Опыты и эксперименты «Статическое электричество»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Статическое электричество — одно из интереснейших явлений природы. Это неподвижное электричество. Оно безопасное, возникает от трения предметов. Окружает нас со всех сторон и очень важно объяснить ребёнку основные его закономерности. Легче всего сделать это с помощью простых экспериментов. Показать детям силу отрицательно и положительно заряженных частиц можно очень просто и совершенно безопасно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperiment_so_staticheskim_elektrichestvom.docx | 35.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыты и эксперименты
в подготовительной группе №2
«Статическое электричество»
Воспитатель: Смирнова М.А.
Статическое электричество — одно из интереснейших явлений природы. Это неподвижное электричество. Оно безопасное, возникает от трения предметов. Окружает нас со всех сторон и очень важно объяснить ребёнку основные его закономерности. Легче всего сделать это с помощью простых экспериментов. Показать детям силу отрицательно и положительно заряженных частиц можно очень просто и совершенно безопасно.
Цель: формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; закреплять знания о статическом электричестве.
Факты
1. Статическое электричество окружает нас в быту повсюду. Оно может возникнуть от ходьбы по шерстяному ковру, при надевании свитера, расчесывании волос, контакте с полиэтиленом или пенопластом.
2. Статическое электричество относительно безопасно для человека. Правда, если отрицательно заряженным телом коснуться к металлу, то можно получить лёгкий удар током.
3. Эффект статического электричества лежит в основе образования молний. Они возникают благодаря контакту разнозаряженных облаков между собой или с озоновым слоем. Естественно, сила таких зарядов очень высока и молнии смертельно опасны для человека.
СЕНТЯБРЬ
№1 «Послушный кораблик»
Цель: познакомить детей со статическим электричеством.
Материал и оборудование:
1. Тонкая бумага;
2. Шерстяная ткань;
3. Пластиковая линейка;
4. Вода;
5. Пластиковый таз.
Порядок действий
Наполните таз водой почти доверху. Сделайте из бумаги кораблик в стиле оригами. Опустите кораблик на воду. Потрите линейку о ткань и поднесите её к кораблику.
Что происходит?
Кораблик будет послушно следовать за линейкой.
Почему?
При трении о шерстяную ткань линейка электризуется, то есть на ее поверхности возникает отрицательный электрический заряд. Когда линейку подносите к бумажному кораблику, то на его поверхности так же мгновенно появляется электрический заряд, но противоположного знака – положительный. Кораблик притягивается к линейке и следует за ней.
Вывод: тела с разными зарядами (положительными и отрицательными) притягиваются.
№2 «Волшебный шарик и подвижная вода»
Цель: продолжать знакомить детей, что положительно заряженные электроны и отрицательно заряженные электроны притягиваются.
Материал и оборудование:
1. Воздушный шарик;
2. Шерстяная ткань;
3. Водопроводный кран;
3. Раковина в ванной.
Порядок действий
Потрите шарик о ткань и поднесите его к тонкой струйке воды, льющейся из водопроводного крана.
Что происходит?
Струя начнет слегка отклоняться от своей траектории в сторону шарика. Чем тоньше струя воды, тем заметнее она будет отклоняться от своей траектории.
Почему?
Заряженная статическим электричеством линейка несёт в себе отрицательно заряженные электроны. Они вступают во взаимодействие с положительными электронами воды и притягивают их. В результате этого процесса происходит изменение движения всего потока воды.
Вывод: положительно и отрицательно заряженные электроны притягиваются.
№3 «Превращение»
Цель: продолжать знакомить детей, что тела с разными зарядами притягиваются.
Материал и оборудование:
1. Воздушный шарик;
2. Шерстяная ткань;
3. Тонкая бумага;
3. Ножницы;
5. Пластиковый таз.
Порядок действий
Нарежьте бумагу на прямоугольники 1см Х 0,5 см. Положите кусочки бумаги в таз. Потрите шарик о ткань и поднесите его к тазу.
Что происходит?
Кусочки бумаги прилипнут к шарику.
Почему?
Заряженный статическим электричеством шарик несёт в себе отрицательно заряженные электроны. Они вступают во взаимодействие с положительными электронами бумаги. В результате этого процесса бумага притягивается к шарику.
Вывод: положительно и отрицательно заряженные электроны притягиваются.
№4 «Веселая прическа»
Цель: продолжать знакомить детей, что положительно и отрицательно заряженные частицы притягиваются.
