Эколого-исследовательский проект «Наше дерево – Кедр»
проект

Шутова Надежда Михайловна

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста имеет большое значение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Эколого-исследовательский проект

«Наше дерево – Кедр»

Актуальность проекта: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста имеет большое значение. Одним из главных способов отображения действительности является проектирование. В дошкольный период для развития личности ребенка важен поиск знаний: приобретение их самостоятельно или под руководством взрослого, который поддержит стремление наблюдать и экспериментировать, желание ребенка самостоятельно искать новые сведения о мире.

В настоящее время остро стоит проблема в исчезновении лесных массивов, кедр не исключение. Сибирский кедр является ценнейшим материалом в изготовлении мебели, посуды, карандашей, поэтому количество кедровых лесов на земле резко сокращается.

В связи с этим был разработан и реализован проект «Наше дерево - Кедр», участие в котором позволило расширить и систематизировать знания детей о кедре, который растёт в наших сибирских лесах, сколько лет дерево живёт, чем полезно для человека; стимулировать развитие самостоятельной творческой активности.

Цель проекта: Расширение знаний детей об особенностях сибирского кедра, его применении в жизни человека и в народной медицине; изучение особенностей выращивания ростка кедра в домашних условиях, развитие творческих способностей воспитанников, воспитание чувства уважения к малой Родине, бережного обращения к живой природе.

Задачи проекта:

1. Расширять и закреплять знания детей об особенностях сибирской кедровой сосны.

2. Узнать, как применяется кедровая сосна в жизни человека и в народной медицине.

3. Установить, можно ли вырастить из кедрового орешка росток кедровой сосны в домашних условиях.

4. Развивать способность к познавательной деятельности. Учить проявлять самостоятельность, находить сведения об объекте исследования, используя различные источники информации (взрослые, энциклопедии, компьютер, телепередачи).

5. Развивать восприятие, мышление, речь в процессе поисковой деятельности и составлении рассказа о кедре.

Результаты проекта:

  1. Умение находить информацию совместно с родителями по данной теме.
  2. Желание нарисовать кедр, изготовить поделки из кедровых шишек.
  3. Желание научиться выращивать в домашних условиях из орешка росток кедра.
  4. Использование информации из различных источников помогло узнать о свойствах кедра, обогатить связную речь ребёнка по теме проекта.
  5. Тесное сотрудничество педагога с родителями помогло развитию творческой активности ребёнка.
  6. Проект позволил развить чувство уважения к живой природе и бережное отношение к кедру.

ПРОЕКТ: «Наше дерево - Кедр»».

Руководитель проекта: Шутова Надежда Михайловна (воспитатель МДОУ «Детский сад «Солнышко» г.Надыма»).

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Возраст детей, на которых  рассчитан проект: 6-й год жизни.

Тип проекта: эколого-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный 3 месяца.

Образовательная область, в рамках  которой проводится работа по проекту: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие.

Форма проведения: беседы, экскурсии, чтение литературы, просмотр видео-сюжетов, мультфильма, презентаций, художественная деятельность, исследование, наблюдение, совместная и  самостоятельная деятельность детей.

Цель-результат: сообщение на тему: «Что я запомнил о кедре», фотопрезентация проекта.

Этапы проекта:

1 Этап.

Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской работы.

Проведение предварительной работы по теме «Наше дерево - Кедр». С детьми был проведён цикл бесед о происхождении кедра, о кедровом орехе как ценнейшем пищевом продукте, какое место занимает кедровая сосна в жизни человека, и применение её в народной медицине.

Проблемный вопрос: можно ли домашних условиях  из кедрового орешка вырастить росток кедра?

Выслушав и обсудив все идеи и предложения, коллективно (воспитанники, родители, воспитатель) был составлен поэтапный план работы.

2 этап.

Организация исследования в рамках проекта.

Деятельность по реализации проекта

 Занятие-беседа, чтение энциклопедий, рассматривание иллюстраций кедра и его семян, просмотр мультфильма «Сказка о старом кедре», использование интернет – ресурсов.

 Беседы «Кедровая сосна в жизни человека и в народной медицине», «Лечебные свойства кедровой смолы», «Сибирский кедр – богатство России», «Воздух в кедровых насаждениях», «Полезные свойства кедрового масла».

 Экскурсии в городской парк и кедровую рощу.

 Подбор и чтение легенд, сказок, рассказов и стихотворений, посвящённых  Сибирскому кедру.

  • Коллективное изображение панно «Кедровая роща», рисование кедра и кедровых шишек, лепка семейства ежей из кедровых шишек.
  • Изготовление композиций, книжек-малышек, коллажей на «кедровую» тему.

