Мир, который мы не видим
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шумакова Ирина Александровна

Цель: Формировать представления детей о микроорганизмах, об их образе жизни посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательная:

1.Способствовать формированию элементарных представлений детей о том, что окружающий мир населён микроорганизмами – микробами (бактериями, вирусами, грибками), оказывающих вредное и полезное влияние на здоровье человека.

Развивающая:

2. Развивать познавательный интерес, обогатить практический опыт детей (эксперименты).  Развивать; способность внимательно слушать, рассуждать, выражать собственное мнение, воображение, мышление, память.

Воспитательная:

3.Воспитывать и укреплять дружеские отношения между детьми, умение работать коллективно, в парах. Дать понимание важности  заботы о своем здоровье, и потребности пользоваться правилами личной гигиены.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_mir_kotoryy_my_ne_vidim.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе

Тема: «Мир, который мы не видим»

Воспитатель МКДОУ « д/с№30» Шумакова И.А.

Цель: Формировать представления детей о микроорганизмах, об их образе жизни посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательная:

1.Способствовать формированию элементарных представлений детей о том, что окружающий мир населён микроорганизмами – микробами (бактериями, вирусами, грибками), оказывающих вредное и полезное влияние на здоровье человека.

Развивающая:

2. Развивать познавательный интерес, обогатить практический опыт детей (эксперименты).  Развивать; способность внимательно слушать, рассуждать, выражать собственное мнение, воображение, мышление, память.

Воспитательная:

3.Воспитывать и укреплять дружеские отношения между детьми, умение работать коллективно, в парах. Дать понимание важности  заботы о своем здоровье, и потребности пользоваться правилами личной гигиены.

Ход образовательной деятельности:

1 Слайд: темный фон  

1часть:

Организационный момент (мотивация детей):

2 Слайд: темный фон + музыка. припев песенки из мультфильма 38 попугаев  «Ужасно интересно, всё то, что неизвестно.  Всё то, что неизвестно, ужасно интересно!»)

Входит воспитатель:

-Здравствуйте ребята!  Я воспитатель из группы «Почемучки».

3 Слайд  (с эмблемой «Почемучек»)

Почему такое название? Да потому, что мы с ребятами очень любим работать в нашей мини лаборатории и находить ответы на разные интересные вопросы.

-А вы ребята любите разгадывать ребусы, различные тайны?

4 Слайд  (входящее сообщение)

- Кто же нам прислал сообщение?

5 Слайд  (На экране появляется профессор Наураша)

-Ребята, это наш с ребятами друг профессор Наураша из Наурандии.

-Что он хочет нам сказать, давайте послушаем. (дети присаживаются на ковёр и слушают сообщение).

6 Слайд  (Профессор рассказывает:  Здравствуйте ребята. Однажды, в своём супер современном микроскопе я увидел нечто интересное, необычное и загадочное… Ни глазами, ни через лупу раньше я такого не видел..)

7 Слайд: темный фон  

-Интересно,  что же такое увидел профессор?

8 Слайд (размытое изображение различных микробов)

-Ребята, как вы думаете что это? (предположения детей)

-А вам интересно узнать,  где они живут, какого они размера?

9 Слайд (изображение становится чётче)

-Ребята, оказывается, существует мир, который мы не видим и в нём  живут  различные микробы. Они везде: в воде, в воздухе, в земле. Даже в нас с вами есть микробы. Какие-то из них мы вдыхаем или проглатываем, а какие-то живут в нас с самого рождения.

Давайте поможем профессору разобраться хорошие они или плохие  и на некоторое время станем учёными – исследователями.

10 Слайд: темный фон  

Приглашаю вас  в нашу мини лабораторию.

В нашей лаборатории существуют правила: 

  1. Перед входом необходимо надеть специальную одежду;
  2. Использовать все предметы в лаборатории по назначению;
  3. После окончания работы необходимо оставить своё рабочее место в чистоте и порядке.

Опытно-экспериментальная деятельность:

Опыт № 1 «Чужие микробы»

У каждого из нас  внутри живут свои микробы, и ваш организм с ними подружился и научился с ними справляться.  Но микробы постоянно передвигаются и перемешиваются с чужими, и это может сильно навредить вашему организму. Давайте проверим, как они перемешиваются.

Оборудование: прозрачные стаканчики, наполненные наполовину  подкрашенной водой; синего, жёлтого, зелёного, красного цвета.

Ход: У каждого ребёнка свой стаканчик. По очереди стоящие рядом дети переливают к соседу свою воду. В результате, вода становится неприятного цвета.

-Вам нравится получившейся цвет? Нет!

Вывод: Вот так ваши микробы перемешиваются с другими, и получается печальный результат. И из красивых и хороших они превращаются во вредных и опасных.  А чтобы этого не произошло, каждый из нас имеет и пользуется только своими  гигиеническими предметами. Вы знаете их, назовите( полотенце, расчёска, зубная щётка, зубная нить..)

11 Слайд.(личные гигиенические предметы)

12 Слайд: темный фон  

Опыт № 2 «Путешествие микроба»

Оборудование: зеркало с чистой зеркальной поверхностью, салфетки или бумажные  платочки индивидуально, пакетик для использованных салфеток, пульверизатор с тёплой водой.

Ход: Рассматриваем зеркало. Какое оно? Далее предложить детям, подышать на зеркало, приставив его близко ко рту.  Рассмотрите ваше зеркало, какое оно сейчас, чистое или нет?  На нём появились капельки, а мы знаем, что в капельках живёт много вредных  микробов. И они разлетаются из незащищённого рта  и  приземляются  на разные предметы, игрушки и других людей.