Материал и оборудование:
1. Воздушный шарик;
2. Шерстяная ткань;
3. Ваши волосы;
Порядок действий
Потрите шарик о ткань и поднесите его к своим волосам.
Что происходит?
Волосы встанут дыбом.
Почему?
Отрицательно заряженный воздушный шарик будет притягивать к себе положительно заряженные волосы и поднимать их.
Вывод: положительно и отрицательно заряженные частицы притягиваются.
ОКТЯБРЬ
№5 «Волшебная палочка»
Цель: узнать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Материал и оборудование:
1. Перец черный горошек;
2. Соль;
3. Пластмассовая палочка;
4. Бумажное полотенце;
5. Шерстяная ткань.
Порядок действий
Расстелите на столе бумажное полотенце. Высыпьте на него перец и соль и тщательно их перемешайте. Потрите палочку о шерстяную ткань, затем поднесите её к смеси соли и перца.
Что происходит?
Перец прилипнет к палочке, а соль останется на столе.
Почему?
Когда потерли палочку шерстяной тканью, она приобрела отрицательный заряд. Потом поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к ней. Это произошло из-за того, что перец приобрел положительный заряд и притянулся к отрицательным зарядам палочки. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда подносим к соли заряженную палочку, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны палочки не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженной палочки.
Вывод: в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
№6 «Волшебный шарик»
Цель: закреплять знания детей, что тела с положительно заряженными электронами и отрицательно заряженными электронами притягиваются. Показать детям, что тела с одноименными зарядами (отрицательными или положительными) отталкиваются.
Материал и оборудование:
1. Шкаф или стена;
2. Шерстяная ткань;
3. Воздушный шарик;
4. Нитка.
Порядок действий
Надуйте воздушный шарик, привяжите к нему ниточку. Потрите шарик о ткань и поднесите его к шкафу (стене). Потяните шарик за нитку вниз, затем дотроньтесь до него рукой. Наблюдайте за результатом.
Что происходит?
Шарик «прилип» к шкафу (стене). Если его осторожно тянуть за веревочку, то он будет по-прежнему прилипать к шкафу (стене). Если дотронуться до шарика рукой, то он упадет, отлипнув от шкафа (стены).
Почему?
При трении о шерстяную ткань шарик электризуется, то есть на ее поверхности возникает отрицательный электрический заряд. Когда шарик подносите к шкафу или стене, то на его поверхности так же мгновенно появляется электрический заряд, но положительный. Из-за этого шарик притягивается к шкафу (стене). Когда дотрагиваетесь рукой до шарика, то передаете ему положительные электроны и шарик становится положительно заряженным. Два, одинаково положительно заряженных тела, будут отталкиваться друг от друга.
Вывод: тела с разными зарядами (положительными и отрицательными) притягиваются, а тела с одноименными положительными зарядами отталкиваются друг от друга.
№7 «Ссора»
Цель: продолжать знакомить детей, что тела с одноименными отрицательными зарядами отталкиваются.
Материал и оборудование:
1. Два надутых воздушных шарика;
2. Шерстяная ткань.
Порядок действий
Потрите два надутых воздушных шара об шерстяную ткань. Поднесите их друг к другу.
Что происходит?
Шарики будут отталкиваться друг от друга.
Почему?
Это происходит благодаря статическому электричеству. Оно образуется при натирании шаров о волосы или шерстяную ткань. Таким образом, шарик отдаёт материалу большую часть своих положительных электронов и становится отрицательно заряженным. Два, одинаково отрицательно заряженных шара, будут отталкиваться друг от друга.
Вывод: тела с одноименными отрицательными зарядами отталкиваются друг от друга.
№8 «Танцующая фольга»
Цель: продолжать знакомить детей, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
Материал и оборудование:
1. Пластмассовая расческа;
2. Волосы;
3. Тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада);
4. Полотенце;
5. Ножницы.
Порядок действий
Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Высыпьте полоски фольги на полотенце. Проведите несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к полоскам фольги.
Что происходит?
Полоски начнут «танцевать»
Почему?
Волосы, о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, и расческа начала притягивать ее к себе. Другая сторона полоски приобрела отрицательный заряд. легкая полоска фольги, притягиваясь, поднимается в воздух, переворачивается и оказывается повернутой к расческе другой стороной, с отрицательным зарядом. В этот момент она отталкивается от расчески. Процесс притягивания и отталкивания полосок идет непрерывно, создается впечатление, что «фольга танцует».
