«Как дикие звери к зиме готовятся?» - конспект занятия на тему "Дикие животные" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
«Как дикие звери к зиме готовятся?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kak_zveri_gotovyatsya_k_zime_30_noyabrya_2016g.docx | 305.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Как дикие звери к зиме готовятся?».
Познавательное развитие. Расширять и закреплять представление детей о диких животных: где живут, чем питаются, об их поведении осенью, как готовятся к зиме. Вырабатывать умение находить правильный ответ. Развивать умение устанавливать взаимосвязи между сезонными изменениями и жизнью зверей; внимание, логическое мышление, любознательность.
Речевое развитие. Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными предложениями, читать стихи о животных. Обогащать словарь детей существительными: дупло, берлога, логово, нора, кладовая, шерсть, подшёрсток; глаголами: линяет, впадает в спячку.
Социально-коммуникативное развитие. Развивать умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в процессе познавательной деятельности. Познакомить детей с тем, как человек заботится о диких животных зимой. Развивать интерес к жизни животных. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, желание оказывать помощь животным.
Художественно-эстетическое развитие. Развивать эстетическое восприятие образа животных
Физическое развитие. Формировать правильную осанку, координацию движений.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.
Приемы: словесная инструкция, пояснение, указание, разъяснение, вопросы к детям, дидактическая игра и упражнения.
Целевые ориентиры образования: Иметь представление о признаках поздней осени. Знать диких животных. Иметь представление об их жизни в осенний период, как готовятся к зиме, в чём нуждаются зимой.
- Ребята к нам пришли гости, давайте их поприветствуем:
– Ребята, скажите какое сейчас время года? А вам нравится осень?
А чем вам нравится осень? Какая бывает осень?
- Да, осень бывает тихая, золотая, а бывает холодная, дождливая, морозная. И я знаю, в такую погоду осенью хочется укрыться в доме, в тепле. А что хочется делать вам в такую погоду? А сейчас какая осень? Правильно, поздняя осень. А какая погода сегодня? (Холодно, пасмурно).
Холод, ветер на дворе,
Руки мерзнут в ноябре.
Первый снег и первый лед.
Осень поздняя несет
- Сейчас поздняя осень, приближается зима. И мы, люди, готовимся к зиме. Как? (Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома).
- Ой, ребята, что это?
Вот конверт большой и желтый!
Как же нас, конверт, нашел ты?
Как попал ты в группу нашу?
Разберемся! Ой, постой!
На конверте адрес наш ведь!
А обратный чей? Лесной!
От кого пришло письмо?
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться
Все загадки отгадать!
Послушайте загадки и отгадайте их.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы. (Белка)
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно... (Ёжик)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её - ... (Лиса)
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
Много бед таят леса -
Волк, медведь там и лиса.
Там зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка)
Зверь мохнатый любит мёд.
Если что-то не поймёт,
Может дико зареветь,
Потому что он… (Медведь)
- Молодцы ребята! Все загадки отгадали. А про кого были загадки? А где живут эти животные? Как назвать таких животных? (Лесные звери, дикие животные. )
- Каких диких животных вы знаете? (Белки, волки, зайцы, лисы, ежи, медведи, лоси…)
- Почему их называют дикими? (Потому что, они живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят себе жильё, живут на воле.)
- Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, тоже готовятся к зиме почти также как и люди!
- Кто из вас был в лесу? Дети, давайте с вами отправимся в лес и посмотрим, как звери готовятся к зиме. Хотите? (Да!)
- Сейчас мы оденемся теплее и отправимся в путешествие по лесу.
- Какую одежду мы наденем, чтобы не замерзнуть?
(Теплую: шапки, куртки, варежки, шарфики и т.д.).
- Правильно. Тогда одеваемся.
Новые сапожки наденем мы на ножки.
(Ногу вперед на пятку - "показать сапожки")
Теплый шарф завяжем
(Руки перекрестно к шее)
И зиме мы скажем:
(Поворачивание из стороны в сторону)
"Здравствуй, зимушка-зима,
(Вытянуть руки вперед, развести в стороны)
Не боимся мы тебя!"
