Гражданско- патриотическое воспитание детей раннего возраста
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа)
Перспективный план работы по гражданоско - патриотическое воспитание детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhd._patriot_vospitanie.docx | 34.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданско- патриотическое воспитание детей раннего возраста
Патриотическое воспитание идёт через ознакомление с ближайшим окружением, т.е. с теми предметами. Что окружают детей в жизни: растения участка и группы, домашние животные. Во всех группах планируется работа по приобщению детей к народному фольклору. Детей знакомят с русскими народными сказками, потешками, попевками, прибаутками. Планируются дидактические игры с целью закрепления понятий овощи – фрукты, домашние, дикие животные. Ознакомление детей с домашними, дикими животными через рассматривание картин, иллюстраций. Фольклор – это школа патриотического воспитания. Патриоты в современных условиях – это с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Дошкольный возраст важный этап формирования личности ребенка. У маленького ребенка дошкольника любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям, к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу, своей культуре.
Фольклор и народное творчество дополняют и обогащают гражданско- патриотические чувства дошкольника, поэтому я обратилась к истокам русской народной культуре.
Весь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, чувства предков. Большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животным и конкретно описываются их повадки, дети улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Пальчиковые игры являются важной частью для развития мелкой моторики, они требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения важны для умственного и психического развития, направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества в которой в предельно сжатой, образной форме дают наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматические и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умению четко и лаконично выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.
Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к адекватной самооценке ощущению того, что нашел свое место в этот мире, к уверенности.
Целью педагогического сопровождения по патриотическому воспитанию является создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Задачами нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста являются:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• развитие чувства ответственности;
• формирование взаимопонимания и дружбы между детьми, сопереживания.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Основная цель работы с детьми раннего возраста - ознакомление их с ближайшим окружением, т. е. с теми предметами, что окружают детей в жизни: растения участка и группы, домашние животные.
Хорошим средством воспитания является организация трудовой деятельности. Например, с малышом можно полить цветочки на клумбе, поскрести листья осенью детскими граблями, сгрести песок в горку, повесить кормушки и подкармливать птиц зимой и т.д. Не надо забывать и про игры во дворе. Организатором таких игр является взрослый или старшие дети. С детьми раннего возраста необходимо совершать прогулки, наблюдая явления, которые происходят вокруг и замечая изменения.
Педагогами планируются дидактические игры с целью закрепления понятий овощи-фрукты, домашние, дикие животные. Ознакомление детей с окружающим миром происходит через рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы.
Перспективный план работы «Гражданско- патриотическое воспитание детей раннего возраста»
Месяц | Тема | Цель | Формы работы | Используемая литература | |
Сентябрь | «Я и моя семья» | Образ «Я» начинает формироваться с раннего возраста в результате взаимодействия с близкими людьми. Общение со взрослым – важный источник знаний ребенка о себе. | Беседа, рассматривание, фотографии | ||
Сентябрь | «Детский сад» «Наша группа» | через игры, экскурсии, прогулки, занятия учили ориентироваться в помещении детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, бережному отношению к игрушкам и книгам. Поддерживать порядок в группе. | Экскурсия, беседа | М.А. Васильева стр.6 | |
Сентябрь | «Культура страны» Сказка «Репка» | Знакомить детей с русскими народными сказками; формировать интерес к книгам. | Чтение | В.В. Гербова стр.39 | |
Октябрь | Знакомство с детским садом» | Помочь детям лучше узнать д/с. | Экскурсия | ||
Октябрь | «Родная природа» | Воспитывать у детей любовь к природе родного края; прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира; относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнавать о родной природе. | Рассматривание иллюстрации | М.А. Васильева стр.24 | |
Октябрь | «Желтые листья» | Знакомство с приемами рисования; воспитывать любовь к родному краю. | Рисование | Н.Е. Веракса стр.79 | |
Ноябрь
| «Кто нас лечит?» | Воспитывать уважение к чужому труду (профессия мед. сестры) | Экскурсия в мед кабинет | ||