Вывод: разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
НОЯБРЬ
№9 «Конфетти»
Цель: продолжать знакомить детей, что положительно и отрицательно заряженные частицы притягиваются.
Материал и оборудование:
1. Пластмассовая расческа;
2. Волосы;
3. Тонкая бумага;
4. Полотенце;
5. Ножницы.
Порядок действий
Нарежьте бумагу полосками. Высыпьте полоски бумаги на полотенце. Проведите несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к полоскам бумаги.
Что происходит?
Бумага прилипла к расческе
Почему?
Отрицательно заряженная расческа притягивает к себе положительно заряженные кусочки бумаги.
Вывод: положительно и отрицательно заряженные частицы притягиваются.
№10 «Хоровод»
Цель: продолжать знакомить детей, что положительно и отрицательно заряженные частицы притягиваются.
Материал и оборудование:
1. Пластмассовая расческа;
2. Волосы;
3. Салфетки;
4. Полотенце;
5. Ножницы.
Порядок действий
Вырежьте из одного слоя трехслойной салфетки девочек. Положите их на полотенце. Проведите несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к полоскам бумаги.
Что происходит?
Вырезанные девочки собирались в хоровод.
Почему?
Отрицательно заряженная расческа притягивает к себе положительно заряженные вырезанные из бумаги девочек.
Вывод: положительно и отрицательно заряженные частицы притягиваются.
№11 «Прыгающие хлопья»
Цель: узнать, как в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
Материал и оборудование:
1. Воздушный шарик;
2. Шерстяная ткань;
3. Блюдце;
4. Овсяные хлопья.
Порядок действий.
Высыпьте на блюдце немного овсяных хлопьев. Натрите шарик о ткань и подержите немного на небольшом расстоянии над хлопьями.
Что происходит?
Шарик начал притягивать хлопья к себе.
Почему?
В результате натирания шерстяной тканью шарик произошло разделение статических электрических зарядов. Часть электронов с шерсти перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, оказалась заряжена положительно, и шарик начал притягивать легкие хлопья к себе.
Вывод: в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
№12 «Спрут»
Цель: посмотреть на проявление одного вида электричества.
Материал и оборудование:
1. Бумага;
2. Шерстяная ткань;
3. Ножницы.
Порядок действий.
Из бумаги отрежьте полоску и нарежьте 8 полосок-«щупалец». Хорошенько погладьте макет спрута шерстяной тканью. Наэлектризованный макет спрута поднимите и скрутите в кольцо не разрезанную сторону листа.
Что происходит?
«Щупальца» растопырятся в стороны. Если засунуть руку снизу внутрь колокола, щупальца немедленно ее «схватят».
Почему?
«Щупальца» спрута получили отрицательно заряженные частицы, поэтому они отталкиваются друг от друга.
Вывод: тела с одноименными отрицательными зарядами отталкиваются друг от друга.
ДЕКАБРЬ
№13 «Синяя молния»
Цель: познакомить с электростатическим разрядом.
Материал и оборудование:
1. Прозрачная линейка;
2. Шерстяная ткань;
3. Ножницы.
Порядок действий.
В темноте потрите линейку о ткань. Возьмите открытые ножницы. приблизите к остриям раскрытых ножниц заряженную линейку.
Что происходит?
Между лезвиями ножниц появятся тонкие синеватые нити. Они будут извиваться и издавать чуть слышное жужжание
Почему?
После натирания в линейке появился заряд. Когда линейка приблизилась к ножницам, произошел электростатический разряд.
Вывод: электростатический разряд вызывает синеватые нити.
№14 «Повелитель искр»
Цель: продолжать знакомить с электростатическим разрядом.
Материал и оборудование:
1. Прозрачная линейка;
2. Шерстяная ткань;
Порядок действий.
Вечером при свете потрите линейку о ткань. Выключите свет и продолжайте натирать линейку. Хорошо натертой линейкой можно провести и по ковру или свитеру.
Что происходит?
Появиться россыпь белых искр и услышите лёгкое потрескивание.
Почему?
При трении сухой линейки о ткань образуется электростатический разряд.
Вывод: Чем усерднее трете, тем больше становится электростатический разряд.
№15 «Облако из ваты»
Цель: продолжать знакомить с электростатическим разрядом.
Материал и оборудование:
1. Пластиковая линейка;
2. Шерстяная ткань;
3. Клочок ваты.
Порядок действий.
