Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме:"Насекомые"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательное развитие Насекомые Старшая группа | 42.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Школа № 1694 «Ясенево» УК 5
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию
Группа № 4 «Лучики»,
5-6 лет (старшая группа)
Воспитатель:
Стародубцева
Татьяна
Владимировна
Москва, 2022г
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию
Группа № 4 «Лучики», 5-6 лет (старшая группа)
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие в интеграции с речевой, физической и социально - коммуникативной областями.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.
Формы организации: коллективная деятельность (совместная деятельность педагога с детьми, работа в парах).
Материалы и оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, божья коровка, стрекоза и др.) на каждого ребенка по одной картинке. Фигурки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза и др.) в сундучке. Паутинка тканевая. Стол, покрытый зеленой тканью, на котором расположены цветы, письмо. Цветок – игрушка. Ноутбук. Проектор для показа презентации. Презентация «Насекомые». Магнитная доска с магнитами. Розовые конверты с карточками «Размножение и развитие бабочек» для д/и «Что сначала, что потом» (По одному конверту на один детский стол). Раскраски с насекомыми (подарок от насекомых).
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: К.Ушинский «Капустная бабочка», В.Бианки «Муравейник зашевелился», Т.Н. Нуждина «Мир насекомых».
Наблюдение за насекомыми в повседневной жизни. Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые».
Планируемые результаты: Ребенок имеет элементарное представление о насекомых; умеет отличать насекомых от других живых существ. Ребенок доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач
Задачи:
Обучающие:
- Расширять и закреплять знания детей о насекомых, их строении, пользе и вреде;
- Обогащать словарный запас детей по теме «насекомые» (насечки, брюшко, тля, пыльца, опыление, кокон (куколка)).
Развивающие:
- Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- Развивать речевую и двигательную активность.
Воспитательные:
- Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;
- Воспитывать уважительное отношение к сверстникам.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями).
Воспитатель:
А нам с вами предстоит небольшое путешествие. Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Давайте подготовимся к путешествию.
Упражнение «Перекрестные шаги»
Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?
Вводная часть
Дети подходят к столу, накрытому зеленой тканью, на которой одни цветы и письмо.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? (Воспитатель читает письмо:
«Дорогие ребята, мы, насекомые, попали в беду,
Однажды над полянкою
Пронесся злой паук.
Похитил насекомых
И спрятал их в сундук..
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей,
И пчелы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знания,
И доброту возьми, и этим шестиногим
Малышкам помоги!»
Воспитатель:
Ребята, шестиногих малышей похитил паук, вы готовы помочь насекомым?
А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. (Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми). Закройте все глаза и повторяйте за мной: «Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!»
Вот мы с вами превратились в насекомых, и мы с вами полетим выручать из плена наших маленьких друзей.
Основная часть
Игра на звукоподражание.
Воспитатель предлагает воспроизвести звуки:
Жужжим как жук – Ж – Ж – Ж.
Звеним как комар – З – З – З.
Стрекочем, как кузнечик – ТРР – ТРР – ТРР.
Приземляемся на стульчики (дети садятся за столы).
Воспитатель:
Ребята, у вас на столе лежат картинки с изображениями похищенных насекомых. Как только мы с вами спасем какое-либо насекомое, картинку с его изображением будем вывешивать на магнитную доску.
Воспитатель: Ребята, сначала я хочу вам рассказать, почему насекомых называют именно так. Само слово «насекомые» происходит от слова «насекать» и буквально означает «животное с насечками». Все насекомые имеют насечки. Это выглядит так, словно тело насекомого поделено на отдельные членики.
Ребята, а чтобы нам с вами не перепутать насекомых с другими живыми существами, давайте посмотрим, как устроены насекомые, какие у них отличительные признаки. (Слайд 2, 3 Строение насекомых).
Воспитатель: Тело насекомых состоит из трех отделов: голова, грудь и брюшко. Также у насекомых есть глаза, пара усиков, крылышки и 6 ног.
Воспитатель:
А вот и первое задание от паука (в конверте): «Загадки».
Воспитатель: Я читаю вам загадки, вы отгадываете. И у кого из вас на столе лежит картинка угаданного насекомого, берете свою картинку и выставляете ее на магнитную доску.
Загадка 1
Всех жучков она милей,
Спинка красная на ней.
А на ней кружочки,
Черненькие точки (божья коровка) (Слайд 4. Божья коровка)
Ребенок выставляет картинку с божьей коровкой на магнитную доску.
Воспитатель: А, какие слова в этой загадке подсказали, что это божья коровка?
