Игры для детей старшего дошкольного возраста по теме «Наш огород».
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
В статье представлены дидактичекие игры для детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для детей старшего дошкольного возраста по теме «Наш огород».
«Питание растений» Цель: выявить, что для нормального роста и развития растениям необходимы не только вода, но и питание; что растения берут питание из почвы при условии регулярного полива. Оборудование: три луковицы, баночка и стакан с водой, две баночки с почвой, кусочек сахара. Ход: Дети высказывают предположения о питании растений (растения питаются веществами, которые находятся в почве. Эти вещества настолько малы, что их невозможно увидеть даже при помощи увеличительного стекла. В почве содержатся питательные вещества, необходимые растению для нормального роста и развития. Почва - твердая). Педагог объясняет о необходимости рыхлить землю, показывает как это делать. Дети рыхлят землю. Во время рыхления, дети проговаривают действия, описывают землю прилагательными. Педагогнаводящими вопросами подводит детей к необходимости воды для растений (вода растворяет находящиеся в почве питательные вещества, которые проникают во все части растения, поэтому их нужно систематически поливать). Педагог проводит с детьми опыт: берут в руки кусочек сахара и убеждаются, что он твердый, жесткий. Затем опускают его в стакан с водой и смотрят, что с ним произойдет.Дети ищут кусочек сахара ложечкой. Пробуя на вкус воду, сравнивают, какой она была и какой стала. Для выяснения, что важнее для растения вода или почва, дети проделывают опыт: одну луковицу помещают в баночку с водой, вторую и третью — в баночки с землей. Вторую луковицу сажают в сырую землю и ежедневно поливают, а третью — во влажную, но не поливают. В течение двух дней дети отмечают всё происходящее и зарисовывают наблюдения. Эксперимент продолжается еще в течение недели. Зеленые листья появляются только у первой и второй луковиц. |
«Движение растений за светом» Цель: расширять знания детей о важности света для растений. Развивать внимание, наблюдательность. Оборудование: два комнатных растения в горшках. Педагог. Детям предлагается вспомнить, какие признаки растения как живого организма они знают. (растения дышат, питаются, пьют, как все живые организмы, но делают это очень незаметно, почти невидимо). Дети с педагогом проделывают опыт, доказывая, что растения могут двигаться Берут два растения. Оба ставят на подоконник и оставляют их на некоторое время (например, на два дня). Затем, одно растение разворачивают на 180° и смотрят, что происходит с его листьями. Делают зарисовки. Через два дня проводят наблюдения за растением и отмечают изменения; делают зарисовки. Подводится итог: растение двигается, причина этого — свет и тепло, оно как бы догоняет солнышко. |
«Как растение пьет» Цель: расширять знания детей о питании растений. Продемонстрировать, как растение пьет, как в него проникает влага. Оборудование: завядший стебель бальзамина, любой пищевой краситель, вода, прозрачный стакан. Ход: Дети высказывают мнение о том, как вода попадает в листья растений (вода попадает в листья из корней). Педагог предлагает проверить это предположение. Прозрачную воду в стакане не очень хорошо видно: она подкрашена красителем. В стакан с подкрашенной водой помещают ветку бальзамина и оставляют там на ночь. Утром педагог и дети рассматривают растение, отмечают произошедшие изменения. Стебель и листья приобрели цвет красителя. Дети выясняют - почему (Вода движется по стеблю снизу вверх к листьям). Дети, смотрят через лупу на стебель в поперечном и продольном разрезах. Обращают внимание на трубочки в стебле, по которым движется вода. Результаты наблюдения зарисовываются на модели. |
«Дыхание растений» Цель: расширять знания детей о жизни растений. Показать, что растения дышат через листья. Оборудование: небольшое растение с крупными листьями. Ход: Растения дышат воздухом. А чтобы проверить, правильно ли это, детям предлагается смазать листья растения волшебной мазью — вазелином. Вместе с детьми педагог смазывают осторожно вазелином обе стороны листьев растения и предлагают детям зарисовать то, что они сделали. Во второй половине дня проводится наблюдение «Что изменилось? Почему растение завяло?» Совместно с детьми делается вывод: растение завяло потому, что ему нечем дышать. Дети зарисовывают растение, те изменения, которые с ним произошли. Для того чтобы растение совсем не погибло педагог предлагает удалить вазелин с листьев. Дети удаляют осторожно пленку, обсуждают, через какое время с растением произойдут изменения, зарисовывают то новое, что они