Проект "Огород на окошке"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Познавательно - иследовательский проект
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 11 «Созвездие» корпус Тополёк
Проект «Огород на окошке»
(для старшей группы компенсирующей направленности)
Выполнили:
Учитель-дефектолог Мамедова Татьяна Викторовна
Воспитатели:
Соколова Татьяна Васильевна
Неклютина Людмила Владимировна
"У ворот шумит народ.
Где тут зимний огород?
Говорят, что там растет.
Огуречная рассада.
И укропчик и лучок.
Смотрят все на огород,
И уходят, открыв рот"
В дошкольном возрасте самое время стать первооткрывателем и исследователем огромного мира. Взрослые на этом этапе главные помощники в этом. Ведь именно от одобрительного слова, помощи и поддержки во многом зависит, разгорится или нет у дошкольников «искорка интереса» в «пламя открытий».
Одной из форм познания окружающего мира является проектная деятельность, способствующая систематическому усвоению детьми дошкольного возраста знаний, полученных в результате практической деятельности и включенного наблюдения. Логично выстроенная деятельность позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать запланированных результатов.
Наиболее привлекательным становится:
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне – весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне». А изменения в росте растений побуждают детей бережно относится к ним. Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. В ходе проектной деятельности расширяются представления детей о растениях как о живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития растений, развивается эстетическое восприятие окружающей действительности, желание трудиться и умение видеть результат своего труда.
Таким образом, проектная деятельность позволяет решать задачи познавательно – исследовательского, социально – исследовательского, социально – личностного, эстетического развития дошкольников.
Цель проекта: Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений и цветов.
Задачи:
- Расширить знания детей о культурных растениях.
- Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений ( помидоры, перец. укроп, салат, редиска, лук, цветы);
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
- Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
- Развивать познавательные и творческие способности.
- Закрепить знания об овощах, о пользе растений.
- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Ожидаемый результат:
- Дети познакомятся с культурными растениями.
- У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях, на огороде в природе.
- Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
- С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
- Формирование у детей уважительного отношения к труду.
- Создание в группе огорода на подоконнике.
- Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности, родители, воспитатели группы, Учитель - дефектолог.
Перечень форм и методов реализации проекта
- Наблюдение за трудом взрослых в домашних условиях.
- Занятия в игровой форме.
- Трудовая деятельность на клумбах и грядках.
- Дидактические и сюжетно - ролевые игры.
- Рассматривание иллюстраций, картин.
- Беседы.
- Чтение художественной литературы.
- Заучивание загадок, пословиц и поговорок
- Опытно-экспериментальная деятельность
Срок реализации проекта: с 1марта– 26 мая.
№ п/п | Этапы | Задачи | Содержание | Сроки прохожде-ния | Ответствен-ные | ||||
Педагоги | дети | родители | |||||||
Образовательная область | Мероприятия | ||||||||
1 | Органи-зацион-ный | -Определить актуальность, цель и задачи проекта. - Разработать план мероприятий по подготовке и реализации проекта | - Изучение методической литературы -Составление плана - Организация предметно – развивающей среды | Коммуника-ция, познание, социализа ция. | - Беседа познавательного характера. «Что такое огород и что на нём растёт» - Рассматривание иллюстраций. - Чтение художественной литературы | -Беседа с родителями связанная с реализацией проекта. -Покупка семян для посадки. | 01.03 – 18.03 | Педагоги группы | |
2 | Диагностичес-кий | - Выявить уро-вень сформиро-ванности у дошкольников знаний о культурных растениях и способах ухода за ними. | Проведение мониторинга сформированности у дошкольников знаний о культурных растениях и способах ухода за ними.. | - | 13.03 – 18.03 | Педагоги группы | |||
3 | Основ-ной | - реализация основных видов образовательной деятельности по направлению проекта, создание огорода на подоконнике, создание дневника наблюдений за ростом растений на огороде на подоконнике. | Разучивание стихов, проведение бесед и игровых упражнений по реализа-ции содер-жания про-екта. |
Познавательное развитие | - Наблюдение: - За ростом лука, редиса, цветов; - Рассматривание цветочных семян через лупу; - «Растут ли наши растения?»; -За всходом и ростом растений; - За ростом рассады, вытягиванием её к солнцу; - За появлением плодов; - За состоянием листьев в утреннее и полуденное время, за созреванием плодов; - За изменением состояния растений; - Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде. - Этическая беседа «Без труда не будет и плода» - Беседа: "Всегда ли овощи полезны?" - Беседа: «Как нужно ухаживать за овощными культурами» - Беседа: «Помощники огородника», - Опыт «На свету и в темноте» - Опыт « Может ли растение дышать?» - Опыт (наблюдение) «Что потом?». - Опыт (наблюдение) «С водой и без воды» | Помощь детям в составлении рассказа «про огород». Оформление выставки «Удивительное рядом» | 20.03 – 20.05 | Воспитатели и родители воспитанников | |
Социально – коммуникативное развитие | - Настольно – дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – фрукты», «третий лишний», лото, домино. - «Цветочный магазин» -«Садоводы» - Посадка и уход за растениями, - Подготовка клумб к высадке рассады цветов, формирование интереса к результату своего труда, - Полив всходов, - Прополка сорняка, - Сбор урожая, | ||||||||
Речевое развитие | - Чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде», - Проговаривание чистоговорок : «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы», «Горох и петухи». Игры: - «Один — много», - «Назови ласково», - «Чудесный мешочек». - «Доскажи словечко» - «Вершки-корешки» - «Четвертый лишний» - «Закончи предложение» - «Назови как можно больше признаков» | ||||||||
Художественное –эстетическое развитие | - Раскрашивание картинок - Игры – хороводы: «Весёлый огород», «Капуста», «Огородник и воробей», «Огородник» - Пластический этюд «Цветок растет» | ||||||||
Физическое развитие | - П/игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее», «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты». - Физ.минутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи в саду сажаем» | ||||||||
Здоровье | Игры на координацию речи с движением:
Комплекс общеразвивающих упражнений «Огородники» Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика «Тыква», «Лопата», «Кабачок», «Ровная грядка», | ||||||||
4 | Презен-тация проекта | Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными знаниями, обобщение материалов проекта | Оформление клумбы и грядки на участке Презентация проекта на пед. совете КОУ «АШДС № 301». | 24.05 | Воспита-тели |
Беседа «Что такое огород и что на нём растёт».
Цель: Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах; закрепить у детей знания об огороде; развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов. Формировать навыки самостоятельного проведения классификации; развивать память, мышление, воображение, речь; воспитывать любовь к огороду.
Оборудование и материалы: загадки с картинками, муляжи овощей, фруктов и ягод в мешочке; ватман и вырезанные картинки овощей.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами поговорим об огороде и о том, что на нем растет. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы отгадывать.
