Методическая разработка "Проект по формированию целостной картины мира "Лекарственные растения" в старшем дошкольном возрасте"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Экологическое образование– одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Диагностические исследования показали, что средний и низкий уровень знаний детей составляет более 50%. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Поэтому детям необходимо наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta.docx | 26.66 КБ |
buklet_po_proektu.docx | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта | Лекарственные растения |
Актуальность проекта | Экологическое образование– одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Диагностические исследования показали, что средний и низкий уровень знаний детей составляет более 50%. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Поэтому детям необходимо наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. |
Цель проекта | Создание альбома «Зеленая аптека». |
Проблема | Какими методами можно дополнить знания детей старшего дошкольного возраста через проект по теме «Лекарственные растения»? |
Проблемный вопрос | Как создать альбом «Зеленая аптека»? |
Практическая значимость | Реализация проекта позволяет ребенку расширить и |
Участники проекта | Воспитанники старшего дошкольного возраста (5-6 лет), родители, воспитатели. |
Адресация проекта | Проект адресован воспитанникам старшего дошкольного возраста (5-6 лет), родителям, педагогам ДОО |
Задачи проекта | Задачи для детей |
Подготовительный этап 1.Принять участие в диагностической беседе «Лекарственные растения». 2. Принять участие в беседе «Для чего нужны лекарственные растения?» Основной этап 1.Принять участие в составлении рассказов. 2. Принимать участие в составлении схем «Что лечит растение». 3.Принимать участие в НОД «В гостях у Доктора Айболита». 4. Принимать участие в НОД «Ромашковое поле». 5. Принимать участие в наблюдение «Наш верный друг – мать-и-мачеха». 6.Совместно с родителями посетить аптеку. 7. Принимать участие в НОД «Наш друг - чистотел». 8. Принимать участие в занятии- сказки «Старый одуванчик». 9.Совместно с родителями участвовать в мастер- классе. 10. Совместно с родителями подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений. 11. Принимать участие в беседе «Друг или враг». 12. Принять участие в наблюдении «На участке ищем полезные растения». 13. Принять активное участие в дидактических играх по теме проекта. 14. Внимательно слушать литературные произведения по теме проекта. Заключительный этап 1. Принять активное участие в викторине «Знатоки лечебных трав». 2.Принять участие в оформлении и презентации альбома «Зеленая аптека». | |
Задачи для родителей | |
Подготовительный этап 1.Пройти online анкетирование «Лекарственные растения». 2.Ознакомиться с буклетом по теме проекта «Лекарственные растения». Основной этап 1. Ознакомиться с памятками. 2.Совместно с детьми посетить аптеку. 3.Совместно с детьми принять участие в мастер- классе «Букет здоровья». 4. Совместно с детьми подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений. Заключительный этап 1.Присутствовать на презентации альбома «Зеленая аптека». | |
Задачи для воспитателей | |
Подготовительный этап 1. Разработка буклета для родителей по теме проекта «Лекарственные растения». 2.Подбор беседы с детьми и наглядных материалов. 3.Организация и проведение беседы «Лекарственные растения». 4.Проведение диагностики беседы. 5. Организация и проведение беседы «Для чего нужны лекарственные растения?» Основной этап 1. Разработка и внесение памяток для родителей. 2.Организация и проведение составления рассказов детей от имени растений (перевоплощение). 3.Организация и проведение составления схем «Что лечит растение». 4.Организация и проведение НОД по познавательному развитию «В гостях у Доктора Айболита» 5.Организация и проведение НОД по художественно- эстетическому развитию «Ромашковое поле». 6. Организация и проведение наблюдения «Наш верный друг – мать-и-мачеха». 7.Дать рекомендацию родителям к совместному с детьми посещению аптеки. 8.Организация и проведение НОД по художественно- эстетическому развитию «Наш друг - чистотел». 9. Организация и проведение НОД по художественно- эстетическому развитию «Старый одуванчик». 10. Организация и проведение мастер- класса «Букет здоровья». 11. Дать рекомендацию родителями к подбору полезных рецептов с использованием лекарственных растений. 12.Организация и проведение беседы «Друг или враг». 13. Организация и проведение наблюдения «На участке ищем полезные растения». 14. Организация и проведение чтения литературных произведений по теме проекта. 15. Организация и проведение дидактических игр по теме проекта. Заключительный этап 1.Оформить и организовать викторину «Знатоки лечебных трав». 2. Оформить и организовать представление альбома «Зеленая аптека». 3. Познакомить родителей с работами детей. | |
Вид проекта | Практико-ориентированный, среднесрочный, групповой. |