(Предполагаемые ответы детей - спинка красная, черные точки)
Воспитатель: Ребята, а если божья коровка красная, значит и мы и птицы могут ее заметить. Вы знаете как она защищается от врагов? (Ответы детей). Выделяет желтую жидкость. Эта жидкость очень горькая на вкус и едкая, с неприятным запахом.
Воспитатель: Божья коровка - это полезное насекомое или вредное? (Ответы детей. В случае затруднения с ответом, воспитатель рассказывает о пользе божьей коровки)
Божья коровка – полезное насекомое. (Слайд 5. Божья коровка ест тлю). Она уничтожает тлю личинок других насекомых, которые вредят растениям.(Слайд 6. Тля) Тля – это маленькие букашки, которые высасывают сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.
Воспитатель: Следующая загадка
Загадка 2
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее (пчела Слайд 7)
Ребенок выставляет картинку с пчелой на магнитную доску.
Воспитатель:- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
(Предполагаемые ответы детей - Дарит нам и воск и мед, пьет сок цветов)
Воспитатель:- Пчела - это полезное насекомое или нет? (Ответы детей. В случае затруднения с ответом, воспитатель рассказывает о пользе пчелы). Пчела - полезное насекомое. Собирая цветочную пыльцу с растений-медоносов, эти насекомые опыляют различные растения. Благодаря пчёлам люди собирают урожаи фруктов и ягод, орехов, овощей и злаков. Также пчела дает воск и мед.
Воспитатель:- Человек для домашних пчел строит улья. (Слайд 8 Улья для пчел). Дикие пчелы живут в лесу в дупле (Слайд 9. Дикие пчелы в дупле). Пчела, если укусит человека, оставляет жало и умирает.
Физкультминутка: «Пчелка»
Наша пчелка потянулась (Действия выполняются согласно тексту)
Раз – нагнулась, два – нагнулась
Крылышками повела –
Мёду больше не нашла.
Чтобы лучше мед искать
На носочки надо встать
Дети садятся за столы
Воспитатель: Итак, мы с вами спасли божью коровку, пчелу. Но еще и другие насекомые ждут нашей помощи.
Воспитатель: А теперь нам, ребята, нужно спасти бабочку. Еще одно задание от паука. У вас в розовом конверте лежат картинки, на которых изображены этапы превращения гусеницы в бабочку. Вы вместе со своим товарищем подумайте и расположите их по порядку. Что было сначала, а что потом. Вспомните рассказ К.Ушинского «Капустная бабочка».
Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Цель: Развивать словесно-логическое мышление.
Задачи: Учить определять последовательность действий. Устанавливать причинно-следственные, логические связи. Развивать зрительное восприятие, монологическую и диалогическую речь.
Воспитатель:
Давайте теперь вместе проверим, правильно ли вы расположили карточки.
- Скажите, что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца). (Слайд 10)
- Кто появляется из яйца? (Из яйца появляется гусеница). (Слайд 11)
- Что делает гусеница, когда появилась из яйца? (Она питается листьями и растет).
- В кого превращается гусеница? (Гусеница превращается в куколку, кокон). (Слайд 12)
- Кто появляется из куколки? (Из куколки появляется бабочка). (Слайд 13)
Воспитатель:
У них мокрые крылья. Бабочки сушат крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочки начинают летать. Теперь посмотрите, у всех карточки лежат также? Все правильно выполнили задание?
Воспитатель: Вот мы с вами спасли бабочку. Как вы думаете, пользу или вред приносят бабочки? (Ответы детей). (Пользу, опыляют растения, а некоторые вред – бабочки – капустницы).)
Ребенок выставляет картинку с бабочкой на магнитную доску.
Физкультминутка «Сороконожка»
Шла сороконожка (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)
Ой, промокнут сорок лап!
Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,
Обойду я лужи!
Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой,
Каждой ножкой потрясу! (трясут другой ногой).
И потопаю потом (дети топают ногами)
Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель: Давайте продолжим спасать наших маленьких друзей. Присаживайтесь. А теперь, еще одно задание, и тогда мы освободим кузнечика и стрекозу и муравья. Игра называется «Четвертый лишний». На экране будет появляться изображение. На ней четыре картинки, одна из которых лишняя. Ваша задача: найти, какая картинка лишняя и объяснить, почему вы сделали такой выбор.
Дидактическая игра: «Четвертый лишний»
Цель: Закреплять умение ребенка отличать насекомых от других живых существ.
