Проект творческо-исследовательской деятельности «Чудеса с электричеством» Занимательные опыты со статическим электричеством
проект (подготовительная группа) на тему
Вид проекта: творческо-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участник проекта: Корогод Марк
Руководитель проекта: воспитатель Гишварова Анжела Сергеевна
Цель исследования. Изучить причину образования статического электричества.
Объект исследования: статическое электричество.
Предмет исследования: образование статического электричества в окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesa_s_elektrichestvom.docx | 41.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 15 города Ейска
муниципального образования Ейский район
Проект
творческо-исследовательской деятельности
«Чудеса с электричеством»
Занимательные опыты со статическим электричеством
Автор: Коргод Марк
подготовительная
к школе группа
Руководитель: Гишварова
Анжела Сергеевна
г. Ейск
2015 г.
Проект
творческо-исследовательской деятельности
«Чудеса с электричеством»
Занимательные опыты со статическим электричеством
Паспорт проекта.
Вид проекта: творческо-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участник проекта: Корогод Марк
Руководитель проекта: воспитатель Гишварова Анжела Сергеевна
Актуальность.
В нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством - это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники и т.д.). Электричество очень опасно и шутить с ним нельзя. В работе с электроприборами необходимо соблюдать технику безопасности. Но папа мне сказал, что есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Но как его можно получить я не знаю. И поэтому решил поближе познакомиться с образованием этой энергии, а называется оно - статическим.
Цель исследования.
Изучить причину образования статического электричества.
Объект исследования: статическое электричество.
Предмет исследования: образование статического электричества в окружающей среде.
Гипотеза исследования.
- Статическое электричество образуется в результате трения некоторых предметов.
- Все ли вещества электризуются.
- Что в воде электроны свободно перемещаются.
Задачи исследования.
- Узнать, что собой представляет статическое электричество.
- Выяснить причину возникновения статического электричества.
- Узнайте о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько основных предметов, которые мы часто используем в быту.
Методы исследования:
- Подумал сам.
- Просмотр мультипликационных фильмов «Фиксик», «Смешарики», «Уроки тетушки Совы».
- Просмотр научно-познавательных передач «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука».
- Просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей.
- Спросил у родителей и воспитателя.
- Провел исследование, эксперименты, опыты.
- Освоил «занимательные» фокусы.
Этапы исследования.
Этапы | Цель | Методы |
1 этап Теоретическое исследование проблемы | Выяснить: - что такое статическое электричество; - причины возникновение статического электричества. | - подумать самому; - просмотр мультфильмов «Фиксик», «Смешарики», «Уроки тетушки Совы»; - просмотр научно-познава-тельных передач «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука»; - просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей; - спросил у родителей и воспитателя. |
2 этап Практическое исследование проблемы | Выяснить: - какой материал, при трении может электризоваться; - причины возникновение статического электричества; - все ли вещества электризуются; - а в воде электроны свободно перемещаются. | - опыты, эксперименты; - моделирование; - наблюдение; - анализ; - сравнение. |
3 этап Практическое использование результатов исследования. | - выступление перед ребятами группы «Занимательные фокусы» - с наэлектризованными предметами – «Волшебная палочка», «Золушка» и др. - показ компьютерной презентации «Электричество…» | - демонстрация фокусов. |
1 этап. Теоретическое исследование проблемы.
Что такое статическое электричество и
причины возникновение статического электричества.
Что же такое статическое электричество? Чтобы ответить на этот вопрос я попросил маму, чтобы она отвела меня в библиотеку. Здесь мне предложили интересные научные журналы и книги и мы с мамой стали читать их и рассматривать иллюстрации. С папой вечером мы посмотрели детские передачи «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука». И вот что я узнал.
Статическое электричество – это форма электричества, которое не течет, – это «отдыхающее» электричество. Все предметы имеют положительный электрический заряд и отрицательный заряд.
Статическое электричество легко получить, если потереть один о другой два предмета (сделанные из определенных материалов): при этом электроны с одного предмета переходят на другой, в результате чего один предмет приобретает положительный заряд, а другой отрицательный.