Продукт проекта | Презентация альбома «Зеленая аптека» |
Сроки реализации | 26.04.2021г.-21.05.2021г. |
Особенности проекта | Без выявленных особенностей. |
Планируемые результаты | Дети: Подготовительный этап -Дети замотивированы на совместную деятельность по реализации проекта. Основной этап - Дети овладели новыми знаниями о лекарственных растениях. -Дети познакомились с внешним строением лекарственных растений, узнали о том, какую пользу приносит эти растения человеку. - Дети познакомились с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи. - Дети совместно с родители посетили аптеку. - Дети познакомились с природой родной страны и родного края. -Дети научились распознавать растение по его частям, по строению, по запаху. -Дети совместно с родителями научились создавать букет из лекарственных растений. -Придумали оформление и содержание после того, как воспитатель показал пример. -Дети совместно с родителями подобрали полезные рецепты с использованием лекарственных растений. -Дети понимают пользу и вред травянистых растений для человека и животных. -У детей повысилось желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем. -Дети побуждены беречь окружающую природу. Заключительный этап -Активно участвовали в викторине. -Оформили и презентовали альбом. Родители: Подготовительный этап -Родители замотивированы на совместную деятельность по реализации проекта «Лекарственные растения». - Прошли online анкетирование «Лекарственные растения». -Ознакомились с буклетом по теме проекта. Основной этап - Ознакомились с памятками. -Совместно с детьми посетили аптеку. -Участвовали совместно с детьми в мастер- классе «Букет здоровья». - Совместно с детьми подобрали полезные рецепты с использованием лекарственных растений. Заключительный этап -Присутствовали на презентации альбома «Зеленая аптека». Воспитатель: Подготовительный этап -Провел анализ диагностической беседы. -Родители ознакомлены с содержанием и характером предстоящей совместной деятельности с детьми и воспитателем над проектом. Основной этап -Организованы и проведены запланированные мероприятия с детьми и их родителями на основном этапе проекта в соответствии с паспортом проекта. -Обогатится опыт воспитателя по реализации приемов, связанных с поддержкой ребенка, с поддержкой его познавательной, коммуникативной инициативы в самостоятельной деятельности. Заключительный этап -Проведена викторина «Знатоки лечебных трав». -Организовано итоговое мероприятие – презентация альбома «Зеленая аптека». |
Ресурсы проекта | Информационные: Наглядно – дидактические материалы; Картотека дидактических игр, подвижных игр, сюжетных игр; Картотека дыхательных, пальчиковых гимнастик; Картотека пробуждения и самомассаж; Иллюстративный материал: фотографии "Тело человека", картинки лекарственных растений, способов применения лекарственных растений. Материально – технические: принтер, канцелярские принадлежности (цветные деньги на расходные материалы для принтера, канцелярские принадлежности. |
Подготовительный этап:
Цель: мотивация детей и их родителей на совместную деятельность по
реализации проекта «Лекарственные растения».
Дата | Мероприятия, инициированные воспитателем | Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта | Риски | Результаты |
26.04 27.04 | Для детей Диагностическая беседа «Лекарственные растения». Цель (для воспитателя): выявление знаний детей о том, какие лекарственные растения растут в Ленинградской области. Online анкетирование для родителей «Лекарственные растения» Цель: выявление отношения родителей к лекарственным дикорастущим растениям, их ценностью для здоровья человека, правил пользования. Для родителей Буклет по проекту «Лекарственные растения». Цель (для воспитателя): ознакомление с содержанием проекта «Лекарственные растения». Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?» Цель (для воспитателя): выявление знаний детей о лекарственных свойствах растений. Игра «Садовник у нас на участке» | Наглядно- демонстрационный материалы «Тело человека» Иллюстрационный материал: картинки лекарственных растений, способов применения лекарственных растений. | Виды рисков: -не будет осуществлено эффективное взаимодействие участников проекта; -отсутствие заинтересованности воспитанников к участию в проекте. Образовательный контент: не будут удовлетворены образовательные потребности всех участников проекта. Организационные: Не своевременно проинформированы о мероприятиях участники проекта. Случай возникновения пандемии, следовательно – самоизоляция. Технические: Возникнут сбои в работе техники. Минимизация рисков: Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группе работу по разъяснению запланированных задач. | Проведен анализ бесед с детьми. Установлено сколько детей знают о том, какие лекарственные растения растут в Ленинградской области и о лекарственных свойствах растений. Дети замотивированы на совместную деятельность по проекту «Лекарственные растения». |
Основной этап:
Цель: организация и проведение мероприятий по теме проекта «Лекарственные растения».