- И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом … - картошка – Лето целое старалась- Одевалась, одевалась … А как осень подошла, Нам одежки отдала. Сотню одежонок Сложили мы в бочонок. - капуста – Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице. - морковь – Над землей трава, Под землей бордовая голова. - свекла – Растут на грядке Зеленые ветки, А на них Красные детки. - помидоры – Красная мышка С белым хвостом В норке сидит Под зеленым листом. - редиска – | Хоть чернил он не видал, Фиолетовым вдруг стал, И лоснится от похвал Очень важный… - баклажан - Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. - лук – Свежий и солёный Он всегда зеленый. - огурец Маленький, горький, Лучку браток. - чеснок Растут на грядке Зеленые ветки, А на них Красные детки. - помидоры - Только фея может этот Овощ превратить в карету. - тыква- |
Молодцы ребята! Вы отгадали овощи, которые растут в огороде.
Я вам подготовила сюрпризы – каждый себе выберет понравившийся мешочек, а что в нём лежит, вы определите на ощупь. (Дети берут по мешочку и, ощупывая овощи, фрукты, ягоды, называют их, показывают, рассказывают какие они и выкладывают в ряд на столе.
Например: “Это овощ – помидор, он круглый, гладкий, красный, сочный, вкусный, полезный”)
– Что вы разложили на столе?
– Где они растут?
– Сколько всего предметов здесь лежит?
– Сколько овощей?
– Сколько фруктов?
– Сколько ягод?
– Что лежит посередине?
– Что лежит первым?
– Что лежит между капустой и перцем?
Молодцы! А сейчас мы поиграем с вами игру она называется “Четвёртый лишний”
– Я буду называть ряд слов, а вы – выделять лишнее слово и объяснять, почему, по вашему мнению, оно лишнее:
яблоко, груша, помидор, персик;
яблоко, помидор, картофель, огурец;
огурец, капуста, арбуз, помидор;
клубника, малина, арбуз, капуста.
Молодцы!
А теперь поговорим подробнее об огороде. Ребята, а вы знаете, когда сажают огород? (ответы детей)
А почему именно в это время года надо сажать? Ребята чтобы посадить огород, что сначала мы делаем? (ответы детей).
А сейчас подойдите ко мне и на чёрном листе ватмана, это будет наш условный огород, вы вырезанные овощи распределите на грядках, которые выделены белым контуром. На каждой грядке должны находится овощи определённой культуры.
Игра на переключение внимания.
– Давайте узнаем, насколько вы внимательны: если я назову
фрукты – поднимаете руки вверх, становитесь на носочки;
овощи – приседаете, руками упираетесь об пол;
ягоды – наклоняетесь, имитируя сбор ягод.
Ребята, вы молодцы! Отгадывали загадки, отвечали на вопросы, выполнили все задания. И теперь вы точно знаете, что растёт в огороде. А овощи из огорода мы будем каждый день видеть на столах нашего детского сада во время обеда.
Этическая беседа «Без труда не будет и плода»
Цель: формировать у детей желание трудиться, понимать значение труда.
В процессе беседы педагог помогает детям понять смысл пословицы «Без труда не будет и плода» (только труд помогает добиться желаемого).
Воспитатель читает украинскую сказку «Колосок».
...
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
– Круть, Верть, – позвал петушок, – глядите, что я нашел!
Прибежали мышата и говорят:
– Нужно его обмолотить.
– А кто будет молотить? – спросил петушок.
– Только не я! – закричал один.
– Только не я! – закричал другой.
– Ладно, – сказал петушок, – я обмолочу.
И принялся за работу.
А мышата стали играть в лапту.
Кончил петушок молотить и крикнул:
– Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!
Прибежали мышата и запищали в один голос:
– Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
– А кто понесет? – спросил петушок.
– Только не я! – закричал Круть.
– Только не я! – закричал Верть.
– Ладно, – сказал петушок, – я снесу зерно на мельницу. Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовет мышат:
– Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес.
Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
– Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
– Кто будет месить? – спросил петушок. А мышата опять за свое:
– Только не я! – запищал Круть.
– Только не я! – запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
– Видно, мне придется.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в нее пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
– Ох, и проголодался я! – пищит Круть.
– Ох, и есть хочется! – пищит Верть.
И за стол сели. А петушок им говорит:
– Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашел колосок?
– Ты нашел! – громко закричали мышата.
– А кто колосок обмолотил? – снова спросил петушок.
– Ты обмолотил! – потише сказали оба.
– А кто зерно на мельницу носил?
– Тоже ты, – совсем тихо ответили Круть и Верть.
– А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пек?
– Все ты. Все ты, – чуть слышно пропищали мышата.
– А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.
– Понравились ли вам мышата Круть и Верть?
– Похожи ли они на петушка Голосистое горлышко?
– Что сделал петушок, чтобы испечь пироги? (Обмолотил колосок, намолол муку, замесил тесто.)
– Что отвечали мышата, когда петушок предлагал им обмолотить колосок, намолоть муку, замесить тесто? (Только не я.)
– Как вели себя мышата, когда петушок поставил пироги на стол?
– Что сказал петушок, когда увидел мышат, севших за стол, чтобы отведать пирога?
– Прав ли был петушок? Почему?
– Что почувствовали мышата, когда петушок спросил их о том, что они сделали, чтобы испечь пироги? (Стыд.)
– Как можно назвать мышат? (Лодыри, лентяи, бездельники.)
– Как можно назвать петушка, который честно работал? (Трудолюбивый, работящий.)
– Какие пословицы можно отнести к мышатам, а какие – к петушку: «Кто не работает, тот не ест», «Без труда не будет и плода», «Труд человека кормит, а лень портит».
Воспитатель предлагает детям сделать инсценировки по следующим народным побасёнкам:
...
– Тит, иди молотить!
– Брюхо болит!
– Тит, иди щи хлебать!
– А где моя большая ложка?
– Ты что делаешь?
– Ничего.
– А что он делает?
– Да вот, мне помогать пришел.
– Как можно назвать Тита и того, кто ничего не делает? (Лентяй, лодырь, бездельник.)
Опыт (наблюдение)
«С водой и без воды»
Цель: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития
растений (вода, свет, тепло)
Материал: Два одинаковых растения ,вода.
Ход: Педагог предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Наблюдать за состоянием растений в течении пяти дней.
Через 5 дней, у цветка который поливали листья и стебли упругие, а у растения без воды: листья и стебель потеряли упругость, пожелтел.
Вывод: растение без воды жить не может.
Опыт (наблюдение)
«На свету и в темноте»
Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Материал: черенок комнатного растения в горшочке, колпак из картона.
Ход: Педагог предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Через семь дней убрать колпак.
Через семь дней, листья у растения побелели.
Вывод: растение без света жить не может.
Опыт (наблюдение)
«Может ли растение дышать?»
Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.
Материал : Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин.
Ход: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями.
Через семь дней листок пожелтел.
Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании.
Опыт (наблюдение)
«Что потом?».
Цель: Систематизировать знания о циклах развития всех растений.