 Проведение исследования «выращивание ростка кедра в домашних условиях из кедрового орешка».

 Наблюдение за экспериментом.

 Фиксирование результатов исследования в дневнике наблюдений.

 Обобщение результатов эксперимента.

 Обсуждение и составление рассказа «Что я запомнил о кедре».

 Оформление и показ фотовыставки по теме для детей и родителей.

Практическая часть:

Эмпирическое исследование.

Направление - «Живая природа».

Образовательная область – познавательное развитие.

Тема: «выращивание ростка кедра в домашних условиях из кедрового орешка».

Выполнили исследование: воспитанники подготовительной к школе группы Б, Шутова Надежда Михайловна (воспитатель).

Гипотеза: если в группе создать условия, максимально приближенные к природным, то кедровый орешек даст пригодный к жизни росток.

Условия выращивания кедра:

  • крепкие тёмно-коричневые орешки;
  • водный раствор марганцовокислого калия, для обработки орешков от бактерий и грубая ткань, для удаления чёрного налёта;
  •  вода для поддержания влаги, холодное место;
  • песок и земля, для посадки в цветочный горшок.

Проведение исследования:

Для проведения опыта были отобраны самые крепкие тёмно-коричневые орешки. Их промыли в водном растворе марганцовокислого калия, для удаления бактерий со скорлупы орехов и грубой тряпкой удалили чёрную оболочку, затем замочили их в тёплой воде.

В процессе наблюдения мы увидели, что на одном орехе появилась трещина, а из трещины пророс маленький росток и мы поняли, что семена пришло время высаживать.

В цветочным горшке мы смешали песок и торф и посадили пророщенное семя, полили его водой.

Горшок поставили в целлофановый пакет и выставили на холод. Холод - необходимое природное условие, способствующее выживанию и прорастанию хвойных растений, без него всхожесть семян может оказаться очень низкой или нулевой.

В период созревания мы поливали и проверяли семена, раз в две недели и следили за наклёвыванием семян. Все этапы опыты мы фиксировали в дневнике наблюдений.

Обобщение результата:

Через два с половиной месяца семена кедра дали маленькие, зелёненькие стрелки (ростки). Гипотеза, выдвинутая в самом начале эксперимента, подтвердилась: возможно в домашних условиях из кедрового орешка вырастить росток кедра. Весной мы его высадили на территории детского сада, но, к сожалению, он не прижился.

3 этап.

Презентация результатов исследования.

Показ фотопрезентации исследования «Наше дерево - Кедр» всем детям и родителям.

Подготовка и презентация рассказов детей  «Что я запомнил о кедре».

Благодаря представленным детьми фотопрезентациям и рассказам о результатах работы над проектом, дети группы уточнили уже имеющиеся знания и расширили свои знания о сибирском кедре. Опыт помог установить, что домашних условиях из кедрового орешка возможно вырастить росток кедра. У детей развилось чувство уважения к живой природе и бережное отношение к кедру.

Совместная деятельность родителей и ребёнка способствовала расширению кругозора, как детей, так и взрослых, укреплению взаимоотношений в семье, поддержка взрослых позволила значительно повысить интерес ребёнка к исследовательской деятельности, воспитанию уважения и бережного отношения к живой природе.

Использованная литература:

1. М. М. Игнатенко  «Сибирский кедр». Москва «Наука», 1988 год.

2. Энциклопедия «Живой природы». Москва «АСТ-ПРЕСС» 2000 год.

3. Энциклопедия «Моя первая книга о растениях». Москва «РОСМЭН-ПРЕСС» 2005 год.

4. А. И. Иванова «Мир животных» Москва. 2009 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Наше дерево-Клен"

Долгосрочный проект для детей дошкольного возраста...

Проект «Наше дерево»

Цель проекта: формирование основ экологического мировоззрения, развитие ребенка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетического развития), оказать оздоровительн...

ПРОЕКТ "НАШЕ ДЕРЕВО: БЕРЕЗА"

Проекты по экологическому воспитанию "Наше дерево: березка","Насекомые"  направлены на взаимодействие с родителями и детьми. Срок  реализации 1 год.....

Экологический проект "Наше дерево"

Развитие экологического образования детей дошкольного возраста...

фотографии к проекту "Наше дерево"

Экологическое образование детей дошкольного возраста...

Эколого-исследовательский проект «Наше дерево – Кедр»

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста имеет большое значение. Одним из главных способов отображения действительности является проектирование. В дошкольный период для развития л...