Конспект НОД "Вода-водичка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Вода - водичка».
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе.
Автор: Иванова Кира Леонидовна
воспитатель
МОУ «Пчевжинская СОШ им. А.И. Сидорова» дошкольное отделение
Цель:
Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
1. Закреплять представления детей об источниках воды.
2. Закреплять представления о свойствах воды (вкус, цвет, запах, текучесть, вес), используя схемы.
3. Закреплять представление об использовании, назначении, необходимости воды.
4. Активизировать в речи детей названия свойств воды, её назначение.
5. Познакомить с понятием «фильтр», учить отфильтровывать воду от мусора.
6. Развивать умение пользоваться оборудованием для исследовательской деятельности.
7. Развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы.
8. Поддерживать интерес к неживой природе.
9. Побуждать проявлять отзывчивость, желание помочь.
Материал:
прозрачные стаканы, воронки, трубочки, ватные диски, кусочки ткани, ложки по количеству детей;
бутылочка с водой с запахом;
бутылочка со сладкой водой;
стаканы с водой с мусором;
игрушка-заяц, три домика, ведерки;
картинки-схемы (вода прозрачная, жидкая, не имеет запаха, цвета, формы, имеет вес и т.д.);
дидактическая игра «Кому нужна вода?» (набор картинок: утка, дерево, птичка, телевизор, карандаш и т. п.)
Предварительная работа:
беседы с детьми о значении и свойствах воды, источниках воды;
рассматривание иллюстраций, показ презентации о воде;
чтение стихов, загадок,
посадка лука, наблюдения за дождем, за поливом комнатных растений, за водой при умывании;
проведение отдельных опытов с водой, с веточками, с семенами.
Ход:
- Проходите, проходите,
Дружно «здравствуйте» скажите.
Воспитатель обращает внимание детей на игрушечного зайца.
- Посмотри сюда, дружок,
Зайка здесь ещё нас ждёт.
Есть у зайца огород
Там весной полно забот.
Пальчиковая игра «Есть у зайки огород»:
Есть у зайки огород, (дети изображают руками заячьи уши)
Ровненьких две грядки. (гладят по своим рукам)
Там играл зимой в снежки, («лепят» снежки)
Ну а летом — в прятки. (дети закрывают руками глазки)
А весной в огород зайка с радостью идет! («пружинки»)
Но сначала все вскопает, (вращательное движение кулачками)
А потом все разровняет. (плавные движения вверх-вниз)
Семена потом возьмёт
И сажать цветы пойдёт. (поочередно каждый палец соединяют с большим пальцем)
Ямка - семя, ямка - семя (одна ладошка «горсточкой» - пальчики другой «щепоткой»)
И глядишь на грядке вдруг
Цветы скоро расцветут. (ладони «бутончиком» и раскрыть друг от друга)
- Только вот, ребята, у зайки беда. Те семена цветов, которые он посадил в стаканчики, никак не прорастут.
- А вы помните, что необходимо семенам, чтобы они проросли? (свет, тепло, вода)
- Что же зайка сделал не так? (выясняют, что не поливал)
- Тогда давайте расскажем зайке, что мы знаем о воде и какая же нужна вода, чтобы поливать.
Воспитатель открывает на доске капельки-схемы о чистой воде.
Используя картинки-схемы, дети рассказывают о свойствах воды: жидкая, прозрачная, без цвета, без запаха, без вкуса, не горячая, без мусора, имеет вес.
Вывод: значит нужна только чистая вода.
- Поможем зайчику найти чистую воду?
- Подскажите, где же можно найти воду. (дети называют источники воды)
- Она и в море, и в реке.
Она в болоте, в ручейке.
Она в пруду и в роднике.
Может дождиком скакать
С неба землю поливать.
- Так куда же нам пойти, чтоб быстрей воды найти? (дети высказывают свои предположения)
- Далеко чтоб не шагать может дождик нам позвать? (берут ведерко для воды)
Дети говорят закличку:
Тучка, тучка дождь не прячь
Лейся, дождик, дам калач!