(Прыжки на двух ногах с хлопками).
- Но перед тем, как мы отправимся в лес давайте вспомним, как надо вести себя в лесу, чтобы не распугать зверей, ведь у них сейчас самая тяжелая пора. Они готовятся встречать зиму. (Не шуметь, не бросать мусор, не ломать ветки деревьев.)
- Правильно ребята! В лесу вести себя надо тихо, нельзя шуметь, звери могут испугаться. Можно напугать животных и тогда мы точно не встретим их. Молодцы!
К путешествию готовы? Тогда отправляемся!
- Закройте глаза и повторяйте за мной:
Раз, два, три,
Вокруг себя повернись,
В сказочном лесу окажись!
- Вот перед вами сказочный лес.
Физкультминутка «Здравствуй лес»
Здравствуй, лес, прекрасный лес,
(Широко развести руки в стороны)
Полный сказок и чудес!
(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Ты, о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою.
(Руки подняты вверх. Выполнять покачивания направо-налево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
(Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево).
Всё открой, не утаи.
(Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)
Ты же видишь: мы - свои!
(Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди).
Как вы думаете, каких зверей мы можем встретить в лесу? Посмотрите внимательно, каких животных вы видите?
Игра «Дикое животное»
Воспитатель называет животных, а дети хлопают в ладоши только когда слышат название дикого зверя.
Встреча с зайцем
- Ребята, кто это сидит под кустом?
Маленький, длинноухий, пугливый… вы догадались, кто это? Конечно, это заяц. Но посмотрите, какой он грустный! Почему он такой, что с ним могло случиться? (может быть, ему холодно, испугала лиса, нет морковки…)
Игра «Скажи ласково»
- Чтобы зайка нас не боялся, давайте скажем ему ласковые слова – зайка, зайчишка, заинька, зайчик…
Смотрите, зайчик успокоился и шепнул мне, что он здесь сидел и менял свою шубку. А зачем он это делал? (чтобы его не было видно на снегу).
Игра «Угадай, кто это?»
Бурый, косолапый, неуклюжий… (медведь)
Маленький, колючий. Недотрога… (Ежик)
Дети, скажите, а куда пропали еж и медведь?
Медведи осенью хорошенько наедаются - едят летом рыбу, траву, ягоды и мед. Нагуливают жир, чтобы зимой спокойно спалось и не хотелось есть. Осенью строят берлогу – натаскивает сухие ветки и листья, чтобы было тепло и на всю зиму впадает в спячку.
Ежик наедается грибами, жуками, мышами, червяками. Потом он находит укромное место под корнями деревьев, устраивает из сужхих листьев и мха убежище, засыпает на всю зиму до весны.
- Дети, посмотрите. Кто сидит на дереве? (белка) А как готовится к зиме белка?
Белка осенью линяет с рыжего на серый цвет шерсти, чтобы на дереве зимой ее не увидел ни один хищник. Для защиты от мороза нужна теплая шерсть.
- Дети: Белка делает запасы: собирает в дупло шишки, орехи, жёлуди. Сушит грибы.
- Посмотрите, зайка совсем растроился – он на зиму не сделал запасы и не спит зимой. Чем же ему питаться?
У зайца серенькая шубка становится белой, чтобы на снегу его не видно было. Летом он питается свежей травой, сладкими корешками, а зимой – молодыми веточками и корой деревьев.
- Вот молодцы, дети, успокоили зайчика. Посмотрите, он такой хорошенький! Может, возьмем его к себе в группу? (Нет, нельзя). А можно ли брать из леса диких животных домой? (нет, они погибнут в неволе). Правильно.
- Беги, зайка, под свой кустик, а мы с ребятками поиграем.
Игра «Назови семью»
Папа – еж, мама – ежиха, детеныш – ежонок.
Папа – заяц, мама – зайчиха, детеныш – зайчонок.
Папа – медведь, мама – медведица, детеныш – медвежонок.
Папа – волк, мама – волчица, детеныш волчонок.
Игра «Подскажи словечко».