Материалы: Семена уличных цветов (бархатцы, предметы ухода за растениями.
Ход: Педагог предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. В месяца выращивают растение, фиксируя все изменения по мере их развития. Сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.
Итог: Семена – росток – взрослое растение – цветок.
Загадки о овощах, фруктах и цветах.
Задачи:
— активизировать знания об основных особенностях внешнего вида и произрастания овощей, фруктов и цветов;
— развивать умение логически мыслить, выделять признаки, по которым можно определить отгадку, делать умозаключения;
— развивать речь.
И зелен, и густ, Я — красная девица, Я кругла и крепка, Все о ней боксеры знают, Он тяжелый, он пузатый, Как надела сто рубах, Говорят, я горький, Как на нашей грядке Вот так чудо в новом роде: Цветок — медовый, Не корень, а в земле, Весной повисло – Кругло и гладко, У мамы дочки Три сестры похожи, На белом пальчике – Обезьяна утром рано Желтый, круглый, ты откуда? На сучках висят плоды, | Круглое, румяное, Есть в саду зелёном чудо: Летом — в огороде, Заставит плакать всех вокруг, Голова на ножке, В белой шапке стоит дед, Если дунешь, шапки нет! (Одуванчик.) Если я отправлюсь в путь, Он посмотрит на меня И шепнет мне: «Не забудь Про родимые края!» Голубой цветочек хрупкий, Он зовется... (незабудкой). Вдоль дороги у межи В золотистой спелой ржи, Словно синий глазок, Смотрит в небо... (василек), Я травянистое растение С цветком сиреневого цвета. Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету. (Ирис.) Пахучая и нежная, Она, как королева. Хоть телом и колючая, Но средь цветов все ж первая. (Роза.) Цветем одно мы лето И украшаем сад. На бархат мы похожи, Нам каждый будет рад. (Бархатцы.) Все глазками увидеть можем, На глазки девочки похожи. Какой расцветки только нет! Анюте шлем мы свой привет. (Анютины глазки, виола.) Знакома с детства каждому Их белая рубашка. С середкой ярко-желтой Что за цветок? (Ромашка.) Все знакомы с нами: Яркие, как пламя, Мы однофамильцы С мелкими гвоздями. Полюбуйтесь дикими Алыми... (гвоздиками). Зеленый плот По реке плывет, На плоту красавица Солнцу улыбается. (Кувшинка.) Четыре ярко-красных Блестящих лепестка И зернышки в коробочке У этого цветка. Коробочка засохнет И лопнет на заре, А зернышки рассыплются По утренней траве. (Мак.) Словно шарик золотой, У меня головка. На высоком тонком стебле Держится так ловко. (Золотой шар.) Зовут нас, словно девочку, Мы цветики-малышки. Бордюры из малышек В саду совсем не лишние. (Магаритки.) |
Лепка «Зеленый лучок – мой дружок».
Задачи: Учить детей создавать ассоциативные образы природных объектов. Закрепить умение лепить цилиндры (столбики) и заострять один конец пальчиками. Продолжать учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей разной формы. Продолжать учить детей пользоваться стекой. Вызвать интерес к моделированию к моделированию лука разной формы, толщины. Развивать чувство формы, мелкую моторику.
Предварительная работа: Наблюдение за луком, рассматривание картинок с изображением лука. Освоение техники лепки (создание формы цилиндра и шара).
Материалы, инструменты, оборудование: картинка лука, пластилин желтого, зеленого цвета, стеки, салфетки бумажные и матерчатые, клеенки.
Содержание занятия.
Воспитатель загадывает детям загадку
Сарафан не сарафан
Платьице не платьице,
А как станешь раздевать
Досыта наплачешься.
Воспитатель показывает детям картинку с изображение лука. Затем определить вместе с детьми основные характеристики части лука (сам лук, стрелки лука).
Говорит: «Вот такой лучок растет у нас в огороде!» Поясняет и показывает, что у лука основание круглое, а потом от него идут стрелочки (зеленый лучок). Предлагает слепить сначала круглое основание, а затем стрелочки.
Демонстрирует способ лепки луковицы.
-Отщипываем (или отрываем, отрезаем стекой) кусочек желтого пластилина и раскатываем, формируя шар, это и есть луковица. Затем отщипываем еще один кусочек от зеленого пластилина, раскатываем как колбаску (прямыми движениями ладошек), потом сжимаем один кончик, чтобы он стал остренький. Воспитатель уточняет положение рук и характер движения ладоней. Следить, чтобы в процессе лепки дети плотно прижимали одну часть предмета к другой.
В конце занятия педагог читает детям стихотворение:
Луковица золотая
Круглая, литая.
Есть у ней один секрет-
Нас она спасёт в обед:
Может вылечить недуг
Вкусный и душистый лук!
Дидактические игры
«Чудесный мешочек»
Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь
Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:
Я-чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.
После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».
«Доскажи словечко»
Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.
Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.
- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).
- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).
- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).
- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
«Назови ласково»
Цель. Расширять и обогащать словарный запас. Упражнять в образовании имен существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Материал. Мяч.
Ход игры: Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково».
Например: Цветы – цветочки.
Слова: цветок, стебель, стебли, лист, листья, букет, букеты.
«Один — много»
Цель: Учить детей образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: мяч.
Ход. Педагог называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Тыква-тыквы, кабачок-кабачки».
«Четвертый лишний»
Задачи:
— формировать умение классифицировать цветы по месту их произрастания (луговые, полевые, лесные, садовые, водные), по срокам цветения (весна, лето, осень);
— называть лишний цветок в ряду, остальные обозначать обобщающим словом, объяснять группировку;
— развивать логическое мышление, речь;
— усидчивость, целенаправленность.
Оборудование: карточки с изображением пяти цветов, четыре из которых можно объединить, а пятый лишний.
Воспитатель вспоминает с детьми, какие цветы растут и цветут летом в саду, поле, лесу, на лугу, полянах, в водоеме. Рассматривает картинки с изображением разных экосистем в летнее время. Предлагает детям карточки с четырьмя цветками, три из которых можно отнести к определенному виду (луговым, полевым, лесным, садовым или водным), а четвертый — лишний. Дети должны назвать все цветы, найти лишний, объяснить почему, а остальные назвать одним обобщающим словом. Карточки подбираются в соответствии с возрастом детей и изученным материалом.
«Закончи предложение»
Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.
Материал. Мяч.
Ход игры
Огурец овальный, а тыква…
Лук горький, а морковь…
Огурец зеленый, а свекла…
Редиска мелкая, а редька…
Кабачок большой, а тыква…
Помидор кислый, а чеснок…
Морковь в земле, а помидор…
Помидор круглый, а морковь…
«Назови как можно больше признаков»
Цель: согласование существительных с прилагательными
Ход игры
Морковь (какая?) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая
помидор (какой?) — красный, сочный, аппетитный, круглый
Огурец (какой?) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный
Конспект занятия по рисованию «Цветочный бал»
Задачи:
- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства и красоту окружающей природы;
- Воспитывать навыки коллективной творческой деятельности;
- Знакомить детей с различными средствами создания художественного образа;
- Учить детей использовать цвет как изобразительное средство и различать оттенки настроения в живописи;
- Учить дошкольников использовать ритм и композицию как средство выразительности в изображении «танцующих» цветов на плоскости;
Материалы: репродукции натюрмортов; цветные фотографии различных цветов или открытки с их изображением; вазы с букетами, составленными из садовых и полевых цветов.