-А разлетаются они примерно вот так (воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг).

Вывод: Они настолько маленькие, что их можно рассмотреть только в микроскоп.Что же делать, чтобы микробы не разлетались? (варианты детей: прикрывать рот ладошкой, воспользоваться салфеткой, носовым платком)

13 Слайд (маски, платочек, рука…)

14 Слайд: темный фон  

Опыт №3 «Микроб  на  ладошке»

Оборудование: ёмкость с разноцветной конфетти  или мелко нарезанной цветной мишурой).

Ход: Предлагаю (один или два ребёнка) опустить  одну руку в ёмкость. А теперь пожмите руку соседу, а сосед следующему и так далее.

-Посмотрите, что у вас на руках?(мишура микробы) А что произойдёт если мы потрогаем такими руками игрушки, мебель, книги? (предположения детей)

Вывод: Вот так вредные микробы  попадают к вам на руки и переходят друг от друга. И человек набрав много микробов, может заболеть.

- Как же от них спастись? Какие правила,  нужно помнить и выполнять всегда, чтобы оставаться здоровыми? (предположения детей)

15 Слайд   (мыть руки с мылом,  игрушки, фрукты и овощи, не трогать  бездомных животных, следить за ногтями, закаляться, …..)

Давайте ещё раз вспомним и повторим правила

16 Слайд (здоровые ребята)  

и если мы будем их постоянно соблюдать, то станем крепкими и здоровыми.

17 Слайд: темный фон  

-Ребята, а среди микробов бывают не только плохие, но и хорошие.

18 Слайд: (полезные бактерии)  

Их называют полезные бактерии.  Одни заботятся о природе, вырабатывая кислород.  Другие – участвуют  в изготовлении продуктов питания.  

19 Слайд: (продукты питания)  

Благодаря им мы пьём полезный кефир и едим пышные пироги. Есть даже такие бактерии, которые вырабатывают необходимые нам витамины.

Слайд: темный фон  

-Наша работа в лаборатории подошла к концу. (предлагаю детям снять спец. одежду)

2часть: Игры для закрепления. (можно разделиться на команды при помощи цветных фишек)

-Предполагаю поиграть и проверить   кто самый внимательный и наблюдательный.

Игра №1 «Что нам поможет защититься от микробов?»

Оборудование: цветные карточки: перчатки резиновые и боксёрские, мыло в разных вариантах, маски медицинские и театральные, веер, пылесос…

20 Слайд: темный фон + музыка  

Ход: По сигналу дети выбирают нужную картинку.

Вывод: Дети обосновывают свой выбор (или команды проверяют друг у друга правильность выполненного задания)

Игра №2 «Каждому микробу своё место»

Оборудование:  цветные карты с изображениями микробов расположенных в клеточках, и отдельные карточки с изображениями микробов по 1шт. на каждого ребёнка (члена команды).

21 Слайд: темный фон + музыка

Ход: По сигналу дети находят нужное место для каждой карточки на большой карте.

Игра №3 «Ловцы микробов»

Оборудование: цветные карты 2шт. (формат А5) «Комната Хрюши» и яркие наклейки (больше чем количество детей), песочные часы.

23 Слайд: темный фон + музыка

Ход: Чья команда быстрее найдёт всех микробов спрятавшихся в комнате (микроб отмечается наклейкой).

3часть. Заключительная.

-Ребята мы хорошо поработали в лаборатории. Весело и дружно поиграли.  

24 Слайд: (бактерии)

А ещё помогли профессору Наураше разобраться, что среди разных  микробов бывают не  только плохие, но и хорошие, которые называются полезные бактерии.

Какое чувство вы сейчас испытываете? (радость, удовлетворение) Дать возможность высказаться детям.

-Мне было приятносегодня с вами общаться.

Вас можно назвать дружной, отзывчивой командой, как и моих ребят, которые приходят на помощь и младшим и старшим.

Я предлагаю рассказать вашим друзьям о том, как уберечься от  болезней и правильно мыть руки, а для этого оставляю памятки, чтобы вы могли ими поделиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» В.А. Сухомлинский

Все мы знаем, что приобщение к книге начинается с раннего дошкольного возраста.Начало этому, несомненно, должно быть положено в семье. Ребенок перенимает то отношение к чтению и книге, которое с...

Авторская программа комбинаторного вида "Город, в котором я живу"

Авторская программа комбинаторнрго вида "Город, в котором я живу!" предназначена для реализации национально - культурного компонента в ДОУ.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4760029","...

Консультация для педагогов ДОУ "Виды гимнастики, которые проводятся в ДОУ"

В консультации расскрывается: значение, содержание, структура гимнастики, методика её проведения. Виды гимнастики, о которых можно узнать из данной консультации: физкультминутки, оздоровительная гимна...

Консультация для воспитателей ДОУ. Тема: «Виды гимнастки, которые проводятся в ДОУ».

Занятия для ребёнка – труд, который требует достаточно длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определённой позы, и сопряжён со значительными зрительными нагрузками...

Что такое COVID-19? Коронавирус – это целое семейство вирусов, которое включает более 30 видов. Виды объединены в 2 подсемейства. Они могут заражать не только человека, но и животных – кошек, собак, птиц, свиней и крупный рогатый скот. Новый вид вируса C

Что такое коронавирусы? Коронавирусы — это семейство вирусов, которые преимущественно поражают животных, но в некоторых случаях могут передаваться человеку. Обычно заболевани...

«Мир, который мы не видим»

Цель: Формировать представления детей о микроорганизмах, об их образе жизни посредством познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:Образовательная:1.Способствовать формированию элементарных п...