Представление опыта работы по теме "Статическое электричество" на демонстрационной площадке в рамках реализации проекта Красноярского края "Кадровое обеспечение технологического лидерства"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Алена Владимировна Левшанкова

Цель: Ознакомление детей со статическим электричеством.

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире;
  • Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов;
  • Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов;
  • Уточнить и расширить представления детей, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку;
  • Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

Развивающие:

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;
  • Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
  • Воспитывать умение работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umarilka.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Демонстрационная площадка

Открытый показ экспериментальной деятельности по теме «Статическое электричество»

Цель: Ознакомление детей со статическим электричеством.

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире;
  • Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов;
  • Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов;
  • Уточнить и расширить представления детей, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку;
  • Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

Развивающие:

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;
  • Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
  • Воспитывать умение работать в коллективе.

В-ль: Скажите ребята, куда мы с вами пришли? (Лаб.) А что мы делаем в лаборатории?

Скажите какие правила есть в лаборатории? Что нельзя делать? (О.д.) Что можно делать? (О.д.) А еще нужно надеть фартуки.

   В-ль: Опыт1: Ребята посмотрите сколько шариков, давайте с ними поиграем. Берите их. Они привязаны. (срезаем) Посмотрите, а эти не привязаны. Как же они держатся? (снимаю шарик, показываю, вешаю обратно) Это волшебство какое-то! Может кто знает, как держатся шарики? А хотите свои шарики также повесить? (Да) Пробуйте (вешают, падают). С помощью чего можно прикрепить шарик к стене? (Предположения) у нас нет ни чего. Что мы можем с ними сделать? Давайте потрем. Обо что будем тереть? (предположения: проверяем каждое, в итоге получается).  

   Вот здорово, у нас получилось! Что же их держит? Кто скажет.

 В-ль: Их держит статическое электричество. Все предметы живые и неживые состоят из веществ, а эти вещества состоят из частиц, которые можно увидеть только под микроскопом. Эти частицы называются атомы. (показ модели) Атомы состоят в основном из ядра. Это ядро состоит из мельчайших частиц протонов-они положительно заряженные и нейтронов- это нейтральные частицы и заряда в себе не несут. Ядро не подвижно. А вокруг ядра вращаются электроны- они отрицательно заряжены. Электроны такие непоседы, если на них подействует какая ни будь сила, то они норовят убежать от одного атома к другому.

И атом от которого убежали электроны (беру шарик с плюсом) станет положительно заряженным (знак плюс), а атом получивший лишние электроны (второй шарик с минусом) станет наэлектризованным, отрицательно заряженным и они притянутся. Так появляется статическое электричество. Какой мы с вами можем сделать вывод? Что положительно и отрицательно заряженные предметы притягиваются!  Рисуем (шарики с +и с - притягиваются)

  Когда мы с вами потерли шарики то у нас получилось их наэлектризовать тем самым получить статическое электричество. И шарики получили способность притягиваться к предметам.  А сразу ли у нас получилось? (нет) Когда не получилось, обо что терли? (От). А когда получилось, обо что терли? (о.д.) Как вы думаете почему так вышло, с одними получилось, а с другими нет? (Наверно не все предметы легко отдают свои электроны).

Опыт2: «Кораблик»: Хорошо. Посмотрите на столе стоит емкости с водой и кораблики. Запустим кораблики поплавать? Давайте сначала разделимся на группы. У кого красные шарики идут туда где красные кораблики, а у кого синие к синим. Скажите, как заставить кораблики плыть? (предположения) Как вы думаете, а может ли статическое электричество заставить кораблик поплыть? (о.д.) Проверим? Выберите любой предмет какой захотите и наэлектризуйте его (как мы его наэлектризуем? Потрем, обо что?). Когда хорошенько натрете свои предметы поднесите их к кораблику (кораблики плывут и не плывут). Почему? Наверно некоторые предметы плохо электризуются и между ними не появляется статическое электричество.

 -У кого кораблик не плыл? Из чего сделан твой предмет? (Ответ) Давайте это зарисуем.

-У кого плыл? Из чего сделан твой предмет? (ответ) Давайте это зарисуем.