Предварительная работа: наблюдение и уход за живыми цветами (комнатными или на клумбе); чтение К. Паустовского «Знакомство с цветочными часами»; чтение стихотворений о цветах; знакомство с образцами русских народных промыслов, в орнаменте которых используются цветочные мотивы; слушание музыки П. Чайковского: «Подснежник», «Фея сирени», «Вальс цветов»; рассматривание фотографий, открыток с изображением садовых и полевых цветов, репродукций натюрмортов.
Ход занятия:
Групповая комната оформлена в виде клумбы с цветами. На мольберте расположены фотографии цветов и репродукции натюрмортов. Под звучание музыкального произведения П. Чайковского «Фея сирени» входит Фея Цветов и читает отрывок из стихотворения И. Сурикова
Фея Цветов:
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На нем разбросаны букеты.
Росинки светлые на них
Сверкают ярко, точно блестки.
Целуют пчелы их и пьют
Благоухающие слезки…
Фея Цветов: Добрый день, дети! Меня зовут Фея Цветов, мы с вами уже встречались – я приходила к вам на музыкальное занятие. Кто знает, как называется музыка, под которую я вошла?
Фея Цветов: Посмотрите, как много вокруг разных цветов! А вы знаете названия этих цветов?
Фея Цветов: Давайте сыграем в игру. Я буду загадывать загадки, а вы изображать под музыку этот цветок и находить его на нашей «клумбе».
Под звучание мелодии «Вальса цветов» П. И. Чайковского дети должны изобразить загаданный цветок и сесть на «клумбу» рядом с этим цветком. Фея Цветов загадывает загадки:
- Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек)
- Стоит в саду кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)
- Белые горошки.
На зелёной ножке. (Ландыш)
- Я шариком пушистым белею в поле чистом,
А дунул ветерок – остался стебелек. (Одуванчик)
- В огороде, на дорожке, под моим окошком,
Расцвело сегодня солнце на высокой ножке (Подсолнух)
Фея Цветов: Молодцы! Вы угадали все цветы. А какая музыка вам помогала? Правильно, эта музыка называется «Вальс цветов». Попробуйте описать словами ваши чувства от музыки. Что вам представляется под эту мелодию?
Фея Цветов: Давайте все вместе создадим большую картину, на которой будет сказочная клумба с танцующими цветами, и назовем ее «Цветочный бал». Сейчас каждый из вас нарисует свой самый любимый цветок. А когда цветы высохнут, мы вырежем их и наклеим на нашу «клумбу».
Фея Цветов: Итак, теперь вы можете рисовать цветы для нашей картины. А помогать и подсказывать вам будет нежная музыка «Вальс цветов».
Дети рисуют цветы акварельными красками под фонограмму произведения П. Чайковского «Вальс цветов».
Фея Цветов: Пока рисунки сохнут, я хочу с вами поиграть в игру «Собери букет». Я буду цветочником, а вы цветами. Я раздам вам карточки с изображением цветов. После слов «Ромашка, роза, василек – раз, два, три – букет собери» (называются любые названия цветов), игроки получившие эти карточки должны выйти в центр в «вазу». Игра проводится два-три раза. За это время рисунки высыхают.
Фея Цветов: Вот и высохли наши рисунки, и нам осталось только вырезать и наклеить цветы на «клумбу».
Коллективная работа, дети изготовляют панно.
Фея Цветов: Как красиво получилось! Видно, что цветы танцуют? Да, они кружатся, и настроение у них замечательное – легкое, радостное. Мы дружно потрудились и отлично справились с этой работой!
Беседа: "Всегда ли овощи полезны?"
Задачи:
- Обобщение и закрепление знания детей о пользе овощей для нашего организма.
- Формирование представления детей о нитратах, в какой части растений они концентрируются.
- Закрепление умения отгадывать загадки. Формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Пособия: карточки с изображением овощей, муляжи овощей и фруктов, овощи натуральные, плакат с изображением овощей, таблица о содержании нитратов в определенных частях овощей.
Предварительная работа: занятия по темам «Овощи. Витамины», отгадывание и составление загадок, беседы о пользе овощей и фруктов, о лечении и профилактике простудных заболеваний растениями.
Ход занятия:
Орг.момент
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Предлагаю вам поздороваться с ними песенкой.
Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх.
Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка.
Здравствуйте, ножки! - Пружинка.
Топ-топ-топ! - Топают ногами.
Здравствуйте, щёчки! - Гладят ладонями щёчки.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Пухленькие щёчки! - Круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуйте, губки! - Качают головой вправо-влево.
Чмок-чмок-чмок! - 3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки! - Качают головой вправо-влево.
Щёлк-щёлк-щёлк! - 3 раза щёлкают зубками.
Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.
Бип-бип-бип! - Нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, гости! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Здравствуйте! - Машут руками над головой.
Основная часть:
В: Присаживайтесь на стульчики. Посмотрите, пожалуйста, на стол, что вы видите на нём?
Д: Овощи и фрукты. Нескольким детям воспитатель предлагает разложить потом фрукты и овощи на две кучки. Остальные ребята проверяют правильность задания. Затем другие дети делят овощи на те, у которых съедобны корнеплоды и те, что растут на поверхности земли.
В: Сегодня мы поговорим с вами об овощах. Обращает внимание на плакат. Есть ли от них польза нашему организму и какая?
Д: Они полезны для роста, там много витаминов. Они полезны для зубов. Их едят, чтобы не болеть…(другие варианты)
В: Правильно, мы с вами много говорили, читали о пользе витаминов в овощах и фруктах для нашего организма.
В: Ребята, как нашему организму полезны витамины, содержащиеся в овощах, так и им для роста требуется питание, витамины. А вы знаете, чем подкармливают растения и как это делают?
Д: Навозом, золой, удобрениями - поливают, посыпают, кладут в землю.
В: Да, все это необходимо для роста растений. Но иногда человек кладет в землю слишком много этой подкормки и удобрений. Ребята. Вспомните, иногда мама пересаливает еду, что тогда происходит? Меняется ли вкус блюда?
Д: Оно становится невкусным, горьким, не хочется кушать…
В: Вот и с овощами так же. Лишние удобрения откладываются в растениях, которые делают овощи для нас неполезными. Называются такие отложения нитратами. Мы их не видим, но они коварны, как микробы. Вы знаете, что такое микробы?
Д: Они бывают на грязных овощах и фруктах, на руках, от них может заболеть живот…
В: А что нужно делать, чтобы микробы не попали в наш организм?