Положительно и отрицательно заряженные объекты притягиваются друг к другу, как магнит, – поскольку один из них желает сбросить лишние электроны, а другой, наоборот, получить их. Когда статическое электричество становится достаточно мощным, электроны перескакивают с одного предмета на другой в таком количестве, что это порождает видимую электрическую искру (электрический разряд).
А если одним из объектов, между которыми перескакивают электроны, являетесь вы, то вы почувствуете легкий «удар». Молния, между прочим, представляет собой гигантскую электрическую искру, электрический разряд в результате накапливания статического электричества в туче во время грозы.
2 этап. Практическое исследование проблемы.
Чтобы понять как получается статическое электричество необходимо провести опыты и в этом мне помогла Анжела Сергеевна, мой воспитатель. Она подобрала опыты и необходимый материал. И мы приступили к интересным исследованиям.
- Опыт «Статическое электричество»
Цель. Узнать о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько основных предметов, которые мы часто используете в быту.
Материал и оборудование:
Два воздушных шарика
Головные волосы
Алюминиевая банка
Шерстяная ткань
Начинаем эксперимент:
Потрём шерстяной тканью оба воздушных шара против шерсти. Поднесём их друг к другу. Что происходит?
Потрём один из шаров о наши волосы, немного поднимем шарик над волосами. Что происходит?
Положим алюминиевую банку на бок на столе, поднесём к ней воздушный шар, который мы потёрли о волосы. Как только мы поднесли шарик к банке, медленно отводим его. Что происходит?
В первом случае воздушные шары будут отталкиваться друг от друга.
Во втором случае шарик будет притягивать наши волосы к себе.
В третьем случае банка будет катиться за шариком. Как это произошло?
Протирая шары шерстяной тканью или нашими волосами, мы создаем на нем статическое электричество. Оно включает в себя отрицательно и положительно заряженные частицы. Когда мы трем воздушные шары против наших волос или ткани, шарик заряжается отрицательно. (Приложение 1)
- Опыт «Понятие об электрических зарядах»
Цель: посмотреть, что будет в результате контакта между двумя различными предметами, возможно разделение электрических разрядов.
Материал и оборудование:
Воздушный шарик.
Шерстяной шарф.
Начинаем эксперимент:
Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате. Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное – ко мне. Почему?
Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. Но есть предметы, например - шерсть, которые очень легко теряют свои электроны. В результате контакта между шариком и шерстяным шарфом происходит разделение электрических разрядов. Часть электронов с шерсти перейдет на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда мы приближаем отрицательно заряженный шарик к некоторым нейтральным предметам, электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону предмета. Таким образом, верхняя сторона предмета, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет к себе. Но если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на предмет. Таким образом, через некоторое время шарик и притягиваемые им предметы снова станут нейтральными и перестанут притягиваться друг к другу. Шарик упадет.
Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов. (Приложение 2)
- Опыт «Танцующая фольга»
Цель: узнать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
Материал и оборудование:
Тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада).
Ножницы.
Пластмассовая расческа.
Бумажное полотенце.
Начинаем эксперимент:
Нарежем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Высыпаем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут «танцевать». Почему так происходит?
Волосы, о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, и расческа начала притягивать ее к себе. Другая сторона полоски приобрела отрицательный заряд. легкая полоска фольги, притягиваясь, поднимается в воздух, переворачивается и оказывается повернутой к расческе другой стороной, с отрицательным зарядом. В этот момент она отталкивается от расчески. Процесс притягивания и отталкивания полосок идет непрерывно, создается впечатление, что «фольга танцует».
Вывод: Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются. (Приложение 3)
- Опыт «Прыгающие хлопья»
Цель: узнать, как в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
Материал и оборудование:
Чайная ложка хрустящих овсяных хлопьев.
Бумажное полотенце.
Воздушный шарик.
Шерстяной шарф.
Начинаем эксперимент:
Постелем на столе бумажное полотенце и насыплем на него хлопья. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к хлопьям, не касаясь их. Хлопья начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Почему?