увидели. Через некоторое время снова проводится наблюдение за растением. Дети фиксируют все произошедшие изменения. «Вода для растений» Цель: расширять знания детей о жизни растений. Показать, что у растений есть потребность в воде. Оборудование: две луковицы, две баночки, два влаголюбивых комнатных растения, вода. Ход: Детям предлагается провести опыт: Одна луковица помещается в банку с водой, а другая — в пустую банку. Два комнатных растения помещаются на подоконнике рядом. Одно — поливают регулярно, а другое какое-то время не поливают. Проводятся наблюдения в течение четырех дней. По результатам деятельности заполняются модели. Педагог с детьми делает выводы. У первой луковицы появились корешки, а у второй — нет, потому что первая луковица находилась в баночке с водой, а вторая — без воды. Значит, вода необходима растению — луку — для нормального роста и развития. У растения, которое не поливали, листья поникли, стали вялые — растение хочет пить. Можно сделать общий вывод: вода необходима растениям для нормального роста и развития. При формулировке выводов педагогу необходимо обращать особое внимание на стимуляцию познавательной активности самих детей, своими вопросами и высказываниями стимулировать вопросительно-познавательные их проявления. |
«Ухаживаем за растениями» Цель: закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями. Оборудование: карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений. Ход: Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют -дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением. |
Найди отличия» Цель: развитие способности сравнивать плоды, семена, изображения, находить сходства и отличия. Оборудование: плоды, семена, карточки с их изображением. Ход: Детям предлагается в предложенном материале (семена, плоды) назвать отличия. Кроме этого дети называют плоды (семена) какого растения перед ним лежат. |
«Сбор урожая»(по картинкам) Цель: закрепление знаний об овощах. Учить соотносить существительные с прилагательными вроде, числе и падеже. Расширять словарь детей. Оборудование: картинки овощей. Ход: - Шли мы по лесу, шли и вышли на большое поле. Что делают люди на поле? (Собирают урожай.) - Урожай каких овощей собирают люди осенью? (Свеклы, огурцов, редиски, картофеля и т.д.) - Где растут овощи? (В поле, в огороде, на грядке.) - Берите корзинки, пойдём собирать урожай на наше поле. (Дети «собирают» овощи.) - Посмотрим, какие овощи вы собрали. Что это? (Огурец.) - Какой он? (Огурец овальный, зеленый, вкусный.) - Что это? (Помидор.) - Какой он? (Помидор круглый, красный, вкусный.) - Чем они отличаются? (Огурец – овальный, а помидор – круглый.Огурец - зеленый, а помидор – красный.) - Чем они похожи? (Огурец – вкусный и помидор – вкусный.Огурец и помидор растут на грядке.) (Рассматривают еще две пары овощей.) - Хороший урожай вырос на этом поле. А у меня на грядке выросли загадки. Возьмите каждый по карточке и узнаете, какие овощи растут на этой грядке. (Каждый ребенок находит карточку.) - Андрей, ты отгадал, какой овощ растете на этой грядке? (Свекла.) - Почему ты так думаешь? (Свекла круглая, бордовая, твердая, сладкая.) Аналогичная работа проводится с каждым ребенком. - Я тоже собрала урожай. Но на моей грядке выросли разные овощи: и большие, и маленькие (показывает картинки). Это большая редиска, а это маленькая … редисочка. Это большой перец, а это маленький … перчик. (Аналогично по каждому овощу). |
«Классификация» Цель: формировать у детей приемы установления тождества и различия предметов. Оборудование: семена и плоды растений. Ход: Детям предлагается разложить семена (плоды) растений в мисочки по определенному признаку: овощей и цветов большие и маленькие и т.д. после выполнения задания дети аргументируют свой выбор, называют растения, чьи семена (плоды) они раскладывали. |
«Последовательность событий» Цель: развитие у детей процессов сравнения, обобщения, конкретизации элементов суждения, умозаключения. Оборудование: карточки с изображением этапов роста и развития растений. Ход: Детям предлагаются карточки с изображением этапов роста и развития растений, которые необходимо расположить последовательно. Дети рассказывают при этом, что нарисовано на карточке, называют изображенный процесс (посев, полив, появление всходов и т.д.) |
«Подскажи словечко» Цель: развитие мышления, воображения. Обучение согласованию членов предложения. Поздним летом в огород собирается народ. Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай! Здесь весною было пусто. Летом выросла... (капуста). Солнышко светило, чтоб ярче зеленел... (укроп). Собираем мы в лукошко очень крупную... (картошку). От дождя земля намокла - вылезай, толстушка... (свекла). Из земли - за чуб плутовку! Тянем сочную... (морковку). Надо поклониться низко, чтобы вытащить... (редиску). Помогает деду внук - собирает с грядок... (лук). Просит дедушка Федюшку: «Собери еще... (петрушку)». Вот зеленый толстячок - крупный, гладкий... (кабачок). И красавец-великан темно-синий... (баклажан). Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали. |