Ноябрь | «Что такое хорошо?» | Формировать представление о том, что такое хорошо и плохо. | Дидактическая игра | ||
Ноябрь | «Культура страны» Сказка «Как коза избушку построила» | Знакомить детей с русскими народными сказками; | Чтение | Хрестоматия для малышей | |
Декабрь | «Мы разные» | Продолжить формировать Образ «Я»; учить ориентироваться в частях собственного тела. | Беседа | М.А. Васильева стр. 63 | |
Декабрь | «Новогодняя ёлочка» | Продолжать закреплять приемы рисования; знакомство с празднованием Нового года в родной стране. | Рисование | Доронова Т.Н. стр.82 | |
Декабрь Январь | «Новогодний праздник» «Как вести себя в д/с?» | Обратить внимание детей на красочное оформление группы и муз зала; исполнение песен, игры. Помочь ребенку понять, как вести себя в д/с; познакомить с основами этикета. | Утренник Беседа | Шалаева Г.П. стр. | |
Январь | «Культура страны» Сказка «Курочка Ряба» | Прививать детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа; воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. | Игра- драматизация | Винникова Г,И. стр18 | |
Январь | «Семья» | Продолжать учить детей играть вместе, дружно; формировать положительное отношение к семье. | Сюжетно- ролевая игра | ||
Февраль | «Родная природа» «Зимушка- зима» | Продолжать знакомить детей с зимой; воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе родного края; | Рассматривание иллюстраций | Колдина Д.Н. стр.50 | |
Февраль | «Культура страны» Сказка «Колобок» | Привить детям чувство и уважение к культурным ценностям и традициям русского народа (фольклору). | Чтение | Гербова В.В. стр.75 | |
Февраль | «Родная страна» «Поздравляем наших пап» | Познакомить детей с празднованием Дня защитника; воспитывать уважение к родителям. | Ознакомление с окружающим миром | Карпухина Н.А. стр | |
Март | «Вежливые слова» | Приучать детей к вежливости; здороваться с педагогами и детьми, прощаться, благодарить за помощь. | Беседа | Шалаева Г.П. | |
Март | «Любимой мамочке испеку прянички» | продолжать закреплять приемы лепки с детьми; вызвать чувство энтузиазма при подготовке подарка маме. | Лепка | Винникова Г.И. стр.103 | |
Март | «Мамин праздник» | Исполнение песен, игры. | Утренник | ||
Апрель | «Детский сад» | формировать навыки правильно ориентироваться около д/с и на участке группы. | Экскурсия вокруг детского сада; подвижные игры на участке | М.А. Васильева стр.33 | |
Апрель Апрель | «Родная природа» «Весна» «Кто со мной поздоровался?» | Помочь детям замечать сезонные изменения в природе; воспитывать у детей любовь к природе родного края; Продолжать учить детей правильно здороваться; прощаться; развивать слуховое восприятие. | Рассматривание иллюстраций Дидактическая игра | ||
Май | «Как вести себя в гостях» | Научить детей правильно вести себя в гостях; развивать знания о правилах этикета; | Беседа | Шалаева Г.П. | |
Май | «Культура страны» Сказка «Козлятки и волк» | Формировать любовь к чтению; книгам; знакомить с русским народным творчеством. | Чтение | Гербова В.В. стр.93 | |
Май | «Родная природа» «лето» | Познакомить детей с летом; воспитывать у детей любовь к природе родного края; | Рассматривание иллюстраций |
Список использованной литературы:
- Веракса Н.Е. Программа от рождения до школы.
- Васильева М.А. «Перспективное планирование».
- Винникова Г.И. «Занятия с детьми 2-3 лет».
- Гербова В.В. «Занятия по развитию речи».
- Доронова Т.Н. «Обучению детей 2-4 лет рисование, лепке в игре».
- Карпухина Н.А. «Знакомство с окружающим миром»
- Колдина Д.Н. «Игровые занятия 2-3 лет».
- Шалаева Г.П. «Правила поведения для воспитанных детей».
- Хрестоматия для малышей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педсовет «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
материал для подготовки педагогического совета по патриотическому воспитанию...
Гражданско- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Данное сообщение к педагогическому совету на мой взгляд на одну из наиболее актуальных тем нашего времени, поскольку патриотизм в детях нужно развивать с самого раннего возраста и работать в данном на...
Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Обзор программ, методических разработок, литературы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...
Гражданско - патриотическое воспитание детей старшего возраста. Тема: Золотая осень. ( Целевая прогулка).
Цели: формировать у детей интерес и любовь к родной природе. Познакомить с поэтическими представлениями русского народа об осени....
Предметно-развивающая среда как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Педагогический совет...
Программа гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста "Наш край – Уральский регион"
В настоящее время согласно Закону РФ «Об образовании» воспитание гражданственности и любви к Родине является одним из главных принципов государственной политики в области образования. Конкретные задач...
Проектная деятельность в гражданско- патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Патриотизм- многогранное по своему содержанию, сложное и высокое человеческое чувство. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Проблема патриоти...