Задачи: Развивать логику и умение анализировать, а так же аргументировать свой выбор и пополнять словарный запас ребенка
(Слайды 14, 15, 16, 17)
На слайде 14 изображены стрекоза, лиса, бабочка, муха. (Предполагаемый ответ детей – Лишняя лиса, потому что стрекоза, бабочка и муха – это насекомые, а лиса – животное. Либо лишняя лиса, потому что жук, бабочка и муха – летают, а лиса – не летает).
На слайде 15 изображены бабочка, воробей, оса и стрекоза. (Предполагаемый ответ детей – Лишний воробей, потому что бабочка, оса и стрекоза – это насекомые, а воробей – птица).
На слайде 16 изображены паук, жук, пчела, кузнечик. (Предполагаемый ответ детей – Лишний паук, потому что жук, пчела, кузнечик– это насекомые, а паук – не насекомое).
На слайде 17 изображены муха, пчела, бабочка, рыба. (Предполагаемые ответы детей – Лишняя рыба, потому что муха, пчела, бабочка – это насекомые, а рыба – не насекомое. Либо - Лишняя рыба, потому что муха, пчела, бабочка летают, а рыба – плавает).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. Мы с вами освободили кузнечика, стрекозу и муравья.
Воспитатель: Кузнечик – поедает тлю, мелких вредных насекомых. Стрекоза - уничтожает комаров, мух и других вредных насекомых. Муравьи – поедают тлю, комаров, но также муравьи могут питаться и соком растений
Дети выставляют картинки с кузнечиком, стрекозой и муравьем на магнитную доску.
Заключительная часть
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Ой, ребята, посмотрите-ка, у меня на столе что-то лежит, а я и не заметила. (На столе у воспитателя стоит сундучок, накрытый паутиной). Интересно, что это такое? Ой, да это же паутина, которую плетет паук. А где же сам паук? Наверное, убежал. Давайте посмотрим, что же он спрятал под паутиной. (Воспитатель демонстрирует детям паутину). Ой, это же сундук! (Воспитатель открывает сундучок). А в нем насекомые, которых похитил паук. Давайте возьмем с вами всех насекомых и перенесем их на полянку. (Дети берут фигурки насекомых и переносят их на полянку).
Посмотрите, какая полянка стала красивая! «Спасибо вам, ребята, что спасли нас от злого паука! И мы хотим поблагодарить вас и преподнести вам небольшой подарок в виде раскрасок с нашими изображениями» - говорят нам насекомые. (Воспитатель незаметно вытаскивает заранее спрятанный конверт с раскрасками).
Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Давайте возьмём наш волшебный цветок, закроем глаза и произнесем волшебные слова: «Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!»
Вот мы снова и в детском саду! Дети, а кому мы сегодня помогли? А чтобы мне узнать насколько вы хорошо познакомились с насекомыми, мы поиграем в игру «Вопрос-ответ». Если высказанное мной утверждение верно и вы согласны с ним, вы хлопайте в ладоши, если это утверждение ложное, неправильное, вы топайте.
-У насекомых 6 ног.
-У насекомых не бывает усиков.
-Тело насекомого имеет три части: голову, грудь и брюшко.
-Пчелы живут в муравейниках.
-Пчелы дают людям воск и мёд.
- Бабочки и пчелы опыляют растения.
-Нельзя разорять муравейники.
- Мухи дают мед.
-У насекомых есть крылышки.
- Стрекоза это птица.
Воспитатель: Не забывайте насекомые - это часть живой природы. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! Берегите природу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе. Тема: «В космосе так здорово!».
Познакомить детей с первым человеком, побывавшим в космосе. Закрепить знания детей, что они живут на планете Земля, что в космосе есть другие планеты.Дать элементарное понятие о планетах. ...
Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе на тему "Картина весны"
Программное содержание: расширять представления детей о признаках весны. Знакомить с растительным и животным миром в весенний период (весенние цветы, перелетные птицы, насекомые), учить устанавливать ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Сказочный лес»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе. Тема: "СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС" с использованием игровых технологий(игровое оборудование ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Путешествие с цветиком семицветиком»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе – формирование элементарных математических представлений с использованием те...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Москва – столица России».
Программное содержание: расширить представление о столице нашей Родины -Москве, познакомить с её достопримечательностями; учить рассказывать о Москве, вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие в старшей группе Тема «Деревья родного края»
Цель:формирование первоначальных патриотических чувств.Образовательные задачи:1. Познакомить детей с новым для них деревом – осиной – в сравнении с березой.2. ...
Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе по теме: «Страна волшебства»
Цель: Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования....
- Мне нравится (1)