Д: Мыть руки перед едой, мыть овощи и фрукты, не поднимать еду с земли…
В: Всё правильно, молодцы. Сейчас я вам расскажу, что нужно сделать, чтобы нитраты не попадали к нам в организм. Он выбирает определённые части растений, а какие, я вам сейчас расскажу. Сначала отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком растении пойдет речь. (Загадывает загадки о капусте).
Лоскуток на лоскутке - зелёные заплатки,
Целый день на животе нежится на грядке.
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка
Д: Это капуста.
В. предлагает вспомнить детям пословицы, поговорки, загадки о капусте Капуста нас не только кормит, но и лечит. Вы знаете, как может лечить капуста?
Д: Прикладывать при кашле на грудь, от головной боли на виски.
В: Правильно, капуста хороша для компрессов. Как же правильно употребить капусту в пищу? Как вы думаете, где в капусте больше всего нитратов? Возможно, дети не ответят. В: В зеленых листьях и в кочерыжке. Их надо убирать, не использовать в пищу. Воспитатель удаляет с капусты зелёные листья и убирает кочерыжку. Ребята, предлагаю вам немного поиграть пальчиками. Скажите, пожалуйста, какие блюда можно готовить из капусты?
Д: Суп, щи, борщ, салат, потушить, посолить…
В: Предлагаю посолить капусту.
(физминутка)
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трём, трём,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмём, жмём. (выполняют движения по тексту)
В: Следующая загадка:
Как на грядке под листок
Закатился чурбачок - Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке жёлтый и соленый.
Д: Это огурец. Вспоминают другие загадки про огурец.
В: А как вы думаете, в огурце бывают нитраты? Дети: Нет. Да.
В: Огурец - очень вкусный овощ, но в нем тоже могут быть нитраты, причем больше всего их обычно содержится в кожуре. Поэтому лучше всего перед едой огурец очистить. В снимает кожуру ножом.
В: Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!"
И зелен и густ на грядке вырос куст.
Подкопай немножко – под кустом…
Д.: Картошка!
В: У картофеля нитраты в основном содержатся в кожуре, потому мы её и счищаем. Показывает как.
В: Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар сладок,
На вид- похож на мяч.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар?
Д: Арбуз!
В: А как вы думаете, где в арбузе больше всего содержится нитратов? Мы увидеть этого не можем, но больше всего нитратов содержится в мякоти около корочки этих ягод. Поэтому никогда не доедайте арбуз и дыню до самой корочки.
В: Мы все с вами любим зелень, что растёт в огороде. Назовите ту, которую вы знаете, и какую пользу она приносит?
Д: Петрушка, зелёный лук, кинза…В них витамины, они придают вкус салату…
В: Но она тоже может содержать нитраты в своих листьях. Для того чтобы обезвредить эти растения, их надо поставить в банку с водой на солнце. А солнечные лучи помогут нам избавиться от нитратов.
В: Следующие загадки:
Скинули с Егорушки
Золотые перышки,
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка.
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льешь
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
Д: Лук. Находят лук
В: Кто-нибудь знает поговорку про лук?
Д: Лук от семи болезней лечит.
В: Как можно лечиться луком?
Д: Нарезать и положить на тарелочки.
В: Правильно, это называется ионизация воздуха. А ещё?
Д: Закапать в нос при насморке сок лука. (др варианты)
В: Свежий сок лука употребляется при ангинах по одной чайной ложке 3-4 раза в день. А сок с медом хорош при лечении кашля.
В: Нитратов больше всего у лука в том месте, где находятся у него корешки. Поэтому их необходимо всегда отрезать (показывает как).
В: А что ещё мы делаем, чтобы не заболеть? Д: Делать гимнастику, много гулять, делать прививки, есть овощи и фрукты…
В: Давайте сделаем сейчас дыхательные упражнения для профилактики простудных заболеваний Мы будем вдыхать через нос, а выдыхать нужно через рот. Причем при выдохе через рот, живот нужно втягивать.
Упражнение N1 - «Надуваем шарик» «Надуваем шарик» - делаем глубокий вдох и разводим ручки в стороны. Воспитатель произносит фразу: «Шарик лопнул». Затем медленно соединяем ладони на уровне груди и делаем громкий выдох: «ш-ш-ш». Повторять упражнение 5 раз.
Упражнение N2 -«Обдуваем плечи» Руки опущены, ноги на ширине плеч. Поворачиваем голову налево и, сложив губы трубочкой, дуем на плечо. Голова прямо - делаем вдох, теперь точно так же направо – выдох. Голову опускаем к подбородку – выдох, голова прямо – вдох. Голову – вверх, губы в трубочку – выдох, голова прямо – вдох. Повторить упражнение 5-10 раз.
Заключительная часть:
В: О чём мы сегодня говорили на занятии?
Что нового вы узнали?
Что такое нитраты?
Где они скапливаются?
Как сделать так, чтобы они не попали к нам в организм и овощи приносили бы нам только пользу?
Как нам может помочь то, что вы узнали на занятии? Дети отвечают с помощью воспитателя.
Пальчиковая гимнастика
Цветы
Наши алые цветки распускают лепестки.
(раскрываются пальчики, кисти рук поворачиваются вправо- влево)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(потихоньку пошевелить пальчиками)
Наши алые цветки, закрывают лепестки,
(сомкнуть пальцы вместе в бутон)
Тихо засыпают, головками качают.
(кисти рук опустить вниз, круговые движения кистями рук).
«Хозяйка однажды с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.
Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.
Картошку, капусту, морковку, горох Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок
. Вот овощи спор завели на столе – Попеременно ударяют кулачками.
Кто лучше, вкусней И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.
Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.
Ножик взяла. И ножиком этим
Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.
Картошку, капусту Морковку, горох, Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.
В душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке.
Морковка, горох, Петрушка и свекла. Ох! Хлопок.
И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп
Пластический этюд «Цветок растет»
Задачи:
— активизировать знания о названии и особенностях внешнего вида цветов, в которые бы они хотели превратиться;
— развивать умение представлять в воображении цветок и выразительно изображать его с помощью пантомимики, эмоционально окрашивая свои действия;
— изображать пластикой последовательность развития цветка из семени;
— формировать интерес к живой природе.
Оборудование: костюм феи, лейка, конфетти, музыкальное сопровождение.
Фея предлагает детям отправиться на поляну волшебных цветов. Говорит о том, что может превратить детей в цветы. Предлагает выбрать цветок, в который каждый ребенок хотел бы превратиться, назвать его и кратко описать. Фея «поливает» детей «волшебной водой» из леечки (можно использовать конфетти) и произносит слова:
Ты, волшебная водица,
Лейся на головки.
Превращай скорее деток
В разные цветочки.
