Проектная работа "Вулкан"
проект по окружающему миру (старшая группа)
формировать представление детей о вулканах, их строении, причинах возникновения. Познакомить детей с профессией вулканолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_proekta_vulkan.docx | 30.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Вулкан»
Проект реализуется в рамках программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой, согласно ФГОС.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Наша задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Участники проекта: дети, родители воспитатели.
Целевая группа: дети старшей группы.
По продолжительности: 1 неделя
Типология проекта: познавательный ,исследовательский
По доминирующей деятельности: познавательный.
По форме деятельности: коллективная.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
По организованным формам проведения работы над проектом: в организованно-образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослых и детей в режимных моментах.
Актуальность темы: Все началось с того, что Арсен принес в группу журнал, в котором был нарисован вулкан. Он долго его рассматривал, потом подошел ко мне и спросил: «Это вулкан?» Я ответила: «Да, это вулкан». «А как это получается?» – спросил Арсен. Этим вопросом заинтересовались и остальные дети группы. Исходя из инициативы детей, возникла идея создания проекта, целью которого стало расширение знаний о вулкане. Мы стали выяснять, что мы знаем о вулкане, что мы хотим узнать, что нам для этого нужно. Вместе с детьми мы составили таблицу:
Гипотеза: Мы с детьми предположили ,что можно создать искусственный вулкан и провести его извержение.
В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта.
Цель: выяснить, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана.
Задачи:
Образовательные: формировать представление детей о вулканах, их строении, причинах возникновения. Познакомить детей с профессией вулканолога.
Развивающие: способствовать развитию познавательной активности детей в процессе выполнения опытов; способствовать развитию любознательности, желания узнать новое; развивать творческие воображения детей через мыслительно-поисковую и продуктивную деятельность, а также через рассматривание иллюстраций, ООД, чтение и разучивание стихотворений, загадок.
Воспитательные: способствовать воспитанию умения слушать друг друга, задавать вопросы по теме и воспитывать бережного отношения к природе.
Результаты реализации проекта: У детей будут сформированы знания о природном явлении «вулкан». Так же узнают об опасностях, которые они представляют, а так же их пользе. Совместно с воспитателем создадут макет вулкана и проведут опыт извергающий вулкан. Создадут различные продукты деятельности: картотеку загадок и стихов, альбом с картинками, нарисуют рисунки, сделают лепку. У детей повысится познавательный интерес, будут развиваться коммуникативные навыки. Научатся работать в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Расширятся коммуникативные и творческие способности детей. Обогатится словарный запас детей.
Родители станут активными участниками образовательного процесса.
Этапы проекта.
1. Подготовительный.
Изучение и подбор методической литературы для педагога.
Подбор и оформление демонстрационного материала для детей.
Составление плана работы.
2. Выполнение проекта.
Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась в двух формах: в совместной деятельности взрослых и детей в ходе режимных моментов: организованная образовательная деятельность, чтение художественной литературы, беседы, и в самостоятельной деятельности детей.
На основе ситуативных высказываний детей, записей, сделанных в модели трех вопросов, и исходя из своего профессионального опыта создали план реализации проекта.
Что мы знаем?