Дорожная карта основного этапа проекта:
Дата | Место в режиме дня | Мероприятия | Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии | Промежуточные результаты |
28.04 | I половина дня | Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-ромашка…», «Я-крапива…»; Составление схем «Что лечит растение» | Дети, воспитатель. | Повысилась радостно- эмоциональная атмосфера внутри группы. Дети обсудили почему лекарственные растения важны. Дети поняли, что лечат растения с помощью составления схем. |
29.04 | I половина дня | НОД по познавательному развитию «В гостях у Доктора Айболита»; Чтение литературного произведения Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет» | Дети, воспитатель. | Дети познакомились с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи. Дети узнали о растениях и обитателях леса по алфавиту. |
30.04 | I половина дня | НОД по художественно- эстетическому развитию «Ромашковое поле» Наблюдение «Наш верный друг – мать-и-мачеха» Памятка для родителей «Лекарственные растения при лечении ОРВИ» | Дети, родители, воспитатель. | Дети познакомились с лекарственным растением - мать- мачеха, с ее внешним строением, узнали о том, какую пользу приносит это растение человеку. |
01.05 - 10.05 | Совместно с родителями посещение аптеки. | Дети, родители. | Дети совместно с родителями посетили аптеку. | |
11.05 | I половина дня | НОД по художественно- эстетическому развитию «Наш друг - чистотел» Чтение литературного произведения А. Онегова «Тропинка полевая». | Дети, воспитатель. | Дети познакомились с лекарственным растением- чистотел, с его внешним строением, узнали о том, какую пользу приносит это растение человеку. Дети узнали о полевых цветах. |
12.05 | II половина дня | Чтение литературного произведения А. Плешакова «Зеленые страницы». Дидактические игры: «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение». | Дети, воспитатель. | Дети познакомились с природой родной страны и родного края. Повысились знания детей в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху. |
13.05 | I половина дня | НОД по художественно- эстетическому развитию «Старый одуванчик» Дидактические игры: «Фитодоктор», «Вылечи человека». Памятка для родителей «Правила сбора лекарственных растений» | Дети, родители, воспитатель. | Дети овладели новыми знаниями о одуванчике и его лекарственных свойствах. Расширились знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения. |
14.05 | I половина дня | Мастер-класс «Букет здоровья» | Дети, родители, воспитатель. | Дети и родители научились создавать букет из лекарственных растений. Придумали оформление и содержание после того, как воспитатель показал пример. |
15.05 - 16.05 | Совместно с родителями подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений. | Дети, родители. | Дети совместно с родителями подобрали полезные рецепты с использованием лекарственных растений. | |
17.05 | I половина дня | НОД по познавательному развитию «Друг или враг»; Чтение литературного произведения Н. Павлова «Загадки цветов» | Дети, воспитатель. | Сформировалось понимание пользы и вреда травянистых растений для человека и животных. Дети овладели навыками бережного отношения к каждому живому существу. |
18.05 | II половина дня | Поисково-исследовательская деятельность «На участке ищем полезные растения» Игра «Садовник у нас на участке» | Дети, воспитатель. | У детей повысилось желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем. Дети побуждены беречь окружающую природу. |
Заключительный этап:
Цель: представление результатов проекта «Лекарственные растения».
Дата | Итоговые мероприятия | Оценка эффективности реализации проекта | Степень достижения поставленных целей | Обобщение педагогического опыта |
19.05 20.05 | Викторина «Знатоки лечебных трав». Оформление и представление альбома «Зеленая аптека». | Количественные: Анализ беседы показал, что на данный момент все воспитанники знают о лекарственных растениях. Качественные: Дети узнали интересные факты о лечебных свойствах лекарственных растений. | Поставленные цели реализованы в полной мере. Достигнут конечный результат: создан альбом «Зеленая аптека». Дети и родители замотивированы на совместную деятельность по реализации проекта. Подведены итоги проекта, проведен его анализ и представлены результаты совместной деятельности воспитателя с детьми и их родителями по проекту «Лекарственные растения». | 1.Демонстрация своей работы на открытом занятии: продемонстрированы принципы взаимодействия с детьми. 2. Опыт работы может быть полезен для использования другими педагогами в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к НОД по формированию целостной картины мира для старшего дошкольного возраста "Зимние виды спорта. Лыжный спорт"
Презентация к НОД по формированию целостной картины мира для старшего дошкольного возраста" Зимние виды спорта. Лыжный спорт"...
Педагогический проект «Росток» по формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста Тема: «Наблюдение за ростом огурца в комнатных условиях»
В последнее время проблемы экологического воспитания подрастающего поколения приобретают все большее значение и масштаб. Экологическое воспитание дошкольников – многогранная и системная работа, включа...
Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста на тему «Осень в гости к нам пришла» для детей старшей группы
Цель: Расширение представлений детей об осени, как о поре сбора урожая.Задачи:1. Обогащать и расширять представления и знания детей о приметах осени;2....
Методический час "Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста"
Целью данного методического мероприятия является повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по формированию у детей целостной картины мира посредством тактильной книги....
Методическая разработка по формированию целостной картины мира детей младшего дошкольного возраста на тему «Домашние животные».
Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных....
Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста. Цвет.
В статье рассматриваются этапы формирования целостной картины мира ребенка на примере цвета....
Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста. Экология.
laquo;Картина мира является духовным образованием, «духовной призмой» К.Д.Ушинский...