Под музыку и словесное сопровождение воспитателя дети изображают сначала посаженное семечко или луковичку, клубень, потом маленький росток, потом растение с закрытым бутоном, затем распустившийся цветок, который радуется солнышку, склоняется под ветром, умывается утренней росой, открывается и закрывается утром и вечером.
Работа с родителями
"Я давно весну ждала
У меня свои дела:
Мне участок в огороде
Нынче мама отвела."
Дошкольнику вполне можно выделить на общем огороде грядку, на которой он будет выращивать разные овощи. Перед началом работы прочтите ребенку стихотворение В.Ф.Глущенко "Грядка", где точно сказано, как ее возделать:
Я давно весну ждала,
У меня свои дела:
Мне участок в огороде
Нынче мама отвела.
Я возьму свою лопатку,
Я пойду вскопаю грядку.
Мягкой грядка быть должна
- Это любят семена.
Я на грядке терпеливо
Все комочки разобью,
Рыхлой, крепкой и красивой
Грядку сделаю свою.
Посажу на ней редиску
И морковку, а с боков
Будут кустики бобов.
Пусть на своем маленьком огороде ребенок посадит лук, чеснок, салат, укроп, петрушку, редиску, горох, морковку, картошку (и хорошо бы!),огурцы или кабачки. То есть всего понемногу.
Это поможет ребенку увидеть, как по-разному растут овощи: одни быстро, другие значительно дольше; одни сажают луковицей или клубнем, другие - семенами; у одних съедобны листья, зелень, у других - надо долго ждать плодов. И появляются-то плоды тоже неодинаково: одни в земле (корнеплоды), другие - над землей. Так же, как и взрослые, ребенок должен поливать свой огород, пропалывать и подкармливать растения.
Ему надо объяснить, что
∙ всем растениям требуются специальные условия - ведь они живые
∙ за огородными растениями необходим особенно тщательный уход, чтобы они росли быстро и давали вкусные и сочные плоды.
Вот поэтому их надо поливать, когда нет дождя, рыхлить землю на грядке, чтобы вода и воздух легко проходили в почву.
Когда наступит время прополки, взрослый должен объяснить, что на грядке вместе с посаженными растениями растут разные травы, которые не сажали. Это -сорняки, они пьют воду из земли и мешают расти овощам. Их надо удалить.
Первую прополку делает взрослый, а ребенок смотрит, т.к. маленькие всходы овощей ему трудно отличить от сорняков. В один из моментов работы дошкольника на огороде ему можно прочитать шуточное стихотворение Э.Островской "Картошка": Посадили мы картошку:
Мама - в поле,
Я - в саду.
Мама - много,
я -немножко.
Я всего одну гряду.
Я весь день
Тружусь над ней.
Я минуты неподвижно
У картошки не сижу.
То подальше,
То поближе
Я ее пересажу.
Чтоб моя росла скорее,
- Будет чудо-огород,
- говорит сосед Сережка,
- Если вырастет картошка,
Несмотря на твой уход.
После чтения спросить, почему мальчик Сережа сомневается в том, что картошка вырастет, правильно ли девочка ухаживает за своим огородом.
Дошкольника важно научить не только работать на своем огороде, но и наблюдать за растениями.
Ведь на глазах у ребенка в ряде случаев проходит их полный жизненный цикл - от семени до семени (например, горох, огурец, кабачок; до семян можно довести редиску, укроп).
В наблюдениях важны два момента:
∙ научиться по ботве ("вершкам") различать овощи и замечать изменения в развитии растений: вот появились первые (неосновные) листочки, затем - основные, их становится все больше
∙ наконец наступает цветение, вслед за которым появляются долгожданные плоды
∙ у корнеплодов урожай собирают до цветения, поэтому на грядке стоит оставить 1- 2 растения редиски (как самое быстрорастущее из корнеплодов), чтобы ребенок мог проследить образование семян.
Наблюдениям за ростом могут помочь две вещи :
♣ трафаретки на грядке
♣ зарисовки в календаре
Когда семена уже в земле, ребенку трудно помнить, где и что он посеял, поэтому целесообразно заранее вместе с ним изготовить трафаретки, чтобы во время посадки их сразу же втыкать в землю. Трафаретка - это рисунок овоща на квадратике фанеры, пластмассы или картона. Каждый квадратик прикреплен к палке, которая вставляется в землю. Рисунок можно выполнить масляными красками, но, если - водяными, то трафарет следует покрыть лаком. Картонные трафареты надо обклеить целлофаном. Иначе первый же дождь или полив из лейки их испортит. На трафарете следует изобразить не только плод, но и его молодую ботву. Расположение плода у каждого растения (над землей или под землей) должно соответствовать действительности. Такой трафарет поможет ребенку во время наблюдений, особенно на первых порах. По цветному изображению плода ребенок (когда грядка еще пустая) будет четко знать, где и что у него посажено. Далее, когда появится зелень (основные листья), рисунок ботвы на трафарете поможет ему узнать, какой овощ растет. Рисунки помогут сравнить растения между собой, выявить различия и сходство. И, наконец, по мере роста растений трафаретка подскажет ребенку, где появится плод - под землей или над ней.
Если дошкольнику интересно работать на огороде и наблюдать за ростом овощных культур, ему можно предложить делать зарисовки какого-нибудь одного растения. Лучше всего для этой цели подходят быстрорастущие лук, чеснок, редис, салат. В этом случае один раз в неделю растение следует зарисовать с натуры. На каждой страничке календаря может быть представлена вся неделя (в виде квадратиков - дней). Особенно полноценным календарь станет в том случае, если одновременно будут вестись наблюдения за погодой, т.к. именно она создает необходимые условия для роста растений. Внешние условия дополняются трудом людей на огороде (например, поливают тогда, когда нет дождя). Все это значками-картинками можно обозначить в календаре. Тогда на каждой странице будет представлена полная картина: как вырос овощ, какая была погода, что делалось на огороде и сколько прошло времени. Наблюдая и зарисовывая таким образом предметы с натуры в течение месяца (4 недели) или полутора месяцев (6 недель), ребенок получит развернутый во времени календарь, в котором будут последовательно представлены этапы роста и развития растения. Ведение календаря трудно осуществить ребенку самостоятельно, это можно сделать вместе со взрослым, который научит отмечать значками погоду, поможет сделать точные зарисовки растения. Кропотливая работа ребенка и взрослого будет вознаграждена - после сбора урожая, когда грядка опустеет, а овощи будут съедены, останется календарь наблюдений. Его можно рассмотреть, по нему легко вспомнить летнюю "страду" на огороде - это память о лете. Ведение календаря приучит ребенка к точности наблюдений, систематизации впечатлений. Календарь помогает осмыслить весь процесс развития растения (как растет, почему оно растет) и ответить на вопрос, зачем надо трудиться. Наблюдение с зарисовками в календаре хорошо провести с ребенком 6-7 лет непосредственно перед школой. Это занятие является хорошей подготовкой старшего дошкольника к систематическому обучению.
Наблюдения за огородными растениями можно сделать занимательными, если их сочетать с загадками, стихами.