«Наш огород» Цель: учить употреблять в речи имена существительные «горох», «лук», «семена»; глаголы «копает», «поливает», «сажает»; употреблять в речи слова «вот», «где»; вырабатывать умение действовать в соответствии с образцом и словесным указанием; подбирать парные картинки. Развитие внимания. Оборудование: сюжетные и предметные картинки Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Рассказывайте и показывайте: «Это Ванюша. Ванюша еще маленький, но у него есть своя грядка в огороде. Любит Ванюша свою грядку, ухаживает за ней — копает землю, сажает в рыхлую, теплую почву семена, поливает овощи». Попросите: «Покажи, где Ванюша копает? Где сажает? Где поливает?» Прочтите рифмовку: Как я в землю семечко положу, Лежи, мое семечко, подрастай! В теплую, рыхлую опущу. Вырастет из семечка урожай! Предложить ребенку посмотреть, что выросло у Ванюши на грядке. Покажите ему предметные картинки. Спросить у ребенка: «Где лук? Где горох? Где цветы?». Попроситьребенка показывать и говорить: «Вот лук! Вот горох!» и т. д. Затем сказать ребенку: «Спроси у меня, где лук?» Если ребенок повторит вопрос (в любом произношении), то показать на картинке то, о чем он спрашивает. Предложить ребенку найти на сюжетной картинке такой же лук, такой же цветок, такой же горох. |
«Помощница» Цель: учить называть деревья, овощи; внимательно слушать рассказ и активно его воспринимать; использовать в речи пространственные предлоги; употреблять в речи форму повелительного наклонения глаголов. Развивать зрительное внимание. Оборудование: сюжетные и предметные картинки Ход игры: предложите ребенку послушать историю про девочку Катю: «Катя — помощница. Она помогает папе и маме работать в саду. Весной Катя окапывает клумбы и кусты, убирает старые листья, выбирает камни и закапывает их в канаву за калиткой. Около малины Катя посеяла свеклу, морковь, капусту и лук. У дорожки Катя посадила цветы. Под яблонькой Катя посадила кустик смородины». Предложите ребенку посмотреть на предметные картинки и сказать, что растет слева от дорожки (цветы); за забором (дуб); под яблонькой (кустик смородины). Усложнение: спросите у ребенка, где и что посадила Катя. Предложите ребенку попросить Катю и ее братика Мишу, чтобы они что-нибудь сделали по саду, например: «Ребята, прополите грядку!», «Катя, посади, пожалуйста, укроп! Миша, пожалуйста, выкопай яму!» и т. д. Предложите ребенку рассмотреть предметные картинки и найти похожие на сюжетной картинке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста по теме "Животные Африки"
Данный материал можно использовать как пособие к занятию по теме "Животные Африки", а также в презентации содержатся электронные игры для детей на закрепление знаний по данной теме....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/30/picture-775323-1459338946.jpg)
Сказка-игра для детей старшего дошкольного возраста на тему "Азбука пешехода"
Сказка – игра для детей старшего дошкольного возраста на тему «Азбука пешехода».- совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах;- закрепить знания о значении сигналов...
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Петербурговедение»
Аннотация:Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Единственный язык, который легко даётся детям - это ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/17/picture-960230-1508226654.jpg)
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по теме "Правильное питание".
Игры разработаны согласно ФГОС ДО...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/05/picture-852327-1551781049.jpg)
Конспект квест игры для детей старшего дошкольного возраста на тему "Загадки Ивана Купалы"
Конспект квест игры на тему "Загадки Ивана Купалы" разработан для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/23/picture-939381-1569223352.jpg)
Проектная работа для детей старшей дошкольного возраста на тему: «Наш огород».
Проектная работа для детей старшей дошкольного возраста на тему: «Наш огород»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/28/picture-1273060-1601323086.jpg)
Игра для детей старшего дошкольного возраста на тему «С пальчиками играем звуки в речи закрепляем»
Развитие правильного произношения звуков в речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием специального оборудования....