Какой вывод мы можем сделать? Какие предметы электризуются? (Из чего они сделаны?) Что делает статическое электричество? (стат. электричество притягивает предметы). Давайте попробуем зарисовать как происходит притяжение. Притяжение происходит потому, что отрицательно заряженный предмет. Как мы изобразим предмет? (пускай это будет шарик) стремится сбросить электроны (стрелочки), а кораблик (рисуем кораблик), положительно заряженный, будет стремиться их получить.

      Опыт 3 «Вода» - Ребята, подумайте и скажите, а может ли статическое электричество притянуть воду? (ответ). Давайте это проверим!

Что бы это проверить нам потребуется бутылка с водой и наэлектризованный предмет. Какие предметы хорошо электризуются? (ответ) Вот их и возьмем.

Для начала разделимся на пары. (Можно: красный с синим или по желанию) Одни будут держать бутылки, другие наэлектризованные предметы. Потом поменяетесь. Трем предметы. Бутылки переворачиваем горлышком вниз, аккуратно так чтобы вода не попала на предмет подносим его к струе. Что происходит? Вода изгибается! Она притягивается! Почему (ответ) Давайте вспомним опыт с корабликом. (положительно заряженные предметы притягиваются к наэлектризованным)

-А если предмет намочить, он будет притягивать воду? Проверим. Предмет потерял лишние электроны и способность притягивать.

Опыт 4 «Целлофан»

 Ребята, скажите, а целлофаном можно играть? Как? (подбросить, подуть и др.) Я вам хочу открыть один секрет. С помощью статического электричества можно заставить целлофан парить в воздухе. Хотите попробовать?

 Возьмите предмет, который хорошо электризуются, натрите его. Теперь возьмите кусочек целлофана, подбросьте его в воздух и подставьте под него свой предмет. Что произошло? Пакет не парит. Почему? (ответ). Давайте вспомним предыдущие опыты: когда мы свами потерли предметы, что появилось? (статич.эл-во). А как мы уже узнали, что делает статическое эл-во? (притягивает предметы). Так что произошло с целлофаном? Он притянулся. Так какой вывод целлофан не может парить в воздухе? А давайте и целлофан попробуем потереть и сделать его наэлектризованным! Трем предмет, целлофан. Подбрасываем целлофан. Подставляем под него предмет. Целлофан зависает в воздухе. Получилось! Почему? Как вы думаете? (ответ).

Когда мы потерли целлофан то он стал наэлектризованным, отрицательно заряженным как и другой наэлектризованный предмет. А одинаково заряженные предметы отталкиваются! Кто попробует это записать? (два шарика с минусами, стрелки в разные стороны).

 Ну вот на сегодня и все опыты со статическим электричеством. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали.

  1. Все предметы состоят из атомов.
  2. Атомы бывают положительно и отрицательно заряжены.
  3. Что пластиковые, металлические предметы электризуются если их потереть о шерсть или волосы.
  4. Что статическое электричество может притягивать и отталкивать предметы.

Молодцы! Скажите, что вам больше всего запомнилось и понравилось? А было ли вам трудно?

  Ребята вы можете забрать эти шарики себе и дома показать своим мамам и папам все опыты, которые мы сегодня с вами проводили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «БАБУШКИН СУНДУК»

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежимВадим Шафран...

Организация исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта "Мой любимый город Кузнецк"

Наш Кузнецк великий городТак и будь всегда таким,Кузнечанам вечно дорогНе бывать тебе другим! ...

Перспективный план работы с воспитанниками 5 - 6 лет В рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Социокультурное воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

Перспективный план работы с детьми старшей группы «Непоседы» 5 - 6 лет. В рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Социокультурное воспитание детей дошколь...

Коллективная работа по ручному труду "Золотое поле". В рамках реализации проекта "Его величество- хлеб"

20.11.20 в ДК "Южное солнышко" в гр.√10 (старшая) с повышенным интересом прошла встреча детей в творческой мастерской коллективная работа по ручному труду "Золотое поле" стал...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) «Lego Stem – малыши» в рамках инновационной площадки по направлению «Формирование системы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации проекта «

Дошкольное воспитание –это возрастной период формирования образных форм сознания. Одним из таких средств обучения в настоящее время, являются конструкторы LEGO. LEGO – конструирование &nda...