Например, рассматривая морковь или прореживая ее, почему бы ребенку не загадать загадку: красна девица сидит в темнице, а коса на улице.
К месту будет и чтение веселого стихотворения И.Белякова "Морковь".
До морковки долетела весть,
Что ее зайчишка
Хочет съесть.
Брось, косой,
Не думай, Бесполезно!..
Морковь поглубже
В чернозем залезла.
А чтоб не видно было
Головы,
Раскинула палатку
Из ботвы.
Хорошо известны загадки про такие огородные растения, как лук и огурец. Их тоже можно загадывать ребенку, когда он трудится на грядке. Красивое и интересное растение - кабачок: у него крупные листья, ярко-желтые цветы и громадный плод. Если он посажен, то ребенку непременно надо прочитать стихотворение того же автора "Кабачок".
Подставив солнышку
Бочок,
Лежит на грядке
Кабачок.
Листок в сторонку
Отодвинув,
Он солнцу говорит:
"Погрей, Погрей,
Мне спину.
Я подрасти хочу скорей..."
Вмиг солнце
Принялось за дело
И спинку кабачку
Погрело.
А кабачок хотел потом
Улечься кверху
Животом.
Он пыхтел...
Он надувался, пожалуйста,
Но повернуться
Не сумел.
Самостоятельно выращивая овощи на огороде и собирая их урожай ребенок интересуется и наблюдает, куда и как их используют: что идет в салат, а что - в суп; что можно есть в сыром виде, а что - обязательно варить; какие овощи следует заготовить впрок. Повседневные разговоры с дошкольником на эту тему сделают его представление глубже, наблюдательность тоньше, помогут осмыслить значение труда взрослых людей.
Консультация для родителей
"Доступные виды работ в цветнике, ягоднике, огороде для детей дошкольного возраста"
ОБРАБОТКА ПОЧВЫ Первую весеннюю обработку почвы делают взрослые. Ее делают как можно раньше. Дети перекапывают вторично. Перекопка доступна детям только старшего дошкольного возраста. К перекопке нужно привлекать не всех детей, а подгруппами. Воспитатель подробно объявляет, как нужно правильно пользоваться лопатой, как переворачивать землю. При перекопке дети могут отвлекаться, т.к. это - кратковременный отдых. После, перекопки дети принимают участие в разбивке грядок, разравниванию грядок граблями.
ПОСЕВ СЕМЯН Сеять семена могут дети во всех группах. Нужно вначале как следует полить грядки, сеять только в сырую почву. Надо эмоционально рассказать, что в таком маленьком семечке заложена жизнь, что при наличии тепла, влаги из семечка проклюнется росток. Необходимо в группе рассмотреть проросшие семена, росточки. Детям надо сказать, что будут они сажать.
ВЫСАДКА РАССАДЫ И ПЕРЕСАДКА РАСТЕНИЙ Самостоятельно высаживать рассаду капусты, помидор могут только дети подготовительной группы.
РЫХЛЕНИЕ Это могут делать и дети старшей группы. Воспитатель обращает внимание детей на образовавшуюся корку. Объясняет, почему это происходит. С помощью заостренной палочки показывает, как рыхлить почву. Воспитатель предлагает 2-3 детям показать, как они рыхлят. Воспитатель расставляет детей, распределяет участки и дети работают. Частота рыхления зависит от почвы и погоды. Почву нужно рыхлить в ягоднике и цветнике. Во время рыхления дети наблюдают за растениями. Ничего не должно пройти незамеченным. Воспитатель исправляет ошибочные представления детей о некоторых явлениях: о пользе червей, почему в земле гусеницы и т.д.
ПРОПОЛКА Проводится главным образом с детьми старшей и подготовительной групп. Дети старшей группы привлекаются к прополке во второй половине лета, когда растения окрепнут. В старшей группе первое знакомство с сорняками производится на занятии. Воспитатель обращает внимание детей, что всходы не одинаковы. Предлагает сравнить их по форме листьев, цвету, растут не рядками, а вразброс. Воспитатель объясняет, что это сорная трава. Она забирает у посаженных растений много света, влаги, солнца, поэтому ее нужно вырывать. Воспитатель учит, как нужно вырывать сорную траву (раскачать у корня и вырвать у корня с корнем). Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно выполняли прополку и не находились в одном положении (предлагает то собрать траву, то унести ее и т.д.). Воспитатель знакомит детей с 2-3 видами сорняков, называет их. Прополка способствует выработке внимания, ответственности за порученное дело, выдержке, умению преодолевать трудности (прополку делать несколько раз, даются отдельные поручения группе детей, дежурным).
ПОЛИВКА Поливкой занимаются все дети. Но необходимо условие (ведра, лейки). Хорошо иметь колодец для поливки (вкопать бочку, загородить ее досками, хорошо подложить решетку для ног, чтобы дети не мочили ноги). Малышам воду подносят взрослые. Эти дети больше увлекаются самим процессом поливки (выливание воды). Надо показать детям, как держать лейку, куда лить воду, с какой высоты. В средней группе воспитатель обращает внимание на растения, что от поливки они хорошо растут. Очень важно научить каждого ребенка правильно держать лейку. В старшей группе первая поливка проводится как занятие. Каждому ребенку дается задание. Воспитатель объясняет, что с одного раза землю не промочить, поэтому полить одно место нужно раза три. В подготовительной группе нужно проводить беседу о значении поливки в жизни растений.
ПОДКОРМКА РАСТЕНИЙ Нужно проводить с детьми только старшего возраста, дети должны знать о значении подкормки. Лучше эту работу проводить подгруппами.
СБОР УРОЖАЯ Сбор урожая - самый радостный период, много удовольствия и радости приносит он детям. Овощи, ягоды должны собирать обязательно дети. Как весело и интересно тут же собирать редиску, вымыть и съесть ее. Поэтому садить ее «нужно столько, чтобы каждому ребенку хватило. Сбор урожая проводят дети всех групп. Малыши могут легко вырвать репу или редиску, надо только показать, как можно собирать овощи. Хорошо бы большую репу разрешить малышам вырвать как в сказке. Сбор урожая можно провести по-разному, в зависимости от того, какой урожай. В сбор урожая входит и сбор цветных семян. Это очень интересное занятие, т.к. семена зреют в различных стручках, коробочках, головках. При этом дети узнают много интересного. Сбор семян проводит только дети старшей и подготовительной групп.
