для развития личности ребенка важен поиск знаний: приобретение их самостоятельно или под руководством взрослого, который поддержит стремление наблюдать и экспериментировать, желание ребенка самостоятельно искать новые сведения о мире.
В настоящее время остро стоит проблема в исчезновении лесных массивов, кедр не исключение. Сибирский кедр является ценнейшим материалом в изготовлении мебели, посуды, карандашей, поэтому количество кедровых лесов на земле резко сокращается.
В связи с этим был разработан и реализован проект «Наше дерево - Кедр», участие в котором позволило расширить и систематизировать знания детей о кедре, который растёт в наших сибирских лесах, сколько лет дерево живёт, чем полезно для человека; стимулировать развитие самостоятельной творческой активности.
Цель проекта: Расширение знаний детей об особенностях сибирского кедра, его применении в жизни человека и в народной медицине; изучение особенностей выращивания ростка кедра в домашних условиях, развитие творческих способностей воспитанников, воспитание чувства уважения к малой Родине, бережного обращения к живой природе.
Задачи проекта:
1. Расширять и закреплять знания детей об особенностях сибирской кедровой сосны.
2. Узнать, как применяется кедровая сосна в жизни человека и в народной медицине.
3. Установить, можно ли вырастить из кедрового орешка росток кедровой сосны в домашних условиях.
4. Развивать способность к познавательной деятельности. Учить проявлять самостоятельность, находить сведения об объекте исследования, используя различные источники информации (взрослые, энциклопедии, компьютер, телепередачи).
5. Развивать восприятие, мышление, речь в процессе поисковой деятельности и составлении рассказа о кедре.
Результаты проекта:
- Умение находить информацию совместно с родителями по данной теме.
- Желание нарисовать кедр, изготовить поделки из кедровых шишек.
- Желание научиться выращивать в домашних условиях из орешка росток кедра.
- Использование информации из различных источников помогло узнать о свойствах кедра, обогатить связную речь ребёнка по теме проекта.
- Тесное сотрудничество педагога с родителями помогло развитию творческой активности ребёнка.
- Проект позволил развить чувство уважения к живой природе и бережное отношение к кедру.
ПРОЕКТ: «Наше дерево - Кедр»».
Руководитель проекта: Шутова Надежда Михайловна (воспитатель МДОУ «Детский сад «Солнышко» г.Надыма»).
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Возраст детей, на которых рассчитан проект: 6-й год жизни.
Тип проекта: эколого-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный 3 месяца.
Образовательная область, в рамках которой проводится работа по проекту: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Форма проведения: беседы, экскурсии, чтение литературы, просмотр видео-сюжетов, мультфильма, презентаций, художественная деятельность, исследование, наблюдение, совместная и самостоятельная деятельность детей.
Цель-результат: сообщение на тему: «Что я запомнил о кедре», фотопрезентация проекта.
Этапы проекта:
1 Этап.
Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской работы.
Проведение предварительной работы по теме «Наше дерево - Кедр». С детьми был проведён цикл бесед о происхождении кедра, о кедровом орехе как ценнейшем пищевом продукте, какое место занимает кедровая сосна в жизни человека, и применение её в народной медицине.
Проблемный вопрос: можно ли домашних условиях из кедрового орешка вырастить росток кедра?
Выслушав и обсудив все идеи и предложения, коллективно (воспитанники, родители, воспитатель) был составлен поэтапный план работы.
2 этап.
Организация исследования в рамках проекта.
Деятельность по реализации проекта
✓ Занятие-беседа, чтение энциклопедий, рассматривание иллюстраций кедра и его семян, просмотр мультфильма «Сказка о старом кедре», использование интернет – ресурсов.
✓ Беседы «Кедровая сосна в жизни человека и в народной медицине», «Лечебные свойства кедровой смолы», «Сибирский кедр – богатство России», «Воздух в кедровых насаждениях», «Полезные свойства кедрового масла».
✓ Экскурсии в городской парк и кедровую рощу.
✓ Подбор и чтение легенд, сказок, рассказов и стихотворений, посвящённых Сибирскому кедру.
- Коллективное изображение панно «Кедровая роща», рисование кедра и кедровых шишек, лепка семейства ежей из кедровых шишек.
- Изготовление композиций, книжек-малышек, коллажей на «кедровую» тему.
✓ Проведение исследования «выращивание ростка кедра в домашних условиях из кедрового орешка».
✓ Наблюдение за экспериментом.