- Заяц зимой белый, а летом …….(серый)
- У зайца хвост короткий, а уши ……(длинные)
- У белки задние лапы длинные, а передние ……(короткие)
- Ёж маленький, а медведь ……(большой)
- Заяц пушистый, а ёж ……(колючий)
- У белки хвост длинный, а у зайца……(короткий)
- У лисы шерсть мягкая, а у волка ……(жёсткая)
Назовите жилище этих животных:
- для белки - дупло,
- для лисы - нора,
- для волка - логово,
- для медведя – берлога,
- для ежа - нора.
Мы с вами учили стихи о животных. Кто хочет рассказать о них?
Стихи о диких животных
Медведь
Говорят, медведю лень, прогуляться в зимний день.
Вот и спит медведь в берлоге, когда стужа на пороге.
Но скажу вам честно я: кушать хочется, друзья.
Но под снегом мне ни меда, ни грибов не отыскать.
И приходится всю зиму сладко спать, спать, спасть.
Заяц
Летом заяц сер-сер, летом заяц смел-смел.
Можно под любым кусточком смело спрятаться в лесочке.
Но как только снег пушистый на листву ковром ложиться,
Становлюсь я очень виден, вмиг меня лиса увидит.
Так что в стужу ледяную, шубку я беру другую.
Был я рыжевато- серым, стал белее снега – белым.
Ежик
Еж осеннею порой в лес отправился густой.
Прямо скажем не гулять, а грибочки собирать.
Чтоб зимой в мороз и стужу, был всегда обед и ужин.
Вот идет он вперевалку, крепко держится за палку.
Тут грибочек, там грибок еж кидает в кузовок.
Белка
Далеко до холодов, но не для потехи.
Я несу к себе в дупло ягоды, орехи -
Что б зимой холодной
Мне не быть голодной.
- Молодцы, ребята! Посмотрите, записка. Да это зайка нам ее оставил.
Я детей благодарю,
Всем спасибо говорю
Не страшны мне холода,
Будет мне зимой еда!
- Ребята, представьте: вы оказались в сказочном лесу, а в нём происходят чудеса. Вы могли бы превратиться в зверей. Кем бы вы хотели быть и почему? (Дети высказывают свои суждения).
Возвращение
А теперь мы возвращаемся с вами в детский сад.
Закройте глаза и повторяйте за мной:
«Раз, два, три –
Вокруг себя повернись,
Снова в группе окажись!».
- Ребята, вам понравилось в лесу? Мы с вами путешествовали по лесу. Давайте проверим, что вы запомнили.
Каких зверей мы можем встретить в лесу?
Кто из зверей впадает в спячку?
Кто делает запасы на зиму?
Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно?
Зачем белка и заяц меняют цвет шерсти?
Как медведь утепляет свою берлогу?
Как готовится к зиме ежик
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №33 «Радуга» г. Смоленска
«Кто как готовится
к зиме?»
(Дикие животные)
Воспитатель
высшей категории
Клевакина
Людмила
Леонидовна
30 ноября 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект прогулки в парк «Как растения готовятся к зиме» План - конспект занятия по познавательному развитию (старшая группа)
Задачи:1. Формировать у детей представления о состоянии растений осенью.2. Расширять представления детей о плодах и семенах деревьев, кустарников, травя...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие по замку Зимы» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Занятие интегрированное и сочетает в себе образовательные области:- «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром)- «Социально-коммуникативное развитие»- «Ре...
Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Дикие животные зимой в лесу"
Работая на логопедической группе с детьми с речевыми диагнозами я понимаю, как важно развивать речь детей. Уже давно известно, что существует влияние действий руками на развитие головного м...
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Дикие животные зимой»
Расширять знания детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери, как находят пищу. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защ...
Занятие "Как животные готовятся к зиме?" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Расширить первоначальные представление детей о зимнем лесе и его обитателях.Развивать и поощрять в детях познавательную активность, развивать логическое мышление, умение строить высказывание типа расс...
Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы с окружающим миром « Как лесные звери - медведь и белка готовятся к зиме»
Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы с окружающим миром « Как лесные звери - медведь и белка готовятся к зиме»...
Конспект открытого занятия " Дикие животные" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Тема: «Дикие животные» Цель: закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период....