Метод проектов в обогащении экологических представлений детей
статья по окружающему миру (старшая группа)
«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве».
С. Н. Николаева
Исходя из задач, приоритетного национального проекта «Образования» по модернизации российской системы, первоочередным является необходимость внедрения в педагогическую деятельность инновационных форм работы с детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Метод проектов в обогащении экологических представлений детей»
Выполнила воспитатель: Косенкова М. Н.
Санкт-Петербург, 2022 год
«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве».
С. Н. Николаева
Исходя из задач, приоритетного национального проекта «Образования» по модернизации российской системы, первоочередным является необходимость внедрения в педагогическую деятельность инновационных форм работы с детьми.
Актуальность темы
Вопрос экологического образования на современном этапе развития общества приобретает особую актуальность. Главная причина этого — тотальная экологическая безответственность. Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики, решается оно на основе формирования экологических представлений, усваиваемых на этапах дошкольного детства
Проблемы состояния окружающей среды, экологические катастрофы вызывают у людей возросшую озабоченность. Принятие неотложных мер по защите Земли от разрушений и загрязнений, по сохранению генетического разнообразия живых организмов поможет спасти и сохранить жизнь на нашей планете. Большинство экологических проблем и катастроф связано с низким уровнем образованности людей. Острым становится вопрос подготовки, образования и формирования современного человека с новым подходом к экологии. Способность оценить уникальность и красоту природы, бережное отношение к ней, умение жить в гармонии – должны стать приоритетом в жизни. Тревогу вызывает уровень экологического образования во всех странах мира. Необходимо знать и понимать законы природы. Человек должен осознать, что он не властный хозяин природы с бездумными своими экспериментами. Нельзя варварски относиться к окружающему миру. Ведь человек – это часть природы.
Поэтому главнейшими проблемами современного общества являются воспитание и формирование экологической культуры человека. Формирование экологической культуры предполагает определенные знания, другой подход и новое экологически оправданное отношение к природе, а также чувство любви к ней. Это проявляется в бережном, заботливом поведении по отношению к окружающему миру. Экологическая культура человека выражается в соблюдении моральных норм. Эмоционально, не скрывая своих чувств, человек переживает свое отношение к природе, стремиться сохранить ее красоту и уникальность. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но существует проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. На помощь должен прийти метод проектов. Проектная деятельность развивает творческий потенциал, исследовательские умения и навыки, формирует осознанность, гибкость мышления, развивает такие качества личности как самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, уверенность в себе. Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Они нацелены на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий.
Цель:
Сформировать систему экологических представлений и понятий у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.
Гипотеза проекта:
Организация с детьми экологической проектной деятельности позволит создать максимально-благоприятные условия для развития у детей способностей к поисковой и исследовательской деятельности, воспитания гуманного отношения к природе с учетом возрастных особенностей дошкольников, и добиться высоких результатов в социально-нравственном и экологическом развитии детей.
Задачи:
- изучить и проанализировать литературу по теме исследования;
- рассмотреть особенности развития экологических навыков и умений детей старшего дошкольного возраста;
- формировать у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного поведения в природе;
- воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе;
- вести мониторинг экологических представлений и понятий детей дошкольного возраста;
- установить взаимодействие с родителями по формированию экологических представлений и понятий детей дошкольного возраста на основе метода;
- определить эффективность использования проектов для развития речевой активности и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Методы исследования: наблюдение; беседы.
Основная часть
«У ребенка необходимо воспитывать любовь ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному.» В. А. Сухомлинский
В детском возрасте закладываются основы для формирования личности, будущего гражданина своей Родины. Формировать и развивать интеллектуальный и культурный уровень дошкольников в системе ДОУ, ознакомить ребенка с миром природы, сформировать наглядное, правдоподобное представление о ней – очень трудные, но необходимые задачи педагогов детского сада.
Эти проблемные вопросы достаточно продуктивно решаются используя метод проектов.
Родоначальниками метода проектов считаются американские педагоги (В. Кильпатрик – 1918г; Дж.Дьюи - 1920г). В 20-х годах прошлого века метод проектов заинтересовал советских педагогов. В настоящее время в России - это один из методов работы развивающего обучения в комплексных занятиях с дошкольниками. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития ребенка и целями исследовательской деятельности детей.