- Это огнедышащая гора (Арсен)
- Из него выбегает красная жидкость(Ариана)
- Вулкан - это опасно (Самир)
Что мы хотим узнать:
- Где можно увидеть вулкан,? (Дарина)
- Какую пользу приносит? (Юля)
- Что внутри вулкана? (Артем)
Что нужно сделать, чтобы узнать:
- Найти книжки (Ульяна)
- Найти фотографии (Карина)
- Посмотреть в интернете (Данияр)
- Спросить у мамы, папы, старшего брата, сестры (Сабина)
- Просмотр видеофильмов о вулкане (Денис)
План реализации проекта:
№ | Образовательная область | Задачи | Методические приемы | Ответствен ные | |
Вводный этап | |||||
1 | Познавательное развитие (расширение кругозора детей). Тема: беседа «Вулканы» | Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности. | Рассказ воспитателя о вулкане, физминутка, ответы на вопросы | Воспитатель | |
2 | Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта. | Создание условий для реализации проекта. | Воспитатель | ||
3 | Подбор познавательной и методической литературы. | Анализ литературы для организации осуществления исследования | Дети, воспитатель, родители | ||
Основной этап | |||||
1 | Познавательное развитие (расширение кругозора детей). Изучение с детьми познавательной литературы. | Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата. | Оформление выставки книг | Дети, воспитатель | |
2 | Художественно-эстетическое развитие (рисование). Тема:«Тайны вулкана» | Образовательные: Способствовать обучению детей рисовать вулкан. Совершенствовать технические навыки рисования, используя знакомые приёмы изображения, рисовать в определённой последовательности. Развивающие: Способствовать развитию эстетического восприятия, цветоощущения, мелкую моторику пальцев рук, творческие способности. Воспитательные: Воспитывать интерес к творческой деятельности, воспитывать художественный вкус Материалы: белый лист бумаги, простой карандаш, ластик, акварель, кисточки, ёмкость с водой, влажные салфетки, фотографии вулканов ,подставки под кисточки. | Сюрпризный момент. Чтение легенды. Рассматривание фотовыставку. Пальчиковая гимнастика. Беседа по предстоящей работе, самостоятельная работа детей под руководством воспитателя, итог | Дети, воспитатель | |
3 | Художественно-эстетическое развитие (лепка).Тема: «Одинокий вулкан» | Образовательные: продолжить освоение техники лепки. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приёмы лепки (оттягивание, расплющивание, скрепление деталей и пр.) Развивающие: способствовать развитию способностей к формообразованию. Воспитательные: Способствовать воспитанию интереса к познанию природы, воспитывать трудолюбие. | Сюрпризный момент, Отгадывание загадки, Игровой прием, физминутка, показ приемов, самостоятельная работа детей под руководством воспитателя, рассматривание готовых работ. | Дети, воспитатель | |
4 | Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром)Тема: «Огнедышащие горы» | Образовательные:; познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов; Дать представление о действующих, спящих и потухших вулканах. Развивающие: развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе. | Орг. Момент Беседа с детьми. Рассматривание иллюстрации. Физминутка, Д/и «Что лишнее?» Загадки Ответы на вопросы Итог. | Дети, воспитатель | |
5 | Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром). Тема: беседа «Огнедышащие горы». | Образовательные: Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют Развивающие: развивать умение делать выводы, умозаключения. Воспитательные: воспитывать любознательность, волевые качества (целеустремленность, самостоятельность, организованность) | Чтение энциклопедии, рассказ воспитателя,рассмотривание картинок,физминутка,ответы на вопросы. | Дети, воспитатель | |
6 | Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром). Тема: беседа «Как образуются вулканы?» | Образовательные: показать положительное и отрицательное значение вулканов для людей Развивающие: развивать познавательную активность детей , развивать умение делать выводы, умозаключения. Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру. | Рассказ воспитателя о том, как образовались вулканы. Рассматривание картинок, физминутка, ответы на вопросы дидактическая игра «Добавь словечко»,итог. | Дети, воспитатель | |
7 | Познавательное развитие (развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации). Дидактические игры «Найди лишнее», «Типы вулканов», «Назови вулкан», | Способствовать развитию познавательных и умственных способностей, развитию речи детей, пополнению и активизации словаря, способствовать социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника. | Представлены в картотеке дидактических игр | Дети, воспитатель | |
8 | Социально-коммуникативное развитие (игра). Сюжетно-ролевая игра «Вулканологи-лаборанты» | Образовательные: дать Представления о профессии вулканолога-лаборанта. Развивающие: способствовать развитию у детей внимание, мышление, умение классифицировать и обобщать; развивать речь, обогащать словарный запас. Воспитательные: воспитывать интерес к профессии вулканолога-лаборанта | Игровой, наглядный, словесный. | Дети, воспитатель | |
