планета-Земля
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Левшакова Оксана Валерьевна

данное занятие приурочено ко дню Земли. предназначено для детей подготовительной группы детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya-issledovaniya_ekolyata.docx210.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Планета Земля»

конспект занятия-исследования

для проведения в подготовительной группе детского сада

Программное содержание:

·  закрепление знаний о планете Земля;

·  уточнение представлений о Луне как спутнике Земли;

·  расширение представлений о движении воздуха; о таких природных явлениях, как туман, облака, дождь;

·  воспитание интереса к окружающему миру;

·  развитие познавательной активности, логического мышления;

·  развитие исследовательских способностей детей, формирование умений делать умозаключения и выводы на основе проведенного исследования.

Форма проведения: исследование.

Интеграция: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, рисование.

Словарная работа: космонавтика, глобус, атмосфера, гидросфера, конденсироваться.

Демонстрационный материал и оборудование: листы бумаги (блокнотики) и карандаши, глобус, «Большая энциклопедия для дошкольников», ноутбук, телефон.

Оборудование для эксперимента: трехлитровая банка, противень, горячая вода, лед.

Ход занятия

Выделение и постановка проблемы, составление плана исследования.

Воспитатель: Ребята, сегодня, 25 апреля проводится всероссийский «День Эколят».

 Эколята-это Молодые защитники Природы, нашей Земли.

В группу вносится глобус (сюрпризный момент).

Воспитатель: Что же это такое? Глобус. Глобус – это уменьшенная модель Земного шара. Настоящий Земной шар такой большой, что потребуется много-много дней, даже месяцы, чтобы совершить кругосветное путешествие.                                              

Ребята, чтобы больше узнать о Земном шаре, я предлагаю вам поиграть в маленьких исследователей. Мы проведем исследование.

Итак, нам предстоит собрать много информации, как мы это сделаем?

Дети называют методы исследования. Если дети затрудняются, нужно подвести к идее или подсказать. 

1.  «Подумать самостоятельно»

Воспитатель: Ребята, подумайте и вспомните, что вы знаете о Земном шаре? (Земля – это планета; Земля – планета Солнечной системы, потому что она вращается вокруг Солнца; Земля круглая; мы живем на Земле.)

Дети фиксируют методом пиктографического письма полученную информацию.

2.  «Спросить у другого человека»

Вопросы по теме задаются другим присутствующим: помощнику воспитателя, другим воспитателям, старшим товарищам и т. д. Можно подсказать, что Земля – единственная планета Солнечной системы, на которой есть суша и вода. Твердый слой Земли называется земной корой. Земля окружена воздушной оболочкой – атмосферой.

Дети фиксируют методом пиктографического письма полученную информацию.

3.  «Узнать из книг»

Можно использовать «Большую энциклопедию для дошкольников. 1000 почему».

Воспитатель зачитывает цитату: «Атмосфера – это газовая оболочка, окружающая планету Земля. Внутренняя ее поверхность покрывает земную кору и гидросферу (водную оболочку), внешняя граничит с околоземной частью космического пространства. Атмосфера защищает планету от слишком горячих лучей Солнца, определяет погоду на поверхности Земли, именно в атмосфере образуются облака, рождаются грозы, ливни и снегопады».

4.  «Наблюдение и эксперимент»

Воспитатель: Мы узнали, что атмосфера определяет погоду, а нижний слой атмосферы мы называем воздухом. Давайте попробуем поэкспериментировать с воздухом и узнать, как образуются облака, откуда берется дождь.

Нальем в трехлитровую банку горячую воду (примерно 2,5 см.). Положим на небольшой противень несколько кубиков льда и поставим его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться (сгущаться), образуя облако.

Проводится эксперимент. 

Воспитатель: Этот эксперимент показывает нам, как формируются облака при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Дети фиксируют свои наблюдения.


6.  «Получить информацию в Интернете»

Для выполнения этого этапа необходим доступ к сети Интернет. В Интернете можно найти следующие сведения: «Единственный естественный спутник Земли – Луна – появилась в результате столкновения нашей планеты с небесным телом. Это самое близкое к Земле небесное тело. Луна вращается вокруг Земли, а Земля вращается вокруг Солнца».

Дети фиксируют свои наблюдения.

Обобщение материала

Воспитатель: Ребята, а теперь разложите ваши записи и посмотрите, что интересного вы узнали о нашей планете. Подумайте, что вы можете рассказать по результатам проведенного исследования.

После небольшого обдумывания и обсуждения каждый ребенок составляет свой доклад. Желающий рассказывает, остальные ребята могут делать дополнения.

Пример сообщения (доклада)

Земля – планета Солнечной системы. Это огромный твердый шар. На поверхности этого шара есть суша и вода. Землю окружает воздушная оболочка – атмосфера. Она защищает планету от слишком горячих лучей Солнца, определяет погоду на поверхности Земли. От состояния атмосферы зависит, будет ли туман, облачность (облака – это большое скопление капелек воды), дождь и т. д.

Земля вращается вокруг собственной оси. За счет этого вращения происходит смена времен суток (день-ночь).

Земля вращается вокруг Солнца. А вокруг Земли вращается Луна. Луна – это естественный спутник Земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сохраним планету Земля, иначе просто не будет Земли"

Проект по окружающему миру "Сохраним планету Земля иначе просто не будет Земли"...

листовки для родителей "Живи планета-Земля", "Сохраним нашу планету для будущих поколений!"

О глобальных проблемах окружающей среды, как их предотвратить?...

Познавательный досуг "Планету Земля сохранить мы должны, иначе просто не будет земли".

С детьми проводилась познавательная беседа о влиянии природных факторов на экологию нашей планеты и влиянии хозяйственной деятельности человека  на окружающую природу....

«Планета Земля в опасности» (акция «Час Земли»)

Закрепить знания детей о природе, о нашей планете. Дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опасности. Развивать сообразительность , логическое мышление...

Проект по окружающему миру Планеты Солнечной системы. «Планета Земля.»

Роль Земли в Солнечной системе уникальна. Это единственная планета на которой есть условия для жизни. ...

Наша планета - Земля Цель: Формирование у детей знаний о планете Земля.

Наша планета - ЗемляЦель:Формирование у детей знаний о планете Земля.Задачи:- Закреплять знания о правилах поведения в природе.- Расширять представление о том, что лес – это сообщество растений ...

Краткосрочный проект в старшей группе «Загадочная планета Земля. Планета в опасности».

Дошкольный возраст-это возраст, когда каждый ребенок исследователь и экспериментатор. Все новое для него - открытие. Поэтому в как в младшем дошкольном возрасте, так и в старшем, очень важным, считаю,...