В результате контакта между шариком и шерстяным шарфом произошло разделение статических электрических зарядов. Часть электронов с шерсти перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, оказалась заряжена положительно, и шарик начал притягивать легкие хлопья к себе.
Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов. (Приложение 4)
- Опыт «Поможем Золушке. Способ разделения перемешанных соли и перца»
Цель: узнать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Материал и оборудование:
Чайная ложка молотого перца.
Чайная ложка соли.
Бумажное полотенце.
Воздушный шарик.
Шерстяной шарф.
Начинаем эксперимент:
Расстелем на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
- Опыт « Гибкая вода»
Цель: узнать, что в воде электроны свободно перемещаются.
Материал и оборудование:
Раковина и водопроводный кран.
Воздушный шарик.
Шерстяной свитер.
Начинаем эксперимент:
Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика. Электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.
Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть тонкой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.
Вывод: В воде электроны могут свободно перемещаться.
- Опыт «Ожившие волосы».
Цель: посмотреть на проявление одного вида электричества.
Материал.
Расческа
Шерстяной шарф
Начинаем эксперимент:
Берем расческу и трем ею о шерстяной шарф, дотрагиваемся до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом». Почему так происходит?
Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения расчески с шерстяной тканью рубашки.
Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов. (Приложение 7)
- Опыт «Электрический спрут»
Цель: посмотреть на проявление одного вида электричества.
Материал.
Макет спрута из бумаги
Шерстяной шарф
Начинаем эксперимент:
Из бумаги отрезали полоску и нарезали 8 полосок-щупалец. Хорошенько погладили спрутика шерстяным шарфом. Наэлектризованного спрута подняли и скрутили в кольцо не разрезанную сторону листа. Щупальца растопырились в стороны! Если засунуть руку снизу внутрь колокола, щупальца немедленно ее схватят! Почему так происходит?
Вывод: «щупальца» спрута получили отрицательно заряженные частицы, поэтому оно отталкиваются друг от друга. (Приложение 8)
3 этап. Выводы. Практическое использование результатов исследования.
Теперь я знаю, что такое статическое электричество и как оно образуется. Я подтвердил свою гипотезу о том, что не все вещества электризуются и что в воде электроны свободно перемещаются.
А знания и умения я теперь применяю при показе друзьям фокусов, с наэлектризованными предметами – «Волшебная палочка», «Поможем Золушке», «Живые волосы», «Электрический спрут», «Гибкая вода» (Приложение 5)
Использованная литература.
- Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера. 2007
- Рыжова Л. Методика детского экспериментирования (ФГОС)Уч.-метод.пос.д/дошк.воспитания, д/гуверн. и родит. Детство-пресс.2014.
- http://ext.spb.ru/faq/2448-2013-03-02-20-53-23.html
- http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-vladimirovna-rahmatulina/cikl-opytov-na-temu-yelektrichestvo.html
- http://www.antichubays.hentaif.net/article/367-staticheskoe_elektrichestvo_opyty_dlja_detej
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью
Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...
Проект творческо-исследовательской деятельности на тему "Моё село - одно на всю Россию" (природа и заповедные места моей малой Родины)
Участники проекта:• дети 5-7 лет;• родители;• воспитатели.Предполагаемые результаты реализации проекта:1. Формирование бережного отношения к природе родного края...
Опыты со статическим электричеством для дошколят
Опыты со статическим электричеством для детей и их родителей....
Проект творческо-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебное электричество».
Проект творческо-исследовательской деятельности в подготовительной группе«Волшебное электричество».Занимательные опыты со статическим электричеством.Вид проекта: творческо-исследовате...
Проект творческо-исследовательской деятельности
quot; Чудеса с электричеством"...
Рекомендации для родителей «Проведите с детьми дома опыты со статическим электричеством»
В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Отличный инструмент для этого – опыты. ...
Консультация. Простые опыты со статическим электричеством
Для оформления информационного стенда.PS: предварительный просмотр может отображать расположение картинок некорректно. Серия консультаций:Значение поисково-исследовательской деятельности в ...