Проект – (от лат. – «брошенный вперед») это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления. Ориентируется на индивидуальную, парную и групповую деятельность, которую необходимо выполнить за определенное время. Этот метод предполагает решение обозначенной проблемы и получение конечного результата.
«С помощью метода проектов достигается главная цель образования: развитие личности ребенка, как непрерывная перестройка его опыта. Система знаний должна сложиться в процессе постепенного приращения новых фактов, сведений, впечатлений, наблюдений, как результата собственного опыта, действия (делания). Обучение должно иметь форму исследования, экспериментирования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребенка. Это путь развития научного мышления» Дж. Дьюи.
Педагогическая особенность проекта заключается в целенаправленности практической деятельности, в необходимости формирования собственного опыта ребенка, приобретенного в его же интересах. Этот метод предполагает интегрирование сведений в различных областях знаний для успешного решения проблемы, а затем и применения своих достижений на практике.
Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей, осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее; способствуют развитию творческих способностей детей, умению наблюдать, слушать, способствуют развитию навыков обобщать и анализировать; способствуют развитию мышления; помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно; развивают воображение, внимание, память, речь.
Метод проекта - это достаточно новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.
Новизна разработки заключается в создании системы работы по экологическому образованию дошкольников, на основе проектов, в которые входят экологические акции, декады и месячники
Участие в экологических акциях, облагораживание территории, посадке деревьев, растений, работа по проектам охраны природы – это идеальные возможности для детей и родителей проявить свою культуру, принести большую пользу окружающей среде.
Активность дошкольников в проектной деятельности дает большую возможность воспитать самостоятельных и отзывчивых детей, развивать интеллектуальные способности, формировать целеустремленность, настойчивость, учит решать проблемы, общаться друг с другом и со взрослыми. Изначально детям довольно трудно определить проблему, цель. Поэтому, проектная деятельность выражается в сотрудничестве (дети, педагоги, родители, другие члены семьи)
В связи с внедрением Федерального государственного стандарта дошкольного образования, формирование экологических представлений у старших дошкольников и изучение объектов природы целесообразнее осуществляется в процессе проектно-исследовательской деятельности, стимулирующей интерес детей к проблемам природы, овладению определённой системой знаний и применению их на практике. Анализ состояния экологического образования показал перспективность использования метода проектов как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Как отмечает Н. Г. Комратова, метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Спецификой метода проекта является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода — самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта). Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему. В результате дети начинают понимать, что объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое, окружающий мир не является чем- то статичным, он постоянно изменяется. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Метод проектов в обогащении экологических представлений детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт.
Метод проектов можно охарактеризовать как инновационный, современный и перспективный процесс в системе экологического дошкольного образования, открытый для активного участия родителей.
Литература:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика - Синтез, Москва, 2014. - Киреева Л.Г., Бережнова С.В. «Формирование экологической культуры дошкольников», «Учитель», Волгоград, 2008.
- Киселева Л.С., Данилина Т.А, Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», Москва, «АРК-ТИ», 2005.
- Чернякова В.Н. «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр «Сфера», 2008.
- Масютина А.В. «Метод проектов в экологическом образовании дошкольников: Ср. и ст. дошкольный возраст», 2006.
- Колпачникова О.В. «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников», Воспитатель ДОУ, 2009. - №3
Информационные ресурсы:
http://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9534/
http://www.myshared.ru/slide/1270366/
http://www.maam.ru/detskijsad/metod-proektov.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для обогащения экологических представлений
Игры расширяют представления детей о живой и неживой природе....
Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ
Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ...
Дидактические игры для обогащения экологических представлений
Консультация для воспитателей...
Дидактические игры для обогащения экологических представлений у детей дошкольного возраста
Дидактические игры для обогащения экологических представлений у детей дошкольного возраста...
Дидактические игры для обогащения экологических представлений у детей дошкольного возраста
Дидактические игры для обогащения экологических представлений у детей дошкольного возраста...
проект по формированию экологических представлений детей средней группы
Проект по формированию экологических представлений детей средней группы "Чудесные рукавички". В ходе проекта дети знакомятся с продукцией домашних животных. Проводят эксперимент с шерстью. з...
Подборка дидактических игр , направленных на обогащение экологических представлениях детей дошкольного возраста.
Игры этой группы помогают в живой доступной форме понять природные процессы и взаимосвязи, содействуют достижению физической и эмоциональной гармонии с окружающим миром, помогают создать спокойн...