9 | Художественно – эстетическое развитие (реализация самостоятельной творческой деятельности детей). Рисование разных Вулканов по образцам, наклеивание готовых форм, Раскрашивание вулканов в раскрасках; «Дорисуй вулкан и раскрась», соедини точки по порядку: « Что получился?»; Собирание пазлов, | Способствовать развитию мелкой моторики, развитию внимания, логического мышления, умения собирать целое из частей | Раскраски про вулканов, трафареты, | Дети, воспитатель, родители | |
10 | Речевое развитие (понимание на слух текстов различных жанров детской литературы). Чтение художественной литературы | Способствовать обучению детей воспринимать образное содержание произведения, внимательно слушать и беседовать по содержанию | Энциклопедии «Энциклопедия почемучек», «Детская энциклопедия»,«планет земля», | Дети, воспитатель. | |
11 | Просмотр мультфильма «Леонардо» | Способствовать обучению детей воспринимать образное содержание произведения, внимательно слушать и беседовать по содержанию | Просмотр мультфильма | Дети, воспитатель. | |
12 | Просмотр документального фильма«Как просыпался вулкан» | Способствовать обучению детей воспринимать образное содержание произведения, внимательно слушать и беседовать по содержанию | Просмотр документального фильма | Дети, воспитатель. | |
13 | ОБЖ Беседа: «Опасные вещества и средства бытовой химии» | Образовательные: научить определять степень опасности препаратов бытовой химии и разработать правила их хранения; формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом). Развивающие: формировать чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих Воспитательные: воспитывать умение слушать. | Дети, воспитатель. | ||
14 | Экспериментально-исследовательская деятельность «Как происходит извержение вулкана?» | Образовательные: Познакомить детей с природным явлением – «извержение вулкана»; Развивающие: развивать у детей активность, самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира | Опыт | Дети, воспитатель. |
3. Заключительный. Итог проекта:
- Выставка детского творчества
- Оформление макета
- Экспериментальная деятельность «Извержение вулкана»
Вывод: Подводя итоги реализации проекта «Вулкан», можно сделать следующие выводы : у детей сформировались знания о природном явлении «вулкан». Так же узнали об опасностях, которые они представляют, а так же о их пользе. Совместно с воспитателем создали макет вулкана и провели опыт извергающий вулкан. У детей повысится познавательный интерес.
Данный вид совместной деятельности помог детям совершенствовать умение добывать информацию из различных источников. Также участие детей в проекте позволило развивать связную речь, творческие способности. Родители стали проявлять больший интерес к образовательной деятельности в детском саду, чаще стали обращаться с вопросами различного характера, просить советы.
В ходе исследовательской деятельности гипотеза, подтвердилась: можно создать искусственный вулкан путем опытно – экспериментальной деятельности.
Поставленные цели и задачи проекта были реализованы.
Результаты реализации проекта для педагога: повысилась профессиональная компетентность: применяются разные формы и методы работы с детьми в решении вопросов воспитания; повысилось качество работы с детьми через различные виды продуктивной деятельности по развитию познавательных способностей.
Результаты реализации проекта для детей: у детей сформировались элементарные представления по теме «Вулкан»; дети заинтересовались темой , повысилась их познавательная активность. Дети вместе с родителями находили информацию по теме, рассказывали и делились своими представлениями с другими детьми в детском саду, рисовали , проявляли творчество и детальность в работе.
Результаты реализации проекта для родителей: родители приобрели представления и практические навыки при взаимодействии с ребенком; установились партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Используемая литература:
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста: Конспекты занятий.- СПб.:ООО «Детство-Пресс»,2011.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 128с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под ред.Л.Н. Прохоровой.- М.: Аркти, 2005.
- Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
- Виды вулканов://http://mir-zemli./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Проектная работа на тему «Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей, посредством проектной деятельности.»
Проектная работа по формированию нравственно - патриотических чувств....
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
Проект представляет собой практические рекомендации сопровождения технологии проектирования, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития иссл...
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ».Старший воспитатель Фоменко Т.А....
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЯТЕЛЬНОСТЬ Социально–психологическое и организационно-педагогическое сопровождение проектной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ
методы сопровождения проектной деятельност...