(Звучит фонограмма Е. Железновой «Посмотрите, дождь пошёл», дети выполняют движения в соответствии с текстом)
- Вот и дождик закончился. Посмотрите есть в ведерке вода? (нет)
- Напугал всех дождь. Разбежались все по домам.
- Может к домику пойдем?
Кто живёт там спросим
Да воды попросим.
(Звучит фонограмма Е. Железновой «Есть в лесу из брёвен дом» и «Песенка-загадка» о белке)
Дети отгадывают, кто живёт в домике - открывается окошко, там белка.
- Белочка, нам помоги!
Нет ли у тебя воды?
Воспитатель показывает красивую бутылочку:
- Были раньше там духи,
А теперь полна воды.
Дети благодарят и идут к столам, наливать воду в стаканы.
Узнают, что вода чистая, прозрачная, но с запахом, так как в бутылочке раньше были духи.
Вывод: такой водой семена поливать нельзя.
Дети отправляются к другому домику.
(Звучит фонограмма Е. Железновой «Есть в лесу из брёвен дом» и «Песенка-загадка» о ёжике)
Дети отгадывают, кто живёт в домике - открывается окошко, там ёжик. Вместе с воспитателем просят:
- Ёжик, ёжик, помоги!
Нет ли у тебя воды?
Воспитатель показывает графин с водой:
- Ёжик сегодня готовит компот.
Немножко воды он нам с вами даёт.
Дети благодарят и идут к столам, наливать воду в стаканы. Узнают, что вода чистая, прозрачная, без запаха, но попробовав, определяют, что вода сладкая.
Вывод: такой водой семена поливать нельзя.
Дети отправляются к другому домику.
(Звучит фонограмма Е. Железновой «Есть в лесу из брёвен дом» и «Песенка-загадка» о медведе)
Дети отгадывают, кто живёт в домике - открывается окошко, там медведь.
- Мишка, мишка, помоги!
Нет ли у тебя воды?
Воспитатель показывает стаканы с водой, а там мусор: иголки от ёлки, камешки, мелкие веточки и т. п.
- Медведь кораблики пускал,
В ручейке воды набрал.
Вывод: такой водой семена поливать нельзя, так как в воде много мусора.
- Ребята, но что же делать с загрязнённой водой? Больше нам не у кого спросить воды.
Вывод: воду надо очистить.
Воспитатель предлагает предметы-помощники: воронки, ложки, кусочки ткани, ватные диски. (выбирают)
(Примечание: В ходе НОД дети сначала предложили очистить воду от мусора с помощью ложек )
Вывод: очень долго и мелкий мусор весь не вытащить из воды.
Воспитатель предлагает попробовать очистить воду через ткань, объясняя, что это фильтр, а фильтр помогает очищать воду от загрязнений.
Предлагает для удобства взять чистые стаканчики, воронки, и, положив на них кусочки
ткани, перелить воду с мусором в другой стаканчик.
Профильтровав воду, дети убеждаются, что вода стала чистой и проверяют её на наличие запаха.
Вывод: воду от мусора можно очистить через фильтр.
Очистив воду, дети поливают семена в стаканчиках.
- Теперь наш зайка будет знать о том, чтобы семена растений прорастали, их надо обязательно поливать.
- Давайте расскажем зайке, кому нужна ещё вода.
Дидактическая игра «Кому нужна вода?» (дети выбирают картинки)
- Ребята, а если зайчик опять забудет поливать свои посадки? Как же быть? (Подвести детей к желанию помогать зайцу в уходе и наблюдении за посадками).
Воспитатель предлагает детям взять зайку в игру.
Литература:
- От рождения до школы: Инновационная программа дошкольного образования издание пятое (инновационное), дополненное и переработанное / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
- Е. В. Марудова. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011.
- О. В. Дыбина. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....