Оторвите от ваты небольшой клочок. Подбросьте вверх. Вы увидите, как сила притяжения притянет к полу. Линейку хорошо наэлектризуйте о шерстяную ткань. Поднесите клочок ваты к линейке. Он должен примагнитить к линейке. Снимите клочок ваты и подбросьте его в воздух, а когда начнет падать, подвести под него наэлектризованную линейку.
Что происходит?
Клочок ваты, как облачко, застынет и будет парить в воздухе. Этот эффект может длиться несколько минут.
Почему?
На маленький и легкий клочок ваты одновременно действуют две разнонаправленные силы. Сила притяжения тянет его к земле, а поле статического электричества отталкивает тело вверх.
Вывод: Две разнонаправленные силы компенсируются друг другом благодаря малой массе кусочка ваты.
№16 «Бабочка»
Цель: продолжать знакомить с электростатическим разрядом.
Материал и оборудование:
1. Пластмассовая расческа;
2. Волосы;
3. Заготовка бабочки.
Порядок действий.
Понадобится квадратный лист папиросной бумаги размером 10х10 см. На нем нарисуйте бабочку и аккуратно вырежьте. Далее на тело бабочки нанесите каплю клея и приклейте к плотному картону в форме квадрата со стороной 15см. Следите за тем, чтобы крылья с картоном не взаимодействовали. В области перехода крыльев в тело сделайте сгибы с обеих сторон так, чтобы крылья свободно двигались. Произведи трение расчески о волосы. Расческа приобретет заряд. Поднося расческу к крыльям, избыточный заряд расчески будет притягивать к себе крылья. Убирая расческу далеко от крыльев, они снова будут опускаться. Многократным повтором таких движений можно имитировать полет бабочки.
Что происходит?
Зарядив расческу, можно заставить двигаться крылья.
Вывод: тела с разными зарядами (положительными и отрицательными) притягиваются.
Использованная литература.
- Аниашвили К.С. Опыты и эксперименты. – Москва.: Издательство АСТ, 2017
- Белько Е. Веселые научные опыты для детей. 30 увлекательных экспериментов в домашних условиях. - СПб.: Питер, 2017
- Белько Е. Веселые научные опыты для детей. Увлекательные эксперименты в домашних условиях. - СПб.: Питер, 2017
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. - Москва: Творческий центр Сфера. 2011.
- Наварро Паола, Хименес Ангела. Тайны электричества и магнетизма. Простые и наглядные опыты для детей и взрослых. Издательство: Пчелка, 2017 г.
- Марудодова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2010.
- Томислав Сенчански «Ставим опыты 3» - ООО Издательский дом «Аркаим», г. Челябинск, 2008г.
- Проневский А.Г. Удивительные опыты с электричеством и магнитом. – Москва: Эксмо, 2015
- Рыжова Л. Методика детского экспериментирования (ФГОС)Уч.-метод.пос.д/дошк.воспитания, д/гуверн. и родит. Детство-пресс.2014.
- http://razwitie-rebenka.ru/poznavatelnoe-razvitie/opyty-i-eksperimenty/35-staticheskoe-elektrichestvo-eksperiment-s-babochkoj
- http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-isledovatelskoi-dejatelnosti-chudesa-s-yelektrichestvom-zanimatelnye-opyty-so-staticheskim-yelektrichestvom.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект творческо-исследовательской деятельности «Чудеса с электричеством» Занимательные опыты со статическим электричеством
Вид проекта: творческо-исследовательский.Продолжительность проекта: краткосрочный.Участник проекта: Корогод Марк ...
Опыты «Ловим электричество»
В настоящее время уже признано значение детской поисково-исследовательской деятельности в форме детского экспериментирования для развития дошкольников.В детском саду проведение эксп...
Эксперименты и опыты с электричеством.
Неживая природа...
Опыты на тему "Электричество"
Мини-картотека опытов на тему "Электричество"...
Опыты со статическим электричеством для дошколят
Опыты со статическим электричеством для детей и их родителей....
Представление опыта работы по теме "Статическое электричество" на демонстрационной площадке в рамках реализации проекта Красноярского края "Кадровое обеспечение технологического лидерства"
Цель: Ознакомление детей со статическим электричеством.Задачи:Образовательные:Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире;Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического ...
Фотоотчёт занятия «Опыты со статистическим электричеством»
Цель исследованияИзучить причину образования статического электричества.Задачи исследованияОбобщать знания детей об электричестве.Расширять представления о том, где «живет»...