УБОРКА УЧАСТКА Проводится во все времена года. Доступна она всем детям. У малышей участок убирают взрослые. Но дети могут собирать камешки, прутики и уносить их на носилках. Зимой помогают расчищать снежок и перевозить его на саночках. Дети средней группы уже сами могут подметать участок. Особенно интересна уборка во время листопада. Дети старшей и подготовительной групп принимают активное участие в уборке участка во все времена года. Забота о растениях не прекращается и зимой. Дети должны знать, что снег нельзя притаптывать там, где есть растения. Снег должен быть в этих местах рыхлый.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ Дети не все могут увидеть сами, а многое понять неправильно. У них нет опыта знаний, на которые они могут опереться, чтобы разобраться в непонятном. Поэтому воспитатель должен тщательно продумывать как тематику, так и организацию наблюдений. Что знает о жизни природы маленький ребенок, особенно городской. Многие дети не представляют, как растут овощи, ягоды, никогда, например, не видели курицы. Червей называют змеями и т.д. Дети многое видят впервые. Прорастание семян, распускание листьев, цветов, превращение цветка в ягоду, гнездование - все это интересно для них и все это рядом, нужно только это заметить, не пройти мимо. Наблюдения, проводимые с детьми, должны соответствовать возрастным возможностям.
В младшей группе они могут бить очень короткими. Цель их - хорошенько рассмотреть предмет, выделить и назвать его внешние признаки, познакомиться с его свойствами и качеством. Время от времени воспитатель знакомит детей с чем-то новым. В средней группе воспитатель подводит детей к установлению связей в зависимости между явлениями. Организует систематические наблюдения. Дети рассматривают не только цветы, но и готовый раскрыться бутон, чтобы вызвать у детей интерес ожидания, наблюдать за его распусканием.
В старшей группе знания детей расширяются и углубляются в результате систематических наблюдений. К одному растению воспитатель обращается несколько раз, отмечая изменения, связывая их с предыдущими (превращение цветка в ягодку от семечка к семечку). Нужно брать только самое характерное, когда оно появляется ярко и отчетливо (горох, земляника, огурцы - завязь).
Игры на координацию речи с движением:
«Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный, Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют.
Комплекс общеразвивающих упражнений «Огородники»
Цель комплекса – профилактика плоскостопия.
1. И.п. – сидя на лавочке. Катание ногой массажного мячика – «ёжика» по 15 сек. каждой ногой. Вот пузатый кабачок – отлежал себе бочок.
2. И.п. – сидя лавочке. Взять мячик в ручки и бросить его через лавку. (10 раз). Мы арбузы собирали и в машину их кидали.
3. И.п. – сидя на лавочке; между стопами зажат мяч. Сгибание и разгибание ног в коленях (8 раз). Мы помидоры дружно рвали и по ведрам рассыпали.
4. И.п. – сидя лавочке. Захватывание пальцами ног палочек, перекладывание их с места на место (40 секунд). Все собрали огурцы. Вот какие молодцы! Ходьба. Ходьба на наружной стороне стопы. Ходьба по ребристой доске. Едем, едем мы домой на машине грузовой. Ворота отворяй, едет с поля урожай
Артикуляционная гимнастика
Упражнения для губ и щек
Тыква. Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести»).
Толстячки - худышки.
Изобразить овощи на грядкe. Арбузы, тыквы, кочаны капусты - «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие - «худышки».
Упражнения для языка
Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии. Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, закрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.
Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.
Поговорки и пословицы
Если ухаживать за садиком - вырастет большой сад, если забросить - вырастут колючки.
Каковы сады, таковы плоды.
Горе луковое (т.е. незадачливый, неуклюжий человек; недотепа).
Лук от семи недуг
В плохой бригаде все беда: сажают кукурузу, а растет лебеда.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Где цветы, там и бабочки.
Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.
Девица красная в хороводе, как маков цвет в огороде.
Бросить камешек в чей-то огород – недоброжелательно намекнуть на кого-нибудь или что-либо.
Огород городить – затевать какое-нибудь сложное, хлопотливое дело.
Критерии оценки знаний,
приобретенных детьми в результате работы над проектом
№ | Критерии |
1. | Знает и называет овощи. Называет «вершки» (помидор, огурец, перец) и корешки (редиска, морковь, картофель) |
2. | Знает как ухаживать за растениями (садить, поливать, рыхлить землю, полоть) и что необходимо для их роста. |
3. | Имеет представления о пользе овощей и фруктов |
4. | Знает некоторые пословицы и поговорки. |
5. | Вместе с семьей ухаживает за садом и огородом. |
6. | Могут составлять загадки описательного характера. |
Уровни и показатели оценки знаний детей
в результате работы над проектом
Баллы | Уров- ни | Показатели |
1 - 3 | Ниже среднего | Знает два - три названия овощей и цветов. Не может рассказать, где растут овощи и цветы, как за ними ухаживать. Неохотно ухаживает за растениями под руководством взрослого. Не составляет загадки описательного характера. |
4 - 6 | Средний уровень | Знает три-пять названий овощей и цветов. С помощью взрослого рассказывает, где растут овощи и цветы, как за ними ухаживать. Охотно ухаживает за растениями под руководством взрослого. Составляет загадки описательного характера по плану, предложенным взрослым. Объясняет пословицы, предложенные взрослым. |
7- 8 | Высокий уровень | Знает пять-семь названий овощей и цветов. Рассказывает, где растут овощи и цветы, как за ними ухаживать. Охотно ухаживает за растениями под руководством взрослого и самостоятельно. Составляет загадки описательного характера как по плану, предложенным взрослым, так и самостоятельно. Называет и объясняет пословицы, о труде. |
Заключение.
В результате реализации проекта «Огород на окошке» дети познакомились с культурными растениями, с условиями их содержания научились за ними ухаживать. С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала.
Дети познакомились с произведениями разных писателей о овощах и цветах. Научились придумывать свои описательные загадки.
В процессе продуктивной деятельности у детей развивались творческие способности, мелкая моторика. Развивался познавательный интерес посредством организации наблюдений за растениями на подоконнике и на клумбе; воспитывалось заботливое и доброжелательное отношение к растениям и труду;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"СМОТРИТ СОЛНЫШКО В ОКОШКО"
Программное содержание:формировать представление о растительном мире: цветы, листья; о цветовой гамме: зеленый, желтый, красный, синий; развивать мелкую моторику; воспитывать эстетические чувств...
Сценарий праздника "Светофор на три окошка"
Данный сценарий делался для малышей...
Проект "Окошки в мир здоровья"
Разработанный конспект по проектной деятельности в старшей группе детского сада "Окошки в мир здоровья"содержит схемы взаимодействия со специалистами МДОУ, с родителями, примерные темы бесед, ви...
Занятие по рисованию для детей 2-3 лет. Тема: «Светит солнышко в окошко»
Занятие по рисованию для детей 2-3 лет с использованием нетрадиционных средств изображения (штампы). При организации деятельноси активно используется музыкальное сопровождение, что вызывае положительн...
Конспект гимнастики после дневного сна в подготовительной группе "Здравствуй солнышко в окошке"
Гимнастика после дневного сна с закаливающими мероприятиями способствует постепенному переходу от сна к бодрствованию....
Конспект занятия на тему «Окошки в мир – органы чувств». Средне - младшая группа ДЦП.
Данный материал поможет педагогам знакомить детей с органами чувств в игровой форме....
Педагогический проект "Огород на окошке".
Педагогический проект....