✓ Фиксирование результатов исследования в дневнике наблюдений.
✓ Обобщение результатов эксперимента.
✓ Обсуждение и составление рассказа «Что я запомнил о кедре».
✓ Оформление и показ фотовыставки по теме для детей и родителей.
Практическая часть:
Эмпирическое исследование.
Направление - «Живая природа».
Образовательная область – познавательное развитие.
Тема: «выращивание ростка кедра в домашних условиях из кедрового орешка».
Выполнили исследование: воспитанники подготовительной к школе группы Б, Шутова Надежда Михайловна (воспитатель).
Гипотеза: если в группе создать условия, максимально приближенные к природным, то кедровый орешек даст пригодный к жизни росток.
Условия выращивания кедра:
- крепкие тёмно-коричневые орешки;
- водный раствор марганцовокислого калия, для обработки орешков от бактерий и грубая ткань, для удаления чёрного налёта;
- вода для поддержания влаги, холодное место;
- песок и земля, для посадки в цветочный горшок.
Проведение исследования:
Для проведения опыта были отобраны самые крепкие тёмно-коричневые орешки. Их промыли в водном растворе марганцовокислого калия, для удаления бактерий со скорлупы орехов и грубой тряпкой удалили чёрную оболочку, затем замочили их в тёплой воде.
В процессе наблюдения мы увидели, что на одном орехе появилась трещина, а из трещины пророс маленький росток и мы поняли, что семена пришло время высаживать.
В цветочным горшке мы смешали песок и торф и посадили пророщенное семя, полили его водой.
Горшок поставили в целлофановый пакет и выставили на холод. Холод - необходимое природное условие, способствующее выживанию и прорастанию хвойных растений, без него всхожесть семян может оказаться очень низкой или нулевой.
В период созревания мы поливали и проверяли семена, раз в две недели и следили за наклёвыванием семян. Все этапы опыты мы фиксировали в дневнике наблюдений.
Обобщение результата:
Через два с половиной месяца семена кедра дали маленькие, зелёненькие стрелки (ростки). Гипотеза, выдвинутая в самом начале эксперимента, подтвердилась: возможно в домашних условиях из кедрового орешка вырастить росток кедра. Весной мы его высадили на территории детского сада, но, к сожалению, он не прижился.
3 этап.
Презентация результатов исследования.
Показ фотопрезентации исследования «Наше дерево - Кедр» всем детям и родителям.
Подготовка и презентация рассказов детей «Что я запомнил о кедре».
Благодаря представленным детьми фотопрезентациям и рассказам о результатах работы над проектом, дети группы уточнили уже имеющиеся знания и расширили свои знания о сибирском кедре. Опыт помог установить, что домашних условиях из кедрового орешка возможно вырастить росток кедра. У детей развилось чувство уважения к живой природе и бережное отношение к кедру.
Совместная деятельность родителей и ребёнка способствовала расширению кругозора, как детей, так и взрослых, укреплению взаимоотношений в семье, поддержка взрослых позволила значительно повысить интерес ребёнка к исследовательской деятельности, воспитанию уважения и бережного отношения к живой природе.
Использованная литература:
1. М. М. Игнатенко «Сибирский кедр». Москва «Наука», 1988 год.
2. Энциклопедия «Живой природы». Москва «АСТ-ПРЕСС» 2000 год.
3. Энциклопедия «Моя первая книга о растениях». Москва «РОСМЭН-ПРЕСС» 2005 год.
4. А. И. Иванова «Мир животных» Москва. 2009 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Наше дерево-Клен"
Долгосрочный проект для детей дошкольного возраста...
Эколого-краеведческий проект «Наше дерево – Береза», конкурс "Воспитатель года 2014"
материалы для конкурса...
Проект «Наше дерево»
Цель проекта: формирование основ экологического мировоззрения, развитие ребенка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетического развития), оказать оздоровительн...
ПРОЕКТ "НАШЕ ДЕРЕВО: БЕРЕЗА"
Проекты по экологическому воспитанию "Наше дерево: березка","Насекомые" направлены на взаимодействие с родителями и детьми. Срок реализации 1 год.....
Экологический проект "Наше дерево"
Развитие экологического образования детей дошкольного возраста...
фотографии к проекту "Наше дерево"
Экологическое образование детей дошкольного возраста...
Эколого-исследовательский проект «Наше дерево – Кедр»
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста имеет большое значение. Одним из главных способов отображения действительности является проектирование. В дошкольный период для развития л...